Природа компетентности
Остается до конца не решенной, в силу сложности и многогранности понятия, проблема классификации компетентностей. Чаще всего проводится классификация по содержанию, в которой выделяются ключевые компетентности. К примеру, Т.В. Иванова выделяет 4 компетенции: социальную, коммуникативную, информационную, учебно-познавательную. Другое основание – по сферам проявления. Так разработчики «Стратегии модернизации содержания общего образования» указывают, что в структуре ключевых компетентностей должны быть представлены компетентности в сферах деятельности: самостоятельной познавательной, гражданско-общественной, социально-трудовой, культурно–досуговой.
Совет Европы определил пять ключевых компетенций:
- политические и социальные,
- компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе,
- компетенции, касающиеся владения устным и письменным языком,
- компетенции, связанные с возникновением общества информации,
- способность учиться всю жизнь.
С.Е. Шишов приводит совокупность ключевых компетенций, сформулированных в рамках проекта «Среднее образование в Европе» [18]: изучать, искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.
Тема 2
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ