Социокультурные факторы

- Модель идеального здорового (самосохранительного) поведения обучающегося.

- Нормы и традиции здорового образа жизни, свойственные конкретным образовательным учреждениям.

- Социокультурные образцы здорового поведения, транслируемые педагогами и менеджерами образования.

- Программы пропаганды здорового образа жизни и профилактики нездоровья, реализуемые в образовательных учреждениях.

Подсистема социокультурных факторов охраны здоровья обучающихся является одной из наиболее проблемных, прежде всего, в силу инертности распространения и изменения тех или иных культурных образцов.

Модель идеального здорового (самосохранительного) поведения обучающегося не разработана. Имеются отдельные попытки определить компоненты этой модели, как, например, в некоторых программах работы детских дошкольных образовательных учреждений. Программа «Детство», разработанная в Санкт-Петербургском Государственном педагогическом университете им. Герцена под руководством В.И. Логиновой, содержит понятие «валеологически культурный ребенок». Один из блоков программы называется «Здоровый образ жизни» и ставит своей задачей создание условий для полноценного физического и психического самочувствия детей в детском саду, помощь в освоении культуры личной гигиены, приобщение к здоровому образу жизни. В программе указаны характеристики валеологически культурного дошкольника определенного возраста (младший, средний, старший) [39].

Несмотря на достоинства этой разработки, ее недостаточно. Требуется построение модели идеального здорового поведения обучающегося, которая учитывала бы особенности развития индивида на всех этапах онтогенеза, а также возможности образовательных учреждений разного уровня реализовывать эту модель.

В настоящее время не приходится говорить о сформированности норм и традиций здорового образа жизни в системе образования в целом и отдельных образовательных учреждениях. Безусловно, отнести к таковым проводимые раз в году «дни здоровья» невозможно в силу их принудительного и зачастую вредоносного для здоровья обучающихся характера.

Нельзя назвать позитивной и роль педагогов в трансляции обучающимся образцов поведения в сфере здоровья. В большинстве своем педагоги представляют сравнительно неблагополучную с точки зрения состояния здоровья группу, что не в последней степени обусловлено низким уровнем оплаты их труда и, соответственною уровня жизни, а также происходящей в последние годы интенсификацией труда. Помимо этого, педагоги не являются идеальными моделями для формирования здорового (самосохранительного) поведения: многие из них нарушают гигиенические требования как по отношению к себе, так и по отношению к обучающимся, не занимаются физкультурой и профилактикой заболеваний, не проявляют должной активности при наступлении заболеваний и пр. Наконец, педагоги и администраторы образования не рассматривают здоровье обучающихся как основной результат и показатель своей работы, эксплуатируя его для достижения иных целей и задач.

Программы пропаганды здорового образа жизни и профилактики нездоровья, реализуемые в образовательных учреждениях

Как уже указывалось, одним из средств пропаганды здорового образа жизни и профилактики заболеваний являются программы и акции, реализуемые через образовательные учреждения. В большинстве случаев они направлены на повышение информированности детей, подростков и молодежи о факторах здоровья и рисках для него, о средствах профилактики социально обусловленных заболеваний.

Отсутствие подобных программ, по оценкам специалистов, сказывается на уровне информированности молодых людей и, как следствие, на принимаемых ими решениях в сфере самосохранительного поведения. Врачи, отмечая слабую информированность обучающихся в сфере здоровья, тем не менее, не ограничиваются единичными эпизодами санитарно-просветительской работы среди них и адресуют эти задачи к функциям семьи и школы. Последние, в свою очередь, в большинстве своем также не занимаются систематической профилактической и просветительской деятельностью, в том числе по вопросам курения, употребления алкоголя и наркотиков, раннего секса.

В итоге подросток овладевает «грамотой» девиантного поведения самостоятельно, представляя взрослым возможность заниматься последствиями своих экспериментов [47]. К этим последствиям относятся, в частности, резкий подъем заболевания сифилисом среди подростков (за 1990 – 2003 гг. у юношей – в 17 раз, у девушек в 13,5 раз), рост заболеваемости другими заболеваниями, передающимися половым путем, о которых российские подростки, как правило, не имеют ни малейшего понятия. Показательны данные российско-финского сравнительного исследования, согласно которым о хламидиозе имеют представление 11% российских подростков и 82,8% их финских сверстников.

Отечественными специалистами признается важность и полезность реализации профилактических программ, способствующих формированию знаний, привычек и ценностей здорового образа жизни у школьников (дошкольникам и студентам традиционно уделяется меньше внимания) [127].

К настоящему моменту в России накоплен определенный опыт осуществления профилактических программ сфере охраны здоровья детей. Следует подчеркнуть, что многие из них представляют собой адаптированные версии зарубежных проектов, в которые привнесен отечественный опыт и учтены региональные особенности. Нередко программы реализуются под эгидой международных организация (ВОЗ, ЮНИСЕФ и пр.) и финансируются ими же.

Среди наиболее известных программ можно назвать:

- CINDI-Children-Россия - программа ВОЗ, посвящена профилактике вредных привычек, здоровому питанию, физическом воспитанию, репродуктивному здоровью; в программе участвовали 8 российских городов.

- «Школы укрепления здоровья» - международный проект ВОЗ, направлен на обеспечение здорового образа жизни всего школьного коллектива путем создания окружающей среды, благоприятной для укрепления здоровья. За 10 лет в проект включились 637 образовательных учреждений в 11 регионах России. Используя единую методологию, каждая школа разрабатывает и реализует собственную программу.

- «Региональная программа пропаганды здорового образа жизни», разработана фондом СОРОСА «Культурная инициатива» по пяти направлениям: пропаганда здорового питания, профилактика курения; профилактика алкоголизма и наркомании; основы сексуальности человека, профилактика СПИДа. Внедряется в 4 регионах России. Недостатком программы является недостаточная адаптированность к российским условиям.

- «Обучение жизненным навыкам» - адаптированная версией зарубежной программы «Хоуп». Ее цель – помочь молодым людям лучше понимать себя, делать разумные выборы в жизни, принимать решения в соответствии с социальными и культурными требованиями. Приоритетные направления: профилактика ВИЧ/СПИДа и ассоциативных видов поведения. Реализуется с 1997г.

- «Здоровая и дружественная школа» - программа, разработанная Российской академии образования под эгидой ЮНИСЕФ. Направлена на создание модели здоровой школы на основе соответствующей социальной инфраструктуры территориального (муниципального) типа и объединяющий образовательные, медицинские и административно-управленческие формы работы.

- «Основы планирования семьи и здорового образа жизни» - программа, созданная специалистами Российской ассоциации планирования семьи (РАПС). Основная задача – формирование у молодых людей ответственного отношения к своему здоровью, половой жизни, включая воздержание, к принятию осознанного решения, умению сказать «нет» в ситуации, к которой подросток не готов. В 1998г. государственное финансирование программы было приостановлено, но по ней продолжают работать центры планирования семьи, созданные на 48 территориях в 160 городах.

- «Классы, свободные от курения» - проект, реализуемый с 1998 гг., Участвуют более 10 тыс. школ, что для масштабов России чрезвычайно мало. Цель проекта – предотвратить или отсрочить начало курения подростков; развитие умение учащихся принимать собственное решение и сопротивляться социальному давлению.

- «О тебе» - образовательная программа для подростков 12-15 лет, осуществленная РАПС осуществленный в сотрудничестве с министерством образования РФ при финансовой поддержки зарубежной компании. Считается самой большой негосударственной программой по гигиеническому просвещению подростков. Работает более шести лет в 165 городах России. Программа знакомит подростка с различными аспектами его взросления, дает представление о репродуктивном здоровье, основах здорового образа жизни, повышает гигиеническую культуру. Реализуется через учебные (1 час лекций в 7 классе и 1 час лекций в 9 классе).

- «Педагогика здоровья» - программа для начальных классов, разработана в Московском комитете образования, реализуется в более чем 250 школах России. Состоит из модулей «Поведение в экстремальных условиях», «Безопасность детей на дорогах», «Школа здорового питания», «Ослепительная улыбка на всю жизнь». Внедрение программы финансируется территориальными управлениями образования и родителями.

Во всех перечисленных программах обязательно предусмотрена оценка эффективности по различным критериям, среди которых: изменения в политике учреждения, региона в отношении профилактики факторов риска среди подростков и молодежи, формирование социальных установок у детей и подростков на заботу о здоровье, динамика поведенческих факторов риска и т.п.

К сожалению, реализация подобных программ находится в зависимости от наличия финансирования, которое осуществляется преимущественно из зарубежных фондов, и личного предпочтения людей, ответственных за принятие решений в области укрепления здоровья детей и подростков [47].

Следует подчеркнуть, что только ведение подобного образования в качестве обязательного в масштабах всей системы образования, на всех ее уровнях способно кардинально изменить ситуацию в сфере здоровья подрастающего поколения. Дополнительным условием успеха общественной деятельности по охране здоровья детей и молодежи является интеграция усилий всех институтов, организаций, органов управления всех уровней, причастных к проблеме здоровья.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: