Обеспечение уплаты таможенных платежей при перевозке товаров под таможенным контролем. Ответственность за уплату таможенных платежей

К таможенным платежам относятся:

1) ввозная таможенная пошлина;

2) вывозная таможенная пошлина;

3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза;

4) акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза;

5) таможенные сборы.

В соответствии со ст. 4 ТК ТС таможенная пошлина - это обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу. Различают ввозные и вывозные таможенные пошлины.

Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины устанавливаются в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза и взимаются в порядке, предусмотренном ТК ТС.

Применение таких пошлин в Республике Беларусь регулируется Законом Республики Беларусь от 03.02.1993 N 2151-XII "О таможенном тарифе" и Законом Республики Беларусь от 25.11.2004 N 346-З "О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами", которыми, в частности, предусматривается, что специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины могут применяться в следующих случаях:

- специальные пошлины - как защитная мера, если товары ввозятся на территорию Республики Беларусь в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров, либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы Республики Беларусь, со стороны других государств или их союзов;

- антидемпинговые пошлины - в случаях ввоза на территорию Республики Беларусь товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране экспорта в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в Республике Беларусь;

- компенсационные пошлины - в случаях ввоза на территорию Республики Беларусь товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в Республике Беларусь.

Налог на добавленную стоимость и акцизы, взимаемые при импорте товаров на территорию одного государства - участника Таможенного союза с территории другого государства - участника Таможенного союза, не являются таможенными платежами, взимаемыми в Таможенном союзе, т.к. взимаются не при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза.

Согласно ст. 3 Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе (заключено в г. Москве 25.01.2008), при импорте товаров на территорию одного государства - участника Таможенного союза с территории другого государства - участника Таможенного союза косвенные налоги, т.е. налог на добавленную стоимость и акцизы, взимаются налоговыми органами государства-импортера.

Однако согласно той же статье Соглашения иной порядок взимания косвенных налогов может быть предусмотрен законодательством государства-импортера для товаров, подлежащих маркировке акцизными марками.

В Республике Беларусь такая особенность установлена ст. 115 НК, согласно которой при ввозе с территории Российской Федерации (с 1 января 2011 г. в соответствии с Законом N 174-З - с территорий государств - членов Таможенного союза) подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками Республики Беларусь, взимание акцизов осуществляют таможенные органы.

Ставки таможенных пошлин подразделяются на следующие виды:

1) адвалорные - установленные в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;

2) специфические - установленные в зависимости от физических характеристик в натуральном выражении (количества, массы, объема или иных характеристик);

3) комбинированные – сочетающие оба вышеуказанных вида пошлин (например, 20% от таможенной стоимости, но не менее чем 15 евро за 1 кг.).

Порядок расчета таможенных пошлин в зависимости

от применяемой ставки

Вид ставки таможенной пошлины Особенности установления Порядок расчета
Адвалорные ставки таможенных пошлин Устанавливаются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров Для расчета таможенных пошлин по таким ставкам применима следующая формула: ТП = ТС x СТТПадвал, где ТП - сумма таможенной пошлины в белорусских рублях; ТС - таможенная стоимость в белорусских рублях; СТТПадвал - ставка таможенной пошлины в процентах
Специфические ставки таможенных пошлин Устанавливаются в зависимости от физических характеристик в натуральном выражении (количества, массы, объема или иных характеристик) облагаемых товаров Для расчета таможенных пошлин по таким ставкам применима следующая формула: ТП = Кт x СТТПспециф x x Кевро, где ТП - сумма таможенной пошлины в белорусских рублях; Кт - количество (иные показатели) товара в единицах измерения, в которых установлена ставка таможенной пошлины; СТТПспециф - специфическая ставка таможенной пошлины; Кевро - официальный курс белорусского рубля к евро, установленный Национальным банком Республики Беларусь
Комбинированные ставки таможенных пошлин Сочетают оба вышеуказанных вида Для расчета таможенных пошлин по комбинированным ставкам в виде "___%, но не менее ___ евро за ___": - рассчитывается сумма таможенной пошлины по адвалорной составляющей; - рассчитывается сумма таможенной пошлины по специфической составляющей; - уплате подлежит наибольшая из полученных сумм

Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу.

Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика).

Налоговая база для исчисления налогов определяется в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.

Таможенные пошлины, налоги исчисляются плательщиками таможенных пошлин, налогов самостоятельно, за исключением случаев, предусмотренных ТК ТС и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза.

При взыскании таможенных пошлин, налогов исчисление подлежащих уплате сумм таможенных пошлин, налогов производится таможенным органом государства - члена Таможенного союза, в котором подлежат уплате таможенные пошлины, налоги.

Исчисление сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате, осуществляется в валюте государства - члена Таможенного союза, таможенному органу которого подана таможенная декларация, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами государств - членов Таможенного союза.

Для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза.

Для целей исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные Единым таможенным тарифом Таможенного союза (ЕТТ ТС), если иное не предусмотрено ТК ТС и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза.

Для целей исчисления вывозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные законодательством государств - членов Таможенного союза в отношении товаров, включенных в сводный перечень товаров, формируемый Комиссией Таможенного союза в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, регулирующими вопросы применения вывозных таможенных пошлин в отношении третьих стран.

Для целей исчисления налогов применяются ставки, установленные законодательством государства - члена Таможенного союза, на территории которого товары помещаются под таможенную процедуру.

В соответствии с ч. 2 п. 2 ст. 77 ТК ТС для целей исчисления вывозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные законодательством государств - членов Таможенного союза в отношении товаров, включенных в сводный перечень товаров, формируемый Комиссией Таможенного союза в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, регулирующими вопросы применения вывозных таможенных пошлин в отношении третьих стран.

В Республике Беларусь ставки вывозных таможенных пошлин установлены на следующие товары:

Ставки вывозных таможенных пошлин,

применяемые в Республике Беларусь

Ссылка на нормативный правовой акт Категория товаров Классификация по ТН ВЭД ТС Размер ставки
Указ N 525 Калийные удобрения Товарная позиция 3104 ТН ВЭД ТС 50 евро за 1000 килограммов
Указ N 272 Семена рапса, или кользы, дробленые или недробленые Товарная позиция 1205 ТН ВЭД ТС 100 евро за 1000 килограммов
Указ N 522 Отдельные лесоматериалы Коды 4401 10 000 9, 4403 10 000 1, 4403 10 000 2, 4403 91 100 0, 4403 91 900 0, 4403 92 100 0, 4403 92 900 0, 4404 20 000 0, 4407 91 150 0, 4407 91 310 0, 4407 91 390 0, 4407 91 900 0, 4407 92 000 0, 4407 93 100 0, 4407 93 500 0, 4407 93 900 0 ТН ВЭД ТС 100 евро за 1 куб.м
постановление N 1932 Нефть и нефтепродукты Товарные позиции 2709 - 2713, 2901 ТН ВЭД ТС от 0 до 346,6 долларов США за 1000 кг
Указ N 40 Кожевенное сырье Товарные позиции 4101, 4103 500 евро за 1000 кг
4104, 4106 10%, но не менее 90 евро за 1000 кг

В соответствии с п. 2 ст. 77 ТК ТС для целей исчисления налогов применяются ставки, установленные законодательством государства - члена Таможенного союза, на территории которого товары помещаются под таможенную процедуру либо на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу.

В Республике Беларусь ставки налогов установлены:

- налога на добавленную стоимость, взимаемого таможенными органами, - ст. 102 НК в следующих размерах:

10% - на продовольственные товары и товары для детей по перечню продовольственных товаров и товаров для детей, по которым применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов при их ввозе на территорию Республики Беларусь и (или) при реализации на территории Республики Беларусь, установленному Указом Президента Республики Беларусь от 21.06.2007 N 287 "О налогообложении продовольственных товаров и товаров для детей";

20% - на иные товары;

- акцизов, взимаемых таможенными органами, - приложением 1 к НК.

При исчислении суммы налога на добавленную стоимость используются следующие формулы:

НДС = Бн.д.с ´ СТНДС,

где НДС – сумма налога на добавленную стоимость в белорусских рублях;

Бн.д.с – налоговая база по товарам, подлежащим обложению налогом на добавленную стоимость, в белорусских рублях;

СТНДС – ставка налога на добавленную стоимость в процентах.

При этом:

Бн.д.с = ТС + ТП + А,

где ТС – таможенная стоимость ввозимого товара в белорусских рублях;

ТП – подлежащая уплате сумма ввозной таможенной пошлины в белорусских рублях;

А – подлежащая уплате сумма акцизов в белорусских рублях.

В случае если для целей исчисления таможенных пошлин, налогов, в том числе для определения таможенной стоимости товаров, требуется произвести пересчет иностранной валюты в валюту государства - члена Таможенного союза, в таможенный орган которого подана таможенная декларация, применяется курс валют, устанавливаемый в соответствии с законодательством этого государства - члена Таможенного союза и действующий на день регистрации таможенной декларации таможенным органом.

Плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с ТК ТС, международными договорами государств - членов Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает в соответствии со ст. 81, 161, 166, 172, 197, 211, 214, 227, 228, 237, 250, 261, 274, 283, 290, 300, 306 и 360 ТК ТС.

Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается в следующих случаях:

1) уплаты или взыскания таможенных пошлин, налогов в размерах, установленных ТК ТС;

2) помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, не сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами;

3) уничтожения (безвозвратной утраты) иностранных товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения;

4) если размер неуплаченной суммы таможенных пошлин, налогов не превышает сумму, эквивалентную 5 евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, на территории которого возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, действующему на момент возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов;

5) помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства, если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникла до регистрации таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру;

6) обращения товаров в собственность государства - члена Таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства - члена Таможенного союза;

7) обращения взыскания на товары, в том числе за счет стоимости товаров, в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза;

8) отказа в выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, в отношении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, возникшей при регистрации таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру;

9) при признании ее безнадежной к взысканию и списании в порядке, определяемом законодательством государств - членов Таможенного союза.

Таможенные пошлины, налоги не уплачиваются:

1) при помещении товаров под таможенные процедуры, не предусматривающие такую уплату, при соблюдении условий соответствующей таможенной процедуры;

2) при ввозе товаров, за исключением товаров для личного пользования, в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному (перевозочному) документу, общая таможенная стоимость которых не превышает суммы, эквивалентной 200 (двумстам) евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется выпуск таких товаров, действующему на момент возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов;

3) при перемещении товаров для личного пользования в случаях, установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза;

4) если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза, товары освобождаются от обложения таможенными пошлинами, налогами (не облагаются таможенными пошлинами, налогами) и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение.

Таможенными сборами являются обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, а также за совершение иных действий, установленных ТК ТС и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза.

Виды и ставки таможенных сборов устанавливаются законодательством государств - членов Таможенного союза.

Размер таможенных сборов не может превышать примерной стоимости затрат таможенных органов за совершение действий, в связи с которыми установлен таможенный сбор.

Плательщики таможенных сборов, сроки уплаты таможенных сборов, порядок их исчисления, уплаты, возврата (зачета) и взыскания, а также случаи, когда таможенные сборы не подлежат уплате, определяются ТК ТС и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза.

В Республике Беларусь виды и ставки таможенных сборов определены Указом Президента Республики Беларусь от 13.07.2006 N 443 "О таможенных сборах".

Виды и ставки таможенных сборов,

применяемых в Республике Беларусь

Виды таможенных сборов Ставки таможенных сборов
Таможенные сборы за таможенное оформление Установлены в следующих размерах (в зависимости от группы по ТН ВЭД ТС, в которой классифицируются товары): - за таможенное оформление во время и в месте работы таможенных органов: группы 01 - 24, 50 - 70, 72 - 83 по ТН ВЭД ТС - 20 евро; группы 25 - 49, 84 - 85, 90 - 97 по ТН ВЭД ТС - 35 евро; группы 71, 86 - 89 - 50 по ТН ВЭД ТС евро; 86 - 89 по ТН ВЭД ТС - 50 евро - за таможенное оформление вне времени и (или) вне места работы таможенных органов: группы 01 - 24, 50 - 70, 72 - 83 по ТН ВЭД ТС - 30 евро; группы 25 - 49, 84 - 85, 90 - 97 по ТН ВЭД ТС - 45 евро; группы 71, 86 - 89 по ТН ВЭД ТС - 60 евро
Таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров Установлены за каждый полный и неполный час таможенного сопровождения в следующих размерах: - при сопровождении с использованием транспорта, предоставляемого перевозчиком, - 5 евро; - при сопровождении с использованием одной единицы транспорта таможенного органа - 20 евро; - при сопровождении с использованием двух единиц транспорта таможенного органа - 40 евро
Таможенные сборы за осуществление мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности 320 евро
Таможенные сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению 100 евро
Таможенные сборы за принятие таможенными органами предварительного решения Установлены в следующих размерах: - за выдачу предварительного решения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС (за одно предварительное решение) - 155 евро; - за выдачу предварительного решения относительно страны происхождения товаров (за одно наименование товара или один сертификат происхождения формы "А" или "СТ-1") - 20 евро
Таможенные сборы за включение в реестр банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, признанных таможенными органами гарантами уплаты таможенных платежей 11370 евро

Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 13.07.2006 N 443 "О таможенных сборах" таможенные сборы за таможенное оформление не уплачиваются в отношении:

- товаров, помещаемых под таможенные процедуры отказа в пользу государства, таможенного транзита, экспорта;

- товаров, таможенная стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 100 евро, и в отношении которых не уплачиваются таможенные пошлины, налоги;

- акцизных марок и контрольных (идентификационных) знаков, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь;

- иных товаров в случаях, установленных Президентом Республики Беларусь.

Льготы по уплате таможенных платежей, под льготами по уплате таможенных платежей понимаются:

1) тарифные преференции;

2) тарифные льготы (льготы по уплате таможенных пошлин);

3) льготы по уплате налогов;

4) льготы по уплате таможенных сборов.

Виды тарифных льгот, порядок и случаи их предоставления, определяются в соответствии с ТК ТС и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза.

Льготы по уплате налогов и таможенных сборов, определяются законодательством государств - членов Таможенного союза.

Тарифные преференции представляются в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза.

В соответствии с Соглашением о едином таможенно-тарифном регулировании от 25.01.2008 в Таможенном союзе применяется единая система тарифных преференций, предусматривающая применение в отношении товаров:

- происходящих из развивающихся стран - пользователей единой системы тарифных преференций Таможенного союза и ввозимых на единую таможенную территорию, ставок ввозных таможенных пошлин в размере 75% от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза (ЕТТ ТС);

- происходящих из наименее развитых стран - пользователей единой системы тарифных преференций и ввозимых на единую таможенную территорию, - нулевых ставок ввозных таможенных пошлин.

Применение тарифных преференций осуществляется в отношении товаров, перечень которых определен приложением 4 к Решению от 27.11.2009 N 18.

В соответствии со ст. 4 Протокола о единой системе тарифных преференций Таможенного союза, подписанного в г. Москве 12.12.2008, количество позиций перечня товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции, не может превышать 20% общего количества подсубпозиций ТН ВЭД ТС.

При необходимости утверждается дополнительный перечень товаров, происходящих и ввозимых из наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции. Количество позиций этого перечня не может превышать 5% общего количества подсубпозиций ТН ВЭД ТС.

Перечни развивающихся и наименее развитых стран - пользователей таких преференций определены приложениями 2 и 3 к Решению от 27.11.2009 N 18.

В соответствии со ст. 2 Протокола о единой системе тарифных преференций в перечень развивающихся стран - пользователей системы тарифных преференций включаются страны, не классифицируемые Всемирным банком как страны с высоким уровнем дохода. Страна, не классифицируемая Всемирным банком как страна с высоким уровнем дохода, может быть не включена в указанный перечень либо исключена из него в следующих случаях:

- достижение страной уровня дохода, определяемого Всемирным банком как высокий;

- объем ввоза из этой страны товаров пяти самых больших по стоимостному объему групп ТН ВЭД ТС за два предшествующих года равен или превышает 75% общего объема ввоза этих товаров из стран - пользователей системы преференций;

- недружественные действия этой страны, под которыми понимается неоднократное нарушение экономических интересов государств Сторон либо физических и (или) юридических лиц государств Сторон, в том числе действия, которые необоснованно закрывают физическим и (или) юридическим лицам государств Сторон доступ на рынок этой страны или иным образом необоснованно дискриминируют физических и (или) юридических лиц государств Сторон;

- серьезные недостатки в контроле экспорта или транзита наркотиков;

- несоблюдение международных договоров по противодействию отмыванию денег.

Согласно ст. 3 Протокола о единой системе тарифных преференций в перечень наименее развитых стран - пользователей системы тарифных преференций включаются страны, входящие в список наименее развитых стран ООН.

В соответствии с Правилами определения страны происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран (приложение к Соглашению о правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран от 12.12.2008) тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, на которые распространяется тарифный преференциальный режим, предоставляются только при одновременном соблюдении следующих условий:

- непосредственная закупка.

Товар рассматривается как непосредственно закупленный, если импортер приобрел его у лица, зарегистрированного в установленном порядке в качестве субъекта предпринимательской деятельности в развивающейся или наименее развитой стране, из которой происходит такой товар и на которую распространяется тарифный преференциальный режим;

- прямая поставка.

Прямой поставкой считается поставка товаров, транспортируемых из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, на единую таможенную территорию государств Сторон без провоза через территорию другого государства.

Правилу прямой поставки отвечают также:

- товары, транспортируемые через территорию одной или нескольких стран вследствие географических, транспортных, технических или экономических причин, при условии, что товары в странах транзита, в том числе при их временном складировании на территории этих стран, находятся под таможенным контролем;

- товары, закупленные импортером на выставках или ярмарках, при выполнении следующих условий:

товары были поставлены с территории развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, на территорию страны проведения выставки или ярмарки и оставались под таможенным контролем при их проведении;

товары с момента их отправки на выставку или ярмарку не использовались в каких-либо иных целях, кроме демонстрационных;

товары ввозятся на единую таможенную территорию государств Сторон в том же состоянии, в котором они были отправлены на выставку или ярмарку, без учета изменений состояния товаров вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения.

В удостоверение происхождения товара из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, лицо, перемещающее товары, представляет декларацию-сертификат о происхождении товара по форме "А", принятую в рамках Общей системы преференций. При этом срок применения такого сертификата в целях предоставления тарифных преференций ограничен 12 месяцами с даты его выдачи, а сам сертификат представляется таможенным органам на бумажном носителе в напечатанном виде на русском или английском языке.

Фактическое количество поставленного товара не должно превышать количество, указанное в сертификате, более чем на 5%. В случае утраты сертификата принимается его официально заверенный дубликат (копия).

В удостоверение происхождения небольших партий товаров (таможенной стоимостью, эквивалентной не более 5000 дол. США) представление сертификата не требуется. В этом случае экспортер может декларировать страну происхождения товара в коммерческих или других товаросопроводительных документах. Однако в случае возникновения обоснованных сомнений относительно достоверности заявленных сведений о происхождении товара таможенный орган вправе потребовать предоставления сертификата о происхождении товара.

Комиссия Таможенного союза получает от развивающихся или наименее развитых стран, в отношении которых предоставлены тарифные преференции, наименования, адреса, оттиски печатей компетентных органов, уполномоченных заверять сертификаты. Тарифный преференциальный режим не распространяется на товар, происходящий из развивающейся или наименее развитой страны, которая не предоставила такую информацию.

Виды тарифных льгот, порядок и случаи их предоставления, определяются в соответствии с ТК ТС и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза.

Протоколом о предоставлении тарифных льгот, подписанного в г. Москве 12.12.2008 предусмотрено, что тарифные льготы, предоставляемые в отношении товаров, ввозимых на таможенные территории государств Сторон или на единую таможенную территорию государств - участников Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества, применяются независимо от страны происхождения товаров.

Исходя из Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании от 25.01.2008 при ввозе товаров на единую таможенную территорию государств Сторон тарифные льготы могут применяться в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины. При этом тарифные льготы не могут носить индивидуальный характер.

В соответствии с Протоколом о предоставлении тарифных льгот от 12.12.2008 применение тарифных льгот при ввозе товаров на таможенные территории государств Сторон или на единую таможенную территорию государств - участников Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества осуществляется исключительно:

- в случаях, предусмотренных ст. 5 и п. 1 ст. 6 Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании от 25.01.2008;

- на основании решений Комиссии Таможенного союза, принимаемых консенсусом. Основным из таких решений является Решение Комиссии Таможенного союза N 130.

Согласно п. 2 ст. 74 ТК ТС льготы по уплате налогов и таможенных сборов определяются законодательством государств - членов Таможенного союза.

В Республике Беларусь в соответствии со ст. 43 Налогового Кодекса (НК) налоговыми льготами признаются предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные НК и иными актами законодательства преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Льготы по налогам, сборам устанавливаются Президентом Республики Беларусь и НК. Плательщик вправе использовать налоговые льготы с момента возникновения правовых оснований для их применения и в течение всего периода действия этих оснований.

Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.

Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза.

В случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги принудительно за счет денежных средств (денег) и (или) иного имущества плательщика, в том числе за счет излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов и (или) сумм авансовых платежей, а также за счет обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, если иное не установлено международным договором государств - членов Таможенного союза.

Задача 1. Изучите следующие нормативные документы:

Таможенный кодекс Таможенного союза. Раздел 2. Таможенные платежи;

Единый таможенный тариф таможенного союза (ЕТТ) (приложение 1 к Решению МежгоссоветаЕврАзЭС от 27 ноября 2009 года № 18);

Решение МежгоссоветаЕврАзЭС (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года № 18 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации»;

Перечень развивающихся стран – пользователей системы тарифных преференций таможенного союза, утвержден решением МежгоссоветаЕврАзЭС №18 от 27 ноября 2009 года;

Перечень наименее развитых стран – пользователей системы тарифных преференций таможенного союза, утвержден решением МежгоссоветаЕврАзЭС №18 от 27 ноября 2009 года;

Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции, утвержден решением МежгоссоветаЕврАзЭС №18 от 27 ноября 2009 года;

Указ Президента Республики Беларусь от 13 июля 2006 года №443 «О таможенных сборах»;

Указ Президента Республики Беларусь от 14 марта 2010 года № 153 «О вывозных таможенных пошлинах»;

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 марта 2010 года № 443 «Об установлении ставок вывозных таможенных пошлин».

Дайте ответы на следующие вопросы:

1.Что относится к таможенным платежам?

2. Как рассчитываются адвалорные, специфические и комбинированные таможенные пошлины?

3. Какие виды льгот представляются по уплате таможенных платежей?

4. Что является базой для исчисления таможенных пошлин?

5. Какими нормативными документами установлены ставки ввозных и вывозных таможенных пошлин?

6. Кто является плательщиком таможенных пошлин, налогов?

7. В каких случаях таможенные пошлины, налоги не уплачиваются?

8.Каков порядок уплаты таможенных пошлин, налогов?

9. В какой валюте подлежат уплате таможенные пошлины, налоги?

10. Какими способами может производиться обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов?

11. Как производится расчет суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов?

12. В чем заключается единая система тарифных преференций таможенного союза?

13. При соблюдении, каких условий предоставляется преференциальный режим товарам, происходящим из развивающихся и наименее развитых стран?

14. Как рассчитывается налог на добавленную стоимость при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза?

15. Каков порядок расчета акцизов при ввозе товаров?

16. Как устанавливаются таможенные сборы за таможенное оформление товаров?

Задача 2. Рассчитайте таможенные платежи.

Декларируется при помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товар – виноградный сок для детского питания в упаковках по 0,2л (код товара по ТН ВЭД ТС – 2009 61 100 2); таможенная стоимость товара – 1 долл. США за 1 л.; количество товара – 20 000 л.

Страна происхождения:

а) Македония;

б) Венгрия;

в) Молдова;

г) Россия.

Ставки таможенных платежей определите самостоятельно. Курсы валют, установленные Национальным банком Республики Беларусь, берутся на дату принятия грузовой таможенной декларации к оформлению.

Задача 3. Рассчитайте таможенные платежи.

Декларируется при помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товар – кофе жареный в зернах, арабика (код товара по ТН ВЭД ТС – 0901 22 0001);

таможенная стоимость – 275 000 долл. США; вес партии – 100 000 кг.

Страна происхождения:

а) Германия;

б) Колумбия.

Ставки таможенных платежей определите самостоятельно. Курсы валют, установленные Национальным банком Республики Беларусь, берутся на дату принятия грузовой таможенной декларации к оформлению.

Задача 4. Рассчитайте таможенные платежи.

Декларируется при помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товар – автомобиль «Фольксваген Гольф» 1,6 л. бензин (110 л.с.); новый, таможенная стоимость – 10 000 долл. США.

Страна происхождения – Германия.

Ставки таможенных платежей определите самостоятельно. Курсы валют, установленные Национальным банком Республики Беларусь, берутся на дату принятия грузовой таможенной декларации к оформлению.

Задача 5. Рассчитайте таможенные платежи.

Декларируется при помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товар – розы свежие, срезанные (код товара по ТН ВЭД ТС – 0603 11 000 0); таможенная стоимость – 10 долл. США за кг; вес партии - 2000 кг.

Страна происхождения:

а) Нидерланды;

б) Турция;

в) Украина.

Ставки таможенных платежей определите самостоятельно. Курсы валют, установленные Национальным банком Республики Беларусь, берутся на дату принятия грузовой таможенной декларации к оформлению.

Задача 6. Рассчитайте таможенные платежи.

Декларируется при помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товар – шоколадные конфеты (код товара по ТН ВЭД ТС – 1806 90 310 0); таможенная стоимость – 2,5 долл. США за кг.; вес партии – 10 000 кг.

Страна происхождения:

а) Украина;

б) Швейцария.

Ставки таможенных платежей определите самостоятельно. Курсы валют, установленные Национальным банком Республики Беларусь, берутся на дату принятия грузовой таможенной декларации к оформлению.

Задача 7. Рассчитайте таможенные платежи.

Декларируется при помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товар – филе сельди (код товара по ТН ВЭД ТС – 0304 29 750 0); таможенная стоимость – 2 долл. США за кг.; вес партии – 20 000 кг.

Страна происхождения:

а) Исландия;

б) Чили;

в) Россия.

Ставки таможенных платежей определите самостоятельно. Курсы валют, установленные Национальным банком Республики Беларусь, берутся на дату принятия грузовой таможенной декларации к оформлению.

Задача 8. Рассчитайте таможенные платежи.

Декларируется при помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товар – рис длиннозерный (код товара по ТН ВЭД ТС – 1006 10 980 0); таможенная стоимость – 1,75 долл. США за кг.; вес партии – 80 000 кг.

Страна происхождения:

а) Япония;

б) Вьетнам;

г) Бангладеш.

Ставки таможенных платежей определите самостоятельно. Курсы валют, установленные Национальным банком Республики Беларусь, берутся на дату принятия грузовой таможенной декларации к оформлению.

Задача 9. Рассчитайте таможенные платежи.

Декларируется при помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товар – коньяк с концентрацией спирта 40 об. % (код товара по ТН ВЭД ТС – 2208 20 120 0); таможенная стоимость партии – 30 000 евро; вес партии – 1 000 л.

Страна происхождения – Франция.

Ставки таможенных платежей определите самостоятельно. Курсы валют, установленные Национальным банком Республики Беларусь, берутся на дату принятия грузовой таможенной декларации к оформлению.

Задача 10. Рассчитайте таможенные платежи.

Декларируется при помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товар – чай зеленый в одноразовой упаковке (код товара по ТН ВЭД ТС 090210 0001); таможенная стоимость – 1,02 долл. США за кг.; вес партии – 2 000 кг.

Страна происхождения:

а) Великобритания;

б) Шри-Ланка;

в) страна происхождения не установлена.

Ставки таможенных платежей определите самостоятельно. Курсы валют, установленные Национальным банком Республики Беларусь, берутся на дату принятия грузовой таможенной декларации к оформлению.

Задача 11. Рассчитайте таможенные платежи.

Декларируется при помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товар – машины стиральные бытовые автоматические, емкостью не более 6 кг сухого белья с фронтальной загрузкой (код товара по ТН ВЭД ТС 845011 1100); таможенная стоимость за единицу – 200 долл. США; количество – 50 шт.

Страна происхождения – Китай.

Ставки таможенных платежей определите самостоятельно. Курсы валют, установленные Национальным банком Республики Беларусь, берутся на дату принятия грузовой таможенной декларации к оформлению.

Задача 12. Рассчитайте таможенные платежи.

Декларируется при помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товар – мебель из ротанга (код товара по ТН ВЭД ТС 9403 81 000 0); таможенная стоимость – 85 000 долл. США; вес партии – 7 000 кг.

Страна происхождения – Индонезия.

Ставки таможенных платежей определите самостоятельно. Курсы валют, установленные Национальным банком Республики Беларусь, берутся на дату принятия грузовой таможенной декларации к оформлению.

Задача 13. Рассчитайте таможенные платежи.

Декларируется при помещении под таможенную процедуру экспорта товар – планки паркетные из бука (код товара по ТН ВЭД ТС 4407 92 000 0); количество – 100 куб.м.

Страна происхождения – Беларусь.

Ставки таможенных платежей определите самостоятельно. Курсы валют, установленные Национальным банком Республики Беларусь, берутся на дату принятия грузовой таможенной декларации к оформлению.

Задача 14. Определите сумму процентов за предоставленную отсрочку по уплате НДС при ввозе импортного товара, используя данные, приведенные ниже.

Отсрочка предоставлена на срок 60 дней.

Учетная ставка, применяемая Национальным банком Республики Беларусь на дату уплаты сумм налога на добавленную стоимость, составила 11 %.

Сумма НДС, на которую предоставлена отсрочка, – 90 000 000. бел.р.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: