Общий контроль

«Еще раз прокрути свою речь от начала до конца и проверь, нельзя ли ее улучшить, расположив материал в иной последовательности». Так рекомендует Гамильтон. Вот история XVI столетия: один меценат, наблюдая за Микельанджело, когда тот тщательно обрабатывал дета­ли своего произведения, удивленно воскликнул: «Все, что ты изменяешь, в сущности мелочи»! На что художник от­ветил: «Конечно, мелочи. Но к совершенству ведут ме­лочи, а совершенство то, в чем мелочей нет». Последнее высказывание с большой точностью относится к речи.

Речь можно назвать совершенной, если улучшились все, даже ее заведомо мелкие детали.

Далее общий контроль осуществляет последнюю шлифовку, последнюю риторическую подготовку. Тут и там выполняется полировка до глянца или «наводится блеск». Мы обращаем особое внимание на уравновешенность про­порций отдельных разделов речи. Не придаем ли мы «в пы­лу боя» некоторым фактам слишком большой вес? Напро­тив, не подверглось ли нечто иное недооценке? Пытаемся отойти на некоторое расстояние и представить себя в роли слушателя, но особенно в роли оппонента. Мы проверяем аргументацию, связки, главные положения.

«Три четверти моей литературной деятельности за­ключается, в сущности, в правке и шлифовке. И, возмож­но, три четверти — сказано слишком мало» (Фонтане). При общем контроле прежде всего устанавливают вто­ростепенное и лишнее в речи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: