Общая характеристика социальных норм догосударственного периода

Особенностью социальных норм в догосударственный период яв­лялось то, что они по сути дела входили в саму жизнедеятельность людей, выражая и обеспечивая социально-экономическое единство рода, племени. Это было связано с несовершенством орудий труда, низкой его производительностью. Отсюда необходимость в совмест­ном проживании, в общественной собственности на средства произ­водства и в распределении продуктов на основе равенства.

Эти обстоятельства оказывали существенное влияние на природу власти и нормы первобытного общества.

Социальные нормы первобытного общества обеспечивали суще­ствование присваивающей экономики и продолжение рода, регулирова­ли определенные способы добывания пищи и брачно-семейные отно­шения. Их называют «мононормами», ибо они по большому счету выражали главный интерес того общества — выжить. Этот интерес объединял общество, чтобы противостоять стихии, различным опас­ностям.

Мононормы выступали и нормами организации социальной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуалами и т.п. Так, есте­ственное разделение функций в трудовом процессе между мужчиной и женщиной, взрослым и ребенком рассматривалось одновременно и как производственный обычай, и как требование нравственности, и как веление первобытной религии

Признаки социальных норм, существовавших в догосударствен­ный период:

1)регулировали отношения между людьми, что стало отличать их от норм несоциальных — технических и других, которые регулирова­ли и регулируют отношение человека к природным, материальным объектам, орудиям труда и т.п.;

2)считались главным образом обычаями (т.е. исторически сло­жившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в резуль­тате многократного применения в течение длительного времени);

3)существовали в сознании людей, не имея, как правило, письмен­ной формы выражения;

4)обеспечивались в основном силой привычки, а также соответст­вующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода);

5)ведущим в них способом регулирования выступал запрет (сис­тема табу) как самый простой и элементарный прием воздействия, отсутствие собственно прав и обязанностей;

6) были продиктованы «естественно-природной» основой присваивающего общества, в котором и человек являлся частью природы;

Выражали интересы всех членов рода и племени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: