В настоящее время для тушения пожаров все больше применяются высокоэффективные соединения на основе галоидированных углеводородов, таких, как тетрафтордибромметан (фреон 13В и 114В2), бромистый этил, бромистый метил и др. Действие их основано на торможении реакции горения, поэтому их также называют антикатализаторами, ингибиторами или флегматизаторами.
Наибольшее применение получили составы, состоящие из 70-80% бромэтилена и 30-20% углекислоты. Этот состав примерно в 3,5 раза эффективнее чистой углекислоты.
Если при тушении углекислотой горение прекращается по достижении ее концентрации 30% к объему воздуха, то бромэтиленовые составы прекращают горение при концентрациях 4-6 объемных процента.
Галоидированные углеводороды применяются для тушения твердых и жидких горючих веществ и материалов (кроме щелочных и щелочно-земельных металлов и веществ, горящих без доступа воздуха), электроустановок и тлеющих материалов. Они обладают меньшей токсичностью по сравнению с углекислотой, не замерзают при движении по вентилю и трубопроводам (в некоторых случаях углекислота может замерзать при выходе из огнетушителя). Поскольку давление в баллонах низкое, их можно изготовлять тонкостенными,
что значительно уменьшает массу каждого огнетушителя по сравнению с углекислотными.
Выпускаемые отечественной промышленностью углекислотно-бромэтиловые огнетушители ОУБ-3А и ОУБ-7А (цифры обозначают их емкость в литрах) могут применяться в широком диапазоне температур от -60 до +60С. Огнетушитель представляет собой цилиндрический сварной баллон, в верхней части которого ввернута специальная запорная головка со спрыском и маховичком, при откручивании которого он приводится в действие. Длина струи 3-4 м, время действия 35 с.
Тушение огня порошковыми составами. Порошковые составы предназначены для тушения загораний ЛВЖ и ГЖ, щелочных и щелочно-земельных металлов и их карбидов, электроустановок, находящихся под напряжением, и ценных предметов (архивы, музеи и т.п.).
В качестве реагента в порошковых огнетушителях общего назначения используются порошковые составы ПФ (фосфорноаммонийные соли с добавками) и ПСБ (бикарбонат натрия с добавками). Для тушения горящих металлов используется состав ПС-1 (углекислый натрий с добавками), а для тушения пирофорных жидкостей состав СИ-2 (смесь силикагеля и галоидуглеродов) и др.
В огнетушителях ОП-1Б «Момент», ОП-2, ОП-8Б, ОП-10, ОП-100 порошок вытесняется из корпуса избыточным давлением газа, хранимого во вспомогательном баллоне. У огнетушителя ОП-1 «Турист» (закачного типа) - давлением, постоянно поддерживаемым в корпусе.
Для локализации пожара большое значение имеет правильное расположение зданий и сооружений на территории предприятия с учетом пожаро- и взрывоопасности размещаемых в них производств, направления господствующих ветров, разрывов между зданиями и др. Максимальная плотность застройки должна быть не более 50%.
Величину противопожарных разрывов между открытыми наземными
складами и зданиями принимают в зависимости от емкости склада, пожарной опасности хранимых материалов и степени огнестойкости зданий. Так, минимальное расстояние от зданий до складов ЛВЖ и ГЖ составляет 18-36 м, для горючих материалов (щепки, опилки, бумажные обрезки) 15-36 м, лесоматериалов и дров 12-30 м и т.д. При подземном хранении ЛВЖ и ГЖ противопожарные разрывы, установленные для наземного хранения, уменьшают на 50%.
Таблица 2
Величина пожарных разрывов между зданиями, сооружениями
и закрытыми складами на территории предприятия
Степень огнестойкости здания или сооружения | Разрывы (м) при степени огнестойкости другого здания или сооружения |
I, II | 9 | 9 | 12 |
III | 9 | 12 | 15 |
IV, V | 12 | 15 | 18 |
Проезды, выезды и дороги на территории предприятия также используются для противопожарных целей. К зданиям и сооружениям на случай пожара должен быть предусмотрен свободный подъезд пожарных автомобилей: с одной стороны - при ширине здания до 18 м и с двух сторон - при ширине более 18 м. Расстояние от края дороги до стены здания не должно превышать 25 м при высоте здания до 12 м и 8 м - при высоте 12-28 м.
На территории предприятия лучше всего проектировать кольцевую систему дорог шириной 6 м, которые связывали бы все основные и вспомогательные здания и сооружения на территории предприятия и имели въезд и выезд. Расстояние между въездами должно быть не более 1500 м. С территории предприятия площадью менее 5 га допускается один выезд.