Наука – особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с другими видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим, философским постижением мира.
Культура хранит, транслирует от поколения к поколению, генерирует программы деятельности, поведения и общения людей.
Наука - это, прежде всего, специфическая форма культуры, порождающая особую, агрессивную форму рациональности, развивающуюся в сложном историческом социокультурном контексте.
С самого начала своего возникновения наука испытывала воздействие со стороны культуры общества. Не следует также забывать, что в своем развитии наука взаимодействует и с другими формами общественного сознания (искусство, мораль, философия, религия), а также и с социальными институтами общества.
Поэтому правильное представление о роли и месте науки в общей системе культуры можно получить только тогда, когда будут учитываться, во-первых, многообразные ее связи и взаимодействия с другими компонентами культуры, во-вторых, раскрыты специфические особенности, отличающие ее от других форм культуры, способов познания и социальных институтов.
|
|
Многие исследователи отмечают, что все большее значение в системе культуры приобретает наука и сфера ее влияния расширяется. Система образования, экономическая деятельность, социальное и политическое прогнозирование, разработка фундаментальных проблем мировоззрения в настоящее время немыслимы без науки.
Но следует отличать науку, как органичную часть культуры, взаимодействующую со всеми другими ее частями, без которых немыслимо ее развитие, от того, как и на основе каких предпосылок используется наука.
Наука как часть культуры занимает свое место со своими особенностями и функциями. Она немыслима без других составных частей культуры. Наука, наряду с философией, религией, нравственностью, искусством относится к корням культуры, особенно это касается научного мировоззрения.
Взаимоотношения науки и культуры, место науки в культуре целесообразно рассмотреть в контексте сравнения двух типов цивилизационного развития – традиционного общества и техногенной цивилизации.
1) Традиционные цивилизации. Особенности - крайне медленные темпы развития производительных сил и многовековое сохранение существующих социальных порядков в обществе. Если и были новые виды, то только те, которые не противоречили традиционным. Все подчинено традиции, все освящено авторитетом мудрых старейшин, либо религии. Ход времени имеет циклический, повторяющийся характер.
|
|
Человек подчинен судьбе, традиции, не проявляет инициативы, созерцает природу.
Ценность прошлого, которому надо подражать. Природа – живой организм, малой частицей которого является человек. Подавление инноваций, которые ограничивались традицией, медленный темп развития; консерватизм.
Религия и обычай – выше знанийхарактеризуются замедленными темпами социальных изменений. Инновационная деятельность не воспринимается здесь как высшая ценность.
2) Техногенные цивилизации. Стали формироваться в западной Европе в 17-18 веках. Темпы развития производительных сил и социальных изменений гораздо интенсивнее традиционных цивилизаций. Человек - деятельное существо, которое противостоит природе, преобразует ее, подчиняет своей власти. Ценность преобразующей, творческой деятельности; Природа – неограниченный источник материалов и ресурсов человеческой деятельности.
Особенности 1) Ориентация на совершенствование техники производства.2) По мере роста производительных сил и технического прогресса непрерывно возрастает применение достижений науки в материальном производстве. 3) развитие материального производства, обусловленное научно-техническим прогрессом, радикально изменило социально-экономические отношения в обществе, его культуру и духовный облик. Ослабление религии, переход к раннему капитализму. 4) Возрастает значение науки и в материальном производстве, и в духовной жизни общества. Открыты объективные законы реального мира и их применение помогло науке занять доминирующее положение в современной культуре.
Отличия традиционной от техногенной цивилизаций. 1. Если в тех. цив. важнейшей ценностью считается поиск и открытие новых научных законов и истин, создание новых методов, образцов и способов деятельности, то в традиц. все усилия направлены на сохранение в неизменном виде всего накопленного прежнего опыта, способов и видов деятельности. 2. В Техн. цив. ориентация не на здравый смысл обыденного познания, а на научную рациональность.
Согласно концепции, вначале существует традиционное общество. Техногенная цивилизация с XVII века проходит три стадии: а) прединдустриальную, б) индустриальную, в) постиндустриальную. Важнейшая основа техногенной цивилизации (в ее индустриальной и постиндустриальной стадиях) - это развитие техники, технологии при том за счет генерации все новых научных знаний и их внедрения в технологические процессы. И это повлекло за собой ускорение темпа социальных изменений. Очень важно отметить, что возникает новая система ценностей: инновации, оригинальность идей, свобода личности. Научно-технический прогресс имеет свои социальные последствия. Именно в этом человек реализует свое предначертание творца и преобразователя мира.