Тема 2. Общая и частные риторики. Педагогическая риторика как разновидность частной риторики

Требования к речевому поведению общающихся, сформулированные в отечественной риторике. Стили общения. Педагогические стили общения (общение – устрашение; общение – заигрывание; общение – с четко выраженной дистанцией; общение – дружеского расположения; общение – совместной увлеченности познавательной деятельностью).

Тема 3. Исторические этапы развития риторики.

Развитие риторики в Древней Греции и Древнем Риме. Античные авторы об ораторском искусстве и идеале оратора.Развитие риторики в России. Учебники риторики ХVIII-ХIХ в.в.

Раздел 2. Этапы подготовки выступления и разделы риторики

Тема 4.. Инвенция (изобретение).

Концепция выступления, анализ темы, сбор и систематизация материала. Использование топов для развития темы. Образ аудитории (учет социально-демографических, социально-психологических др. признаков в процессе подготовки выступления).

Тема 5. Диспозиция (расположение).

Композиция речи. Работа над планом, структурой разделов выступления. Вопросы о соразмерности частей, соответствии композиции замыслу, выбранному жанру, типу речи. Особенности предъявления тезиса (дедуктивный и индуктивный способы). Аргументация (виды аргументов, способы аргументации, общие правила и приемы эффективной аргументации).

Тема 6. Элокуция (выражение в языковых формах и украшение).

Правильность и ясность речи, ее уместность, подбор языковых средств, необходимых для адекватного отражения замысла. Использование выразительных возможностей языка. Риторические, или стилистические фигуры. Тропы. Индивидуальный речевой стиль как стиль педагогического общения, как индивидуальная форма коммуникативного поведения педагога.

Тема 7. Меморио (запоминание) и акцио (исполнение).

Приемы запоминания текста: умение использовать подготовительный текст и намеченные приемы. Преобразование текста: умение сократить текст, сделать высказывание более пространным. Оратор и аудитория: активизация мыслительной и чувственно-эмоциональной деятельности аудитории, учет изменяющейся ситуации общения, ответы на вопросы, ведение дискуссии, рефлексия оратора, самоанализ выступления, корректировка текста. Акцио (произношение, исполнение). Индивидуальный стиль речи педагогакак система речевых средств и приемов педагогического воздействия, как индивидуальная манера исполнения речевых актов в профессиональном (педагогическом общении). Интонационный и кинетический (жесто-мимическое поведение) компоненты индивидуального стиля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: