3. Питьевая потребность
Питьевую потребность в дрессировке использовать нельзя. Без воды собака умирает через несколько суток.
4. Потребность в двигательной активности (нагрузке)
Двигательную активность надо развивать и постоянно поддерживать. Двигаясь собака массирует мышцами свои внутренние органы, что благотворно влияет на перистальтику кишечника и на работу других внутренних органов.
5. Гигиеническая потребность
Потребность в чистоте логова. Данная потребность заложена генетически и заключается в сохранении своей жизни и жизни потомства. Ведь если оставишь свои следы около логова, то более крупный хищник может найти и съесть беззащитных щенков.
6. Потребность в экономии сил
Собака оценивает любую ситуацию с точки зрения своих возможностей.
7. Потребность в положительных ощущениях
Дуров открыл термин эмоциональные рефлексы – это поведенческие акты, подкреплением которым служит положительное эмоциональное состояние.
В надпочечниках образуется дофамин и выбрасывается в центральную нервную систему по крови.
«Мотивированный мозг» П.В. Симонов (ученик Павлова, работал именно с собаками и делал выводы на основе работы с собаками).
Симонов первым доказал наличие эмоционального состояния у собаки.
Возможность переживать животными эмоциональные состояния доказывается с помощью трех критериев эмоционального состояния:
· Наличие или отсутствие вегетативных сдвигов (обмен веществ) и характерных изменений биоэлектрической активности мозга.
· Реакция другой особи того же вида на сигналы эмоциональной экспрессии партнера: феномен «эмоционального резонанса».
· Отношение самого животного к своему состоянию: положительное состояние животное стремится продлить и максимально усилить, а отрицательное – прекратить или свести к минимуму.
Эмоции - это психическое состояние организма, отражающее значимость воздействующих на него объектов и ситуаций с точки зрения существующих потребностей организма.
С физиологической точки зрения эмоциональная реакция – это активное состояние эмоциональных структур мозга, которое животное стремится устранить, сохранить или усилить путем изменения своего поведения.
Первой отечественной теорией, помогающей разобраться в значении эмоций в формировании поведения, стала биологическая теория эмоций,сформулированная П. К. Анохиным. Согласно этой теории, стадия формирования потребностей и основных влечений характеризуется возникновением отрицательной эмоции, мобилизующей возможности организма для получения приспособительного эффекта. Стадия удовлетворения потребностей сопровождается положительной эмоцией, которая закрепляет поведенческий акт, приведший к получению полезного результата. Если же результат не согласуется с заготовленной программой, возникает эмоциональное беспокойство, ведущее к поиску более успешных способов достижения цели.
Согласно потребностно-информационной теории П.В. Симонова:
Эмоция есть отражение мозгом человека и высших животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую субъект непроизвольно оценивает на основе врожденного и ранее приобретенного индивидуального опыта.