Такие исследования могут проводиться силами медиаорганизаций по ряду причин: отсутствие средств на оплату заказных, опасение распространения нежелательной информации, в том числе среди конкурентов, и желание самим понять то, что интересует. Наконец, в руках у печатной прессы есть инструмент для проведения опроса: анкета в газете, а у журналистов интернет-СМИ — электронные связи в Сети. И было бы странным не использовать такие возможности.
В штате крупных медиаорганизаций (холдингах, издательских домах) имеются подразделения или работники, в чьи обязанности входит работа с данными, полученными в заказанных другим организациям исследованиях, а также проведение собственных. В небольших редакциях этим приходится заниматься самим журналистам. Понятно, что в последнем случае речь может идти только о скромных по масштабам процедурах на небольших выборках.
Наиболее возможными видами исследований в таких случаях могут быть:
■ модификации фокус-интервью — «круглые столы» с экспертами, представителями различных групп населения, рекламодателями. Разговор может касаться содержания одного номера (возможно, с предварительным его чтением) или содержания, дизайна, распространения издания/канала в целом и др.;
■ пресс-опросы, с публикацией анкеты в газете или журнале, размещением вопросников на сайте медиаканала, в местных кабельных каналах;
■ уличный опрос покупателей изданий у газетных киосков;
■ опрос розничных продавцов прессы;
■ опрос рекламодателей — клиентов данного канала;
■ контент-анализ содержания материалов и передач в рамках кампании или повседневной деятельности;
■ контент-анализ почты в рамках кампании или за определенный период работы канала;
■ контент-анализ публикаций на других каналах, затрагивающих деятельность данного;
■ опрос экспертов о работе канала/издания.
Ценность собственных исследований состоит не только в получении новой информации, но и в установлении контактов с контрагентами — аудиторией, рекламодателями, экспертами. Публикация результатов такого рода исследований является формой связей с общественностью, улучшает отношение к каналу. Не следует забывать и о том, что контакты с аудиторией в журналистской практике становятся все более редкими, что приводит и к отчуждению, и к рождению мифов об ожиданиях и вкусах аудитории, которые часто имеют мало общего с реальными. Исследования способствуют сближению журналистов с контрагентами13.