Во время прохождения практики студент подчиняется правилам внутреннего распорядка предприятия или организации (приход на работу, перерыв на обед, уход с работы). Учебно-методическое руководство практикой осуществляется преподавателями кафедры маркетинга. Они являются руководителями практики от университета и осуществляют систематический контроль студентов в течение всего времени нахождения их на практике.
На каждом предприятии (организации) назначается руководитель практики студентов по логистике от предприятия.
Последовательность и длительность прохождения отдельных разделов практики устанавливается в соответствии с примерным распределением времени и содержания разделов ознакомительной практике, представленных в таблице 1.
В течение всего периода практики студент ведет дневник по установленной форме, в котором отражает работу, выполненную за день. Записи в дневнике должны быть конкретными, с указанием выполненных видов работ. По окончании практики дневник заверяется общим руководителем практики от предприятия (организации) и визируются гербовой печатью.
|
|
В дневнике делаются отметки о дне начала и окончания практики. Выполненные работы подтверждаются соответствующими материалами (первичными либо ксерокопиями), которые прилагаются к письменному отчету о прохождении практики.
По результатам прохождения производственной практики студентом оформляется отчет.
Руководитель практики от кафедры маркетинга:
- участвует в проведении всех организационных мер перед выездом студентов на практику (информация о порядке прохождения практики, выдача необходимой документации);
- согласовывает календарно-тематический план прохождения учебной (ознакомительной) практики с руководителем от предприятия (организации);
- посещает базы практики и контролирует качество прохождения практики студентами в соответствии с данной программой;
- проводит собеседование со студентами по изученным вопросам и делает соответствующие пометки в дневнике;
- консультирует студентов по вопросам сбора и обработки практического материала для отчета;
- информирует кафедру о ходе практики;
- проверяет дневник прохождения учебной (ознакомительной) практики, отчет студента о практике, дает отзыв о его работе,
- принимает участие в защите отчета с выставлением дифференцированной итоговой оценки.
Руководитель учебной (ознакомительной) практики от предприятия, организации, учреждения:
- составляет календарно-тематический план (график) прохождения практики;
- контролирует соблюдение студентами трудовой дисциплины и правил внутреннего распорядка, охраны труда;
|
|
- проверяет качество работы каждого студента и степень овладения методами работы;
- систематически проводит собеседование со студентами и дает оценку степени усвоения ими изученных вопросов;
- проверяет дневник прохождения учебной (ознакомительной) практики, письменный отчет о прохождении практики и заверяет его своей подписью, а также печатью предприятия (организации);
- составляет краткий отзыв-характеристику о качестве прохождения учебной (ознакомительной) практики логистике студентом.
Таблица 1. Примерное распределение времени и содержание разделов практики
Номер, раздел практики | Продолжительность практики, дни | |
1. | Организационно-экономическая характеристика | |
2. | Логистическая деятельность | |
3. | Интерпретация полученных результатов и подготовка отчета |
Текстовой материал оформляется в соответствии требованиями и рекомендациями, которые представлены в разделе «Информационно-методическая часть» и в приложениях к программе.
В обязательном порядке в первом разделе «Организационно-экономическая характеристика предприятия, учреждения, организации » представить таблицу по форме:
Таблица. 2. Основные финансово-экономические показатели деятельности предприятия за 2008-2010 год, млн. (тыс.) руб.
№ п/п | Показатели | Годы | Отклонение (+, -) | |||
2009 к 2008 | 2010 к 2009 | |||||
1. | Объем производства | |||||
2. | Объем продаж | |||||
3. | Объем прибыли | |||||
4. | Объем издержек | |||||
5. | Уровень рентабельности | |||||
6. | Численность персонала | |||||
7. | … |
Цифровой табличный материал целесообразно иллюстрировать графиками, круговыми и столбцовыми диаграммами (рис. 1-3).
Рис. 1. График изменения основных финансово-экономических показателей … предприятия за 2008-2010 гг.
Рис. 2. Диаграммы изменения удельного веса … в объеме производства
(продажи) … предприятия за 2008-2010 гг.
Рис. 3. Динамика изменения объема производства, продаж и прибыли …
предприятия за 2007- 2010 гг.
Характеристику логистической деятельности предприятия, учреждения, организации необходимо давать, руководствуясь Учебно-методическим комплексом для студентов специальностей 1-260205 «Логистика» (авт. сост. Н.И. Белоус. – Гомель: ГФ МИТСО, 2007. – 142 с.), исходя из фактической логистической деятельности на предприятии по функциональным областям.
По результатам прохождения практики студент составляет отчет (образец оформления титульного листа отчета приводится в Приложении 1).
Отчет включает:
1) дневник прохождения учебной (ознакомительной) практики в заполненном виде.
2) текстовую часть в объеме 25-30 страниц, выполненную на стандартной бумаге формата А4 на одной стороне листа с полями: слева 3см, справа 1 см, с верху и снизу – 2 см., размер шрифта 14.
В тексте в краткой форме отражается содержание разделов и вопросов, изученных на предприятии, в соответствии с календарно-тематическим планом и базой практики.
Текстовая часть подписывается студентом, проверяется и визируется руководителем практики от предприятия (организации), подпись руководителя удостоверяется печатью предприятия.
Отчет дополняется приложением копий документов предприятия (см. Приложение 2.)
Все вышеупомянутые материалы сшиваются в папку или переплетаются. Отчет в полном объеме представляется на кафедру маркетинга на следующий день после окончания учебной (ознакомительной) практики, где он регистрируется и передается на проверку руководителю от кафедры.
В случае отрицательного отзыва отчет подлежит доработке в соответствии с письменными или устными замечаниями, высказанными руководителем практики от кафедры.
|
|
Допущенный к защите отчет возвращается студенту для подготовки к устной защите его содержания.
При возможности защита отчета может проводиться на базе практики совместно с руководителем практики от предприятия, учреждения, организации. Защита отчета производится перед комиссией.
Результат прохождения производственной практики оценивается по десятибалльной системе.
ЛИТЕРАТУРА
Основная литература
1. Акулич И.Л. Основы маркетинга / И.Л. Акулич, Е.В. Демченко. – М.: Высшая школа, 2005.
2. Акимова И.М. Промышленный маркетинг. – Киев, 2002.
3. Гаджинский А.М. Логистика. Учебник. М.: ИТК «Дашков и К», 2004.
4. Дурович А.П. Основы маркетинга: Учеб. пособие / А.П. Дурович. – М.: Новое знание, 2004.
5. Лебедева Г.И. Прикладная математика. Математические модели в транспортных системах: учеб. пособие / Г.И.Лебедева, Н.А. Микулик. – Минск: Асар, 2009.
6. Лебедева OA., Лыгина Н.И. Маркетинговые исследования рынка. – М.,2005.
7. Логистика: Учебное пособие для ВУЗов. Под ред. Полещук И.И. Минск: БГЭУ, 2007.
8. Логистика: учебно-методический комплекс / авт.-сост. Н.И.Белоус. – Гомель: ГФ МИТСО, 2007.
9. Логистика: Учебник / Под ред. Б.А. Аникина. М: ИНФРА-М, 2004.
10. Панкрухин А.П. Маркетинг: Учеб. – М., 2002.
11. Трусов А.Ф. Excel 2007 для менеджеров и экономистов: логистиче ские, производственные и оптимизационные расчёты / А.Ф.Трусов. – Санкт-Петербург: Питер, 2009.
12. Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг. – М., 2002.
Дополнительная литература
13. Аникин Б.А., Тяпухин А.П. Коммерческая логистика. М.: Проспект, 2005.
14. Багиев ГЛ., Тарасевич В.М., Анн М. Маркетинг. – М., 2001.
15. Белоус Н.И. Краткий конспект лекций по курсу«Маркетинг предприятия отрасли»/ Н.И. Белоус. – Гомель: ГФ УО ФПБ МИТСО, 2006. – 56с.
16. Белоус Н.И. Краткий конспект лекций по курсу «Логистика»/ Н.И. Белоус. – Гомель: ГФ УО ФПБ МИТСО, 2010. с.
17. Виноградова С.Н., Петухова Н.Г. Транспортное обслуживание. Уч. пособие. Мн.: Вышэйшая школа, 2003.
18. Горбунов А.Р. Управление финансовыми потоками. М., «Глобус», 2003.
|
|
19. Джеймс С.Д., Дональд Ф.В., Даниел Л.В., Поль Р.М. Современная логистика. М.: Издательский дом «Вильямс», 2003.
20. Закон РБ «Об информатизации» от 20.07.2006 г. № 162-З.
21. Закон РБ «О торговле» от 28.07.2003 г. № 231-З.
22. Закон РБ «О рекламе» от 10.05.2007 г. № 225-З.
23. Злобин Н.И. Маркетинг промышленных объектов. – М., 2005.
24. Иванов Д.А. Логистика. Стратегическая кооперация. М.: Вершина, 2006.
25. Ковалев М.Н. Моделирование и анализ промышленных рынков// Труд. Профсоюзы. Общество. Научно-практический журнал. – 2008. – №3. – С.26-.
26. Ковалёв М.Н. Стратегическое управление маркетингом / М.Н. Ковалёв. – Гомель: ЦИИР, 2009.
27. Кожекин Г.Я. Маркетинг предприятия: уч. пос./ Г.Я. Кожекин, С.Г. Мисербиева. – Мн.: Книжный Дом, 2004. – 240с.
28. Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент. – СПб., 2004.
29. Материально-техническое снабжение: Учеб. пособие / Под ред. Л.М. Михневича. – Мн., 2002.
30. Модели и методы теории логистики. Под. ред. В.С.Лукинского. Санкт-Петербург, «Питер», 2003.
31. Николайчук В.Е. Логистика. М.: Питер, 2003.
32. Осипова Л.В. Основы коммерческой деятельности. – М., 2004.
33. Постановление Совета Министров РБ 19.08.2008 г. № 1249
«О Программе развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года».
34. Родкина Т.А. Информационная логистика. М, Экзамен, 2001.
35. Сергеев В.И. Логистика в бизнесе: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2001.
36. Сергеев В.И., Григорьев М.Н. Логистика. Информационные системы и технологии. М.: Альфа-Пресс, 2008.
37. Сток Д.Р., Ламберт Д.М. Стратегическое управление логистикой. М.: ИНФРА-М, 2005.
38. Толкачев В.И. Логистический центр как современное средство эффективной организации производства// Труд. Профсоюзы. Общество. Научно-практический журнал. – 2008. – №2. – С.15-16.
39. Транпортная логистика. Под. ред. Л.Б. Миротина. М.: «Экзамен», 2002.
40. Типовое положение о службе (отделе) маркетинга//Маркетинг, реклама и сбыт. Научно-практический журнал. - 2003. - № 1. – С. 96-107.
41. Чеботаев А.А., Чеботаева Д.А. Логистика и маркетинг (Маркетологистика). – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005.
42. Черник Н.Ю. Товарная политика предприятия: ответы на экзаменационные вопросы / Н.Ю. Черник. – Минск: Тетра-Системс, 2007.
Приложение 1