Глава 10. Сны

Сознание и деятельность в астральном теле – это одно, а присущая мозгу память об астральных сознании и деятельности – это нечто совсем другое. Наличие или отсутствие физической памяти никоим образом не влияет на сознание на астральном плане, как не влияет и на способность функционировать здесь с совершенными легкостью и свободой. То, что человек свободно и с пользой для себя функционирует в своем астральном теле во время сна физического тела, а, пробуждаясь, не сохраняет ни малейшего воспоминания о своей астральной деятельности, – это в действительности не только возможно, но и является обычным делом.

Разрыв сознания между астральной и физической жизнью обусловлен или недостаточным развитием астрального тела, или отсутствием приемлемого эфирного моста между материей астрального и физического тел.

Этот мост скомпонован из плотно сотканной материи атомического вещества, которая проводит вибрации и вызывает мгновенную потерю сознания, действующую подобно завесе, разделяющей состояния сна и пробуждения.

Единственный способ, благодаря которому можно сохранить воспоминание об астральной жизни, – это в достаточной мере развить свое астральное тело и пробудить эфирные чакры, что приведет к появлению функции, отвечающей за перевод энергий от астральных аспектов к эфирным. Кроме того, при этом должен активно действовать гипофиз, поскольку именно он фокусирует астральные вибрации.

Когда человек просыпается, у него временами возникает ощущение, что он вроде бы что-то пережил, но что именно – этого он не может вспомнить. Это ощущение свидетельствует о наличии у него астрального сознания, однако его мозг оказался недостаточно восприимчивым для того, чтобы все это усвоить. В других ситуациях человеку все же удается донести мимолетное впечатление до эфирного двойника и плотного тела, и это вызывает живые воспоминания об астральной жизни. Временами, когда случается что-то, о чем, как кажется самому человеку, он должен помнить на физическом плане, это делается совершенно намеренно. Однако подобное воспоминание, как правило, быстро исчезает, и его невозможно восстановить. Усилие восстановить воспоминание путем приведения в действие сильных вибраций в коре головного мозга еще больше затмевает тонкие астральные вибрации и, как следствие, делает достижение положительного результата еще более невозможным.

Иногда случается нечто, что накладывает очень яркое впечатление на астральное тело, и влияние этого события на физический мозг воспринимается как своего рода непрямое следствие.

В других случаях человеку удается перевести новое знание в физический мозг, но при этом, однако, он не помнит, где и как добыл это знание. Например, большинству людей знакома ситуация, когда они долгое время бьются над, казалось бы, неразрешимой проблемой – и вдруг в сознании возникает решение, или же вопрос, который раньше казался неясным, предстает в ясном свете и решается сам собой. Подобные случаи свидетельствуют о том, что в развитии астрального тела был достигнут прогресс, хотя физическое тело при этом остается восприимчивым лишь наполовину.

Бывают и такие случаи, когда физический мозг никак не реагирует, но человека могут посещать живые, исполненные смысла и связные сны; время от времени это происходит со многими людьми.

Лишь очень немногие люди озабочены тем, будет ли их физический мозг что-то помнить или нет, когда сами они находятся в астральном теле, причем девять из десяти человек не любят возвращаться в тело. Когда человек возвращается из астрального мира назад в физическое тело, у него возникает чувство, будто он заперт, будто его накрыли плотным, тяжелым одеялом. Радость жизни на астральном плане столь велика, что физическая жизнь в сравнении с ней вообще не воспринимается как жизнь. Многие относятся к этому ежедневному возвращению в физическое тело точно так же, как люди обычно относятся к необходимости ежедневно ходить на работу. Они вроде бы не выказывают напрямую нежелания делать это, но с удовольствием не делали бы, если бы их к этому не принуждали.

Когда речь идет о высокоразвитых и продвинутых людях, то у них мост между астральным и физическим мирами уже наведен и полностью наличествует непрерывное сознание между астральной и физической жизнями. Для таких людей жизнь перестает быть чередой дней, о которых они помнят, и ночей, которые сопровождаются забвением, и претворяется вместо этого в единое целое, которое длится год за годом в непрерывности сознания.

Человек, обычно не сохраняющий память о своей астральной жизни, сам того не желая, случайно – под влиянием несчастного случая, или во время болезни, или после выполнения определенных упражнений – может перебросить мост через пропасть, отделяющую астральное сознание от физического, и с этого момента и впредь его астральное сознание будет непрерывным, а память о жизни во сне – совершенной. Но прежде чем это случится, ему необходимо развить полное сознание в астральном теле. Внезапным бывает лишь срывание занавеса между астральным и физическим мирами, но не развитие самого астрального тела.

В результате развития человека его сновидческая жизнь может существенно измениться. Каждый импульс, посылаемый сознанием физическому мозгу, должен пройти через астральное тело, а поскольку астральная материя реагирует на мысленные вибрации гораздо лучше, чем на физическую материю, то и оказываемые на астральное тело воздействия будут, следовательно, гораздо сильнее. Поэтому, когда человек обучился ментальному контролю, то есть научился подчинять свой мозг, контролировать себя и думать, что и когда он хочет, в его астральной жизни произойдут соответствующие изменения; и если он перенесет воспоминания об этой жизни в физической мозг, его сновидения станут живыми, продолжительными, исполненными смысла и даже поучительными.

В целом можно сказать, что чем больше физический мозг упражняется по части удержания вибраций ментального тела, тем более доступным делается мост через пропасть между пробужденным и спящим сознанием. Поэтому назначение мозга – все больше и больше претворяться в инструмент человека, подчиняющийся импульсам его воли.

Сны, касающиеся обычных событий, не конфликтуют с астральной деятельностью, поскольку эти сны происходят в физическом мозге, пока истинный человек отсутствует и занимается другими делами. Для него не имеет никакого значения, чем именно занят физический мозг, если только сам он воздерживается от нежелательных мыслей.

Когда сновидение возникло, его течение, как правило, не меняется, зато жизнь во сне может опосредованным образом существенно контролироваться. Особенно важно, чтобы последняя мысль, перед тем как человек погрузится в сон, была благородной и возвышенной, поскольку именно она задает тот тон, который в общем и целом определяет природу последующего сновидения. Злобная и нечистая мысль привлекает злобные и нечистые воздействия и таких же существ, которые реагируют на умственную деятельность и астральное тело и склонны пробуждать низменные земные мысли.

Если человек по ту сторону погружается в сон с мыслями, обращенными на высокие, священные предметы, он будет автоматически привлекать к себе элементалы, созданные сходными устремлениями других людей, и, как следствие, его сновидения будут добрыми и чистыми.

Поскольку в этой книге мы главным образом рассматриваем астральное тело и феномены, тесно с ним связанные, нам нет необходимости давать исчерпывающее объяснение этой обширной темы – сновидческого сознания. Но для того чтобы указать надлежащее место той части жизни во сне, которое в ней занимает астральное тело, будет полезно вкратце обрисовать те основные факторы, которые участвуют в создании сна. Для детального изучения этого вопроса мы отсылаем учащегося к замечательной книге Ч.У. Ледбитера «Сны», откуда почерпнуты следующие факты.

Факторы, содействующие возникновению снов:

1. Низший физический мозг с его инфантильным полусознанием и привычкой выражать каждое воздействие образным языком.

2. Эфирная часть мозга, через которую протекает бесконечная череда несвязанных образов.

3. Астральное тело, вечно трепещущее от желаний и чувств.

4. Эго, или душа (в каузальном теле), которая может находиться в любом состоянии сознания – от полной бесчувственности до совершенного владения своими способностями.

Когда человек засыпает, его эго, или душа, как бы втягивается в себя и оставляет различные тела более свободными, чем обычно, предоставляя им действовать по своему усмотрению. Эти различные тела 1) гораздо более восприимчивы к влияниям извне, чем обычно; и 2) обладают каждое собственным весьма рудиментарным сознанием. В результате возникает более чем достаточное количество причин для снов, так же как и для обрывочных отражений в физическом мозге переживаний, испытываемых во сне другими телами.

Подобные обрывочные сны могут также вызываться: 1) чередой несвязанных образов и невозможностью их связной передачи, вызванной лишенной чувств, автоматической работой физического мозга; 2) потоком случайных мыслей, протекающих через астральную часть мозга; 3) никогда не утихающей волной земных желаний, проносящихся через астральное тело и вызываемых, вероятно, астральным влиянием; 4) несовершенной попыткой неразвитого эго все драматизировать; 5) смешением многих или всех этих влияний.

Мы вкратце опишем важнейшие элементы в каждом из этих видов сновидений.

1. Сон физического мозга. Когда эго, или душа, в период сна утрачивает свой контроль над мозгом, физическое тело сохраняет постоянное, хотя и неясное, сознание, а кроме того, обладает общей индивидуальной массой сознания, присущей всему физическому телу. Власть физического сознания над мозгом гораздо слабее, чем власть эго, или души, поэтому при отсутствии последней чисто физические изменения могут влиять на мозг в гораздо большей степени. Примерами таких изменений могут служить неравномерность кровообращения, плохое пищеварение, чувства тепла или холода и так далее.

Затуманенное физическое сознание обладает рядом определенных особенностей: 1) оно до известной степени автоматично; 2) оно, судя по всему, не в состоянии воспринять какую-либо мысль, если только та не облечена в форму, в которой она сама является действующим лицом, в результате чего все воздействия – как внешние, так и внутренние – мгновенно преобразуются в узнаваемые образы; 3) оно не может постичь абстрактные идеи или воспоминания как таковые, но мгновенно преобразует их в воображаемые представления; 4) каждое локальное направление мысли по сути становится буквальным переносом в пространстве, то есть случайно промелькнувшая мысль о Китае мгновенно создаст представление о том, что мы в Китае; 5) оно не способно оценивать последовательность, значимость или объективность истины в тех образах, которые возникают, воспринимает их все такими, как видит, и никогда не испытывает смущения по поводу происходящего, каким бы безрассудным или абсурдным это ни казалось; 6) оно подвержено принципу ассоциативности, поэтому образы, никак не связанные между собой за исключением того, что они отражают события, происшедшие во времени одно за другим, склонны смешиваться между собой, представая в виде безнадежной путаницы; 7) оно необычайно чувствительно к малейшему внешнему влиянию, например звуку или касанию, и 8) оно увеличивает и искажает их в совершенно немыслимой степени.

Физический мозг может, таким образом, создавать путаницу или даже чрезмерно все преувеличивать, чтобы объяснить феномены, происходящие во сне, – многие, но далеко не все.

2. Сон эфирного мозга. В период сна физического тела эфирный мозг по необходимости оказывается еще более чувствительным, чем в обычном состоянии пробужденного сознания. Пока ум активно действует, так что мозг в результате всецело занят делами, он практически невосприимчив к постоянному воздействию мыслей извне. Но в тот самый момент, когда мозг ничем не занят, его начинает наполнять бессвязный и хаотический поток мыслей. У большинства людей мысли, заполняющие мозг, в действительности вовсе не являются их собственными, а представляют собой обрывки мыслей, посылаемых другими людьми. В результате, особенно в мире сна, каждая посторонняя мимолетная мысль, встречающая в спящем мозге другую, ей родственную мысль, тут же вовлекается в общий поток и используется. Подобным образом возникает целая череда мыслей, которые в конце концов иссякают, после чего через мозг вновь проносится поток бессвязных, бесцельных мыслей.

Здесь следует обратить внимание на то, что на нынешнем этапе мировой эволюции вокруг человека, чей мозг неконтролируем и потому открыт всевозможным искушениям, несомненно, вращается больше плохих мыслей, нежели хороших, так что, обладай тот контролем над умом и мозгом, он вполне мог бы от них избавиться.

Хотя при содействии того или иного человека возможно изгнать эти мысленные потоки из эфирного мозга спящего, сам мозг, однако, не останется пассивным, но начнет медленно создавать и развивать образы на основе собственного запаса воспоминаний.

3. Астральные сны. Это всего лишь отклик физического мозга на происходящие во время сна физического тела астральные жизнь и деятельность, о которых уже было рассказано на предыдущих страницах. Если речь идет о достаточно развитом человеке, его астральное тело может без особого труда удаляться на значительные расстояния от физического тела и доставлять более или менее определенные впечатления о местах, которые оно посетило, или людях, которых встретило. Во всяком случае астральное тело, как уже было сказано, невероятно восприимчиво к любой мысли или любому представлению, исполненному желания и чувства, хотя тот вид желаний, на который оно реагирует быстрее всего, зависит, естественно, от уровня развития и чистоты астрального тела самого человека.

Астральное тело все время восприимчиво к влиянию проносящихся мимо мысленных потоков, но если ум контролирует их не очень активно, то оно постоянно воспринимает внешние раздражители и пылко реагирует на них. Во время сна оно подвержено еще более быстрому влиянию. Например, человек, который полностью изжил прежнюю физическую тягу к алкоголю и в пробужденном состоянии, возможно, даже испытывает прямое отвращение к нему, во сне часто может видеть, что он пьет и испытывает удовольствие от этого. Днем желания его астрального тела будут контролироваться волей, но когда астральное тело освобождается в период сна, оно в какой-то мере избавляется из-под влияния эго, или души, и старые привычки вновь берут над ним верх, заставляя реагировать на астральные влияния извне. Такого рода сны достаточно типичны для многих людей, серьезно стремящихся подчинить природу своих желаний волевому контролю.

Может случиться и так, что человек в прошлой жизни много пил и по-прежнему имеет в астральном теле материю, которая привлекается вибрациями, созданными в постоянном атоме привычкой к пьянству. Хотя эта материя в нынешней жизни никак не проявлена, во время сна, когда контроль со стороны эго ослаблен, она может, однако, реагировать на внешние вибрации алкоголя, и поэтому человеку снится, что он пьет. Если он понимает причину подобных снов, ему не стоит беспокоиться. Однако этот сон следует принять как предостережение, что такая возможность все еще существует и тяга к алкоголю может проснуться вновь.

4. Сны эго, или души. Природа астрального тела во многом изменяется по мере того, как оно развивается, а у эго, или истинного человека, который в нем обитает, эти изменения еще больше. Когда астральное тело представляет собой всего лишь зыбкую туманность, эго, или душа, спит практически столько же времени, сколько и физическое тело, и совершенно глухо к воздействию с высших планов. И даже если та или иная идея или мысль оттуда его достигнет, оно не сможет передать впечатление физическому мозгу, поскольку очень слабо контролирует свои низшие тела или вообще их не контролирует.

Спящий человек может находиться на любой стадии между полным забытьем и полным астральным сознанием, но, как уже говорилось выше, при этом не нужно забывать, что, хотя на высших планах он может испытывать много важных переживаний, его эго, или душа, тем не менее не в состоянии передавать их мозгу, так что у него не сохраняется никакой физической памяти об этом или сохраняется лишь очень искаженное воспоминание.

Наиболее важные свойства сознания эго и переживаемых им событий – не важно, помнит ли их мозг или нет, – следующие:

1) Восприятие времени и пространства у эго настолько отличаются от того, что свойственно ему в пробужденном состоянии, что время и пространство для него словно не существуют. Есть много случаев, когда эго в считанные мгновения, – как это обычно ощущается человеком, – может пережить нечто, что происходит в течение многих лет: событие за событием разворачиваются перед ним во всех деталях.

2) Эго, или душа, склонно к мгновенной драматизации события. Так, например, физический звук или прикосновение могут быть восприняты эго – не через обычную нервную систему, а прямо – на долю секунду раньше, чем они достигнут физического мозга. Этой доли секунды для эго вполне достаточно, чтобы разыграть своего рода драму или череду сцен, которые предшествуют этому звуку или прикосновению и завершаются тем, что они пробуждают физическое тело. Мозг смешивает сон и реальное событие и затем внушает себе, что действительно пережил эти события, происшедшие во сне.

Видимо, эта способность или привычка является специфической особенностью эго, которое в духовном отношении относительно неразвито. По мере развития оно отбрасывает излюбленную ложь детства. Человек, достигший уровня непрерывного сознания, настолько поглощен работой на высших планах, что перестает тратить энергию на подобную сценографию, и в результате эти сны ему больше не снятся.

3) Эго, или душа, в какой-то степени также наделено способностью к предвидению и потому иногда в состоянии предвидеть события, которые произойдут или, вернее, которые могут произойти, если не будут предприняты шаги к тому, чтобы этому воспрепятствовать, и даже способно запечатлеть их в физическом мозге. В некоторых случаях человек откликается на данное предупреждение и предпринимает необходимые меры, тем самым несколько изменяя предполагаемый результат или же полностью его предотвращая.

Когда эго, или душа, во время сна находится вне тела, оно, несомненно, склонно мыслить символами, то есть мысль или идея, для выражения которой потребовалось бы много слов, полностью передается сознанию человека простым символическим образом. Если такая мысль-символ отпечатается в мозге и всплывет в памяти в пробужденном состоянии, мыслеразум сам сможет перевести ее в слова; с другой стороны, она также может возникнуть в памяти просто как непереводимый символ, что приведет к недоразумению. Видимо, в снах подобного рода у каждого человека есть свой собственный язык символов: вода, например, может означать, что приближается трудный период, а жемчуг может быть символом слез и так далее.

Если человек хочет, чтобы его сны были полезны (хочет, например, в пробужденном состоянии обратить на пользу то, чему учится его эго во время сна), то ему необходимо предпринять некоторые шаги, прежде чем он сможет достичь этого результата.

Прежде всего очень важно, чтобы он в обычном пробужденном состоянии обладал устойчивым концентрированным мышлением. Человек, обладающий абсолютным контролем над всеми своими чувствами, точно знает, о чем он думает и почему; он также обнаружит, что мозг, привыкший прислушиваться к откровениям эго, будет оставаться бездеятельным, когда им не пользуются, и будет отказываться воспринимать случайные потоки из окружающего мысленного океана или реагировать на них. Более чем вероятно, что такой человек будет восприимчив к влияниям с высших планов. И будет наделен более глубоким пониманием и более здравым суждением, нежели те, которых он когда-либо смог бы достичь на физическом плане.

Нет нужды добавлять, что этот человек также должен быть абсолютным господином над самой ничтожной из всех своих низменных страстей.

Благодаря самому обычному действию человек может удалить из эфирного мозга тот мысленный поток, который давит на него извне. Ложась спать, он должен визуализировать свою ауру и изъявить сильное желание, чтобы ее внешняя оболочка стала прочной скорлупой, которая защитит его от внешних влияний. Материя ауры подчинится его мысли и образует скорлупу. Этот шаг невероятно важен для достижения желаемого состояния.

Выше уже упоминалось о том, как важно, чтобы последняя мысль перед тем, как человек уснет, была направлена на высокие и благородные вещи; это должен регулярно проделывать каждый, кто желает взять под контроль свои сны.

Здесь, возможно, будет полезно привести индуистские понятия для этих четырех стадий:

Джаграт – состояние обычного пробужденного сознания.

Свапна – сновидческое сознание, действующее в астральном теле и способное запечатлеть в мозге свои переживания.

Сушупти – сознание, действующее в ментальном теле и не способное запечатлеть в мозге свои переживания.

Турия – состояние транса, когда сознание действует в буддхическом теле и так долго отделено от мозга, что не может быть быстро возвращено назад с помощью внешних средств.

Эти понятия, однако, выступают как довольно относительные и могут варьироваться в зависимости от контекста. Так, например, одно из толкований джаграта связывает между собой физические и астральные планы – семь подотделов, которые соответствуют четырем состояниям физической материи и трем большим подпланам астральной материи.

За дальнейшими объяснениями мы отсылаем учащегося к книге А. Безант «Введение в йогу» (стр. 16) и к ее же книге «Исследование сознания», где пробужденному сознанию дается следующее определение: это та часть общего сознания, которая действует через внешние тела.

Глава 11. Непрерывность сознания

Как мы видим, чтобы научиться переходить из одного тела в другое – из физического в астральное и обратно, – сохраняя непрерывное сознание, необходимо совершенствовать связь между этими телами. Большинство людей ничего не знает об этих связях или связках: они не активизированы и находятся в состоянии, которое напоминает состояние рудиментарных органов физического тела. Их необходимо развивать посредством их использования, а чтобы заставить их функционировать, человек должен направлять на них свое внимание и задействовать свою волю. Это освободит кундалини и даст ей нужное направление; но если перед этим не будет проведена тщательная очистка тел, кундалини превратится в разрушительную, а не оживляющую энергию. Поэтому все оккультные наставники настаивают на необходимости очищения, перед тем как приступать к выполнению настоящей йоги.

Когда человек для оживления этих связей научится принимать помощь, такая помощь неизбежно будет ему дана со стороны тех, кто использует любую возможность для оказания ее серьезному и бескорыстному стремящемуся. В один прекрасный день человек обнаружит, что он в состоянии бодрствования способен покидать тело, причем без обрыва сознания, как обнаружит и то, что он совершенно свободен. Благодаря тренировке переход из одного тела в другое станет хорошо знакомым и легким делом. Благодаря развитию связей будет выстроен мост через пропасть, отделяющую физическое сознание от астрального, так что налицо будет непрерывность самого сознания.

Учащийся должен научиться не только правильно видеть астральный план, но и переводить реальные воспоминания об увиденном из астрального мозга в мозг физический; а для того чтобы помочь себе в этом, он должен совершенствовать свое умение без обрыва переводить сознание с физического плана на астральный и ментальный планы, а затем обратно; ибо, если этого не сделать, всегда будет опасность, что его воспоминания будут частично утеряны или рассеяны при прохождении того пустого промежутка, который разделяет периоды нахождения в сознании на разных планах. Когда будет достигнуто умение сохранять непрерывное сознание в течение всего этого процесса, ученик получит преимущество использовать все астральные способности не только тогда, когда он во время сна или транса пребывает вне тела, но и в состоянии полностью пробужденного сознания в обычной физической жизни.

Для того чтобы пробужденное физическое сознание могло вместить сознание астральное, необходимо, чтобы гипофиз был гораздо более развит, а четвертая спираль атомов – совершенна.

Помимо метода переноса сознания с одного подплана на другой на том же плане (например, с астрального атомического на низший ментальный подплан) есть также еще одна линия связи, которую мы называем кратчайшим атомическим путем.

Если мы представим себе атомические подпланы астрального, ментального и так далее планов выстроенными друг за другом вдоль стержня, то другие подпланы в этом случае будут словно свисать с него прядями подобно нити, свободно намотанной на стержень. Ясно, что при переходе с одного атомического плана на другой можно срезать путь вдоль стержня, минуя пряди, точно так же как можно двигаться вверх и вниз через висящие пряди, которые символизируют низшие подпланы.

Есть также третья возможность, связанная с отношениями наших планов с космическими планами, но эта тема слишком сложна для понимания, чтобы рассматривать ее в этой книге, чье содержание посвящено исключительно астральному плану и его феноменам.

Естественно, самого по себе достижения непрерывности сознания при переходе с физического на астральный план будет совершенно недостаточно для того, чтобы обрести воспоминание о прошлых жизнях. Чтобы достичь этого, требуется гораздо более высокий уровень развития, в который здесь нет необходимости вникать.

Человек, обретший полное господство над астральным телом, может, естественно, покидать физическое тело, посещать отдаленные места и так далее не только во время сна, но и в любое время, которое сочтет удобным[5].

Медиумы и чувствительные люди, когда они входят в транс, бессознательно проецируют свои астральные тела, но когда они выходят из транса, их мозг, как правило, не сохраняет никаких воспоминаний о пережитом. Тренированные учащиеся в состоянии сознательно проецировать свои астральные тела и возвращаться назад, сохраняя полное и подробное воспоминание о полученных впечатлениях.

Проецируемое подобным образом астральное тело могут видеть высокочувствительные люди или люди, временно находящиеся в необычном нервном состоянии. Известно много случаев астрального явления людей, находившихся на смертном одре, в час смерти, когда приближавшееся растворение делало их способными на этот феномен, несмотря на то что в другое время они были не в состоянии проделать что-либо подобное. Высвобождение астрального тела также вызывается и многими заболеваниями. Условием для таких астральных путешествий является полная недееспособность физического тела.

Человек может, если он знает, как за это взяться, немного уплотнить свое астральное тело, насыщая его частицами физической материи из окружающей атмосферы и таким образом «материализуясь» в мере, достаточной для того, чтобы стать физически видимым. Этим объясняются многие случаи явления «призраков» или «видений», когда отсутствующий на физическом плане человек вдруг предстает перед друзьями, наделенными обычным физическом зрением.

Глава 12. Смерть и элементал желания

Во время смерти сознание покидает плотное физическое тело и на короткое время – как правило, на несколько часов – переносится в эфирный двойник, а затем – в астральное тело.

Таким образом, смерть – это процесс освобождения или выхода из оболочки. Эго, или душа, эта бессмертная часть человека, одно за другим сбрасывает с себя «одеяния»: сначала плотное физическое, затем эфирный дуплет, а позже, как мы увидим, и эфирное тело тоже.

Практически во всех случаях смерть, безусловно, представляет собой совершенно безболезненный процесс, даже после длительной болезни, сопряженной с ужасными страданиями. Безмятежное выражение на лице усопшего – лучшее доказательство этих слов, что подтверждается и прямыми свидетельствами большинства людей, которых спрашивали об этом сразу после смерти.

Непосредственно в момент смерти, даже если смерть наступила внезапно, человек видит всю свою прежнюю жизнь, которая разворачивается перед ним в мельчайших подробностях. В один миг он видит всю череду причин, которая действовала на протяжении его жизни; он видит и осознает себя именно таким, каков он в действительности, без прикрас и самообмана. Он обозревает свою жизнь, как зритель, который смотрит с возвышенности на арену, которую он только что покинул.

Сразу же после смерти физическое сознание, как правило, переходит в сновидческое и пребывает в состоянии умиротворения. Правда, случается и период полной бессознательности, который в одних случаях может длиться лишь мгновение, в других – несколько часов, а в третьих – несколько дней и даже недель.

Естественное притяжение, существующее между астральным двойником и физическим телом, по природе таково, что после смерти астральный двойник, чисто в силу привычки, сохраняет привычную для себя форму. Принимая во внимание тот факт, что мысль очень быстро формирует астральную материю, неудивительно, что человек после смерти меняет свою внешность на более моложавую, поскольку обычно представляет себя более молодым, нежели был в момент смерти.

В большинстве случаев после смерти в структуре астрального тела очень быстро происходят важные изменения, вызванные элементалом желания. Большая часть материи астрального тела состоит из элементальной эссенции, которая представляет собой живую субстанцию, лишенную, однако, разума. В одно мгновение эта эссенция отрывается об общей массы астральной субстанции, а затем слепо и инстинктивно начинает стремиться к своей цели, выказывая немалые хитрость и сноровку в достижении своих желаний ради того, чтобы ускорить свою эволюцию.

Для нее эволюция заключается в том, чтобы облечься в материю, а ее цель – стать минеральной монадой. Поэтому ее стремление в жизни – насколько можно больше приблизиться к физическому плану, чтобы познать как можно больше грубых вибраций. Она не знает, да и не может ничего знать о том человеке, в астральном теле которого она какое-то время живет. Она лишь желает обезопасить свою жизнь и чувствует, что добиться этого может лишь с помощью человека; ей ведом низший ментальный ум человека, и она понимает, что чем больше ментальной материи сможет к себе привлечь, тем дольше будет длиться ее астральная жизнь.

После смерти физического тела астральная материя человека организуется в концентрические круги, или оболочки, обращенные более грубой стороной наружу, поскольку ей ведомо, что срок ее астральной жизни ограничен и рано или поздно наступит астральная смерть; поэтому она и пытается таким образом продлить жизнь астрального тела сколь возможно долго. С точки зрения элементала желания, самая грубая материя является наиболее жизнестойкой и лучше всего противостоит трению.

Реорганизованное астральное тело называется ятана, или тело страданий. Если речь идет об очень плохом человеке, в чьем астральном теле наличествует переизбыток грубой материи, то оно называется дхрувам, или сильным телом.

Перестройка, или реорганизация, астрального тела совершается на поверхности того, что соответствует физическому телу, а не на поверхности яйцевидной формы, которая его окружает.

Следствием этого является то, что свободная полная циркуляция астральной материи, как это обычно происходит в астральном теле, нарушается. Отсюда следует, что человек способен реагировать лишь на вибрации, которые воспринимаются внешней поверхностью его астрального тела. После чего он, так сказать, замыкается в каркасе из астральной материи и может видеть и слышать только то, что происходит на самом низшем и самом грубом плане.

Хотя он живет под прямым воздействием и посреди прекрасных мыслеформ, он практически не подозревает об их существовании, поскольку частицы его астрального тела, которые должны реагировать на эти вибрации, «заперты» внутри и к ним невозможно пробиться. Поскольку же он вследствие этого способен воспринимать лишь самую грубую материю астральных тел других людей и поскольку сам он совершенно не сознает своей ограниченности, то считает, что не он, а именно тот человек, которого он видит, обладает неприятными свойствами, ибо только их он и способен воспринимать.

Из-за того, что он может видеть и ощущать лишь все самое грубое и низкое, окружающие люди кажутся ему моральными извращенцами и уродами. В подобных условиях нет ничего удивительного в том, что он воспринимает астральный мир как ад.

Перестройка астрального тела элементалом желания некоторым образом влияет на отзывчивость формы внутри овала, хотя происходящие естественные изменения в общем и целом служат тому, чтобы со временем ослабить эту форму и сделать ее внешне более духовной, – по причинам, о которых будет сказано ниже.

С течением времени внешняя оболочка, или кольцо, растворяется, и человек в этом случае оказывается способен реагировать на вибрации следующего, более высокого уровня, то есть «восходит» таким образом на следующий подплан, а затем дальше – с одного подплана на другой. Время пребывания на каждом подплане будет, естественно, зависеть от количества и активности материи его астрального тела, соответствующих этому подплану.

Когда мы говорим о том, что человек «восходит» с одного подплана на другой, это не означает, что ему необходимо перемещаться в пространстве; скорее он переводит свое сознание с одного уровня на другой. Если же речь идет о человеке с реорганизованным астральным телом, то в этом случае фокус его сознания перемещается с внешней оболочки к другой, внутренней. Таким образом, этот человек теряет способность реагировать на вибрации одного типа материи и вместо этого откликается на материю более высоких уровней, при этом один мир с его сценами и обитателями медленно исчезает из его поля зрения, а другой мир так же медленно проступает перед его глазами.

Поскольку скорлупа, как правило, растворяется постепенно, человек обнаруживает, что «двойники» физических предметов все более и более окутываются туманом, в то время как мыслеформы все более и более оживают. Если он в ходе этого процесса встретит другого человека, то сразу же отметит, что характер у того все более улучшается – просто потому, что сам он теперь способен воспринимать и оценивать более высокие вибрации этого характера. В действительности процесс перестройки астрального тела постоянно влияет на истинную и правдивую оценку его друзей на всех уровнях астральной жизни.

Человек может воспрепятствовать этому процессу перестройки астрального тела, если устремит на это всю свою волю; в сущности, каждый, кому ведомо это состояние на астральном плане, должен постараться лишить элементал желания возможности перестраиваться. В этом случае частицы астрального тела будут перемешаны так же, как это происходит в земной жизни, и человек, вместо того чтобы ограничивать поле своего видения, сводя его лишь к одному подплану, будет свободным на всех подпланах, соответствующих строению его астрального тела.

Полусознательный элементал, которому странным образом тоже ведом страх, будет стремиться передать свой страх тому человеку, который пытается помешать ему перестраиваться или заставляет отказаться от этого. В этом одна из причин того, почему так полезно еще до смерти иметь представление об этом предмете.

Если реорганизация, или перестройка, скорлупы уже завершена, то из этого состояния человека может вывести другой человек – тот, который желает помочь ему и таким образом дать ему свободу действовать на всем астральном плане, вместо того чтобы ограничиваться лишь одним уровнем.

Глава 13. Жизнь после смерти: принципы

Уже не раз подчеркивалось и подчеркивается вновь, что нет ничего такого, что указывало бы на то, что с человеком в момент смерти происходят неожиданные изменения; наоборот, он и после смерти остается в точности таким же, каким был до нее, за исключением того, что у нет больше нет физического тела. У него тот же интеллект, тот же образ мышления, те же добродетели и пороки; потеря физического тела делает его другим человеком не более, чем если бы он снял с себя пальто. Более того, те состояния, в которых он находится, он сам и создал. Нет никаких вознаграждения и наказания, есть лишь результат того, что он делал, говорил, думал, пока жил в физическом мире.

По мере углубления в тему и исследование астральной жизни после смерти мы увидим, что реальные факты с довольно большой точностью соответствуют католическим терминам «чистилище»и «Гадес» – подземный мир греков.

Поэтическая мысль о смерти как о полном исчезновении – бессмысленна; она порождена невежеством и неразумностью, ибо, как сказано выше, в большинстве случаев потеря физического тела нисколько не сказывается ни на характере человека, ни на его интеллекте, поэтому и среди так называемых мертвых наблюдается такое же множество различных вариаций разумности, как и среди живых.

Это самый первый и самый важный факт, который необходимо понять: после смерти нет никакой новой, чуждой жизни; есть лишь продолжение жизни, прожитой на физическом плане, но просто в изменившихся условиях.

Порой сходство между ними таково, что, когда человек после физический смерти попадает на астральный план, он далеко не всегда понимает, что умер. И даже когда он признает, что именно это с ним и случилось, он вначале не всегда понимает, сколь существенно астральный мир отличается от физического.

В некоторых случаях люди расценивают то обстоятельство, что они по-прежнему пребывают в сознании, как неоспоримое доказательство того, что они не умерли; и это несмотря на всю их столь достохвальную веру в бессмертие души!

Если человек никогда до этого не слышал о жизни на астральном плане, то он, несомненно, будет более или менее растерян, оказавшись в совершенно неожиданных обстоятельствах. В конце концов он их приемлет, хотя так и не понимает, полагая, что они просто неизбежны и неотвратимы.

Когда он немного освоится в этих новых мирах, то при первом осмотре он увидит очень мало различий, и ему будет казаться, что он видит тот же самый мир, что и раньше. Как мы уже знаем, любой уровень физической материи притягивает к себе соответствующий уровень астральной материи. Поэтому если мы представим, что физический мир прекратил существовать таким, как он есть, без всяких изменений, то в нашем распоряжении по-прежнему будет его совершенная копия в астральной материи. Следовательно, человек на астральном плане будет все так же видеть стены, предметы мебели, людей и так далее, к которым он привык, воссозданными столь же ясно, как и всегда, в самых плотных уровнях астральной материи. Если же он попробует более внимательно исследовать эти предметы, то заметит, что все частицы находятся в движении и отчетливо видны, вместо того чтобы быть невидимыми, как на физическом плане. Но поскольку лишь очень немногие люди предпринимают подобное исследование, то умерший человек вначале даже не подозревает, что с ним произошли какие-то изменения. Поэтому очень многие люди – особенно в западных странах – с трудом верят в то, что они умерли, и только потому, что они по-прежнему видят, слышат, чувствуют и мыслят. Однако случившееся мало-помалу будет доходить до их сознания, по мере того как они начнут обнаруживать, что, несмотря на то что они могут видеть своих друзей, они не всегда могут общаться с ними. Иногда они обращаются к друзьям, но те не слышат; они пытаются дотронуться до них и обнаруживают, что это не производит на них ни малейшего впечатления. Но даже в этих случаях человек на какое-то время может убедить себя в том, что он просто спит и видит сон, ибо в другое время, когда спят его друзья, они, как и прежде, сознают его присутствие и, как и прежде, разговаривают с ним.

Так постепенно человек начинает осознавать разницу между своей нынешней жизнью и той, которой он жил в физическом мире. Он вскоре обнаруживает, например, что всякая боль и усталость полностью исчезли. Он обнаруживает, что желания и мысли в астральном мире выражаются в зримых формах, хотя в большинстве случаев и скомпонованы из тонкой материи этого плана. И по мере того как жизнь идет дальше, он все более и более прогрессирует.

Хотя человек на астральном плане, как правило, не видит физические тела своих друзей, он, однако, может видеть их астральные тела и, как следствие, знает об их чувствах и душевных движениях. Пусть он не способен в деталях следить за событиями их физической жизни, зато он сразу же распознает чувства, такие, как любовь или ненависть, ревность или зависть, поскольку те выражаются через астральные тела друзей.

Хотя живущие часто считают, что им «так не хватает» усопшего, самим «усопшим» ни на секунду не владеет чувство, что ему не хватает живущих.

В действительности человек, живущий после смерти в своем астральном теле, гораздо быстрее и в гораздо большей мере, нежели когда он жил на земле, подвержен влиянию чувств своих друзей, оставшихся в физическом мире, поскольку у него больше нет физического тела, чтобы заглушать свои чувства.

Человек на астральном плане обычно не видит всю астральную копию предмета, но лишь ту его часть, которая относится к подплану, на котором он сам в данное время находится.

Более того, он не всегда предельно точно распознает астральную копию самого физического предмета, даже когда ее видит. Прежде чем он начнет ясно распознавать предметы, нужно, как правило, набраться изрядного опыта, поэтому каждая предпринимаемая им попытка разобраться в вещах и навести порядок характеризуется сомнением и неуверенностью. Примеры этого часто можно видеть в домах, где поселился полтергейст, где бросаются камнями или наблюдаются слабые и беспорядочные перемещения физических предметов.

Поскольку человек на астральном плане часто не понимает того, что он избавлен от необходимости работать, чтобы добывать хлеб насущный, от необходимости есть, спать и так далее, он и после смерти продолжает готовить пищу и есть – процесс, полностью созданный его воображением; иногда он даже строит для себя дом, где намеревается жить. Известен случай, когда человек камень за камнем строил для себя дом, причем каждый камень был создан его собственной мыслью. Естественно, что при том же объеме работы он мог бы выстроить за раз весь дом. В конце концов до него дошло, что поскольку камни были совершенно невесомы, то, видимо, здешние условия отличаются от тех, при которых ему доводилось работать в физической жизни, и это заставило его провести более тщательное расследование.

Подобным же образом человек, для которого состояние астральной жизни является чем-то новым, продолжает входить в комнату и выходить из нее через окно или дверь, не сознавая, что с тем же успехом мог бы проходить через стену. По той же причине он, вероятно, ходит по земле, хотя с таким же успехом мог бы летать по воздуху.

Человек, который благодаря чтению книг или каким-то другим образом еще во время земной жизни приобрел знание об условиях астральной жизни, попадает после смерти на более или менее знакомую территорию и в результате не сомневается по поводу того, что ему с собой делать.

Даже разумное восприятие человеком оккультного учения по этой теме дает ему, с точки зрения опыта, большое преимущество после смерти, да и знание об условиях жизни на астральном плане тоже является существенным преимуществом, пусть даже сам человек склонен рассматривать подобное учение как одну из многочисленных гипотез и никак ему не следует. Что касается других людей, которым еще не посчастливилось приобщиться к знанию об астральном мире, то им лучше всего пересмотреть свою нынешнюю позицию, стараясь наблюдать за природой жизни, которая разворачивается перед ними, и беря из нее все самое лучшее. Кроме того, для них будет полезно попросить совета по этому поводу у одного из своих более искушенных в жизни друзей.

Описанные выше состояния жизни составляют камалоку – обитель камы, или желания, – «преддверие небес», или лимб теологов-схоластиков. Обычно камалока – это область, населенная разумными и полуразумными существами, место, прямо-таки кишащее различными типами и формами живых субстанций, различающимися настолько, насколько травинка отличается от тигра, а тигр – от человека, поскольку, разумеется, здесь рядом с умершими человеческими существами живут и многие другие существа (см. главы 19–21). Камалока пронизывает физический мир, а тот пронизывает камалоку, но поскольку состояния материи в этих двух мирах различны, то они существуют рядом, и существа в каждом из этих миров не знают о существовании других. Лишь при необычных обстоятельствах обитатели одного мира могут узнать о существовании обитателей другого мира.

Таким образом, камалока – это не какое-то особое место; оно отделено от остального астрального плана лишь уровнем сознания существ, обитающих в нем. Эти существа суть люди, которые избавились от своих плотных эфирных тел, но еще не освободились от камы, которая суть природа их страстей и желаний. Это состояние также называется преталока; прета – это человеческое существо, которое покинуло свое физическое тело, но все еще обременено качествами животной натуры.

Стадия камалоки существует на каждом из подпланов астрального плана.

Многие умершие вначале пребывают в состоянии полной невменяемости, тогда как другие – в состоянии подлинного страха. Когда они встречаются с мыслеформами, которые они сами и им подобные создавали в течение столетий – мысли о дьяволе, о гневном и жестоком боге и вечном наказании, – они часто вынуждены прозябать в жалком состоянии страха и проводят долгие периоды времени в состоянии мучительных ментальных страданий, прежде чем оказываются способны избавиться от пагубного влияния этих глупых и ложных понятий.

Пожалуй, будет нелишне упомянуть, что столь искаженные формы эта страшное зло принимает лишь в воображении так называемых мирян-протестантов. Бытующие в Римско-католической церкви представления о чистилище довольно близки к истине и больше всего соответствуют понятию «астральный план»; во всяком случае, ее благочестивые приверженцы лучше других понимают, что состояние, в котором они оказываются сразу после смерти, временно и что их задача – посредством напряженных духовных устремлений постараться как можно быстрее выйти из него, да и любое страдание, через которое им приходится пройти, они воспринимают как необходимое средство шлифовки несовершенных качеств своего характера, без чего они не смогут взойти к более высоким и светлым сферам.

Мы видим, что, хотя религия внушила людям некоторые идеи о том, что именно их ждет после смерти и какова на деле жизнь на астральном плане, в большинстве случаев всего этого не происходит. Поэтому необходимы более подробные объяснения по поводу того нового мира, где они оказываются. Пока же дело обстоит таким образом, что после смерти – точно так же как и до нее – лишь очень немногие обретают разумное понимание фактов эволюции и, понимая свою позицию, знают, как можно наилучшим образом распорядиться ею. Сегодня существует большое число людей, и «живых» и «мертвых», занятых опекой и помощью тем, кто умер в неведении относительно истинной природы жизни после смерти (см. главу 28 «Невидимые помощники»). К сожалению, эти несведущие как на астральном, так и на физическом плане редко выказывают готовность воспользоваться советом и примером мудрых и извлечь из них пользу для себя.

Для человека, который еще до смерти ознакомился с условиями жизни на астральном плане, одной из приятнейших особенностей этой жизни является то, что он избавлен от необходимости есть и пить, чтó так обременяет в физической жизни. На астральном плане человек по-настоящему свободен делать все, что ему нравится, и использовать свое время как он хочет.

Уже указывалось на то, что физически умерший человек постоянно возвращается к самому себе. Весь процесс жизни и смерти можно сравнить с эллипсом, или овалом, у которого лишь самая нижняя часть проходит через физический мир. В начальной фазе этого цикла эго, или душа, все больше и больше закутывается в материю; центральной точкой этой кривой является середина физической жизни, а именно тот момент, когда эго, или душа, использовало свою внешнюю силу и достигло поворотного пункта, чтобы начать долгий процесс возвращения к исходной точке.

Таким образом, каждая физическая инкарнация может рассматриваться как путешествие эго из своей обители, которой является высшая сфера ментального плана, в низшие планы жизни. Эго высылает вовне дживу (связанную с землей часть души) как своего рода капиталовложение и ждет, когда этот капитал будет возвращен назад, увеличенный за счет опыта, который позволил развить новые качества.

Та часть жизни, которая проводится на астральном плане, как раз приходится на период возвращения к эго, или душе. В последний период физической жизни человек должен все меньше и меньше устремлять свои мысли и интересы на чисто физическую материю, и сходным образом во время астральной жизни он должен выказывать все меньший и меньший интерес к низшей астральной материи, из которой состоят копии физических предметов, и вместо этого устремлять внимание на более высокие материи, из которых сотканы формы желания и мысли. Здесь важно не то, что он меняет свое местонахождение в пространстве (хотя в какой-то мере это верно; см. главу 14), сколько то, что он смещает фокус своих интересов. Поэтому через какое-то время копия того физического мира, который он покинул, исчезает из поля его зрения и его жизнь все больше и больше становится жизнью в мире мысли. Однако желания и чувства по-прежнему остаются при нем, а поскольку астральная материя с невероятной легкостью подчиняется его желаниям и мыслям, то в результате окружающие его формы по большей части являются выражением его собственных чувств, природа которых главным образом и определяет, будет ли его жизнь счастливой или несчастной.

Хотя в этой книге не рассматривается та часть жизни после смерти, которую человек проводит в «небесном мире», то есть на ментальном плане, однако, чтобы понять, что происходит с астральным телом на астральном плане, желательно помнить, что астральная жизнь – это в основном лишь временная стадия общего цикла жизни и смерти, так сказать, подготовка к жизни на ментальном плане.

Как мы видим, вскоре после физической смерти астральное тело становится свободным; с точки зрения сознания, освобождается не что иное, как принцип кама–манас. После чего низший манас тоже мало-помалу освобождается, если только не повязан неотвратимой кармой, и забирает с собой ту часть своего опыта, которая пригодна для включения в высшее ментальное тело.

Та же часть низшего манаса, которая все еще пропитана камой, снабжает астральное тело несколько сбивчивым сознанием – обрывочной памятью о событиях той жизни, которая только что завершилась. Если чувства и страсти сильны, а ментальное тело слабо, астральное тело получит большой приток энергии и будет оставаться на астральном плане достаточно много времени. Оно также будет наделено изрядной долей сознания, что обусловлено наличием находящейся в нем ментальной материи. Если же, с другой стороны, только что закончившаяся земная жизнь в большей мере характеризовалась мысленной деятельностью и чистотой, нежели страстями, то астральному телу будет недоставать энергии; оно будет лишь жалким подобием человека, а потому относительно быстро растворится.

Глава 14. Жизнь после смерти: частности

При рассмотрении условий астральной жизни человека необходимо принять во внимание два важных фактора:1) продолжительность времени, которое он проводит на каждом из подпланов, и 2) количество сознания на нем.

Продолжительность времени зависит от той материи, из которой он сформировал свое астральное тело в процессе земной жизни. В силу необходимости он будет пребывать на определенном подплане до тех пор, пока соответствующая ему материя не исчезнет из его астрального тела.

Мы уже видели, что качество астрального тела, которое он сам сформировал в процессе физической жизни, напрямую определяется его страстями, желаниями и чувствами и косвенно – его мыслями, так же как и привычками, касающимися еды, питья, чистоты, самообладания и так далее. Грубое и тяжелое астральное тело, явившееся результатом грубой и необузданной жизни, будет причиной того, что человек сможет реагировать лишь на низкие астральные вибрации, и после смерти он обнаружит, что надолго привязан к астральному плану из-за медленного процесса разложения астрального тела.

С другой стороны, утонченное астральное тело, сформированное нравственно-чистой жизнью, позволит человеку реагировать не на низкие и грубые вибрации, а лишь на высшие влияния, вследствие чего он испытает гораздо меньше беспокойств в посмертной жизни и его эволюция будет продвигаться быстро и легко.

Количество сознания зависит от того, в какой мере он оживлял и использовал материю данного подплана в своей физической жизни.

Если человек в ходе физической жизни поткал своей животной натуре и шел у нее на поводу, если он игнорировал интеллектуальную и духовную сторону и никак ее не развивал, тогда срок жизни его астрального тела, или тела желаний, после физической смерти будет долгим.

С другой стороны, если желания в процессе земной жизни были взяты под контроль и обузданы, если он очистился и упражнялся в служении высшей природе, тогда в его астральном теле будет очень немного энергии, и оно быстро истончится и разложится.

Однако обычный человек до самой смерти так и не освобождается от всех низменных желаний, в результате чего его более или менее осознанное пребывание на различных подпланах астрального плана займет много времени, пока энергии, которые он в себе развил, не пробьются сами наружу и не освободят таким образом его высшее эго.

Общий принцип здесь тот, что, когда астральное тело исчерпает все свои привязанности на каком-то одном уровне, большая часть составляющих его грубых частиц сама собой отпадает, и оно оказывается «родственным» более высокой стадии существования. Присущая ему сила тяжести, так сказать, уменьшается, так что оно может постоянно подниматься от более плотных к более разреженным слоям, приостанавливаясь на какое-то время лишь тогда, когда оказывается полностью сбалансированным.

Пребывание на конкретном подплане астрального мира означает, что человек развил чувствительность в тех частицах астрального тела, которые соотносятся с этим подпланом. А совершенное видение на астральном плане означает, что он развил чувствительность во всех частицах астрального тела, так что все подпланы одновременно становятся видимы.

Человек, живший чистой и праведной жизнью, человек, чьи самые сильные чувства и устремления были бескорыстными и исполненными духовности, не будет чувствовать никакого притяжения со стороны астрального плана и, будучи предоставлен самому себе, не обнаружит здесь чего-то такого, что привязывало бы его к этому плану или побуждало его к деятельности даже во время относительно короткого периода пребывания на нем. Его земные страсти были обузданы во время физической жизни, а сила воли была устремлена на высшие каналы, поэтому все низменные желания, которые необходимо переработать на астральном плане, будут обладать очень малым запасом энергии. В результате его пребывание здесь будет коротким, и весьма вероятно, что то половинчатое сознание, которым он будет наделен, будет по большей части сновидческим до тех пор, пока он не погрузится в сон, во время которого его высшие принципы в конечном итоге высвободятся из астрального тела и вступят в благословенную жизнь в небесном мире.

Выражаясь более техническим языком, в процессе физической жизни манас очистил каму, с которой был смешан, так что от камы после смерти остался лишь очень легкий покров, который восходящая ввысь душа может легко с себя сбросить.

Возможно, что астральное тело человека под влиянием предыдущих инкарнаций по-прежнему сохраняет в себе изрядную долю астральной материи. Несмотря на то что человек, возможно, воспитывался на добродетелях, жил в соответствии с ними и никогда не оживлял свою грубую материю и несмотря на то что большая ее часть отпала и была замещена более тонким материалом, какая-то ее часть все же может у него остаться. В результате некоторое время человеку придется пребывать на низшем уровне астрального плана, пока эта грубая материя окончательно не отпадет. Но поскольку в физической жизни эта материя никогда не получала подпитку, то она будет обладать лишь очень незначительным сознанием и практически постоянно будет находиться в сонном состоянии на протяжении всего периода пребывания на этом плане.

Между двумя близ лежащими состояниями материи всегда имеется некая критическая точка. Лед, например, должен быть «разогрет» до точки, когда малейшее повышение температуры превратит его в воду; вода, в свою очередь, может быть разогрета до той точки, когда малейшее повышение температуры превратит ее в пар. Подобным же образом и любое состояние астральной материи может быть доведено до некоего тонкого уровня, когда любое дальнейшее очищение преобразует ее в следующее, более высокое состояние. Если человек уже проделал нечто подобное с каждым из состояний материи и предельно очистился до этого тонкого уровня, тогда первый же контакт с преобразующей энергией вырвет его из этой взаимосвязи и освободит из прежнего состояния; тем самым он обретает свободу и может подняться дальше, на следующий подплан. Таким образом, его прохождение через астральный план будет происходить невероятно быстро, практически он в одно мгновение пронесется через этот план к более высокой стадии небесного мира.

Каждый человек после смерти на пути к небесным мирам должен пройти все подпланы астрального плана. И то, насколько он осознает какой-нибудь из них или их все и в какой мере, – это будет зависеть от описанных выше факторов.

Из этого ясно, что то количество сознания, которым человек обладает на астральном плане, и то время, которое он там проводит на пути к небесному миру, может варьироваться в пределах достаточно больших границ. Одни проходят через астральный план в считанные часы или дни, другие же остаются здесь годами, а иногда и столетиями.

Вопрос об интервале между земными жизнями очень сложен. Здесь возможно лишь очень кратко коснуться астральной стадии этих интервалов. За более подробной информацией учащийся отсылается к книге «Внутренняя жизнь» (т. II, с. 458–474).

Здесь необходимо принимать во внимание три фактора:

1) Класс эго, или души.

2) Метод индивидуализации.

3) Продолжительность и природу предшествующей земной жизни.

Обычно у человека, умершего молодым, более короткий интервал между жизнями, чем у того, кто умер в преклонном возрасте; зато его астральная жизнь будет продолжаться, несомненно, гораздо дольше, поскольку большинство сильных чувств, которые ему необходимо обработать в течение астральной жизни, формируется именно на ранней стадии физической жизни.

Необходимо помнить, что привычное для нас времяисчисление не может применяться в астральном мире; в физической жизни даже несколько часов боли и страданий кажутся почти бесконечными, а на астральном плане это свойство увеличивается во много раз.

На астральном плане человек может измерять время лишь с помощью чувств. Ошибочная вера в вечное осуждение возникла лишь благодаря искажению этого факта.

Таким образом, мы видим, что 1) проведенное на каждом уровне астрального плана время и 2) приобретенное здесь количество сознания зависят, по большому счету, от того, как человек прожил жизнь в физическом мире. Второй важный фактор – состояние ума человека после физической смерти.

Астральная жизнь, так же как и жизнь физическая, обусловлена волей. Человек, обладающий слабой силой воли или инициативой, и в астральном, и в физическом мире становится жертвой того окружения, которое он сам же и сформировал. И наоборот: решительный человек всегда способен извлечь все самое лучшее из сложившихся обстоятельств и прожить свою жизнь вопреки им.

Поэтому, если человек недостаточно работает над этим, то он не сможет избавиться от плохих тенденций и в астральном мире. Если только он не приложит реальных усилий, он так и будет страдать оттого, что не может удовлетворить тех потребностей, которые могут быть удовлетворены лишь с помощью физического тела. Но со временем эти желания сами собой рассеются и отомрут – просто в силу того, что их невозможно осуществить.

Однако этот процесс может быть значительно ускорен, если только человек осознает необходимость избавления от плохих и злонамеренных желаний, которые держат его на привязи, и приложит необходимые усилия. Человек, несведущий относительно реального положения дел, зациклен на желаниях, которые тем самым продлевают свою жизнь, и, насколько это в его силах, отчаянно цепляется за грубые частицы астральной материи; тем самым владеющие им чувства тоже оказываются привязанными к физической жизни, к которой он чувствует неодолимое влечение. Единственно правильный для него образ действий – избавиться от земных желаний и вожделений и как можно быстрее отстраниться от них.

Как правило, даже самое поверхностное знание условий астральной жизни и теософских истин может оказаться для человека неоценимым подспорьем в жизни после смерти.

Человеку, особенно после физической смерти, очень важно понять, что он все время должен стремиться к эго, или душе, и, следовательно, должен избавиться от мыслей о физических предметах и направить свое сознание на духовную жизнь, которая его захватит с течением времени, после того как он покинет астральный план и поднимется в ментальный, или небесный, мир.

Встав на эту позицию, он в значительной степени облегчит естественный процесс разложения астрального тела, вместо того чтобы без толку и без пользы спускаться на низшие уровни астрального плана.

К сожалению, многие люди отказываются обращать свою мысль на высокое и вместо этого с отчаянным упрямством цепляются за все земное. Со временем, однако, под действием обычного хода эволюции они понемногу утратят связь с низшими мирами, но при этом любое сопротивление этому процессу на каждой из стадий приведет к тому, что они лишь уготовят себе много ненужных страданий, чем серьезно затормозят свое продвижение вверх.

В ходе такого сопротивления (которое, конечно же, обусловлено незнанием) естественному порядку вещей физическое тело постоянно служит человеку своего рода точкой опоры. Поэтому кремация тела, которая уничтожает связь с физическим планом, на деле является для человека большим подспорьем.

Несколько типичных примеров астральной жизни после смерти могут наилучшим образом осветить природу этой жизни и послужить ее логическим обоснованием.

Обычный бесцветный человек – не особенно хороший, но и не особенно плохой, – естественно, никак не изменяется после смерти, то есть остается таким же бесцветным. В результате он не будет испытывать ни особых страданий, ни особой радости, и возможно, что в действительности жизнь покажется ему несколько скучной, поскольку он ни к чему не проявлял особого интереса в физической жизни, а потому не будет иметь никакого интереса и в жизни астральной.

В физической жизни его интересовали только сплетни, спорт, работа или одежда, а поскольку все эти вещи теперь ему недоступны, то естественно, что время здесь покажется ему очень долгим.

Человек же, которым при жизни владели сильные желания или низменные страсти, например пьянство или сладострастие, будет обременен ими в гораздо большей мере. Эти потребности и желания не только останутся при нем (необходимо помнить, что чувственные центры находятся не в физическом теле, а в каме), но они будут проявляться здесь гораздо сильнее, чем прежде, поскольку именно в астральной материи они раскрываются в полную силу, но при этом ни оно из них не может быть утолено или изжито за счет активизации тяжелых физических частиц.

Поскольку такой человек находится в самом низменном и наиболее тягостном астральном состоянии, ему часто будет казаться, что физический план совсем рядом, и он будет стремиться утолять через него свои исковерканные желания, которые доводят его практически до состояния безумия.

Но поскольку у него больше нет физического тела, благодаря которому только и можно удовлетворить эту страсть, то у него, следовательно, нет никакой возможности утолить свою жажду. Поэтому почти во всех религия


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: