Три стандарта профессионального кинологического образования:
1. Кинолог-биолог – деятельность направлена на милицию и т.п.
2. Зооинженер, зоотехник.
3. Среднее кинологическое образование.
Дрессировка – это вид деятельности человека по формированию у животных необходимого в каких-либо целях поведения.
Условный рефлекс одна из составляющих поведения.
Опасность классического условного рефлекса:
УР + БР → Р
1)2)
УР – условный раздражитель;
БР – безусловный раздражитель;
Р – реакция.
2) главное в поведении не реакция, а результат.
Поведение – (из словаря Кондакова) – это целеориентированная активность животного организма, которая служит для контакта с окружающим миром, с целью удовлетворения индивидуальных потребностей.
В основе конкретного поведения лежит та или иная органическая или культурная потребность животного организма или человека, над которой надстраиваются исполнительные действия, обеспечивающие ее удовлетворение.
Расшифровка термина поведение:
Поведение всегда имеет цель.
Цель поведения – удовлетворение потребностей.
Органическая потребность – это физиологическая потребность.
Культурная потребность – это социальная потребность в определенной стае, социуме.
Отечественная дрессировка началась с Всеволода ЯзЫкова. Он первым сформулировал теорию дрессировки.
{УР + БР → Р} + П
Павлов
УР – условный раздражитель;
БР – безусловный раздражитель;
Р – реакция;
П – подкрепление (оперантный признак).
В оперантной дрессировке между действием и реакцией есть подкрепление.
Появление новых форм или элементов поведения, как и исчезновение их, может быть связано с мутационным, патологическим процессами (болезнь), с развитием организма или изменением гормонального статуса.
«Курс теории дрессировки собак» В. Языков, 1926г.
3 теории дрессировки собак:
1. Языков.
2. Дуров.
3. Гердт – разработал метод наталкивания.
Учебник «Основы зоопсихологии» Курт Эрнестович Фабри – русский зоопсихолог.
Модификация поведения может происходить в результате накопления индивидуального опыта – научения.
Леонтьев (зоопсихолог):
Научение – приобретение знаний, умений и навыков.
З → У → Н
от знания к умению, от умения к навыку
З – знание;
У – умение;
Н – навык.
Навык – любое действие, формирующееся путем повторения.
Виды памяти:
· Декларативная – информационная.
· Знания.
· Процедурная – действие.
Знания могут формироваться от 1 до 99 повторений.
!!! Знания у собаки формируются во время действия и во время наблюдения.
Умение формируется от 100 до 999 повторений.
Навык формируется от 1000 и более повторений.
Поведенческий репертуар – это совокупность знаний, умений, навыков и элементов поведения. Он формируется в процессе дрессировки.