МАЯ (Свобода)

Для человека, как животного существа, не может быть ре­чи о свободе. Вся его жизнь обусловлена рядом причин. Но если человек сознает себя духовным существом, то для него не может быть речи о несвободе. Понятие несвободы непри­менимо к проявлению разума, сознания, любви.

Помни, что разумение твое, имея свойство жизни в самом себе, делает тебя свободным, если ты не подгибаешь его слу­жению плоти. Душа человека, просвещенная разумением, свободная от страстей, затмевающих этот свет, есть настоя­щая твердыня, и нет прибежища для человека, которое было бы вернее и неприступнее для зла. Кто не знает этого, тот слеп, а кто, зная, не входит в твердыню разумения, тот зло­счастный.

Марк Аврелий

Познаете истину, и истина сделает вас свободными.

Ин. гл. 8, ст. 32

Зла не существует для вещественной природы, но зло су­ществует для каждого человека, которому дано сознание доб­ра и свобода выбора между добром и злом.

Марк Аврелий

Свободным человеком бывает только тот, с которым слу­чается все так, как он того хочет. Но значит ли это, что с ним непременно случится все то, что ему вздумается? Нисколько.

Вещь грамота, например, научает нас писать буквами и словам ми все, что мы захотим; но для написания хоть своего имени я не могу писать такие буквы, какие мне вздумается: этак я никогда не напишу своего имени. А я должен пожелать пи­сать именно такие буквы, какие нужны, и в том порядке, который нужен. И во всем так. Мы бы никогда ничему не научились, если бы делали так, как только нам вздумается- Зна­чит, для того чтобы быть свободным человеком, не следует желать всего того, что только придет в голову. Напротив того, свободный человек должен выучиться желать и соглашаться со всем тем, что с ним случается, потому что то, что с челове­ком случается, случается только по воле Того, Кто управляет всем миром.

Эпиктет

Мы гораздо яснее сознаем, что наша воля свободна, чем то, что все совершающееся должно иметь свою причину. Разве нельзя было бы обратить этот аргумент и сказать: наши понятия о причине и следствии должны быть очень непра­вильны, так как наша воля не могла бы быть свободна, если бы они были справедливы.

Лихтенберг

Быть высоконравственным — значит быть свободным ду­шой. Люди, постоянно гневающиеся на кого-нибудь, беспре­станно боящиеся чего-нибудь и всецело предающиеся страс­тям не могут быть свободны душой.

Конфуций

————————

Люди, отрицающие свободу, подобны слепым, отрицаю­щим цвета: они не знают той области, в которой люди сво­бодны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: