Социально-экологические факторы

- Эргономические и санитарно-гигиенические требования к организации обучения и их выполнение / невыполнение образовательными учреждениями.

- Последствия внедрения технических средств обучения и новых информационных технологий в образовательный процесс.

На сегодняшний день широкое распространение получило снижение и даже несоблюдение экологических и эргономических нормативов относительно среды жизнедеятельности человека, правил социальной гигиены, биологической и химической безопасности в обществе в целом и в системе образования в частности.

Среди наиболее критичных для состояния здоровья обучающихся можно указать следующие.

Длительное пребывание в закрытых помещениях

В последние годы в мировой практике особую актуальность приобрела проблема зависимости здоровья человека от качества воздуха помещений. Уменьшение притока атмосферного воздуха, поступающего через систему вентиляции, более широкое применение синтетических материалов при строительстве и меблировке современных офисных и учебных помещений способствует химическому загрязнению воздушной среды. Примечательно, что по оценкам специалистов, загрязнение внутреннего воздуха в помещениях превышает загрязнение атмосферного воздуха.

Известно, что факторы риска жилых и общественных зданий оказывают комплексное, комбинированное и сочетанное воздействие на человека, приводя к росту заболеваемости. Благодаря широкому внедрению большого количества полимерных строительных и отделочных материалов, разнообразной электротехнике условия проживания, обучения и работы стали комфортнее, но вместе с тем появился ряд новых факторов, которые существенно увеличили химическую, физическую и биологическую нагрузку на человека в условиях закрытых помещений [34, 35, 134].

Дети дошкольного возраста проводят в жилых помещениях до 13 час., а в школьных учреждениях от 6 до 8 час. Школьники на открытом воздухе бывают не более 3 час., тогда как остальное время – в закрытых помещениях.

Специалисты отмечают, что в детских дошкольных учреждениях наибольший вклад в риск здоровью вносит загрязнение воздушной среды формальдегидом, диоксидом азота, а в школьных – взвешенными веществами, формальдегидом, диоксидом азота, оказывающими однонаправленное действие на органы дыхания [135].

В связи с этим необходимо усилить государственный санитарный надзор за безопасностью образовательной среды, а также широко информировать общественность о фактах риска и их источниках.

Освещенность рабочего места обучающегося

Освещенность на рабочем месте является одним из факторов, непосредственно влияющих на состояние органа зрения работающего человека, на способности концентрации внимания, работоспособность, утомляемость и общее самочувствие. Труд школьника или студента предполагает большую по длительности деятельности нагрузку на орган зрения в течение учебного дня, а также во второй половине дня при самостоятельной подготовке к занятиям. Учебная нагрузка считается работой очень высокой точности и относится ко II и III разрядам интенсивности зрительных работ. По характеру зрительного труда студенты имеют дело с использованием и оптических приборов, и экранных средств отображения информации.

По результатам Всероссийской диспансеризации детей и подростков 2002 г., от 23 до 25% различных образовательных учреждений не обеспечивают учащихся достаточной освещенностью рабочих мест. Болезни глаза и его придаточного аппарата отмечены у 6,7-16% подростков по разным регионам, среди городских жителей они занимают второе ранговое место.

Исследования световой среды в учебных помещениях вуза показывают, что зачастую имеющиеся условия не соответствуют гигиеническим стандартам по основным показателям. Причем причинами этого несоответствия являются изначальное (при обустройстве или ремонте помещения) невыполнение санитарно-гигиенических стандартов и норм. Среди подобных нарушений: неправильное расположение учебных досок и мебели по отношению к источнику дневного света; закупка мебели темных цветов; использование для стен и полов покрытий с низким коэффициентом светового отражения; закупка и установка светильников, не рекомендованных к использованию в учебных помещениях соответствующего функционального назначения; использование ламп недостаточной мощности; неравномерное искусственное освещение вследствие неправильной схемы размещения светильников; отсутствие подсветки учебных досок; наличие штор, не соответствующих требованиям по цвету и плотности; высадка деревьев вблизи зданий.

Кроме того, целый ряд нарушений появляется в процессе эксплуатации учебных помещений. Это: использование выработавших свой срок учебных досок и мебели, несоблюдение графика мытья окон и чистки светильников, несвоевременная замена перегоревших ламп, несоблюдение рекомендуемых сроков обновления покраски стен и побелки потолков с учетом специфики используемых помещений, а также расположение учебных столов на недопустимо близком расстоянии от учебной доски [110].

Последствия внедрения технических средств обучения и новых информационных технологий в образовательный процесс

Формирование образовательного пространства в современных условиях происходит с непременным использованием технических средств обучения (ТСО).

Негативные последствия их использования связаны, в том числе, с тем, что имеющиеся к настоящему моменту попытки структурировать технические, в основном только компьютерные, средства обучения не учитывают ни возрастные особенности учащихся, ни характер воздействия, ни разнообразие средств, ни другие гигиенически значимые аспекты.

В результате использование ТСО наносит вред здоровью обучающихся. В последние годы в РФ отмечается тенденция к ухудшению состояния здоровья детского и подросткового населения в целом. Снижение как функций зрения, так и общих показателей здоровья особенно сильно выражено в промышленных регионах страны, где доля учащихся I группы здоровья в 1-м классе составляет от 15 до 33%, в 11- м классе – лишь от 4 до 7 %. Количество учащихся со сниженным зрением от 1- го к 11-му классу в таких регионах увеличивается в 5 раз. Выраженное ухудшение здоровья учащихся, включая функциональные расстройства зрения, отмечается в школах нового типа с расширенными программами образования.

Специалисты отмечают, что для безопасности использования ТСО в образовательном процессе имеет значение не только сама информация и степень ее сложности, но и особенности предъявления этой информации.

Особенности выделения информации на экран имеют первостепенное значение для профилактики функциональных нарушений организма, и в первую очередь функций зрения. Эта проблема особенно значима при использовании персональных компьютеров в процессе обучения.

Компьютерные средства обучения (КСО), или электронные учебники, имеют ряд выраженных негативных моментов, к которым относится зрительная сложность восприятия информации с экрана компьютера, обусловленная спецификой экрана и повышенными требованиями к организации световой среды; отсутствие неприспособленного и регулярного контроля за режимом работы с КСО; отсутствие специальных требований, регламентирующих оформление информации на экране компьютера и способы ее предъявления [62].

Работа с экраном приводит к перенапряжению зрительной системы, мышц плечевого пояса, вызывают негативные сдвиги в нервно – эмоциональном статусе организма. Особенно выражено отрицательное влияние на зрение и здоровье детей с ослабленным зрением, контингента III группы здоровья. Контактное время, то есть время взаимодействия с КСО обучаемого средней подготовленности, необходимое для полной проработки им содержания и усвоения требуемых знаний, может достигать 30 час. Известно, что у школьников старших классов уже через 30 мин непрерывной работы с компьютером частота жалоб на зрительное и общее утомление увеличивается почти в 10 раз, отмечается снижение уровня функциональных возможностей центральной нервной системой до 36% и снижение показателей работоспособности до 45%.

У современных КСО, используемых в обучении, выявлены факторы, способствующие ускоренному развитию зрительного и общего утомления, его кумуляции:

· Яркостные характеристики электронных страниц, включая как нарушение допустимых уровней яркости, так и неравномерность распределения яркости;

· Выраженная недостаточность кеглей шрифтов;

· Чрезмерное многообразие шрифтового оформления;

· Чрезмерное многообразие цветового оформления.

В целом, созданные к настоящему времени КСО являются визуально- агрессивной средой, способствующей выраженному развитию и кумуляции как зрительного, так и общего утомления, что требует их гигиенической оценки на основе специально разработанных гигиенических требований к КСО [125].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: