Глава 26. Развитие астральных сил

Обладание психическими силами не обязательно подразумевает высокую мораль – так же как и обладание физической силой; сами по себе психические силы не являются признаком более высокого уровня развития, чем, скажем, интеллект. Но даже если какой-нибудь великий медиум и не обязан быть духовной личностью, все же справедливо, что высокодуховный человек неизбежно обретает психические способности.

Психические силы может развить каждый, кто пожелает заняться этим, так что человек может научиться ясновидению или гипнозу точно так же, как игре на пианино, если изъявит готовность выполнить необходимую для этого тяжелую работу.

Астральные способности наличествуют не у всех людей, хотя в латентном виде имеются у большинства, но для того чтобы их можно было использовать, на нынешней стадии эволюции их необходимо, как правило, развивать искусственным путем. У некоторых они проявляются без какой-либо искусственной активизации, у многих же их можно пробудить и развить только искусственным путем. В любом случае активизация астральных чувств обусловлена пассивностью чувств физических, и чем сильней физическая пассивность, тем больше возможность для астральной активности.

Примитивные люди довольно часто обладают ясновидением. Его нередко называют низшим психизмом, но эта способность никоим образом не является той, которой обладает по-настоящему умелый и более продвинутый человек, да и проявляется она тоже иначе. Случайное проявление психизма у неразвитого человека – это своего рода общее неясное ощущение, свойственное всему телу, нежели какое-то точное и конкретное восприятие, осуществляемое особыми органами. В особенности это было характерно для атлантической (четвертой) коренной расы. Он действует не через астральные чакры, а через астральные центры, связанные с физическими органами чувств. Эти центры не являются сугубо астральными, хотя и представляют собой скопления астральной материи в астральном теле. По своему характеру они являются скорее связующими звеньями между астральными и физическими планами, а не развитыми астральными органами чувств в прямом смысле этого слова. «Ясновидение» относится к этому типу чувствительности и часто является символичным: именно столь необычным символическим образом воспринимающий передает свое знание. Общая ошибка состоит в том, что развивают именно эти центры, которые суть астральные «мосты», вместо того чтобы развивать чакры, которые суть астральные органы. Низший психизм также связан с симпатической нервной системой, в то время как высший психизм связан с системой головного и спинного мозга. Возобновление контроля над симпатической системой есть шаг назад, а не вперед.

Со временем низший психизм отомрет и на более поздней стадии будет взят под контроль воли.

Истеричные и чрезмерно нервные люди порой тоже могут быть ясновидцами; этот факт является очевидным признаком их болезни и вызван столь сильным ослаблением физического тела, что оно более не может служить помехой для проявления эфирных или астральных видений. Белая горячка является особо наглядным примером этого вида психизма, при котором жертвы болезни часто бывают способны временно воспринимать некоторые разновидности наиболее мерзких элементалов и эфирных существ.

Было бы лучше всего, если бы те, кто еще не обладает развитым астральным зрением, могли интеллектуально оценивать подлинность астрального мира и понимали, что если он, как, впрочем, и мир физический, раскрывает свои феномены, то только для компетентного наблюдения, и никак иначе.

Существуют определенные методы йоги, с помощью которых можно разумно и здраво развивать астральные чувства. Но пытаться делать это до того, как пройдена подготовительная стадия очищения, не только бесполезно, но и опасно. И физическое и астральное тела должны быть вначале очищены, чтобы устранить все вредные привычки, связанные с едой и питьем, не говоря уже о различного рода чувствах ненависти и тому подобных.

Как правило, ускорять развитие астрального тела с помощью искусственных средств нежелательно; пока человек не обрел астральную силу, ибо все астральные видения, звуки и другие феномены будут служить помехой и вызывать ненужное беспокойство.

В соответствии со своей прошлой кармой человек, следующий этим «древним путем королей», рано или поздно обретет знание об астральных феноменах; оно придет к нему постепенно: у него проснется обостренное видение, и перед ним предстанут новые расширенные горизонты Вселенной. Это служит наглядной иллюстрацией библейских слов: «Сначала ищите Царствие Небесное, и все дано вам будет».

Развитие астральных способностей как цель сама по себе неизбежно приводит к тому, что на Востоке называют развивающим лаукика -методом; обретаемые благодаря ему силы принадлежат лишь сугубо конкретной личности, а поскольку какая-либо защита у нее отсутствует, то более чем вероятно, что учащийся начнет злоупотреблять ими. К этому методу относят практику хатха-йоги, пранаяму, или контроль за дыханием, вызов элементалов, а также все те системы, которые тем или иным образом включают активное подавление физических чувств с помощью наркотиков (например, индийской конопли, гашиша и так далее), самогипноза или, как это делают дервиши, исступленного религиозного танца, которому предаются, пока не наступает слабость и бесчувственность, или пассивное их подавлением под действием того же гипноза, когда астральные чувства выходят на поверхность. Другие методы включают в себя использование хрустального шара (представляющее собой не что иное, как низший тип ясновидения), повторяющиеся призывы или использование магических заклятий и ритуалов.

Человек, доводящий себя до состояния транса посредством повторения слов или магических заклятий, в следующей жизни, возможно, станет медиумом или, во всяком случае, будет обладать медиумическими способностями. Но медиумизм не должен рассматриваться как психическая способность, ибо для медиума это означает не проявление способностей, а, напротив, отказ от контроля над своими телами в пользу другого существа. Это скорее некое состояние, чем способность.

Существует множество историй о неких мистических мазях или наркотических веществах, которые, если ими намазать глаза, позволяют человеку видеть фей и так далее. Возможно, мазь, наносимая на глаза, и стимулирует эфирное зрение, однако никоим образом не стимулирует астральное, хотя некоторые мази, растертые по всему телу, помогают астральному телу покидать физическую оболочку в полном сознании. Несомненно, что это знание является пережитком эпохи Средневековья, как это очевидно следует из свидетельств, добытых в ходе судебных процессов над ведьмами.

Локоттаре -метод включает в себя раджа-йогу, или метод духовного развития, и является, несомненно, лучшим из всех. Хотя этот метод более медленный, однако обретаемые благодаря ему силы являются частью постоянной индивидуальности человека и никогда им не утрачиваются; кроме того, надзор со стороны Учителя гарантирует полную безопасность, до тех пор пока ученик добросовестно следует его советам.

Другое значительное преимущество занятий под руководством Учителя состоит в том, что, какими бы способностями ни овладел ученик, они всецело находятся под его контролем и при необходимости могут использоваться полностью и постоянно; что же касается неопытного человека, то у него эти способности часто проявляются частично, обрывочно, появляясь и исчезая чисто спонтанно.

Использовать первый метод – это все равно что учиться верховой езде, усыпив лошадь; использовать второй, более длительный, – то же что учиться ездить по-настоящему, после чего можно садиться и скакать на любом коне. Длительный метод знаменует подлинную эволюцию, тогда как более быстрый не обязательно имеет к ней отношение, ибо обретаемые посредством его силы могут полностью исчезнуть после смерти тела.

Расширение поля видения до уровня астрального мира отнюдь не является стопроцентным благом, поскольку перед человеком раскрываются вся скорбь и ничтожество, все зло и алчность этого мира. Вспомните слова Шиллера: «Зачем ты вверг меня в этот город вечных слепцов, позволив с обнаженными чувствами возвещать твое пророчество? Устрани это горестное ясновидение, убери жестокий свет прочь с глаз моих! Верни мне слепоту – счастливую тьму чувств моих, возьми назад сей страшный дар!»

Ясновидческие силы, если их использовать разумно и должным образом, могут оказаться благословением и помощью, а если ими злоупотреблять – помехой и проклятием. Наиболее существенные опасности, связанные с ними, возникают из-за тщеславия, невежества и нечистоты. Было бы заведомой глупостью со стороны ясновидящего считать, что он или она – единственный человек, обладающий этим даром, единственный, кто избран под руководством ангелов основать новую религиозную систему, и так далее в том же духе. Кроме того, всегда найдется множество проказливых и зловредных астральных существ, готовых поддержать подобные заблуждения и жаждущих сыграть любую роль, которую им назначат.

Ясновидящему будет полезно кое-что узнать по истории этой темы, понять взаимоотношения, характерные для высших планов, и по возможности приобрести некоторое знание о научных закономерностях.

Кроме того, человек, живущий нечистой жизнью и движимый нечистыми побуждениями, неизбежно привлекает к себе в невидимом мире самых отвратительных элементалов. С другой стороны, человек, чьи жизнь и помыслы чисты, в силу самого этого состояния защищен от влияния нежелательных сущностей на других планах.

Во многих случаях человека нередко может посетить проблеск астрального сознания без какого-либо реального пробуждения эфирного зрения. Подобная неравномерность развития – одна из важнейших причин человеческой склонности совершать ошибки в делах, касающихся ясновидения, – во всяком случае, на ранних стадиях.

При нормальном развитии люди очень медленно пробуждаются к реальности астрального плана, подобно тому как грудной младенец пробуждается к осознанию реалий физического мира. Те же, кто по собственной воле и, так сказать, поспешно вступают на этот Путь, развивают свое знание необычным способом и вследствие этого более склонны совершать на начальных стадиях ошибки.

Если ученики в процессе тренировки лишены помощи и руководства со стороны опытных учителей, которые уже освоились с астральным планом, то они легко подвержены всякого рода опасностям и неприятностям. Именно по этой причине новичку показывают всевозможные ужасные видения, чтобы он научился их понимать и мог к ним привыкнуть. Если этого не сделать, то он в дальнейшем может получить шок, который не только помешает ему выполнять полезную работу, но и будет опасен для его физического тела.

Первое вступление в астральный мир может происходить различным образом. Одни только раз в жизни бывают настолько чувствительны, что воспринимают присутствие астрального существа или какой-либо астральный феномен; другие все чаще и чаще обнаруживают, что сами видят и слышат вещи, к которым другие слепы и глухи; третьи же начинают вспоминать события, пережитые во сне.

Когда человек начинает делаться чувствительным к астральным влияниям, им порой овладевает необъяснимый страх, который возникает частично из-за естественной враждебности элементалов ко всему человеческому по причине разрушительной деятельности самого человека на физическом плане, а частично из-за множества недружелюбных элементалов, порождаемых человеческим мыслеразумом.

Одни люди начинают вдруг воспринимать яркие цвета человеческой ауры, другие, перед тем как заснуть, видят лица, ландшафты или цветные облака, проплывающие во тьме перед их глазами. Но самое, пожалуй, обычное и чаще всего встречающееся явление – это когда человек с возрастающей ясностью начинает вспоминать события, пережитые им во сне на других планах.

Человек, например, хотя бы один раз в жизни может увидеть призрак своего друга в момент его смерти. Этому могут быть две причины, но в любом случае движущей силой является сильное желание умирающего. Под его действием умирающий человек на мгновение материализуется, и в этом случае, естественно, не требуется каких-либо ясновидческих способностей; зато более чем вероятно, что воспринимающий подвергается гипнотическому влиянию, которое на мгновение заглушает его обычную физическую чувствительность и пробуждает иную, более высокого уровня.

Разумеется, что человек с развитым астральным зрением больше не ограничен физической материй: он видит через все физические тела, и физически непроницаемые материи для него столь же прозрачны, как стекло. На концерте он видит прекрасные симфонии красок, а на лекции воспринимает мысли лектора в цвете и форме, в силу чего находится в более выгодной ситуации, ибо может понимать его гораздо лучше, чем человек, не наделенный астральным зрением.

Небольшое исследование покажет, что многие люди через говорящего получают гораздо больше информации, чем просто из сказанных им слов, и в тайниках своей памяти находят смысл гораздо больший, чем было сказано. Подобный опыт указывает на то, что астральное тело находится в процессе развития и становится более чувствительным, ибо человек реагирует именно на мыслеформы, созданные говорящим.

В одних областях Земли доступ к оккультной работе дается гораздо легче, чем в других; например, в Калифорнии очень сухой климат, а воздух насыщен большим количества электричества, что благоприятствует развитию ясновидения.

Одним медиумам, чтобы продемонстрировать все, на что они способны, необходима температура воздуха 27 градусов, другие же могут успешно работать только при более низких температурах.

Поскольку опытный ясновидящий способен видеть астральное тело человека, то, следовательно, ни один человек не может скрыться или утаиться от него на астральном плане; место, где он реально находится, может увидеть каждый непредвзятый наблюдатель. Слово «непредвзятый» здесь как нельзя более кстати, ибо один человек видит другого через посредство своих собственных тел, а это примерно то же, что рассматривать ландшафт через цветные очки. Прежде чем он научится учитывать эти привходящие влияния, он будет склонен считать, что самое важное в другом человеке – это те его свойства, на которые он сам откликается быстрее всего. Чтобы освободиться от искажений, созданных его собственным личным влечением, необходимо упражняться до тех пор, пока не придет умение воспринимать все точно и ясно.

Большинство психически чувствительных людей, которые время от времени видят проблески астрального мира, как и большинство существ, вступающих в общение на спиритических сеансах, не способны рассказать о невероятно запутанной природе астрального плана, о которой повествует эта книга. Причина этого в том, что лишь очень немногие люди видят вещи такими, каковы они есть на астральном плане, а это достигается путем долгого опыта. Но даже те, кто видит вещи как они есть, часто бывают слишком запутаны и сбиты с толку, чтобы что-то понять или вспомнить, поэтому вряд ли найдется много таких, кто способен переводить свои воспоминания на обычный земной язык. Многие неопытные психически чувствительные люди никогда не исследуют свои видения с позиции научных методов; они просто воспринимают некое впечатление, которое может быть правильным, но с такой же долей вероятности может быть ложным и даже полностью вводящим в заблуждение.

Как мы уже видели, каверзные обитатели астрального плана часто проделывают всякие фокусы с неопытными людьми, которые, как правило, совершенно беззащитны перед ними.

Если речь идет об астральном существе, постоянно работающем с медиумом, то его тонкие астральные чувства могут настолько огрубеть, что делаются невосприимчивыми к более высоким градациям астральной материи.

Только опытный посетитель с физического плана, полностью осознающий оба плана, может доверять тому, что видит и астральный и физический планы одновременно.

Истинное, развитое и абсолютно достоверное ясновидение требует способностей, относящихся к более высокому плану, чем астральный. Способность к точному предсказанию также относится к этому высокому плану, хотя часто его проблески и отражения предстают и чисто астральному взору; особенно у людей простых и наивных, живущих в специфически особых условиях. Самый известный пример – так называемое ясновидение, распространенное среди шотландских горцев.

Существуют как астрально, так и физически слепые люди, так что многие астральные феномены ускользают от обычного астрального зрения. В сущности, на самых начальных этапах столкновения с астральными явлениями люди совершают ошибки, подобные тем, которые совершает ребенок, когда начинает пользоваться физическими органами чувств; и лишь по прошествии какого-то времени приходит умение видеть и слышать на астральном плане точно так же, как и на физическом.

Еще один метод развития ясновидения, который советуют практически все религии, – это медитация. Когда она практикуется тщательно и серьезно, она не может повредить ни одному человеческому существу, зато иногда помогает развить чистейший дар ясновидения. Краткое объяснение процесса, происходящего во время медитации, дано в книге Ч.У. Ледбитера «По ту сторону смерти» (с. 469–476), а также во многих других книгах.

С помощью медитации можно развить высокую степень чувствительности и одновременно добиться совершенной сбалансированности, разумности и здоровья.

Учащийся быстро признает, что целенаправленные и серьезные занятия медитацией приводят к формированию тел из более высоких типов материи. В процессе медитации можно испытывать величественные чувства, нисходящие с буддхического плана, находящегося непосредственно над высшим ментальным планом и отражающегося в астральном теле. Однако для достижения баланса необходимо также развивать ментальное и каузальное тела. Человек не может шагнуть от астрального сознания к буддхическому, не развив промежуточные тела. Одними только чувствами мы никогда не добьемся совершенных равновесия и постоянства: великие благородные чувства, оказывающие на нас влияние и ведущие нас в верном направлении, очень легко могут исказиться и направить нас на менее желательные пути. Эмоции порождают мотив, а направляющая сила исходит лишь из мудрости и стабильности.

Между астральным и буддхическим планами существует тесная связь, и астральное тело некоторым образом является отражением буддхического.

Примером подобной тесной связи может служить католическая месса. В тот момент, когда просфора преображается, излучается некая сила, достигающая пика мощности на буддхическом плане, хотя она так же мощна и на высшем ментальном плане; кроме того, ее активность заметна на первом, втором и третьем астральных подпланах, хотя это может быть лишь отражением ментального плана или следствием симпатической вибрации. В этот момент ее воздействие могут чувствовать даже люди, находящиеся далеко от церкви; мощная волна духовных спокойствия и силы растекается над всей округой, хотя многим даже в голову не приходит связать это с проводимой в церкви мессой.

Кроме описанного эффекта, возникает и другой, зависящий от интенсивности чувства благоговения, сознательно переживаемого каждым человеком во время священнодействия. Луч – словно созданный из огня – исходит из этой возвышенной просфоры и заставляет высшую часть астрального тела интенсивно светиться. Через астральное тело также оказывается мощное влияние и на буддхическое тело по причине тесной связи между ними. Таким вот образом воздействуют и реагируют друг на друга буддхическое и астральное тела.

Сходное воздействие происходит и во время благословения, даваемого во время причастия перед алтарем.

Глава 27. Ясновидение во времени и пространстве

Существует четыре способа, благодаря которым можно наблюдать события, происходящие на расстоянии.

1. С помощью астрального потока. Этот метод в какой-то степени аналогичен намагничиванию стального прута; его суть в том, что можно было бы назвать поляризацией. Волевым усилием между наблюдателем и той сценой, которую он хочет увидеть, как бы выстраивается некоторое число параллельных линий из астральных атомов. Все оси атомов удерживаются параллельно по отношению друг к другу, образуя своего рода временную трубу, через которую и видит ясновидящий. Правда, любой достаточно сильный астральный поток в состоянии нарушить или полностью разрушить эту линию, но это, к счастью, случается редко.

Эта линия образуется или путем перевода энергии от одной частицы к другой, или благодаря использованию энергии более высокого плана, которая действует вдоль всей линии; правда, последний метод требует гораздо более высокого уровня развития, а также знаний и способностей, необходимых для использования энергий особо высокого уровня. С другой стороны, человек, способный подобным образом выстроить эту линию, как правило, не нуждается в этом методе, поскольку гораздо легче и более отчетливо может все увидеть, задействовав высшую способность.

Поток или трубка могут быть образованы совершенно бессознательно и ненамеренно и часто являются результатом сильной мысли или чувства, которое проецируется от одной цели к другой – либо от самого наблюдателя, либо от того человека, которого он видит. Если двоих людей объединяет взаимная привязанность, то между ними возникает постоянный мощный поток общих мыслей, поэтому та или иная внезапная мысль, или сильное горе, или несчастье одного из них может на какое-то время поляризовать энергию потока, что и требуется для создания астрального бинокля.

Правда, зрительный эффект, достигаемый подобным образом, не похож на тот, что достигается с помощью бинокля. Например, человеческие образы, как правило, кажутся очень маленькими, зато видны совершенно отчетливо, а иногда – хотя далеко не всегда – с помощью этого метода можно и видеть, и слышать.

У этого метода есть свои недостатки, поскольку астральный бинокль показывает сцену лишь в одном ракурсе и имеет жестко фиксированный и ограниченный диапазон видения. В сущности, астральное зрение, направленное вдоль трубы, ограничено в той же мере, что и физическое в сходных условиях.

Этот тип ясновидения можно во многом облегчить, если использовать в качестве отправной точки какой-либо физический объект – своего рода фокус силы воли. Самым распространенным и наиболее эффективным объектом такого рода является хрустальный шар; по причине особого расположения элементальной эссенции он обладает свойствами, стимулирующими психические способности. С той же целью можно использовать и другие предметы, как, например, чашку, зеркало, чернильное пятно, каплю крови, сосуд с водой, пруд, воду в стеклянной чаше или практически любую чистую поверхность черно-матового цвета, которую можно сделать на тарелке вручную с помощью порошкообразного древесного угля.

Есть люди, которые сами решают, на что им следует смотреть, то есть они могут направлять свой бинокль на любой желаемый объект, хотя подавляющее большинство выстраивает трубу чисто случайно и потому видит лишь то, что оказывается на другом ее конце.

Некоторые психически одаренные люди, находясь под влиянием гипноза, способны использовать лишь метод трубы. Существует две разновидности таких психически одаренных людей: 1) те, кто способен выстраивать трубу, и 2) те, кто смотрит через трубу, сделанную гипнотизером.

Иногда, хотя и редко, с помощью трубы можно добиться эффекта увеличения; впрочем возможно, что в таких случаях начинает проявляться совершенно иная сила.

2. С помощью проецирования мыслеформы. Этот метод заключается в том, чтобы спроецировать свой собственный ментальный образ, вокруг которого собирается астральная материя; такая связь со своим образом, если ее поддерживать, позволяет с его помощью воспринимать не только видения, но и впечатления. Форма в этом случае действует тем же образом, что и сознание наблюдателя, вынесенное на расстояние. В идеальных случаях наблюдатель может видеть происходящее столь же отчетливо, как если бы он сам был на месте мыслеформы. С помощью этого метода можно также изменять по собственному желанию диапазон видения. Яснослышание гораздо реже связано с этим методом, нежели с первым. В тот момент, когда сила мысли ослабевает, все видение исчезает, и для того чтобы его восстановить, требуется выстроить новую мыслеформу. Этот тип ясновидения встречается реже, чем первый, по причине постоянного ментального контроля, который необходим для этого, и более тонкой природы используемых энергий. Он хорош для очень далеких расстояний, а при близких оказывается утомительным.

3. С помощью путешествий в астральном теле, или во сне, или в состоянии транса. Этот процесс уже был описан в предыдущих главах.

4. С помощью путешествий в ментальном теле. В этом случае необходимо покинуть не только физическое, но и астральное тело, а если возникнет желание появиться на астральном плане, то нужно сформировать временное астральное тело, или майярупу, как это было описано выше.

Информацию о событиях, происходящих на расстоянии, можно также раздобыть, вызвав или разбудив какое-либо астральное существо или природного духа, и подвигнуть или принудить его к исследованию. Но это, естественно, уже не ясновидение, а магия.

Если нужно отыскать на астральном плане какого-либо человека, необходимо вначале установить с ним связь; для этого, как правило, вполне достаточно иметь какую-нибудь отправную точку – например, фотографию этого человека, написанное им письмо, принадлежащий ему предмет и так далее. Ищущий излучает тональность искомого человека, и если тот находится на астральном плане, то мгновенно откликнется.

Эта тональность человека, находящегося на астральном плане, является своего рода усредненным тоном, слагающимся из различных вибраций, наполняющих его астральное тело. Ментальное и другие тела каждого человека тоже имеют подобный усредненный тон, и все такие тональности образуют аккорд человека – или мистический аккорд, как его часто называют.

Опытный наблюдатель мгновенно и очень точно настраивает свои тела в тональность с искомым человеком, после чего волевым усилием оправляет к нему его же звучание. В каком бы из трех миров ни находился этот человек, оно мгновенно вызывает у него отклик, который настолько очевиден для наблюдателя, что тот оказывается способен установить магнетическую связь с этим человеком.

Другая форма ясновидения позволяет наблюдателю воспринимать события, случившиеся в прошлом. У этой способности много градаций – от высшей, присущей опытному человеку, который по желанию может сам изучать акашические хроники, до низшей, свойственной человеку, которого посещают лишь случайные проблески. Обычному психическому исследователю требуется предмет, физически связанный с тем эпизодом из прошлого, который он хочет увидеть; разумеется, он может использовать в качестве фокуса хрустальный шар или какой-то другой предмет.

Акашические хроники олицетворяют божественную память, о которой вкратце уже упоминалось выше. Хроники, доступные взору на астральном плане, являются лишь отражениями отражений более высокого плана, а потому крайне несовершенны: они очень фрагментарны и часто сильно искажены. Их можно сравнить с отражением на поверхности воды, зыблемой ветром. На ментальном плане хроники идеальны и точны и могут быть прочитаны с большой точностью, но для этого, естественно, требуются способности, относящиеся непосредственно к ментальному плану.

Глава 28. Невидимые помощники

После изучения предыдущих страниц легко понять, что происходящие время от времени случаи «вмешательства» в человеческие дела невидимых помощников имеют естественное объяснение, понятное тем, кто уже знает кое-что об астральном плане и его возможностях, но совершенно непонятное с материалистической точки зрения.

На Востоке всегда знали о том, что существуют невидимые помощники человечества; да и в Европе мы находим примеры вмешательства богов в человеческие дела в древнегреческих мифах, так же как и в древнеримской легенде о Касторе и Поллуксе, которые были предводителями войск молодой республики в битве при озере Региллус. Есть множество средневековых сказаний о героях, неожиданно появлявшихся в критические минуты, после чего военное счастье поворачивалось лицом к христианскому войску, – например повествование о святом Иакове, который возглавил испанские войска, и об ангелах-хранителях, спасавших путешественников от серьезных опасностей и даже от смерти.

Помощь людям может исходить от многих и самых различных обитателей астрального плана – от природных духов, дэв, физически умерших людей и даже от тех, кто, находясь в физическом теле, может свободно странствовать по астральному плану.

Лишь в редких случаях люди получают помощь от природных духов. По большей части те избегают жилищ людей, ибо не выносят их излучений, их спешки и суеты. За исключением некоторых существ из высших структур, все они, как правило, непоследовательны и неразумны, то есть ведут себя скорее как игривые, забавляющиеся дети, чем как серьезные и ответственные существа. Поэтому в плане постоянного сотрудничества на них нельзя полагаться, хотя некоторые из них иногда привязываются к людям и оказывают им много полезных услуг.

Работа, проводимая адептом или Учителем, проводится в основном на уровне арупа ментального плана, где он может влиять на истинную индивидуальность человека, а не только на его личность – единственно доступную часть человека в астральном и физическом мирах. Поэтому он редко считает необходимым или желательным работать на столь низком плане, как астральный.

То же относится и к дэвам: те из них, кто отзывается на внутреннее томление или зов человека, работают скорее на ментальном, чем на астральном или физическом плане, да и то чаще всего в период между инкарнациями, чем в период физического существования.

Иногда помощь исходит от только что умерших людей, которые все еще сохраняют тесную связь с земными делами. Учащийся, безусловно, быстро поймет, что такая помощь, согласно природе вещей, крайне ограничена, ибо чем более бескорыстен и альтруистичен человек, тем менее вероятно, что после смерти он может находиться в полном сознании на низших уровнях астрального плана, откуда связь с Землей осуществлять легче всего.

Если физически мертвому человеку нужно повлиять на живущего, последний должен обладать необыкновенной чувствительностью, или же потенциальный помощник сам должен обладать большими знаниями и способностями. Естественно, что такие условия встречаются крайне редко.

В результате вся нынешняя работа по оказанию помощи на астральном или низших ментальных планах сосредоточена исключительно в руках учеников великих Учителей или других людей, достаточно развитых для того, чтобы сознательно действовать на этих планах.

Сколь бы разнообразна ни была эта работа на астральном плане, вся она, естественно, посвящена одной большой цели – внутренней революции. Частично эта работа затрагивает и развитие форм жизни в низших царствах – как в элементальном, так в растительном и животном, – которое можно ускорить при наличии определенных условий. В сущности, прогресс в низших мирах по большей части связан с человеком или с необходимостью оказывать ему помощь. Животное, например, может индивидуализироваться, лишь пройдя через определенные виды животного царства, тесно связанные с человеком.

Гораздо большая и важнейшая часть работы тем или иным образом связана с человечеством и в основном затрагивает процесс духовного развития; поэтому чисто физическая помощь оказывается очень редко.

В классической книге по этой теме Ч.У. Ледбитер приводит несколько типичных примеров физического вмешательства, или посредничества. Иногда невидимый помощник, обладающий более широким обзором, способен воспринимать опасность, угрожающую тому или иному человеку, и внушить эту мысль ему или его другу, после чего тот приходит на помощь. Подобным образом иногда предотвращались кораблекрушения. А иногда помощник даже материализуется, либо сам, либо при содействии более опытного существа, чтобы отвести от человека опасность – например, вывести ребенка из горящего здания, спасти кого-то, не дав ему упасть в пропасть, привести заблудившихся детей домой и так далее. Известен случай, когда помощник нашел мальчика, упавшего в глубокую яму и порезавшего себе вену; этот помощник материализовался, чтобы перевязать рану и остановить кровотечение, ибо в противном случае мальчик бы умер; а другой помощник в это же время внушил его матери мысль, что ее ребенку угрожает опасность, и привел ее к тому месту, где он находился.

Здесь возникает вопрос: каким образом происходит так, что астральное существо обращает внимание на физические крики о помощи или несчастье? Дело в том, что любой крик, заряженный сильным чувством или эмоцией, создает возмущение на астральном плане и передает там ту же мысль в точности так, как и на плане физическом. Если речь идет о несчастье, волна эмоций, вызванная болью и страхом, воспламеняется подобно большой свече и потому не может не привлечь к себе внимание астрального существа, если оно находится поблизости.

Разумеется, очень важно знать метод, коль скоро возникает необходимость материализовать астральное тело, чтобы использовать его как инструмент при совершении чисто физического действия.

Есть три четко обозначенных варианта материализации: 1) осязаемая, хотя и невидимая обычному зрению; эта разновидность материализации чаще всего применяется во время сеансов, где ею пользуются для перемещения небольших предметов и для достижения эффекта «прямого голоса». Для этих целей используется материя, которая может либо отражать свет, либо затмевать его и которая в определенных обстоятельствах может быть использована для воспроизведения звуков. Вариация такого рода способна влиять на некоторые ультрафиолетовые лучи, в результате чего оказывается возможным делать «духовные фотографии»; 2) видимая, но не осязаемая; 3) полная материализация, которая и видима и осязаема. Многие спириты знакомы со всеми тремя типами.

Все виды материализации, рассматриваемые здесь, совершаются благодаря волевому усилию. Оно, так сказать, противодействует космической воле, так как преобразует вещество из природного его состояния в какое-то другое. Этот волевой вклад или это волевое усилие необходимо постоянно поддерживать, ибо, если мыслеразум отвлекается хотя бы на полсекунды, материя в мгновение ока возвращается к прежнему состоянию.

На спиритических сеансах полная материализация происходит, как правило, за счет использования материи эфирного и физического тел медиума и участников. Понятно, что в таких случаях между медиумом и материализованным телом устанавливается очень тесная связь, значение которой мы сейчас рассмотрим.

Там, где речь идет об опытном помощнике, который считает необходимым произвести временную материализацию, применяется совершенно иной метод. Ни один из учеников Учителей мудрости никогда бы не получил позволения использовать для нужд материализации столь обременительный способ, как изъятие материи из тел других людей. Гораздо менее опасный метод – это уплотнение окружающего эфира или, возможно, физического воздуха до необходимого для материализации количества вещества. Этот трюк, несомненно, превосходит способности обычных существ, проявляющих себя во время сеанса, однако те, кто изучает оккультную химию, могут выполнить его без особого труда.

В случаях подобного рода, когда необходимо получить точную репродукцию физического тела, оно создается волевым усилием из материи, совершенно чужеродной самому телу. В результате не возникает никаких последствий или побочных действий, как это имеет место в случае, когда материализация осуществляется за счет материи тел медиума или других людей.

Повреждение, наносимое материализованной форме, в этом случае приходится в точности на то же самое место на теле медиума, которое соответствует поврежденному при материализации участку. Зато повреждение формы, материализованной с помощью эфира или воздуха, наносит физическому телу помощника не больше вреда, чем царапина, нанесенная, скажем, мраморной статуе человека.

Однако если тот, кто действует на астральном плане, достаточно неразумен и верит, что физический предмет может нанести ему повреждение, тогда повреждение, случившееся во время физической материализации, причинит ожидаемые последствия.

Впрочем, вопрос о последствиях достаточно сложен и еще до конца не понят. Чтобы понять его полностью, необходимо, безусловно, знать законы действия симпатической вибрации не на одном, а на нескольких планах.

Нет никакого сомнения в том, что воля обладает великой властью над материей на всех планах, поэтому если энергия достаточно сильна, то с помощью волевого акта можно добиться практически любого результата без всяких знаний, и тому, кто осуществляет волевой акт, нет необходимости обязательно знать, как он это может осуществить. Развивать волю можно безгранично.

Именно за счет этой силы и осуществляется материализация, хотя, как правило, в некоторой степени это тоже искусство, которое необходимо изучать, как и всякое другое. Средний человек на астральном плане, не изучивший это искусство, владеет умением материализации столь же плохо, как средний человек на физическом плане владеет игрой на скрипке, никогда ей не обучавшись.

Однако есть случаи, когда человек под влиянием искренней симпатии и глубокого размышления способен совершить временную материализацию, не сознавая, как он это делает.

Стоит обратить внимание на то, что редкие случаи физического вмешательства астрального помощника часто оказываются возможными из-за того, что между самим помощником и человеком, которому он помогает, существует кармическая связь. Подобным образом оплачиваются былые услуги, так что дружелюбие, проявленное в одной жизни, оплачивается в следующей, пусть даже и столь необычными методами, как описанные здесь.

Или во время больших катастроф, когда погибает множество людей, случается иногда, что один или два человека «чудесным образом» спасаются, поскольку, по счастью, умереть именно сейчас не входит в их карму, то есть у них нет долгов перед Божьим законом, которые можно было бы оплатить столь нетривиальным образом.

Иногда физическую помощь человеку оказывает Учитель. Ч.У. Ледбитер описывает случай, происшедший с ним самим. Он шел по дороге, когда неожиданно услышал голос своего индийского учителя, который в тот момент находился на расстоянии двух или трех тысяч километров от него, и этот голос крикнул: «Прыгай назад!» Он быстро отскочил назад, и в этот момент меньше чем в полуметре от него на тротуар упала печная металлическая труба.

Известен и другой не менее замечательный случай, когда одна дама, оказавшаяся в очень опасной ситуации при столкновении на дороге, неожиданно была вырвана из массы людей и невредимой перенесена на соседнюю, совершенно безлюдную часть улицы. Должно быть, ее тело было поднято в воздух, перенесено над разделявшими улицы домами и затем опущено на другой стороне.

При внимательном прочтении глав, посвященных жизни после смерти, будет понятно, что у невидимых помощников много дел среди недавно умерших людей. Ведь большинство из них пребывает в состоянии полной неосведомленности по поводу жизни после смерти, а многие жители западных стран буквально преисполнены ужасом перед перспективой «ада» и «вечного проклятия»; так что помощникам предстоит немало сделать, чтобы просветить этих людей относительно их настоящего положения и самого астрального мира, в котором они оказались.

Работа невидимых помощников состоит в том, чтобы успокоить и утешить недавно умерших, по возможности избавив их от парализующего и бесполезного страха, который часто их охватывает, не только вызывая множество страданий, но и тормозя их продвижение по пути к более высоким сферам. До сознания этих людей необходимо донести, насколько это позволяют обстоятельства, понимание того будущего, которое лежит перед ними.

Выше уже говорилось о том, что на ранних стадиях эту работу проводили исключительно нечеловеческие существа высокой категории, но теперь привилегия по осуществлению этой человеколюбивой работы передана человеческим существам, способным сознательно действовать на астральном плане, и последнее время эта работа выполняется ими.

В тех случаях, когда происходит перестройка элементала желания в астральном теле, астральный помощник может прервать этот процесс и восстановить астральное тело в его прежнем виде, так чтобы умерший был способен воспринимать астральный план в целом, а не только какую-то его часть.

Те из людей, кто находится на астральном плане продолжительное время, тоже могут получать помощь в виде пояснений и советов, касающихся прохождения различных стадий. Подобным образом их могут предупредить об опасности и задержке, возникающих при попытке вступить в общение с живущими через медиума; а иногда существу, уже втянутому в спиритический кружок, помогают начать более высокую, чистую и здоровую жизнь, но такие случаи крайне редки. Память о таком обучении, естественно, невозможно перенести в следующую инкарнацию, однако реальное внутреннее знание в человеке всегда сохраняется, и он выказывает в новой земной жизни повышенную склонность мгновенно воспринимать все эти вещи, когда их слышит.

Некоторые только что умершие люди видят себя на астральном плане такими, каковы они есть, и преисполняются угрызениями совести. В данном случае задача помощника – объяснить им, что прошлое есть прошлое, что единственное благое раскаяние – это решение исправиться и впредь поступать лучше и что каждый человек должен принимать себя таким, как есть, и постоянно работать над улучшением себя, чтобы в будущем жить более праведной жизнью.

Другие выглядят удрученными и хотят исправить тот вред, который причинили, когда находились на Земле; или хотят облегчить свою совесть, раскрыв постыдную тайну, которую столь лицемерно скрывали; или хотят рассказать о тайнике, где спрятали важные бумаги, деньги и тому подобное. В некоторых случаях помощнику тем или иным образом удается что-то сделать на физическом плане, тем самым принеся утешение умершему человеку; однако в большинстве случаев самое лучшее, что он может предпринять, – это объяснить, что теперь слишком поздно беспокоиться о возмещении, поэтому ни к чему себя изводить и терзать понапрасну. Помощник может уговорить человека отбросить свои мирские мысли, которые прочно привязывают его к земной жизни, и вместо этого постараться взять от новой жизни все самое лучшее.

В отношении живущих тоже осуществляется невероятно большая работа, состоящая в том, что в умы тех, кто готов это принять, вкладываются добрые мысли и намерения.

Помощник очень легко – причем в степени, поистине невероятной для тех, кто практически ничего не смыслит в данном предмете, – может подчинить себе разум среднего человека и заставить его мыслить именно так, как желает сам помощник, не вызывая у того ни малейшего подозрения о каком-то внешнем воздействии на его мысли в данной сфере. Однако подобный образ действий совершенно недопустим. Все, что следует делать, – это внедрять в ум человека благие мысли среди тех тысяч мыслеформ, которые постоянно проносятся через него, и надеяться, что он сделает их частью своей жизни и будет действовать сообразно с ними.

Тем, кто скорбит или болен, может оказываться самая различная помощь; тех, кто разделен по причине расхождения во мнениях или столкновений интересов, стараются воссоединить и примирить; серьезных искателей истины наставляют на путь истины, а человеку, чей ум занят какой-либо духовной или метафизической проблемой и чьи мысли лихорадочно вращаются вокруг нее, часто дается ее решение. Докладчикам помощь может оказываться в виде предложений или иллюстраций, которые либо материализуются перед говорящим в тонкой материи, либо внедряются прямо в его мозг.

У систематичного невидимого помощника вскоре появляется определенное число «пациентов», которых он посещает каждую ночь, в точности как земной врач, регулярно совершающий обход своих пациентов. Таким образом, каждый сотрудник становится, как правило, центром небольшой группы – руководителем группы помощников, которым он всегда может подыскать постоянное занятие. В астральном мире всегда найдется работа для любого количества работников, и каждый желающий, будь то мужчина, женщина или ребенок, может стать одним из них.

Ученик часто на практике занимается тем, что можно было бы назвать ответом на молитвы. Хотя справедливо то, что каждое серьезное духовное желание, выраженное, например, в молитве, является силой, автоматически приводящей к результатам, не менее верно и то, что подобный духовный вклад открывает возможность для влияния со стороны сил Божьих. Таким образом, любой добровольный помощник может стать каналом, через который притекает энергия. В еще большей степени это касается случаев, где речь идет о медитации.

В некоторых случаях принято считать, что помощь исходит от того святого, которому молится человек, и этому существует множество подтверждений.

Ученику, доказавшему свою пригодность к этой работе, поручается доносить прекрасные и истинные мысли до писателей, поэтов, художников и музыкантов.

Иногда представляется возможность предостеречь людей, чтобы они не следовали взятым ими курсом, который опасен для их морального развития, или устранить негативное влияние, исходящее от человека или места, или противодействовать тайным нападкам со стороны черных магов.

У невидимых помощников на астральном плане столько работы, что долг каждого учащегося – любым способом содействовать ей своим вкладом. Невидимые помощники не могли бы осуществлять служение, если бы на каждой стадии не было учеников, способных наилучшим образом выполнять эту работу. Как только они достигают определенной стадии и могут выполнять более возвышенную работу, она тут же им поручается.

Необходимо помнить, что когда ученику даются сила и соответствующая подготовка, то на него налагаются и определенные ограничения. Он никогда не должен употреблять эти силы в корыстных целях, никогда не должен делать что-то ради удовлетворения своего любопытства, никогда не должен применять свои способности, чтобы иметь возможность совать нос в чужие дела, никогда не должен осуществлять то, что на спиритических сеансах зовется испытаниями, то есть не должен осуществлять феномены на физическом плане. Он может принимать послания от умершего человека, но не должен доставлять ответ от умершего живущим, если только Учитель прямо не попросит его об этом. Таким образом, группа невидимых помощников – это не детективное бюро и не астральный информационный центр; их задача – спокойно выполнять надлежащую работу или ту, которая им поручена.

По мере того как учащийся продвигается вперед, он, вместо того чтобы помогать единицам, учится проявлять заботу о классах, нациях и расах. И по мере того как он приобретает необходимые силы и знания, он начинает задействовать энергии акаши и астрального света и узнает, как наилучшим образом использовать любое благоприятное циклическое влияние. Он входит в соприкосновение с великими нирманакаями и становится одним из «подателей даров», то есть учится распределять силы, являющиеся плодом их возвышенного самопожертвования.

Качества, требующиеся для того, чтобы стать помощником, лишены какой бы то ни было мистики; об этом кое-где уже писалось, но, возможно, будет более полезным разобрать их по пунктам.

1) Целеустремленность, иногда называемая однонаправленностью. Желающий стать помощником должен сделать работу по оказанию помощи другим людям своей первой и самой главной обязанностью, а работа, которую ему поручает Учитель, должна стать для него интересом первостепенной важности.

Кроме того, ему необходимо обладать развитой проницательностью – не только для того, чтобы отличать полезную работу от бесполезной, но и для того, чтобы выделять все виды полезной деятельности. Умение экономить силы при работе – вот важнейший закон оккультизма, поэтому долг каждого учащегося – посвятить себя той высокой работе, которую он в состоянии выполнять. Также важно, чтобы учащийся на физическом плане работал на пределе своих сил во имя помощи ближним.

2) Самоконтроль. Самоконтроль подразумевает полное владение своим темпераментом, так чтобы ничто из того, что человек видит или слышит, не давало повода к раздражению; ибо последствия такого раздражения на астральном плане гораздо серьезнее, чем на физическом. Если человек с раскрывшимися способностями на астральном плане испытывает гнев к кому-либо на том же плане, он может серьезно навредить ему и, возможно, даже уничтожить. Любое проявление раздражения, возбуждения или нетерпимости в астральном мире мгновенно превращает помощника в страшное существо, так что тот, кому он желает помочь, в ужасе бежит от него.

Известен случай, когда невидимый помощник довел себя до такой степени возбуждения, что его астральное тело неимоверно увеличилось в размерах, начало интенсивно вибрировать и метать молнии жгучих цветов. Только что умерший человек, которому он хотел помочь, настолько испугался при виде этой приближавшейся к нему огромной, пламенной, мечущей молнии сферы, что принял ее за самого дьявола и в ужасе пустился бежать, и этот ужас возрос еще более оттого, что этот безусловно благожелательный помощник постоянно его преследовал.

Помимо контроля над своим темпераментом очень важно, чтобы ни одно из тех фантастических и страшных видений, которые помощник рискует встретить на своем пути, не поколебало его мужества. Как уже говорилось выше, умение владеть своими нервами и подготовленность к предстоящей работе, как в наши дни, так и прежде, является тем неизменным критерием, благодаря которому кандидат проходит так называемую проверку землей, водой, воздухом и огнем.

Учащийся должен понимать, что самая крепкая скала не является препятствием для его свободы, когда он находится в астральном теле, и что он без малейшего риска для себя может прыгнуть с самой высокой скалы и абсолютно спокойно упасть в самое сердце извергающегося вулкана или опуститься на самое дно глубочайшей океанской впадины. Все это должно быть предельно ясно для учащегося, так чтобы он в любых ситуациях мог действовать чисто инстинктивно и доверительно.

Кроме того, ему необходим контроль над мыслями и желаниями; первый – потому что без силы концентрации невозможно хорошо выполнять свою работу среди отвлекающих потоков астрального мира, а второй – потому что желать или вожделеть в астральном мире – это все равно что иметь, и если только его желания не будут под контролем, учащийся окажется перед лицом дел своих, которых сам он в душе стыдится.

3) Умственный покой. Умственный покой означает быть свободным от забот и депрессии. Ответственная работа по успокоению тех, кто раздражен, и ободрению тех, кто печалится, требует, естественно, чтобы аура помощника не содержала вибраций озабоченности и смятения или не была серой от печали. Для духовного прогресса нет ничего более разрушительного или более бесполезного, чем беспокойство по мелочам. Оптимистический взгляд на все сущее наиболее близок божественному состоянию и потому ближе всего к истине, ибо все доброе и красивое – вечно, а все злое по своей природе преходяще; только незыблемый покой ведет к умственному успокоению, приносящему радость и устраняющему депрессию.

Как сказано выше, депрессия, или подавленность, крайне заразительна и должна быть полностью изгнана из сознания человека, стремящегося на роль невидимого помощника. Такого человека при встрече со всевозможными трудностями должны отличать абсолютное спокойствие ума и светлая радость оттого, что он помогает другим.

4) Знания. Чем большим знанием обладает человек в каждом направлении, тем более он полезен. Он должен посвятить себя тщательному изучению всего, что сказано в оккультной литературе об астральном плане и астральной работе, ибо было бы неразумно ждать, чтобы другие, чье время расписано по минутам, тратили его на то, чтобы объяснять ему вещи, которым он сам может научиться в физическом мире, если возьмет на себя труд прочесть книги.

Вряд ли есть такая разновидность знания, которая бы не нашла применения в работе помощников.

5) Любовь. Это последнее и величайшее из всех качеств также и самое превратно понятое. Необходимо со всей определенностью сказать, что это – не беспринципная сентиментальность, и не изречение избитых, ничего не говорящих банальностей и не страх за приверженность правому делу, поскольку-де невежды заклеймят такого человека как «вероотступника». Здесь требуется любовь настолько сильная, чтобы можно было действовать, не говоря о ней; здесь требуется неуемное желание оказывать услугу, при котором человек постоянно нацелен на то, чтобы использовать любую возможность, хотя и предпочитает делать это анонимно; здесь требуется чувство, исходящее прямо из сердца того, кто осознает великую работу Логоса и кто, однажды увидев ее, знает, что для него в этих трех мирах нет иного курса, кроме как влиться в эту работу, изо всех сил стараясь стать хотя бы крошечным каналом, через который изливается чудесная Божья любовь. Любовь, которая, подобно Богу, превосходит всякое разумение.

Необходимо помнить, что, когда два человека общаются между собой на астральном плане, вовсе не обязательно, что оба говорят на одном языке; поэтому помощник на астральном плане тем полезней, чем большими языками он владеет.

Уровень, требующийся для того, чтобы стать невидимым помощником, не так уж недостижим; наоборот, достичь его может каждый человек, хотя на это требуется время. Каждому известны те или иные случаи, когда человек, идет ли речь о живом или умершем, объят скорбью или жестоко страдает. Когда засыпаете, решите про себя, что сделаете все возможное для того, чтобы помочь этому человеку, пока спите и находитесь в астральном теле. А будут ли воспоминания о сделанном вами проявляться на уровне пробужденного сознания или нет, в данном случае совершенно не важно; нужно просто ясно сознавать, что вы чего-то добились, и в один прекрасный день, рано или поздно, это преобразуется во что-нибудь хорошее.

Что касается человека, полностью пробужденного на астральном плане, для него имеет меньшее значение, о чем именно он думает непосредственно перед тем, как уснуть, ибо он способен быстро вернуть мысли на астральный план. В его случае обычное направление хода мыслей будет важнейшим фактором, ибо несомненно, что и ночью и днем его мышление остается одним и тем же.

Глава 29. Ученичество

Выше, при ссылках на астральное тело, уже указывалось на возможность получения особой подготовки от Учителя мудрости. К сказанному по этой теме – а она является одним из величайших моментов в процессе развития оккультного учащегося – можно добавить еще немного дополнительной информации.

Необходимость улучшения свойств характера уже была подробно описана в предыдущей главе.

Когда человек приближается к стадии, на которой он будет готов стать учеником Учителя и быть принятым им в качестве такового, Учитель может подвергнуть его «испытанию»; это значит, что какое-то время он будет находиться под очень пристальным наблюдением своего наставника. Учитель создает так называемый «живой образ» испытуемого ученика, то есть точный слепок с его каузального, ментального, астрального и эфирного тел. Этот образ наставник хранит в легко доступном месте и приводит его в магнетическую связь с самим человеком, так что любое изменение мысли и чувства в телах последнего в точности воспроизводится в самом образе. Эти образы Учитель ежедневно подвергает проверке и таким образом без особого труда ведет совершенно точную запись мыслей и чувств своего будущего ученика и на основании этого может решать, когда именно тот будет готов к тому, чтобы на следующей стадии – стадии принятия в ученики – Учитель смог максимально приблизить его к себе.

Когда ученик «принят», его живой образ рассеивается, и отныне Учитель настолько глубоко внедряет его в сферу собственного сознания, что все, что бы ни чувствовал или о чем бы ни думал ученик, тотчас запечатлевается в астральном и ментальном телах Учителя.

Если, к сожалению, случится так, что на ум ученику придет мысль, не приемлемая для восприятия ее Учителем, тот сразу же воздвигает перед ней некий барьер и тем самым отсекает от себя эту вибрацию.

В результате посредством столь чудесной близкой связи между ними достигаются гармонизация и созвучный настрой всех тел ученика. Ученик превращается в своего рода аванпост сознания Учителя, так что к нему притекает сила Великих [Сущностей] и мир благодаря его присутствию в нем определенно имеет шанс стать гораздо лучше. Когда ученик посылает Учителю исполненную благоговения и преданности мысль, то в этот момент словно открывается клапан – и от Учителя к ученику изливается невероятно мощный поток любви и энергии, ибо энергия Учителя всегда излучается вовне во всех направлениях, подобно солнечному свету.

Ученик находится в таком тесном контакте с мыслью Учителя, что в любое время может видеть, что именно тот думает по поводу того или иного предмета, и таким образом часто воздерживается от ошибок. Кроме того, и сам Учитель в любой момент может послать ученику мысль в форме внушения или обычного сообщения.

После принятия в ученики человеку дается право и даже вменяется в обязанность благословлять от имени Учителя.

Это использование Учителем тела своего ученика ни в коем случае нельзя путать с обычным спиритическим медиумизмом, поскольку условия здесь совершенно различные. Возможно, высшая форма спиритического контроля и приближается в той или иной степени к подлинным отношениям между Учителем и его учеником, однако в действительности она очень редко достижима и очень далека от совершенства.

Между этими двумя явлениями существует фундаментальное различие, и их условия столь же далеки друг от друга, сколь далеки друг от друга два полюса. В медиумизме человек всегда пассивен: он отдает себя под влияние той астральной сущности, которая окажется поблизости. Будучи под ее влиянием, он, как правило, находится в бессознательном состоянии и, пробуждаясь от своего транса, обычно ничего не помнит. Его состояние можно охарактеризовать как состояние временного одержания. Даже дух-связной, который по большей части всегда присутствует при этом, иногда не в состоянии уберечь медиума от нежелательных или даже пагубных для него влияний.

С другой стороны, в случае, когда Учитель желает говорить через кого-то из своих учеников, сам ученик полностью сознает происходящее и совершенно точно знает, кому в данный момент он одалживает свои голосовые органы. Хотя он и отстранен от тела, однако всегда бдителен и на стороже. Он слышит каждое слово, произносимое через него, и помнит все абсолютно ясно. Между этими двумя случаями нет ничего общего, за исключением того, что и там и там один человек временно использует тело другого.

Третья стадия представляет собой еще более тесное слияние, когда ученик становится «сыном» Учителя, а эго ученика в каузальном теле сливается с эго Учителя.

Это слияние настолько нерасторжимо и священно, что даже Учитель при всей своей силе не властен отменить то, что уже сделано, не вызвав хотя бы мгновенного разделения этих двух сознаний. Естественно, что, прежде чем эта стадия будет достигнута, Учитель должен быть совершенно уверен в том, что в уме или в астральном теле ученика не возникнет ничего такого, от чего необходимо отгораживаться.

Разумеется, все эти виды отношений – проверка, принятие и «усыновление» – не имеют ничего общего с Посвящениями или этапами на Пути. Последние являются свидетельством связи человека – нет, не с Учителем, а с Великим Белым Братством и его августейшим главой. Все эти темы разобраны гораздо более детально, чем это возможно или желаемо здесь, в книге Ч.У. Ледбитера «Учителя и путь» – книге неизмеримой ценности для любого человека, серьезно изучающего основы белого оккультизма.

Однако, прежде чем завершить эту тему, следует упомянуть о том, что при Посвящении монада идентифицирует себя с эго – явление, оказывающее любопытное воздействие на астральное тело: ему сообщаются сильные ритмичные колебания, которые, однако, не нарушают стабильности его равновесия, так что отныне оно может чувствовать с гораздо большими ясностью и силой, чем прежде, при этом не теряя своей основы или не ускользая из-под контроля владельца.

Учителя используют учеников самыми различными способами. Одним поручают осуществлять основные направления работы, описанной в предыдущей главе («Невидимые помощники»); других Учителя в особенной мере используют в качестве личных помощников для выполнения отдельных задач в проводимой ими работе. Одним поручают доводить астральные уроки до наименее развитых существ или помогать им и обучать тех, кто временно свободен во время сна или кто уже вступил в посмертное существование.

Когда ученик погружается в сон, он обычно отчитывается перед своим Учителем. Если оказывается, что ему особенно делать нечего, то он, как правило, выполняет обычную ночную работу, в чем бы она ни состояла. А такой астральной работы всегда очень много: например, в результате случайных катастроф на астральном плане оказывается большое количество людей, пребывающих в состоянии ужаса и нуждающихся в помощи. Да и большую часть обучения астральной работе Учителя тоже поручают одному из старших учеников.

Учащему не следует путать обычное астральное тело с майяви рупа – «телом иллюзий». Засыпая, ученик, имеющий Учителя, привычно покидает свое астральное тело и путешествует в ментальном теле. Если ему необходимо астральное тело для выполнения астральной работы, он материализует его из окружающей материи. Такое тело может походить, а может и не походить на его физическое тело: придаваемая ему внешняя форма обычно приводится в соответствие с конкретной целью. По желанию оно может быть создано физически видимым или невидимым, оно может быть совершенно неотличимым от физического тела, теплым и твердым на ощупь, а может быть видимым и способным вести разговор, как обычный земной человек. Только Учителя и их ученики обладают способностью формировать истинные майяви рупы – способностью, которую они приобретают незадолго или во время Второго Посвящения. Преимущество использования майяви рупы в том, что его нельзя ввести в заблуждение или навести на него чары, как это происходит с обычным астральным телом.

Когда человек функционирует в ментальном теле и оставляет астральное тело, вместе с физическим, в состоянии временной неподвижности, он может по необходимости быстро окружить инертное астральное тело защитной оболочкой или привести в действие вибрации, которые сделают его невосприимчивым ко всем вредным влияниям.

Во время малых мистерий, проводившихся в Аграре (Древняя Греция), посвящаемым давались основы учения об астральном плане и астральной жизни после смерти. Они облачались в одежды, сшитые из шкуры молодого оленя, чья пятнистая желтовато-коричневая раскраска по идее должна была символизировать цвета обычного астрального тела. Вначале наставник создавал из астральной и эфирной материи образы того, что в астральном мире должно было соответствовать результатам определенных видов деятельности в физической жизни, а позднее учение давалось другими способами, зачастую посредством пьес или драматических постановок, отдельные части которых представляли священнослужители и даже куклы, которых механически приводили в движение.

Среди посвященных бытовало множество поговорок или афоризмов, некоторые из которых были весьма характерными; одной из них была такая: «Смерть – это жизнь, а жизнь – это смерть», а другая звучала так: «Тот, кто гонялся в течение жизни за чем-то реальным, будет гоняться за ним и после смерти; а тот, кто в течение жизни гонялся за чем-то нереальным, и после смерти будет гоняться за тем же».

Великие мистерии, совершавшиеся в Элевзисе, были посвящены умственному телу и ментальному плану; символом ментального тела служило «золотое руно» Ясона.

Еще один символ, применявшийся в мистериях, – это тирсос – жезл, увенчанный на конце конусообразной шишкой, которая, по сведениям, часто была наполнена огнем. В Индии для той же цели применялась бамбуковая палка с семью сочленениями. Священнослужитель намагничивал жезл и прикладывал его к позвоночному столбу посвящаемого, передавая ему таким образом часть своего магнетизма и помогая в полном сознании перейти на астральный план. Огонь же символизировал кундалини.

Южные буддисты насчитывают пять психических способностей, которые может приобрести человек, прогрессирующий на Пути: 1) способность переноситься по воздуху, проходить через твердые предметы и посещать небесный мир еще в


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: