Согласно теории функциональных систем, хотя поведение и строится по рефлекторному принципу, оно не определяется как последовательность или цепь условных рефлексов. Действие животных определяется не только внешними раздражителями, но и внутренними потребностями и создается на основе опережающего отражения действительности - программирования, а ведущим фактором организации поведения, его целью, является получение биологически полезного результата.
На основе многолетнего изучения отдельного рефлекса и поведенческого акта П. К. Анохиным была предложена теория функциональных систем, которая сейчас плодотворно разрабатывается школой К. В. Судакова.
Основой теории функциональных систем являются следующие положения:
1. Определяющим моментом деятельности функциональных систем, обеспечивающих поведение, является не само действие, а полезный для организма результат.
2. Инициативная роль в формировании целенаправленного поведения принадлежит потребностям, организующим мотивации, врожденные и приобретенные программы действия.
|
|
3. Каждая функциональная система строится по принципу саморегуляции.
4. Функциональная система избирательно объединяет различные органы, ткани и структуры мозга для обеспечения результативной поведенческой деятельности.
5. В функциональных системах осуществляется постоянная оценка результата поведенческой деятельности с помощью обратной афферентации (связи).
6. Поведенческий акт, обеспеченный функциональной системой, имеет несколько стадий. Рефлекс является только составной частью функциональной системы.
7. В системную организацию целенаправленного поведенческого акта включаются мотивации, память и эмоции.
8. При образовании функциональной системы складываются сложные структуры программирования и предвидения.
В отличие от рефлекторной теории, теория функциональных систем выдвигает следующие принципы:
1. Поведение живых существ детерминировано не только внешними стимулами, но и внутренними потребностями, генетическим и индивидуальным опытом, действием обстановочных раздражителей, которые создают так называемую предпусковую интеграцию возбуждений, вскрываемую пусковыми стимулами.
2. Поведенческий акт разворачивается с опережением реальных результатов поведения, что позволяет сравнивать реально достигнутое с запланированным на основе прошлого опыта и корректировать свое поведение.
Целенаправленный поведенческий акт заканчивается не действием, а полезным приспособительным результатом, удовлетворяющим доминирующую потребность.
НАВЫК
Навыком может быть любое действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и автоматизированности.
Именно путем повторения! Другого пути формирования навыка нет.
Другими словами, навык – это такое действие, которое воспроизводится безотказно, быстро и однообразно независимо от внешнего влияния.
Любое действие может быть навыком.