Система факторов охраны здоровья обучающихся

Подрастающее поколение – дети, подростки и молодежь являются наиболее важной социально-демографической группой с точки зрения проблемы охраны здоровья. Это обусловлено тем, что здоровье во всех в смыслах закладывается в детстве, как с точки зрения его потенциала, так и с точки зрения овладения знаниями, навыками, привычками, значимыми для его сохранения и укрепления. В деле формирование здорового образа жизни дети являются наиболее перспективной возрастной категорией, так как именно в детстве происходят усвоение основных объемов информации, выработка фундаментальных жизненных стереотипов.

Молодость – время экспериментов, которые должны дать человеку информацию о стереотипах поведения, условиях выбора и его последствиях, сформировать чувство идентичности и социальной принадлежности. Нередко люди, как молодые, так и старые, выбирают модели поведения, руководствуясь возможностями получения удовольствий и благ. Многие из этих удовольствий мимолетны, но плата за них растягивается на долгое время. Эксперименты способны вырабатывать у человека привычки и зависимость, многие из которых могут быть разрушительны и с большим трудом поддаваться изменению. Выработанные стереотипы поведения способны повлечь за собой необратимые последствия. В более зрелом возрасте нынешний молодой человек, скорее всего, предпочел бы сделать ранее иной выбор, особенно если он начинает страдать от его последствий, которых в большинстве случаев уже невозможно избежать.

Влияние сверстников, а также культурно-исторические модели могут в той или иной мере определять индивидуальное поведение, а ровесники часто поощряют молодых людей к рискованным поступкам. Для молодых девушек, к примеру, может считаться неприличным настаивать на том или ином виде секса, требовать использование презерватива или в принципе обсуждать секс как таковой. Между тем даже единичное отступление от норм здорового образа жизни может сформировать привычку. Именно поэтому важно воздействовать на людей в очень молодом возрасте, когда их образ жизни только формируется [43].

Образование является единственным социальным институтом, в который индивид включен на протяжении длительного и критичного, с точки зрения социализации, периода своей жизни, и который одновременно обладает эффективными технологиями передачи знаний, формирования навыков и стереотипов поведения.

Нельзя не учитывать и того факта, что ребенок, как правило, не обеспечивает соответствующий способ жизнедеятельности самостоятельно. Многое зависит от родителей, организаторов образования, педагогов. В этом смысле ребенок пассивен, но от того, как организована его жизнедеятельность, во многом будет зависеть и его дальнейшее поведение, и состояние здоровья.

Для детей и подростков учебная деятельность является естественной, поэтому вопросы формирования здорового образа жизни, навыков самосохранительного поведения могут быть органично включены в учебно-воспитательный процесс. При этом, благодаря многоступенчатой структуре системы образования существует возможность обеспечить преемственность на всех этапах формирования здорового образа жизни детей и подростков.

Обсуждение проблемы охраны здоровья сквозь призму функционирования института образования, с учетом почти всеобщего охвата системой образования детей, подростков и молодых людей, позволяет рассматривать их как обучающихся.

По свидетельству Г.Г. Онищенко, важную роль среди детерминант здоровья детей играют социально-гигиенические условия жизни (25-40%), антропотехногенными загрязнениями окружающей среды (более 25%), факторами внутришкольной среды (21-27%), качеством медицинского обеспечения (до 25%). Показательно, что за период школьного обучения число детей, имеющих хронические заболевания, возрастает в 1,6 раза, а в образовательных учреждениях с повышенным уровнем образования – в 2 раза. Также наблюдаются отличия в состоянии здоровья детей в зависимости от места их воспитания (пребывания). У детей, проживающих в семьях, заболевания зарегистрированы в 54,6% случаев, тогда как в домах ребенка признанны здоровыми только 15% детей, в детских домах – 22,5%, в детских домах-интернатах – 14% [43].

Проводимая модернизация образования является дополнительным фактором, негативно отражающимся на здоровье как обучающихся, так и педагогов, несмотря на то, что в качестве одной из ее задач декларируется уменьшение негативного влияния обучения на здоровье детей. Расширение вариативности образования, разработка государственных образовательных стандартов, переход на профильное обучение, внедрение инновационных форм обучения, в том числе дистанционных, зачастую приводят к тому, что психолого-педагогическое воздействия не отвечают психофизиологическим и возрастным особенностям обучающихся. Негативное воздействие на здоровье детей усугубляется факторами внутришкольной среды, а также имеющимся недостатком в работе по приведению режимов учебно-воспитательного процесса в соответствии с гигиеническими требованиями.

Анализ причин, влияющих на здоровье на разных уровнях общественной организации и человеческой жизнедеятельности, позволяет выделить в системе факторов здоровья обучающихся два уровня: социальный и индивидуальный.

Социальный уровень включает социально-политические, социально-экономические социально-экологические, социокультурные и педагогические факторы. Индивидуальный уровень представлен социально-психологическими факторами. Проведем их краткий обзор.

Социально-политические факторы:

- Государственная политика в области охраны здоровья и образования.

- Правовое регулирование охраны здоровья обучающихся.

Краткий обзор нормативно-правовой базы показывает, что на сегодняшний день в России проблемы детского здоровья и его охраны в обозначены законодательстве разного уровня.

В защите детей, их здоровья базовое значение имеет международная «Конвенция ООН о правах ребенка», принятая в 1989 г. и обязывающая государства-участников обеспечивать детям защиту, заботу, включая охрану здоровья, и регулярно отчитываться о выполнении положений Конвенции. Государственная политика РФ в отношении детей и подростков базируется на данной Конвенции как международно-правовом акте, который, в силу ст. 15 Конституции РФ, является частью правовой системы России и имеет прямое действие.

В то же время необходимо включение и дальнейшее развитие ее принципов и положений в отраслевое законодательство, что значительно укрепило бы правовую основу для защиты прав и интересов детей, в том числе в сфере здоровья.

Правовой основой обеспечения охраны и укрепления здоровья детей и подростков, помимо Конституции РФ 1993 г. (ст. 41), является Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» в редакциях 1998 и 2000 гг., ст. 10 которого регламентирует обеспечение прав детей на охрану здоровья, ст. 14 определяет меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию. Согласно этому Закону, ежегодно Правительство РФ готовит доклад о положении детей в стране, а также разрабатывает национальный план действий по улучшению положения дел детей. С 1994г. в России осуществляется Президентская программа «Дети России», включавшая различные программы, в том числе «Здоровый ребенок», «Одаренные дети», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Дети-сироты», «Дети-инвалиды» и другие.

В более раннем по времени создания в Федеральном Законе «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» (в редакциях 1993 и 1998гг.) говорится о правах несовершеннолетних в области охраны здоровья на диспансерное наблюдение и лечение; медико-социальную помощь и питание на льготных условиях; на санитарно-гигиеническое образование, на обучение и труд в условиях, отвечающих их физическим особенностям и состоянию здоровья; на получение необходимой информации о состоянии здоровья в доступной для них форме и т.д. (ст. 24).

Федеральный Закон «О санитарной эпидемиологическом благополучии населения» (1999 гг.) отдает приоритет профилактическим мерам в обеспечении здоровья, гигиенического обучения и воспитания в образовательных учреждениях, а также гигиенической подготовке и аттестации специалистов, работающих в школе (ст. 26).

Закон «О физической культуре и спорте в РФ» (1999 гг.) направлен на создание условий для развития индивидуальных форм физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста и обучающихся в образовательных учреждениях. Физическая культура и спорт рассматриваются как одно из средств профилактики заболеваний, укрепление здоровья.

Важное место в законодательстве, связанном с защитой прав детей и подростков, в том числе в сфере здоровья, отводится Федеральному закону «Об образовании» (в редакциях 1996, 1997 и 2000 гг.), ст. 2 которого устанавливает приоритет жизни и здоровья человека в качестве основы политики в области образования. Ст. 32 предписывать заботу о питании и медицинском обслуживании в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся детей.

Разработанная в 2001 г. «Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 г.» в качестве одной из задач называет создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся за счет оптимизации учебной, психологической и физической нагрузок учащихся, повышения удельного веса и качества занятий физической культурой, организации мониторинга состояния здоровья детей, подростков и молодежи и т.п.

Рассматривается принятие ряда законов и постановлений: российские законы «О здравоохранении в РФ», «О наркотических средствах и психотропных веществах», также ведется разработка законов на уровне субъектов Федерации. Подготовлены и находятся на рассмотрении Федеральной комиссии по санитарно-эпидемиологическому нормированию санитарные правила «Гигиенические требования к качеству и безопасности детского питания».

В целом, обзор современного законодательства Российской Федерации, связанного со здоровьем детей и подростков, позволяет сделать вывод о том, что в стране с 1990-х годов формируется система правовой защиты интересов детей в сфере здоровья и жизни в целом.

В последние годы разработаны и утверждены 5 санитарных правил, позволяющих исключить или снизить до минимума неблагоприятное воздействие негативных факторов, возникших в процессе обучения, в том числе 2002 г. СанПиН «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», в 2003 г. СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей». На места направлены разъяснения, учитывающие распоряжение Правительства РФ по вопросу обеспечения отдыха, оздоровления и занятости детей. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека запланирована до 2007г. разработка двух технических регламентов, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия детей.

Во исполнении совместного приказа Минобразования России, Минздрава России, Госкомспорта России от 16.07.02г. «О совершенствовании процесса физического воспитания в общеобразовательных учреждениях РФ» утверждены методические документы, перечни учебного спортивного оборудования по физической культуре для образовательных учреждений.

В соответствии с решением совместной коллегии Минздрава России Минобразования России от 06.09.02г. разработан ассортиментный перечень продукции, разрешенной для реализации в буфетах общеобразовательных учреждений, и 10-дневное меню с целью обеспечения рационального, в том числе щадящего питания учащихся [89].

Разработаны новые подходы к санитарно-эпидемиологической оценке одежды для детей разного возраста и санитарные нормы и правила по гигиеническим требованиям к одежде детей и подростков.

По оценкам Г.Г. Онищенко, повышение эффективности Госсанэпиднадзора за соблюдением санитарного законодательства в детских дошкольных учреждениях и в школах способствовало улучшению материально-технической базы детских и подростковых учреждений, а также основных показателей характеризующих состояние внутришкольной среды. В стране отмечается тенденция сокращения числа учреждений, относящихся III группе санитарно-эпидемиологического благополучия (неудовлетворительное состояние объектов) и увеличение доли учреждений I и II групп.

Несмотря на подобные меры, здоровье обучающихся продолжает неуклонно ухудшаться. По всей видимости, это происходит вследствие нарушения механизма охраны здоровья при переходе с социального на индивидуальный уровень. Это выражается в следующем.

Во-первых, в официальных документах доминирует взгляд на детей и подростков без учета новых экономических и социальных условий, требующих улучшения образованности, информированности детей в вопросах здоровья и формирования у них ответственности за свое здоровье [45, с. 206-208].

Дети и подростки рассматриваются, скорее, как объект приложения лечебных технологий, а не субъект, ответственный за свое здоровье. Среди зафиксированных на законодательном уровне мер по охране здоровья детей, подростков и молодежи отсутствует ключевой компонент – их обучение здоровому поведению, заботе о своем здоровье, формирование соответствующих установок и навыков, без чего добиться радикального изменения ситуации в сфере здоровья невозможно.

Одним из немногих исключений является Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», содержащий специальную статью 36 «Гигиеническое воспитание и обучение». В ней определено, что в целях повышения санитарной культуры населения, профилактики заболеваний, для распространения знаний о здоровом образе жизни должны проводиться гигиеническое воспитание и обучение граждан. Гигиеническое воспитание и образование граждан должно осуществляться в процессе:

- воспитания и обучения в образовательных учреждениях;

- профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, характер деятельности которых связан с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей;

- подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников путем включения в программы обучения разделов о гигиенических знаниях [14].

Следует отметить и отсутствие дифференцированного подхода в правовом регулировании организации работы учреждений образования. В России большинство школ работает по СанПиН, которые рассчитаны на среднестатистического подростка, проживающего в средней полосе. Принципиально важно пересмотреть форму и содержание обучающего процесса с учетом особенностей различных региона, возрастных особенностей и физиологических возможностей обучающихся.

Во-вторых, отсутствует соответствующая правовая регуляция. Массовая активизация индивидуальных механизмов охраны здоровья требует изменений в образовательном стандарте, в общей, специальной и дополнительной подготовке педагогических кадров и менеджеров образования, разработке новых учебных пособий и методических рекомендаций.

В-третьих, несовершенство правового регулирования охраны здоровья обучающихся имеет следствием размывание ответственности за обеспечение физического, психического, морального и духовного здоровья детей, за надлежащее исполнение ими обязанностей по охране жизни и здоровья детей в системе образования. Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», должностные лица образовательных учреждений несут ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, гарантирующих охрану и укрепление их здоровья (статья 51), однако, сплошь и рядом можно наблюдать нарушение элементарных санитарно-гигиенических требований к организации образовательной среды и учебного процесса.

И, наконец, отсутствует правовая регламентация продолжительности трудового дня школьника с учетом объема домашних заданий.

В целом, с точки зрения нормативно-правового обеспечения охраны здоровья обучающихся, требуется привести законодательные акты в области правовой и социальной защиты детей в соответствие с потребностями укрепления здоровья детей и современным пониманием факторов здоровья.

Кроме того, необходимо:

- совершенствование нормативно-методической базы, в том числе по научному обоснованию гигиенических требований и информатизации процессов воспитания и обучения детей, разработке гигиенических критериев определения безопасных условий производственного обучения и труда подростков, гигиенические требования к устройству, содержанию и организации работы лагерей труда и отдыха, регламентов формирования рациона питания детей с использованием пищевых продуктов повышения пищевой и биологической ценности, гигиенических требований к мебели образовательных учреждений;

- разработка новых регламентов, содержащих современные гигиенические требования к организации обучения детей в образовательных учреждениях различных типов, включая вопросы адекватности учебных нагрузок, программ и технологий обучения функциональным возможностям детей, организации двигательного режима и типовой программы физического воспитания детей в дошкольных и образовательных учреждениях, а также проведения гигиенической экспертизы программ, методов и режимов обучения и воспитания детей, подростков и молодежи [89].

Наконец, самое главное, необходимо, в рамках государственной идеологии здоровья, пересмотреть Государственную концепцию национальной политики охраны здоровья детей в Российской Федерации, в том числе через систему образования. Эта концепция должна базироваться на признании сложности механизма охраны здоровья и необходимости обеспечения перехода от социального к индивидуальному его уровню через воспитание у подрастающего поколения осознанного отношения к собственному здоровью и соответствующих навыков для его поддержания и совершенствования.

Социально-экономические факторы:

- Состояние материально-технической базы образовательных учреждений (состояние зданий и помещений, оборудование, отопление и т.д.).

- Организация питания обучающихся.

- Медицинское обслуживание в образовательном учреждении.

- Условия для занятий физкультурой.

Остановимся подробнее на каждом из них.

Экономические реформы, переживаемые страной в последние десятилетия, негативно отразились на системе образования в целом и на ее материальной базе в частности. Инвестиции в образование стали несоразмерны потребностям, которое оно удовлетворяет, и задачам, которые перед ним ставит общество. Материальное неблагополучие само по себе является фактором, негативно отражающемся на здоровье; помимо этого, оно препятствует эффективному осуществлению в рамках образовательных учреждений мероприятий, направленных на поддержание и сохранение здоровья обучающихся.

Сохраняется тенденция к уменьшению количества дошкольных и общеобразовательных учреждений. В определенной степени это связано с падением рождаемости, не меньшее значение имеет закрытие ряда учреждений, особенно в сельской местности, в связи с неудовлетворительной материально-технической базой, приостановка строительства объектов, реконструкция и перепрофилирование учреждений в центры социальной реабилитации, приюты, детские дома, сдача помещений в аренду коммерческим структурам. В результате до сих пор многие школы работают в 2 и даже в 3 смены (в Воронеже 74% школ работают в 2 смены, Ханты-Мансийском автономном округе 57% школ в 3 смены) [89].

По данным государственной статистики, 43% школ России располагается в неприспособленных зданиях, в 35% школ нет водоснабжения, в 43% - нет канализации, 34% - центрального отопления, 39% - спортивных залов. Даже в наиболее развитых городах страны в трети всех школ уроки физкультуры проходят в одном помещении одновременно у 2 – 3 классов [33].

Недостаточно ведется подготовка школ к новому учебному году. Основными причинами отказов в принятии школ к новому учебному году являлись несоответствие помещений санитарным нормам, отсутствие необходимого набора мебели, устаревшее санитарно-техническое оборудование, в том числе на пищеблоках, недостатки в системах освещения, отопления, водоснабжения и канализования. Указанные нарушения и недостатки в материально-технической базе наряду с несоблюдением требований к допустимой учебной нагрузке создают дополнительные риски для здоровья детей и подростков [89].

Несмотря на улучшения в целом материально-технической базы детских и подростковых учреждений, в настоящее время 6% этих учреждений требуют капитального ремонта, в 18% не канализировано, 14% не имеют централизованно водоснабжение, 9% центрального отопления. Неблагополучное положение сложилось в Дагестане, Калмыкии, Мордовии, в Республике Саха (Якутия), Карачаево-Черкессии и Удмуртии, Волгоградской и Костромской областях, где количество учреждений этого типа, относящихся к III группе санитарно-эпидемиологического благополучия, в 2-4 раза больше, чем в целом по стране (8,7%) [89].

Исследования особенностей формирования здоровья дошкольников показывают, что, несмотря на наличие требований СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», санитарно-гигиенический режим во многих дошкольных образовательных учреждениях им не соответствует. Нарушения касаются: графика проведения текущей и генеральной уборки, нарушения правил личной гигиены персоналом, санитарно-гигиенического состояния пищеблоков, норм продуктового набора по овощам и фруктам, не используется обогащение рациона защитными факторами. Не во всех дошкольных образовательных учреждениях занятия по физическому воспитанию проводятся как в физкультурных залах, так и на свежем воздухе, не соблюдается длительность занятия и санитарно-гигиенические условия их проведения [122].

Неудовлетворительная материальная база обусловливает формирование воздушной среды в школе, качество которой многократно не соответствует гигиеническим требованиям; использование нетиповой мебели или типовой, но не соответствующей росту школьников и т.п. Для многих регионов серьезной проблемой остается неудовлетворительное обеспечение образовательных учреждений мебелью, соответствующей росто-возрастным характеристикам детей и отвечающей санитарно-гигиеническим требованиям. Такое положение является одной из основных причин высокого уровня заболеваемости опорно-двигательного аппарата, который отмечается у старших школьников [89].

Следует отметить, что нарушения опорно-двигательного аппарата, в том числе функциональные нарушения осанки, занимают одно из ведущих мест среди отклонений здоровья обучающихся. Установлено пятикратное увеличение распространенности нарушений осанки у школьников от начала к окончанию обучения. Согласно современным взглядам, осанка является интегральной характеристикой состояния организма и отражает результат комплексного воздействия наследственных и социально-гигиенических факторов. Среди последних наиболее изучено неблагоприятное влияние факторов учебно-воспитательного процесса и среды, в которой он проходит: на формирование осанки учащихся негативно влияют несовершенство школьной мебели, чрезмерный вес ранцев с учебниками, низкая активность и сидячая рабочая поза [14].

Повышенную распространенность среди школьников таких расстройств здоровья, как близорукость, нарушение осанки, неврастения и анемия, врачи связывают с неблагоприятными факторами внутришкольной среды и называют их «школьными болезнями».

Питание детей в образовательных учреждениях

Характер системы питания в школе - еще одна, немаловажная проблема, существенным образом сказывающаяся на здоровье школьников.

По данным И.В. Воронцова, даже небольшие нарушения питания приводят к снижению вероятности оптимального развития и функциональных возможностей к зрелому возрасту, что может проявиться в снижении социальной адаптированности, обучаемости, спектру и срокам возникновения хронических болезней.

Результаты 10-летнего (1985-1994 гг.) исследования, проведенного в рамках государственной целевой программы, выявили как общие, так и региональные вопросы в питании населения ряда краев и областей России по 24 возрастным группам. Полученные выводы свидетельствуют, что питание подростков 14-17 лет характеризуется разбалансированностью основных пищевых веществ. При удовлетворительной энергетической обеспеченности наблюдается дефицит белков (21%) и жиров (12%). Подростки получают недостаточно белков животного происхождения, витаминов, минеральных элементов. Структура питания характеризуется дефицитом мяса, яиц, рыбы, свежих овощей и фруктов, но в избыточном количестве содержит сахар, хлеб и кондитерские изделия. В ряде регионов страны выявлено отсутствие дифференциации рационов питания по двум возрастным группам – 6-10 лет и 11-17 лет. В некоторых учебных заведениях практикуют одноразовый прием пищи при совмещении завтрака и обеда. Большинство детей из-за материальных сложностей семей в школе не питаются. В московских школах, например, завтракают и обедают от 2 до 14% учащихся. Домашнее питание школьников характеризуется тем, что только 23% учащихся имеют горячую пищу 2-3 раза в день, в 40% семей употребляют мясо и мясные изделия 1 раз в неделю [45,118].

В целом, школьное питание подростков имеет неупорядоченный характер, что сказывается на возможности обеспечить его организацию на разумных принципах.

До сих пор в стране не решена полностью проблема с обеспечением учащихся горячим питанием. Выборочные исследования показали, что только 23% учащихся получают горячую пищу 2 раза в день. Число детей, пользуются школьными столовыми, сократилось за последние десять лет на 30%. Во многих регионах происходит замена горячего питания буфетной продукцией. Финансирование горячего питания школьников из федерального бюджета осуществляется в крайне низких объемах, а из местных бюджетов – только на питание детей из малообеспеченных семей. В большинстве учреждений обеспеченность питания детей калориями и основными пищевыми ингредиентами составляет лишь треть от физиологических потребностей.

Практически повсеместно не решаются вопросы обеспечения щадящим питанием детей, страдающих хроническими заболеваниями пищеварительной системы, эндокринными заболеваниями.

В ряде пищеблоков детских дошкольных учреждений, школьных столовых имеют место нарушения в технологии приготовлении пищи, не соблюдается санитарно-противоэпидемиологический режим. В 2003 – 2004 гг. по этой причине в детских и образовательных учреждениях зарегистрировано 40 вспышек острых кишечных инфекций и сальмонеллеза с числом пострадавших более 2,2 тыс. человек [89].

Основные рекомендации специалистов в отношении организации питания обучающихся касаются, во-первых, необходимости обеспечения их биологически активными пищевыми веществами (комплексами витаминов, белковыми и жировыми композициями определенного состава), способствующими повышению устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов окружающей среды и предотвращения развития хронических заболеваний; во-вторых, осуществления гигиенического воспитания и обучения принципам сбалансированного питания.

Отмечается, что улучшение качества питания школьников требует новых форм организации. Неслучайно решением Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике признано необходимым осуществить экспериментальные проекты по отработке современных подходов к организации питания детей в образовательных учреждениях. При этом главными принципами реорганизации системы питания должны стать: повышение качества питания; индустриализация и централизация производства школьного питания на основе внедрения новых технологий; построение эффективного управления и контроля системы производства школьного питания; пропаганда и обучение в области здравого питания [89].

Медицинское обслуживание в образовательном учреждении

Организация медицинского обслуживания в образовательных учреждениях направлена на профилактику неблагополучия в сфере здоровья обучающихся. Профилактическая деятельность школьных медиков должна быть прежде всего ориентирована:

- на рациональную организацию образовательного процесса и соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил с целью повышения устойчивости различных функциональных систем и функциональных резервных возможностей организма;

- на формирование стереотипов здорового образа жизни у школьников в семье и в школе;

- на укрепление здоровья здоровых детей, повышение функциональных возможностей и адаптационных резервов организма,

- на формирование групп повышенного медико-социального и биологического риска нарушений здоровья и развития, профилактику реализации риска и прогрессирования имеющих у ребенка отклонений в здоровье.

Предпосылкой эффективной реализации этих задач является возможность медицинских работников образовательного учреждения чаще контактировать с ребенком и его родителями, проводить образовательные программы для родителей и детей в отличие от участковых медицинских работников, которые, как правило, контактируют со здоровым школьником существенно реже.

Однако, на практике школьная медицина руководствуется в работе регламентирующими приказами, направленными в основном на диспансеризацию, профилактику и контроль существующих санитарно-гигиенических нормативов. Функция формирования мотивации к заботе о здоровье у школьной медицины практически отсутствует.

Организация медицинского сопровождения в учреждениях образования имеет и другие дефекты, что, среди прочего, способствует ухудшению состояния здоровья обучающихся.

Недостатки организации медицинского сопровождения обучающихся, помимо скудости ресурсов, связаны с нечеткостью определения статуса и функциональных обязанностей школьных медиков. Относясь к разряду учреждений первичного звена, медкабинеты образовательных учреждений должны подчиняться приказу 487 от 20.06.05 «Об утверждении порядка организации оказания первичной медико-санитарной помощи», в котором, однако, функции медработников в образовательных учреждениях (включая оказание первичной – медико-санитарной помощи врачами и медицинскими сестрам дошкольных образовательных учреждений) не оговариваются. Положение о деятельности школьных медиков до сих пор отсутствует, что вынуждает их ориентироваться на приказ 25-летней давности («О дальнейшем совершенствовании амбулаторно-поликлинической помощи детскому населению в городах», принятый Минздравом СССР в 1983г.) [133].

Условия для занятия физкультурой

Важность физического воспитания для здоровья детей не подлежит сомнению. В то же время признается недостаточность его в современной школе (образовании в целом) при общем низком уровне физического развития детей и подростков.

Одной из характерных черт современного образа жизни человека является ограниченная двигательная активность, отрицательно воздействующая на структуру и функции всех тканей, приводящая к понижению защитных сил организма и увеличивающая риск возникновения нарушений и формирования патологии. Проблема гиподинамии особенно актуальна для лиц, занимающихся умственным трудом, среди которых необходимо выделить учеников школ и студентов. Инновационный бум в сфере образования привел к усложнению программного материала, введению дополнительных дисциплин, компьютеризации процесса обучения, в результате чего учащиеся вынуждены длительное время проводить в полусогнутом, сидячем положении за учебным столом, в мало проветриваемых помещениях, у экранов мониторов. Повысить умственную работоспособность и уменьшить риск гиподинамии в значительной степени помогают занятия физкультурой.

Как известно, физические упражнения повышают неспецифическую сопротивляемость организма, восстанавливают функции ЦНС, улучшают вегетативные функции. Физическая активность является универсальным адаптогеном, под воздействием физической тренировки происходит неспецифическая адаптация организма человека к разнообразным экзо – и эндогенным факторам. Двигательная активность способствует нормальному росту и развитию организма, его физиологических характеристик и функционального состояния. Усиленная же двигательная активность, приводя к «беспокойству» всех функциональных систем организма, может стать как стимулирования процессов развития, так и формирования перенапряжения, особенно в сердечно-сосудистой системе [30].

Как правило, обучающиеся живут в условиях дефицита двигательной активности. В условиях коммерциализации спортивно-оздоровительной сферы эта проблема усугубилась, а мотивацию детей к занятию физкультурой ослабла. По существующим оценкам, дома занимаются физкультурой 8-24%, в спортивных секциях и кружках 25-45% подростков. В результате, если в 11 летнем возрасте 73% детей имеют гармоничное развитие, то к 15 годам их число снижается до 44-55%.

Что касается организации физического воспитания и занятий физкультурой в рамках образовательных учреждений, то эксперты выделяют следующие их проблемы:

- слабая материальная база для развития физической культуры в учреждениях образования: несоответствие спортзалов и спортплощадок существующим нормативам, отсутствие необходимого спортинвентаря, отсутствие дешевых помещений и пр.;

- дефицит учителей физкультуры (в том числе молодых и квалифицированных), который связан, прежде всего, с оплатой их труда;

- низкий уровень организации физической подготовки, унифицированный подход к обучающимся независимо от из физических возможностей, связанная с отсутствием у администраторов образования осознания важности физкультуры для здоровья детей [47].

Отмечается также недостаточное для обеспечения физического развития ребенка количество спортивных занятий в общей структуре занятий (2 часа в неделю у школьников, 2 пары у студентов). Согласно статистическим данным, программные уроки физкультуры в школе лишь на 11% восполняют двигательный дефицит организма.

Длительно находясь в состоянии гиподинамии в старших классах школы и в период подготовки к вступительным экзаменам, функциональные системы организма подростков на первом году вузовского обучения реагируют на интенсивную физическую нагрузку напряжением регуляторных механизмов сердца. Чрезмерное же напряжение может стать причиной диспропорционального развития камер сердца, что впоследствии может привести к гипертрофии миокарда, нарушению ритма, ослаблению клапанного аппарата. В связи с этим встает вопрос о щадящем режиме занятий физкультурой студентов первокурсников в первые месяцы учебы в колледже или вузе [30].

Специалисты также указывают на необходимость увеличения числа уроков физкультуры в учебных заведениях, поскольку тренированный человек легче адаптируется к изменившимся условиям и физическая нагрузка вызывает у него менее выраженные функциональные сдвиги.

Необходимо указать и на сомнительность критериев эффективности занятий обучающихся физкультурой. Как известно, показателем работы учителя физкультуры является выполнение школьниками всяческих нормативов (бег, прыжки), хотя более логичными были бы показатели количества пропущенных по болезни уроков, количество детей, занимающихся зарядкой и пр. [133].

Очевидна необходимость обеспечения индивидуального подхода к нормированию физической нагрузки, распределения детей на медицинские группы занятий физкультурой с учетом функциональной готовности организма к выполнению нагрузки. В настоящее время при организации занятий физкультурой в школе руководствуются Рекомендациями для определения группы занятий физической культурой учащимся, изданные Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию, Центром лечебной физкультуры и спортивной медицины в 2006 г. Однако, эти рекомендации ставят больше вопросов, чем ответов, так как согласно им, при нынешнем состоянии здоровья практически единичным детям показано заниматься в основной группе, немногим – в подготовительной, а основная масса детей должна будет заниматься в специальной группе.

Рациональная организация системы физического воспитания в учреждениях образования предполагает учет возрастных, половых, функциональных и адаптационных возможностей ребенка. Кроме того, необходимо внедрение здоровьесберегающих технологий, направленных на повышение адаптационных возможностей организма учащихся гигиенически обоснованными средствами и методами физического воспитания, поскольку лишь нормированная, оптимально организованная двигательная активность может оказывать стимулирующее влияние на уровень физической и умственной работоспособности. Только при соблюдении этих условий она будет способствовать тренировке функциональных (резервных) возможностей организма, в том числе и сопротивляемости инфекционным заболеваниям, и, что немаловажно, воспитывать позитивное отношение и приверженность к занятиям физкультурой и спортом на всю последующую жизнь [30,133].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: