Цели и задачи маркетинговых исследований

В ходе исследований решаются следующие группы задач:

- оценка состояния и тенденций развития конъюнктуры рынка;

- исследование поведения потребителей, анализ деятельности конкурентов, поставщиков и посредников организации;

- анализ элементов маркетинга: товарного ассортимента, ценообразования и стратегии изменения цен, организации каналов сбыта продукции и использования средств стимулирования реализации;

- оценка результатов маркетинговой деятельности;

Реальные задачи, решаемые при проведении маркетинговых исследований, достаточно разнообразны. Их постановка обусловлена необходимостью подготовки информации, используемой в процессе управления организацией (табл. 3).

Главными целями маркетинговых исследований являются снижение степени неопределенности при принятии маркетинговых решений и обеспечение непрерывного контроля за их реализацией. Достигаются данные цели за счет:

- выявления маркетинговых проблем организации и ее возможностей в сложившиеся рыночной ситуации;

- создания достоверной информационной базы для подготовки маркетинговых действий;

- предварительного тестирования рынка;

- мониторинга (отслеживания) процесса реализации продукции;

Кроме того, маркетинговые исследования дают возможность более полно понять механизм маркетинговой работы, его прагматическую сторону. Это последнее обстоятельство представляется весьма важным. Тот, кто ни разу не проводил (не участвовал в проведении) реального маркетингового исследования, не в состоянии до конца понять, как работает маркетинг и в чем его преимущества. Исследование часто раскрывает неочевидные связи, определяет систематические ошибки, иногда заставляет кардинально изменить используемую стратегию.


Таблица 3

Задачи, решаемые в ходе маркетинговых исследований

Объекты исследования Частота исследований Сбор данных Анализ данных  
Не прово-дятся, % Прово-дятся редко, % Прово-дятся часто, % Служба марке-тинга компа-нии, % Другие службы компа-нии, % Внеш-ние фирмы, % Служба марке-тинга компа-нии, % Другие службы компа-нии, % Внеш-ние фирмы, %  
Стратегические задачи:  
Тенденции и общие данные о рынке                  
Потенциальная емкость рынка                  
Реальная емкость рынка                  
Будущие продажи                  
Поглощения и диверсификация                  
Раздел рынка                  
Используемая рабочая сила                  
Ценообразование:
Структура затрат                  
Структура прибыли                  
Эластичность спроса по ценам                  
Сравнительные данные по ценам                  
Товары:
Концепция товара                  
Марка                  
Параметры рынка сбыта товара                  
Упаковка                  
Реализация существующих товаров                  
Товары конкурентов                  
Распределение:  
Географическое размещение складов                  
Деятельность сети реализации                  
Географическое размещение продаж                  
Экспорт и внешнеэкономическая деятельность                  
Продвижение:        
Мотивация продаж                  
Медиа средства                  
Эфективность рекламы:                  
Претестирование                  
Посттетирование                  
Конкурирующая реклама                  
Имидж товара                  
Компенсационная продажа                  
Квотирование продаж                  
Территориальное распределение продаж                  
Средства краткосрочного стимулирование продаж                  
Поведение потребителей:
Предпочтение марок                  
Представления о марке                  
Удовлетворение товаром                  
Схема принятия решения о покупке                  
Намерения покупателей                  
Осведомленность покупателей о марке                  
Сегменты потребителей                  

Источник: Kinnear T., Taylor J. Marketing Research: An Applied Approach.- McGraw-Hill, Inc. – 24-25pp.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: