Тема 3. Нормативно-правовые и организационные аспекты таможенной логистики

Таможенное регулирование в таможенном союзе. Единая таможенная территория таможенного союза и таможенная граница. Таможенное законодательство таможенного союза. Система таможенных органов Республики Беларусь: понятие и правовой статус. Государственный таможенный комитет Республики Беларусь: организационная структура, основные задачи и функции деятельности. Таможни: организационная структура, основные задачи, функции и права таможни.

Понятие товарной номенклатуры и ее связь с классификацией товаров. Ведение товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. Гармонизированная система описания и кодирования товаров. Основные принципы классификации товаров в ТН ВЭД. Основные правила интерпретации ТН ВЭД. Примечания к разделам и группам.

Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза. Порядок принятия предварительного решения по классификации товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.

Цель и принципы определения страны происхождения товаров. Общие положения о стране происхождения товаров. Подтверждение страны происхождения товаров. Сущность и назначение критериев достаточной переработки. Декларация о происхождении товара. Сертификат о происхождении товара. Представление документов, подтверждающих страну происхождения товаров. Дополнительные условия помещения товаров под таможенную процедуру при определении страны их происхождения.

Соглашение о единых правилах определения страны происхождения товаров на единой таможенной территории государств таможенного союза. Правила определения и подтверждения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран.

Таможенное регулирование в таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества - правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.

Таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства таможенного союза, - в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.

Единую таможенную территорию таможенного составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.

Пределы таможенной территории таможенного союза являются таможенной границей таможенного союза.

Таможенное законодательство таможенного союза состоит из:

1) Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС);

2) международных договоров государств - членов таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе;

3) решений Комиссии таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе, принимаемых в соответствии с ТК ТС и международными договорами государств - членов таможенного союза.

Таможенное законодательство таможенного союза действует на таможенной территории таможенного союза.

Если в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, такое законодательство действует на территории этого государства - члена таможенного союза.

Таможенные органы обеспечивают на таможенной территории таможенного союза решение следующих основных задач:

1) содействие реализации единой торговой политики таможенного союза;

2) обеспечение исполнения таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств - членов таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы;

3) совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля, в том числе в рамках оказания взаимной административной помощи;

4) взимание таможенных платежей, а также специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, контроль правильности их исчисления и своевременности уплаты, принятие мер по их принудительному взысканию в пределах своей компетенции;

5) обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;

6) обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения прав и законных интересов лиц в области таможенного регулирования и создание условий для ускорения товарооборота через таможенную границу;

7) обеспечение в пределах своей компетенции мер по защите национальной безопасности государств - членов таможенного союза, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды, а также в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза - мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу валюты государств - членов таможенного союза, ценных бумаг и (или) валютных ценностей, дорожных чеков;

8) выявление, предупреждение и пресечение административных правонарушений и преступлений в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза;

9) обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности на таможенной территории таможенного союза в пределах своей компетенции;

10) ведение таможенной статистики.

Законодательством государств - членов таможенного союза могут быть установлены и иные задачи, решаемые таможенными органами.

Система таможенных органов, их права, обязанности и ответственность, а также условия прохождения службы в таможенных органах определяются законодательством государств - членов таможенного союза.

В Республике Беларусь нормативным правовым актом, который определяет все указанные вопросы, является Указ Президента Республики Беларусь от 21.04.2008 N 228 "О некоторых вопросах таможенных органов". Указом утверждено Положение о Государственном таможенном комитете Республики Беларусь. В соответствии с Положением о Государственном таможенном комитете основными задачами данного органа являются:

1) проведение государственной таможенной политики, осуществление регулирования и управления в сфере таможенного дела и координация в этой сфере деятельности других республиканских органов государственного управления и иных организаций;

2) обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности Республики Беларусь, защита ее экономических интересов;

3) разработка и применение средств таможенного регулирования в целях развития торгово-экономических отношений Республики Беларусь;

4) организация и совершенствование таможенного контроля и таможенного оформления, создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу Республики Беларусь, развитию внешнеэкономической деятельности организаций и граждан, обеспечение реализации этих мер;

5) предупреждение и пресечение контрабанды, иных преступлений, административных правонарушений в сфере таможенного дела;

6) обеспечение выполнения международных обязательств Республики Беларусь в части, касающейся таможенного дела.

Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС) применяется для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики.

Классификатор перемещаемых через таможенную границу товаров - один из основных инструментов таможенного регулирования любой страны или группы стран. С помощью такого классификатора устанавливаются ставки ввозных и вывозных таможенных пошлин, запреты и ограничения на перемещение товаров через таможенную границу, осуществляется обобщение информации о таможенном оформлении товаров.

ТН ВЭД ТС утверждена Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (Высшего органа Таможенного союза) от 27.11.2009 N 18 "О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" (далее - Решение МГС N 18) и применяется в Таможенном союзе с 1 января 2010 г. согласно Решению Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130 "О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации".

Особенностью ТН ВЭД ТС является то, что она отсутствует в качестве отдельного документа, но утверждена и применяется в составе Единого таможенного тарифа Таможенного союза (ЕТТ ТС). ЕТТ ТС, по сути, имеет тот же вид, что и Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.06.2007 N 829 "О Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь" (ТН ВЭД Республики Беларусь), однако содержит дополнительную графу "Ставка ввозной таможенной пошлины (в процентах от таможенной стоимости либо в евро, либо в долларах США)".

Надо отметить, что, хотя ТН ВЭД ТС и утверждена в составе импортного таможенного тарифа, она в равной степени применяется для всех таможенных процедур, в том числе и при экспорте товаров.

Уровни детализации и структура кода товара в ТН ВЭД ТС ничем не отличаются от заложенных в ранее действовавшей ТН ВЭД Республики Беларусь, которая применялась в Беларуси. Каждому товару в ТН ВЭД ТС соответствует десятизначный код, предусматривающий пять уровней детализации товаров:

1-й уровень: разделы (обозначаются римскими цифрами от I до XXI, например: "раздел XV. Недрагоценные металлы и изделия из них");

2-й уровень: группы (первые два знака кода, например: "группа 76. Алюминий и изделия из него");

3-й уровень: товарные позиции (первые четыре знака кода, например: "7607. Фольга алюминиевая (без основы или на основе из бумаги, картона, пластмассы или аналогичных материалов) толщиной (не считая основы) не более 0,2 мм";

4-й уровень: субпозиции (обычно первые шесть знаков кода, например: "7607 20... с основой");

5-й уровень: подсубпозиции (обычно полный десятизначный код).

В то же время ТН ВЭД ТС имеет ряд отличий от ТН ВЭД Республики Беларусь.

Прежде всего, обращает на себя внимание то, что товары в ТН ВЭД ТС значительно чаще детализированы на уровне последнего десятого знака. В ТН ВЭД Республики Беларусь право изменять десятый знак сохранялось за Беларусью, но необходимость в такой детализации возникала нечасто. В ТН ВЭД ТС учтены интересы всех стран-членов, в том числе, естественно, и России, которая всегда активно применяла товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности для установления различных ставок пошлин на очень схожие товары, тем самым используя ее по прямому назначению - в качестве инструмента тарифного регулирования.

Такая дифференциация товаров высокоэффективна, так как позволяет установить отдельную ставку пошлины на незначительную группу товаров, например сырье, необходимое для вновь открытого завода, или продукцию, аналогичную производимой таким заводом. Но у нее есть и значимый минус: так как отличие выделяемого товара несущественно, а иногда выявляется только путем проведения экспертизы либо вообще субъективно (например: "для промышленной сборки"), у недобросовестных импортеров появляется возможность недостоверного заявления кода товара для уклонения от уплаты причитающейся таможенной пошлины.

Именно в связи с этим в ТН ВЭД ТС, наряду с вышеупомянутой дифференциацией, широко применяются различные инструменты, ограничивающие возможность неверной классификации товаров.

Так, например, в отношении многих товаров для их классификации в подсубпозициях, в отношении которых установлены пониженные ставки таможенной пошлины, требуется заключение соответствующего органа государственного управления страны ввоза. Эти товары отмечены сносками, а в конце ЕТТ ТС дан перечень таких органов для каждого члена Таможенного союза.

Впервые для Республики Беларусь в ТН ВЭД ТС применен механизм установления так называемых квотных подсубпозиций. В этом случае одинаковые товары классифицируются в различные подсубпозиции в зависимости от наличия выделенной государством ввоза квоты. Этот инструмент предназначен, прежде всего, для разделения рынков стран - членов Таможенного союза, так как квоты изначально делятся между странами, а уже потом выделенная стране квота распределяется между импортерами. Таким образом, достигается необходимый баланс ввоза с учетом свободного перемещения товаров внутри Таможенного союза.

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.

Термин "основывается" означает, что в десятизначном коде ТН ВЭД ТС первые шесть знаков кода соответствуют ГС, а первые 9 - ТН ВЭД СНГ. Практически, ТН ВЭД ТС формировалась следующим образом. В качестве безусловной основы использована ГС, предполагающая классификацию товаров на уровне шести знаков. Для более глубокой классификации при формировании ТН ВЭД СНГ (девятизначной) использовали седьмой и восьмой знаки Комбинированной номенклатуры Европейского союза (далее - КН ЕС), которая также базируется на ГС, и добавили девятый - для внутренней классификации внутри СНГ. В свою очередь, в ТН ВЭД ТС добавлен десятый знак, позволяющий, с одной стороны, сохранять единые девятизначные коды ТН ВЭД СНГ, с другой - при необходимости детализировать товары, используя этот самый десятый знак кода. Заложенный в ТН ВЭД ТС инструмент разделения товаров на уровне десятого знака кода используется достаточно широко.

Теоретически такая структура ТН ВЭД ТС должна была бы означать, что коды всех товаров во всех странах, использующих ГС (а таких абсолютное большинство), должны совпадать на уровне первых шести знаков, коды внутри ЕС и СНГ - на уровне восьми знаков, в рамках СНГ - на уровне девяти и, наконец, в пределах Таможенного союза - совпадать полностью. Однако на практике так получается далеко не всегда.

Причина заключается в том, что товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности устанавливает признаки, позволяющие классифицировать товары и правила их классификации. А применение этих правил в отношении конкретного товара требует сугубо индивидуального подхода, реализация которого в каждой стране, а иногда и в различных таможнях одной страны приводит к классификации одного и того же товара в различные подсубпозиции товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. Оснований для различных подходов может быть множество, в связи с тем, что даже мнений о том, какой признак того или иного товара является для него определяющим, может быть множество.

Товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы.

В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза. Решения таможенных органов по классификации товаров могут быть обжалованы.

Коды товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, указанные в коммерческих, транспортных (перевозочных) и (или) иных документах, кроме случаев, а также в заключениях, справках, актах экспертиз, выдаваемых экспертными учреждениями, не являются обязательными для классификации товаров.

Таможенные органы принимают предварительные решения по классификации товаров в соответствии с настоящей главой. Таможенные органы, определенные законодательством государств - членов таможенного союза, могут принимать решения и давать разъяснения по классификации отдельных видов товаров, обеспечивая их публикацию.

Такие решения или разъяснения являются обязательными при декларировании товаров на территории государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого они приняты.

Таким образом, на таможенные органы возлагается обязанность по контролю правильности классификации товаров. Однако из этого нельзя делать вывод о том, что таможня должна проверить код товара непосредственно при выдаче свидетельства о помещении товара под ту или иную процедуру.

Следует иметь в виду, что таможенный контроль, под которым понимают совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками (СУР), в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза может проводиться в течение 3 лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем.

Более того, законодательством государств - членов Таможенного союза

может быть установлен более продолжительный срок проведения таможенного контроля после выпуска товаров, который не может превышать 5 лет. То есть даже в общем случае таможня имеет право проверить правильность заявленного кода товара в течение 3 лет после его выпуска. Так как формы контроля и после выпуска товаров, и при помещении их под процедуру выбираются таможней с использованием СУР, код при декларировании проверяется только в отдельных, достаточно редких случаях. В большинстве же ситуаций проверка кода осуществляется после того, как товар предоставлен в пользование и(или) распоряжение декларанта.

Таким образом, факт выдачи таможней свидетельства не означает, что код проверен таможней. При выявлении фактов недостоверного заявления кода товара таможня самостоятельно осуществляет его классификацию и принимает соответствующее решение.

Предварительное решение по классификации товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности принимается таможенными органами, определенными в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.

Предварительное решение принимается таможенным органом того государства - члена таможенного союза, в котором будет осуществляться выпуск товаров. Предварительное решение является обязательным при декларировании товаров на территории государства - члена таможенного союза, таможенный орган которого принял предварительное решение. Предварительное решение принимается на каждое наименование товара, включающее определенную марку, модель, артикул и модификацию.

В Республике Беларусь порядок принятия предварительных решений определен постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 18.08.2006 N 64 "О некоторых вопросах заполнения предварительного решения о классификации товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь". В соответствии с постановлением предварительные решения по классификации товаров принимает Минская центральная таможня.

Предварительное решение является обязательным на территории государства, в котором выдано решение. Это означает, с одной стороны, что декларант не имеет права заявить иной код, отличный от указанного в предварительном решении, с другой стороны, и инспектор таможни не может предложить иной код для товара или не принять заявленный в соответствии с решением.

Именно поэтому многие импортеры получают предварительные решения с целью не только избежать неумышленного нарушения правил классификации товаров, которое зачастую ведет к неуплате в полном объеме таможенных платежей со всеми вытекающими отсюда последствиями, но и ускорить процесс выпуска товаров.

Предварительное решение принимается таможенным органом на основании заявления лица, поданного в письменном виде или в виде электронного документа.

Заявление о принятии предварительного решения по классификации товаров должно содержать полное коммерческое наименование, фирменное наименование, основные технические, коммерческие характеристики товаров и иную информацию, позволяющую однозначно классифицировать товары. При необходимости представляются фотографии, рисунки, чертежи, паспорта изделий, пробы и образцы товаров и другие документы для принятия этого предварительного решения.

Если представленные заявителем сведения недостаточны для принятия предварительного решения, таможенный орган уведомляет заявителя о необходимости предоставления дополнительной информации в течение 30 календарных дней со дня подачи в таможенный орган заявления о принятии предварительного решения, если законодательством государств - членов таможенного союза не установлен менее продолжительный срок. Дополнительная информация должна быть представлена в течение 60 календарных дней со дня письменного уведомления заявителя. Если информация не предоставлена в установленный срок, заявление о принятии предварительного решения отклоняется.

Предварительное решение принимается в течение 90 календарных дней со дня регистрации в таможенном органе заявления о принятии предварительного решения, если законодательством государств - членов Таможенного союза не установлен менее продолжительный срок.

В случае необходимости предоставления дополнительной информации течение срока приостанавливается и возобновляется со дня получения таможенным органом последнего документа, содержащего запрашиваемые сведения. Предварительное решение действует в течение 3 лет со дня его принятия.

В целях анализа состояния, динамики и тенденций развития внешней торговли товарами таможенные органы ведут сбор и обработку сведений о перемещении товаров через таможенную границу для формирования данных таможенной статистики внешней торговли товарами.

Таможенные органы ведут таможенную статистику внешней торговли товарами в соответствии с методологией, утверждаемой решением Комиссии таможенного союза.

Таможенные органы представляют данные таможенной статистики внешней торговли товарами:

правительству, государственным органам и иным организациям государства - члена таможенного союза в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, таможенными органами которого представляются такие данные;

международным организациям в порядке, установленном международными договорами государства - члена таможенного союза, таможенными органами которого представляются такие данные.

Комиссия таможенного союза представляет данные таможенной статистики внешней торговли товарами таможенного союза государственным органам государств - членов таможенного союза и международным организациям в соответствии с международными договорами.

Комиссия таможенного союза публикует данные таможенной статистики внешней торговли товарами таможенного союза в порядке и сроки, которые определяются решениями Комиссии таможенного союза.

Таможенные органы публикуют данные таможенной статистики внешней торговли государств - членов таможенного союза в порядке и сроки, которые определены законодательством государств - членов таможенного союза.

Определение страны происхождения товаров производится во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров.

Определение страны происхождения товаров связано, прежде всего, с необходимостью применения тарифных преференций, т.е. льгот по уплате таможенной пошлины, установленных в зависимости от того, в какой стране товар был произведен. Такие преференции предоставляются, как правило, на условиях взаимности странами во исполнение заключенных международных договоров. При этом появляется очевидная необходимость отделить действительно произведенные в стране товары от товаров иных стран, которые для того, чтобы получить преференции, могут подвергаться в стране - участнице такого международного договора "косметической обработке". Именно для этих целей вводятся понятия товаров, полностью произведенных в стране, а также подвергнутых в ней достаточной переработке.

Определение страны происхождения товаров осуществляется в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, регулирующими правила определения страны происхождения товаров.

Определение страны происхождения товаров, происходящих с территории государства - члена таможенного союза, осуществляется в соответствии с законодательством такого государства - члена таможенного союза, если иное не установлено международными договорами.

Таможенными органами могут приниматься предварительные решения о стране происхождения товара в порядке, установленном законодательством государств - членов таможенного союза.

Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством таможенного союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.

Полностью произведенными в данной стране считаются следующие товары:

• полезные ископаемые, добытые из недр страны, в ее территориальном море (водах) или со дна этого моря;

• продукция растительного происхождения, выращенная или собранная в данной стране;

• живые животные, родившиеся и выращенные в данной стране;

• продукция, полученная в данной стране от выращенных в ней животных;

• продукция, полученная в результате охотничьего и рыболовного промысла в данной стране;

• продукция морского рыболовного промысла и другая продукция морского промысла, полученная судном данной страны;

• продукция, полученная с морского дна или из морских недр за пределами территориального моря (вод) данной страны, при условии, что данная страна имеет исключительные права на разработку ресурсов этого морского дна или этих морских недр;

• отходы и лом (вторичное сырье), полученные в результате производственных или иных операций по переработке в данной стране, а также бывшие в употреблении изделия, собранные в данной стране и пригодные только для переработки в сырье;

• продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе на космических объектах, если данная страна является государством регистрации соответствующего космического объекта.

При определении страны происхождения товаров, в производстве которых участвуют две страны и более, используются следующие критерии достаточной переработки:

изменение в ходе переработки кода товара по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (Гармонизированной системе описания и кодирования товаров) на уровне товарной позиции (первых 4 знаков) - критерий 1;

правило адвалорной доли, то есть условие, при котором доля иностранного сырья и материалов не превышает фиксированной доли в стоимости готового изделия, - критерий 2. Обычно допустимая доля иностранного сырья и материалов не может превышать 50% цены продукции. При этом доля иностранных товаров считается исходя из их таможенной стоимости, а стоимость готового продукта - по фактической отпускной цене производителя без учета НДС;

выполнение определенных технологических операций - критерий 3.

Основным, или базовым, критерием является критерий изменения кода товара (критерий 1). Два других критерия (2 и 3) применяются, как правило, если это специально оговорено международным соглашением, при этом они могут применяться как по отдельности, так и вместе. Но при этом, если применяются критерии 2 и 3, 1-й не используется и наоборот.

В подтверждение страны происхождения товаров таможенный орган вправе требовать представления документов, подтверждающих страну происхождения товаров. Документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.

Декларация о происхождении товара представляет собой заявление о стране происхождения товаров, сделанное изготовителем, продавцом или отправителем в связи с вывозом товаров, при условии, что в нем указаны сведения, позволяющие определить страну происхождения товаров. В качестве такой декларации используются коммерческие или любые другие документы, имеющие отношение к товарам.

Декларация о происхождении представляется, как правило, в случаях, когда от страны происхождения не зависит снижение ставок таможенных пошлин или освобождение от их уплаты, поэтому на практике таможня и не требует указания в декларации о происхождении более подробных сведений о том, как она была определена.

Сертификат о происхождении товара - документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров.

Если в сертификате о происхождении товара сведения о стране происхождения товаров основаны на иных критериях, чем те, применение которых предусмотрено международными договорами государств - членов таможенного союза, регулирующими вопросы правил определения страны происхождения товаров, страна происхождения товаров определяется в соответствии с критериями, определенными этими международными договорами.

При вывозе товаров с таможенной территории таможенного союза сертификат о происхождении товара выдается уполномоченными органами или организациями государств - членов таможенного союза, если указанный сертификат необходим по условиям контракта, по национальным правилам страны ввоза товаров или если наличие указанного сертификата предусмотрено международными договорами.

Уполномоченные органы и организации, выдавшие сертификат о происхождении товара, обязаны хранить его копию и иные документы, на основании которых удостоверено происхождение товаров, не менее 3 лет со дня его выдачи.

Сертификат о происхождении товара представляется одновременно с таможенной декларацией и другими документами, представляемыми при помещении товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, под таможенную процедуру. При утрате сертификата принимается его официально заверенный дубликат.

Если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к его оформлению и (или) заполнению, установленных таможенным законодательством таможенного союза, таможенный орган самостоятельно принимает решение об отказе в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций.

При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе обратиться к уполномоченным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения. Такое обращение не препятствует выпуску товаров на основании сведений о стране их происхождения, заявленных при помещении товаров под таможенную процедуру.

При ввозе для целей предоставления тарифных преференций в республике применяются следующие формы сертификатов:

Вид сертификата Страны, для подтверждения происхождения из которых применяется
СТ-1 СНГ, Грузия
А Развивающиеся и наименее развитые
ASB.1 Сербия

Кроме того, могут быть представлены сертификаты так называемой общей формы, но они не относятся при ввозе товаров к разряду преференциальных.

Сертификат должен быть заполнен в соответствии с установленными соответствующим международным договором правилами. И такие договоры оставляют за таможней право не принять неправильно заполненный сертификат для целей предоставления преференций. При этом, если сертификат утерян, возможно представление его дубликата, порядок выдачи которого также определяется международными договорами. Но следует иметь в виду, что дубликат, также как и сам сертификат, представляется только в оригинале.

При ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется в случае, если стране происхождения этих товаров на территории таможенного союза предоставляются тарифные преференции в соответствии с таможенным законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза. В указанном случае документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется таможенному органу одновременно с предоставлением таможенной декларации. При этом предоставление тарифных преференций может быть обусловлено необходимостью предоставления сертификата о происхождении товара по определенной форме в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.

При обнаружении признаков того, что заявленные сведения о стране происхождения товаров, которые влияют на применение ставок таможенных пошлин, налогов и (или) мер нетарифного регулирования, являются недостоверными, таможенные органы вправе потребовать представить документ, подтверждающий страну происхождения товаров.

Предоставление документа, подтверждающего страну происхождения товаров, не требуется:

1) если ввозимые на таможенную территорию таможенного союза товары заявляются к таможенной процедуре таможенного транзита или таможенной процедуре временного ввоза с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов;

2) если товары перемещаются через таможенную границу физическими лицами;

3) если общая таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу, отправленных в одно и то же время одним и тем же способом одним и тем же отправителем в адрес одного получателя, не превышает сумму, установленную Комиссией таможенного союза.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.10.2007 N 1306 "О некоторых вопросах определения страны происхождения товаров" установлено, что для подтверждения страны происхождения товаров сертификат о происхождении товара представляется в обязательном порядке в случаях предоставления тарифных преференций в отношении партии товара фактурной стоимостью, эквивалентной 5000 долларов США и более, а также при регулярных поставках (чаще, чем один раз в 90 дней) одним и тем же экспортером одному и тому же импортеру партий товара фактурной стоимостью, эквивалентной менее 5000 долларов США. Соответственно эта норма распространяется на случаи предоставления тарифных преференций в отношении товаров, происходящих из стран СНГ, Грузии и, коль скоро в Соглашении с Сербией не определено однозначно, на товары, происходящие из Сербии.

В случаях отсутствия документов, подтверждающих страну происхождения товаров, либо при обнаружении признаков того, что представленные документы оформлены ненадлежащим образом и (или) содержат недостоверные сведения, до представления документов, подтверждающих страну происхождения товаров, или уточняющих сведений:

1) в отношении товаров подлежат уплате таможенные пошлины по ставкам, применяемым к товарам, происходящим с территории иностранного государства (групп иностранных государств), с которым нет взаимных договорных обязательств о предоставлении режима наиболее благоприятствуемой нации, если таможенным органом обнаружены признаки того, что страной происхождения товаров является иностранное государство (группа иностранных государств), с которым нет взаимных договорных обязательств о предоставлении режима наиболее благоприятствуемой нации, либо предоставляется обеспечение уплаты таможенных пошлин по указанным ставкам;

2) помещение товаров под таможенную процедуру осуществляется при условии представления декларантом документов, подтверждающих соблюдение установленных ограничений, или обеспечения уплаты специальной, антидемпинговой либо компенсационной пошлины, если таможенным органом обнаружены признаки, указывающие на то, что страной происхождения товаров является страна, на ввоз товаров из которой установлены ограничения;

3) помещение товаров под таможенную процедуру не осуществляется только в случае, если таможенным органом обнаружены признаки, указывающие на то, что страной происхождения товаров может являться страна, товары которой запрещены к ввозу на таможенную территорию таможенного союза.

Задача 1. Используя Единую товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ЕТН ВЭД ТС) определите код следующих товаров:

грибы лисички свежие;

лисички, консервированные с добавлением уксуса;

лисички, консервированные без добавления уксуса, полностью подвергшиеся тепловой обработке;

какао-порошок без добавления сахара;

вино «Токай» с концентрацией спирта не более 13 об. % в сосудах емкостью 2 л и менее;

крем для бритья;

духи;

посуда столовая кухонная из пластмасс;

выделанные меховые шкурки песца голубого;

шубы норковые;

плиты древесноволокнистые средней плотности(MDF) толщиной не более 5 мм;

двери из древесины хвойных пород;

почтовые открытки;

куртки мужские из химических нитей;

телефонные аппараты для сотовой связи;

диски универсальные(DVD).

Задача 2. Изучите следующие нормативные документы:

Таможенный кодекс таможенного союза. Глава 7. Страна происхождения товаров;

Соглашение о единых правилах определения страны происхождения товаров;

Соглашение о правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, принято решением МежгоссоветаЕврАзЭС №2 от 25 января 2008года;

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 октября 2007 года №1306 «О некоторых вопросах определения страны происхождения товаров».

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 октября 2010 года № 1520 «Об утверждении положения о порядке выдачи сертификатов продукции (работ, услуг) собственного производства и положения о порядке выдачи сертификатов услуг собственного производства банкам, небанковским кредитно-финансовым и страховым организациям».

Дайте ответы на следующие вопросы:

1. Что понимается под страной происхождения товара?

2. Какие товары считаются полностью произведенными в данной стране?

3. Какие технологические операции не отвечают критериям достаточной переработки?

4. Какими документами подтверждается страна происхождения товара?

5.Чем отличается сертификат о происхождении товара отдекларации о происхождении товара?

6. В каких случаях требуется предоставление документа, подтверждающего страну происхождения товара?

7. В каких случаях предоставление документа, подтверждающего страну происхождения товара, не требуется?

8.Каков порядок помещения товаров под таможенную процедуру при отсутствии документов, подтверждающих страну происхождения?

9. При соблюдении, каких условий предоставляются тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран?

10. В чем заключаются правила прямой поставки и непосредственной закупки?

11. Сертификат, какой формы необходимо предоставить в удостоверение происхождения товара из развивающейся и наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим?

12. Какие критерии достаточной переработки используются при определении страны происхождения товаров, в производстве которых участвуют две страны и более?

13. Каким документом удостоверяется происхождение товаров, вывозимых, с таможенной территории Республики Беларусь?

14. Сертификаты, какой формы выдает Белорусская торгово-промышленная палата?

15. Какие документы необходимо предоставить в Белорусскую торгово-промышленную палату для получения сертификата продукции собственного производства?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: