Предисловие. Учебное пособие для бакалавров направления

МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ЭКОЛОГИИ И БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (МАНЭБ)

В.А. Девисилов, В.В. Савиных

ВЫПОЛНЕНИЕ И ЗАЩИТА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ БАКАЛАВРОВ

Учебное пособие для бакалавров направления

«Техносферная безопасность»,

профиль «Инженерная защита окружающей среды»

Ульяновск 2015


УДК

ББК

Д 55

Рецензенты: зав. кафедрой «Безопасность жизнедеятельности» Санкт-Петербурского государственного лесотехнического университета им.С.М. Кирова (г.Санкт-Петербург) д-р техн. наук, профессор, Заслуженный эколог РФ, Заслуженный деятель науки и техники РФ О.Н. Русак; отдел по охране окружающей среды ОАО «Ульяновский автомобильный завод», г.Ульяновск начальник отдела – Кудина Р.А.

Девисилов В.А.

Выполнение и защита выпускной квалификационной работы бакалавров: учебное пособие для бакалавров направления «Техносферная безопасность», профиль «Инженерная защита окружающей среды»/В.А. Девисилов, В.В. Савиных.-Ульяновск:УлГТУ,2015.-?с.

ISBN 5-89146-761-5???

Разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, уровень высшего образования бакалавриат, направление подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «?»….2015г. №??? и нормативных документов по организации учебного процесса, разработанных в УлГТУ.

В учебном пособии изложены: требования к выпускной квалификационной работе бакалавра; разработаны методические рекомендации по оценке выпускной квалификационной работы и ее защите.

Приведены образцы формы задания на выпускную квалификационную работу бакалавра, содержание пояснительной записки, титульный лист пояснительной записки, аннотация, календарный график выполнения выпускной квалификационной работы бакалавра и другая информация.

УДК

ББК

Учебное издание

ДЕВИСИЛОВ Владимир Аркадьевич, САВИНЫХ Владимир Витальевич

Выполнение и защита выпускной квалификационной работы бакалавров: учебное пособие для бакалавров направления «Техносферная безопасность», профиль «Инженерная защита окружающей среды»/В.А. Девисилов, В.В. Савиных.-Ульяновск:УлГТУ,2015.-?с.

Учебное пособие для бакалавров направления «Техносферная безопасность» профиль «Инженерная защита окружающей среды»??

Учебное пособие

Редактор Н.А. Евдокимова

Подписано в печать 0.0.2015. Формат 60х84/16.

Усл. печ. л. 1,63. Тираж??? экз. Заказ???

Ульяновский государственный технический университет,

432027, Ульяновск, ул. Северный Венец, 32.

ИПК «Венец» УлГТУ, 432027, Ульяновск, ул. Северный Венец, 32.

© Савиных В. В., составление, 2015.

© Оформление. УлГТУ, 2015.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие…………………………………………………………………….5

1. Общие положения …………………………………………………………..9

2. Основные характеристики направления подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность (уровень бакалавриата)………………………..9

2.1. Характеристика направления подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность…………………………………………………………………..10

2.2. Характеристика профессиональной деятельности выпускников программ бакалавриата по направлению подготовки 20.03.01Техносферная безопасность…………………………………………………………………..12

2.2.1. Область профессиональной деятельности выпускников программ бакалавриата…………………………………………………………………..12

2.2.2. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники программ бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр»…………………………………………………...12

2.2.3. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники программ бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр»………………………………………………………13

2.3. Требования к результатам освоения программ бакалавриата по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность…………..16

2.4. Оценка качества освоения программ бакалавриата……………………23

3. Требования к выпускной квалификационной работе бакалавра……………………………………………………………...24

3.1. Цель и задачи выполнения выпускной работы бакалавра…………….24

3.2. Формы, структура, содержание и объем выпускной квалификационной работы бакалавра……………………………………………………………...26

3.3. Тематика выпускных квалификационных работ бакалавра……...……28

3.4. Задание на выпускную квалификационную работу бакалавра………..29

3.5. Оформление выпускной квалификационной работы бакалавра……...30

4. Организация выполнения выпускной квалификационной работы бакалавра………………………………………………………………………35

4.1. Подготовка к выполнению выпускной квалификационной работы бакалавра………………………………………………………………………38

4.1.1. Распределение тем выпускной квалификационной работы бакалавра………………………………………………………………………38

4.1.2. Задание на выполнение выпускной квалификационной работы бакалавра………………………………………………………………………39

4.1.3. Требования к оформлению пояснительной записки и графических работ выпускной квалификационной работы бакалавра…………………..40

4.2. Выполнение выпускной квалификационной работы бакалавра………41

4.2.1. Руководство выполнение выпускной квалификационной работы бакалавра. Обязанности руководителя выпускной квалификационной работы бакалавра……………………………………………………………...41

4.2.2. Обязанности студента-выпускника при выполнении выпускной квалификационной работы бакалавра………………………………………43

4.2.3. Контроль за работой студента в ходе выполнения выпускной квалификационной работы бакалавра………………………………………44

4.2.4. Выполнение выпускной квалификационной работы, предварительная защита и рецензирование…………………………………………………….45

5. Методические рекомендации по проведению защиты выпускной квалификационной работы бакалавра……………………………………….46

5.1. Организация, порядок подготовки к защите выпускной квалификационной работы бакалавра……………………………………….46

5.2. Порядок проведения защиты выпускной квалификационной работы бакалавра………………………………………………………………………47

5.3. Порядок хранения выпускной квалификационной работы бакалавра….

Приложение А. Титульный лист выпускной квалификационной работы бакалавра………………………………………………………………………49

Приложение Б. Задание на выполнение выпускной квалификационной работы бакалавра……………………………………………………………50

Приложение В. Отзыв на выпускную квалификационную работу

бакалавра………………………………………………………………………52

Приложение Г. Информационный лист на обложку пояснительной записки выпускной квалификационной работы бакалавра………………54

Приложение Д. Аннотация на выпускную квалификационную работу бакалавра……………………………………………………………………55

Приложение Е. Примерное содержание (оглавление) пояснительной записки выпускной квалификационной работы бакалавра………………56

Приложение Ж. Календарный график выполнения выпускной квалификационной работы бакалавра………………………………………58

Приложение З. Темы выпускных квалификационных работ бакалавров УлГТУ по направлению Техносферная безопасность в 2015г……………60

Приложение И. Методические рекомендации по оценке выпускной

квалификационной работы бакалавра и ее защите…………………………62

ПРЕДИСЛОВИЕ

Проблемы экологического образования, как и сама экология, на современном этапе развития общества, образования и науки стали предметом обширных дискуссий в академическом и профессиональном сообществе.

Место экологии в системе наук, определяющих прогресс человеческой цивилизации, предопределяет ее роль в подготовке специалистов для отраслей экономики страны.

Система образования в России находится в условиях реформирования. Новое федеральное законодательство четко фиксирует уровни высшего образования (бакалавриат, специалитет и магистратура, аспирантура), определяется жесткая зависимость между результатами обучения по основным образовательным программам и содержанием профессиональных стандартов, значительно расширяются академические свободы высших учебных заведений; формируются новые университетские комплексы и т.д [1].

Традиционно специализированные области подготовки специалистов, связанные с вопросами природопользования, охраной окружающей среды, не могут существовать без научных и методологических аспектов экологии. В тоже время необходима универсальность экологической подготовки любого человека, - считающего себя современным и образованным. Как соединить эти и другие особенности экологического образования в высшей школе для решения главной задачи — формирования компетентного в области экологии человека?

Очевидно, что введение специальных курсов в учебные программы и учебные планы не является достаточным условием формирования компетенций в области экологии [1]. Необходимо на основе системы знаний экологии как науки, а также знаний, которыми она пополняется, в том числе и во взаимодействии с другими науками (междисциплинарные знания), выработать единые методологические подходы, использование которых позволит дифференцировать условия их применения и логику изложения при формировании дисциплинарного содержания для разных уровней высшего образования.

Определенную поддержку в поиске решений могут оказать некоторые документы Болонскогопроцесса. Одним из таких документов являются положения Дублинских дескрипторов, в рамках которого формализуются описание требований к компетенциям выпускников в зависимости от уровня образовательных программ.

Так, для бакалавра в области экологии необходимо:

- проявлять экологические знания и понимание проблем рационального природопользования и охраны природы, в том числе знать современные методы анализа показателей качества окружающей среды; физические, химические и биохимические процессы, протекающие в атмосфере, гидросфере, литосфере в результате производственной деятельности человека; основные принципы обеспечения экологической безопасности производств и правовые методы рационального природопользования;

- применять полученные знания к решению задач охраны природы, управления экологическими рисками; выбору методов и средств защиты окружающей среды; оценке воздействия производства на окружающую среду с учетом специфики природно-климатических условий;

- уметь анализировать воздействие производства на окружающую среду; владеть методиками расчета выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду; разрабатывать природоохранные мероприятия; принимать решения по предотвращению или минимизации экологической опасности;

- уметь собирать и анализировать необходимые экологические данные для формирования суждений по эколого-социальным, научным и этическим проблемам в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

- вырабатывать навыки обучения, необходимые для дальнейшего совершенствования с большой степенью самостоятельности.

Таким образом, ведущая задача экологического образования состоит в том, чтобы актуализировать в сознании будущих выпускников жизненно важную значимость существующих экологических проблем, предложить возможные пути решения, заложить фундамент действительно грамотного их участия впрактическом решении этих проблем, а также в рациональном использовании природных ресурсов.

В Ульяновском государственном техническом университете имеется опыт подготовки инженеров-экологов специальности «Инженерная защита окружающей среды» [2,4,8,10]. В июне 2015 года будет проведен 13-й выпуск инженеров-экологов. Одновременно будет проведен первый выпуск бакалавров направления 20.03.01 Техносферная безопасность.

В ходе проведения Пятого Всероссийского совещания заведующих кафедрами вузов по вопросам образования в области безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды (30 сентября -6 октября 2013г., Москва) в Национальном исследовательском университете «МЭИ» (г.Москва) обсуждались вопросы подготовки бакалавра по направлению Техносферная безопасность, в том числе структура и содержания выпускных квалификационных работ бакалавров [5]. Заведующими кафедрами, профессорами Тимофеевой С.С. (Национальный исследовательский государственный университет, г. Иркутск), Ольшанской Л.Н. (Саратовский государственный технический университет), Савиных В.В. (Ульяновский государственный технический университет), доцентами Плуготаренко Н.К. (Южный Федеральный Университет), Тухтаровой И.О. (Уфимский государственный университет экономики и сервиса) отмечалось, что содержание выпускных квалификационных работ бакалавра пока только формируется и имеет еще недостатки. Далеко не всегда выпускная квалификационная работа соответствует в полной мере требованиям ФГОС ВО, а темы выпускных квалификационных работ – специфике направления. Многие руководители выпускной квалификационной работы испытывают сложности в выборе тематике выпускной квалификационной работы, в формировании технических заданий.

В ходе обсуждения были высказаны ряд предложений по повышению качества учебного пособия. Все эти предложения и анализ пособий [6,8,10] стали основой при разработке предлагаемого студентам учебного пособия по выполнению выпускной квалификационной работы бакалавра. Также в пособии представлен список литературы характеризующей климатические особенности Ульяновской области и предприятий, функционирующих на этой территории.

Эти данные позволят качественно подготовить выпускников – бакалавров направления Техносферная безопасность к предстоящей практической деятельности.

Данное учебное пособие предназначено для студентов направления Техносферная безопасность, материал пособия позволит выпускнику качественно подготовится и успешно защитить выпускную квалификационную работу бакалавра.

Авторы пособия выражают благодарность рецензентам - зав. кафедрой «Безопасность жизнедеятельности» Санкт-Петербурского государственного лесотехнического университета им.С.М. Кирова (г.Санкт-Петербург) д-р техн. наук, профессор, Заслуженный эколог РФ, Заслуженный деятель науки и техники РФ О.Н. Русак; отдел по охране окружающей среды ОАО «Ульяновский автомобильный завод», г.Ульяновск начальник отдела – Кудина Р.А.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: