Право и обычай

Обычай — это исторически сложившееся правило поведения, во­шедшее в привычку в результате многократного повторения и ставшее в силу этого регулятором общественных отношений.

Под обычаями можно понимать сложившиеся традиции, ритуалы, обряды, имеющие социальную значимость. Обычаи весьма многооб­разны, ибо складываются в рамках жизнедеятельности того или иного народа, нации, территориальной либо профессиональной группы и т.п. Обычаи — исторически первая группа социальных норм, воз­никшая одновременно с возникновением самого общества. Обычаи воплощают в себе определенные итоги жизнедеятельности, общест­венный опыт, закрепляют то, что сложилось в результате длительной социальной практики.

Обычаи не столь тесно связаны с правом, как нормы морали. Од­нако, выступая особой разновидностью социальных норм, обычаи имеют следующие связи с правовыми нормами:

1) древнейшее право возникало именно во многом из обычаев, ко­торые санкционировались государством, приобретая тем самым юри­дический характер. В качестве примера здесь можно назвать и законы XII таблиц, и Русскую Правду, и т.д. И сегодня в ряде стран отдель­ные обычаи в случае необходимости трансформируются в правовые нормы, т.е. приобретают форму правового обычая. Так, ст. 129 дейст­вующего Кодекса торгового мореплавания РФ от 31 марта 1999 г. ус­танавливает, что день и час подачи уведомления о готовности судна к

погрузке определяется соглашением сторон, а при отсутствии согла­шения — обычаями данного порта;

2) правовые нормы могут поддерживать социально ценные обы­чаи, создавать для них режим наибольшего благоприятствования, сти­мулировать их осуществление (при празднованиях юбилеев, приведе­нии к присяге соответствующих лиц и т.п.). Государство, которое стремится обеспечить соблюдение норм права, должно использовать «плюсы» обычаев, их сильные стороны (такие, как устойчивость, мас­совость, повторяемость, известность, апробированность и пр.);

3) правовые нормы могут запрещать социально вредные обычаи, соблюдение которых противоречит сложившемуся образу жизни в конкретном обществе, могут ограничивать сферу их действия. Так, в п. «л» ст. 105 УК РФ устанавливается ответственность за убийство на почве кровной мести, т.е. предусматривается' уголовное наказание за соблюдение обычая кровной мести;

правовые нормы могут относиться нейтрально к тем обычаям, которые не имеют ярко выраженного социально ценного либо соци­ально вредного характера (торжественная регистрация брака, празд­нование дня рождения и т.д.).

73. Понятие и признаки нормы права

Норма права — это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством и направленное на урегулирование общественных отношений.

Юридическая норма — первичная клеточка права, исходный эле­мент его системы. Поэтому естественно, что данной норме свойствен­ны Из этого не следует, однако, что понятия «право» и «норма права» совпадают. Они соотносятся между собой как целое и часть. К признакам нормы права относят:

1) общеобязательность (она представляет собой властное предпи­сание государства относительно возможного и должного поведения людей);

2) формальную определенность (она выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего определяет рамки деяний субъектов);

3) связь с государством (она устанавливается государственными органами и обеспечивается мерами государственного воздействия — принуждением и стимулированием);

4) предоставительно-обязывающий характер (она не только предо­ставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, ибо нельзя реализовать право без обязанности и обязан­ность без права);

5) микросистемность (она выступает в виде специфической мик­росистемы, состоящей из таких взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция).

74. Структура нормы права

Отвечать на данный вопрос необходимо с определения понятия «норма права» и перечисления его основных признаков. Одним из < них является микросистемность.

Выступая клеточкой права, норма в то же время представляет собой такое образование, которое обладает специфическим внутрен­ним строением, своеобразной организацией.

Структура юридической нормы — это упорядоченное единство не­обходимых элементов, обеспечивающих ее функциональную самосто­ятельность. Данная структура показывает, из каких частей состоит норма и как они взаимосвязаны.

Таких частей три:

1) гипотеза — элемент нормы права, указывающий на условия ее действия (время, место, субъектный состав и т.п.), которые определя­ются путем закрепления юридических фактов;

2) диспозиция — элемент нормы права, определяющий модель по­ведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, воз­никающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов; диспозиция выступает основной регулирующей частью нормы, ее ядром;

3) санкция — элемент нормы права, предусматривающий последст­вия для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как не­гативными, неблагоприятными — меры наказания, так и позитивны­ми — меры поощрения (премия за добросовестное выполнение слу­жебных обязанностей работником).

Каждый из названных элементов имеет в структуре правовой нормы свое место и играет особую роль, вследствие чего, по справед­ливому суждению, сложившемуся в юридической науке, без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкции бес­сильна.

Проблема структуры правовой нормы является дискуссионной. Одни авторы считают, что норма права состоит из двух частей — гипо­тезы и диспозиции или диспозиции и санкции. Большинство же уче­ных-юристов придерживаются трехзвенной структуры правовой нормы, состоящей из рассмотренных выше элементов (гипотезы, дис­позиции, санкции).

75. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта

Норма права и статья нормативного акта не тождественны, неред­ко они могут не совпадать. Норма права — это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции, а статья законодатель­ного акта — форма выражения государственной воли, средство вопло­щения нормы права.

Норма права, будучи содержанием, по-разному соотносится со ста­тьей нормативного акта, выступающей в качестве ее формы.

Излагая правило поведения, законодатель может:

— все три элемента логической структуры нормы права включить в одну статью нормативного акта;

— в одну статью нормативного акта включить несколько право­вых норм;

— элементы нормы права изложить в нескольких статьях одного и того же нормативного акта;

— элементы нормы права изложить в нескольких статьях различ­ных нормативных актов.

По способам изложения возможны три варианта соотношения нормы права и статьи нормативного акта:

1) прямой способ имеет место тогда, когда норма права непосред­ственно излагается в статье нормативного акта;

2) отсылочный (ссылочный) способ имеет место тогда, когда ста­тья нормативного акта, не излагая всей нормы права, отсылает к дру­гой статье этого же нормативного акта;

3) бланкетный способ имеет место тогда, когда статья отсылает не к конкретной статье, а к другому нормативному акту, или нескольким нормативным актам.

76. Классификация норм права

Отвечать на данный вопрос следует с определения понятия «норма права».

Классификация позволяет четче обозначить место и роль юриди­ческих норм в системе правового регулирования, глубже познать их природу и назначение.

Выделяют следующие основные виды правовых норм:

1) в зависимости от функциональной роли они разделяются на: исходные нормы, которые определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления (это, например, декларативные нормы, провозглашающие принципы; дефинитивные нормы, содержащие определения конкретных юридических понятий, и т.п.);

общие нормы, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соот­ветствующей отрасли права;

специальные нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особен­ностей и т.д. (они детализируют общие, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздей­ствия на поведение личности);

2) в зависимости от предмета правового регулирования (по отрас­левой принадлежности) они разделяются на конституционные, граж­данские, административные, земельные и т.п.;

3) в зависимости от характера — на материальные (уголовные, аг­рарные, экологические и пр.) и процессуальные (уголовно-процессу­альные, гражданско-процессуальные);

4) в зависимости от методов правового регулирования на:
императивные (содержащие властные предписания);
диспозитивные (содержащие свободу усмотрения);
поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение);
рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения);

5) в зависимости от времени действия — на постоянные (содержа­щиеся в законах) и временные (содержащиеся, например, в Указе Пре­зидента о введении чрезвычайного положения в определенном регио­не в связи со стихийным бедствием).

77. Понятие и виды форм (источников) права

Формы права — это способ выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения.

Прежде чем анализировать различные формы права, необходимо сначала рассмотреть соотношение понятий «форма права» и «источ­ник права».

Если исходить из общепринятого значения слова «источник» как всякого начала или основания, корня и причины, исходной точки, то применительно к юридическим явлениям следует понимать под ис­точником права три фактора:

1) источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей и т.п.);

2) источник в идеологическом смысле (различные правовые уче­ния и доктрины, правосознание и т.д.);

3) источник в формально-юридическом смысле — это и есть форма права.

Выделяют четыре основные формы права:

нормативный акт — это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отно­шений. (К их числу относятся Конституция, законы, подзаконные акты и т.п.);

правовой обычай — это исторически сложившееся правило поведе­ния, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в ре­зультате многократного применения, приводящее к правовым послед­ствиям (например, согласно ст. 5 ГК РФ, отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота);

юридический прецедент — это судебное или административное ре­шение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел (распространен преимущественно в странах общей правовой семьи — Англии, США, Канаде и т.д.);

нормативный договор — соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (на­пример, Федеративный договор РФ 1992 г.).

78. Понятие и виды нормативных актов

Нормативный правовой акт — это правовой акт, принятый полно­мочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписа­ния общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически зна­чимой информации.

Нормативный акт занимает особое место в системе правовых актов. Его следует отличать от актов применения и толкования права (подробнее в других разделах учебника).

По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.

Виды законов:

1) Конституция (закон законов) — основополагающий, учреди­тельный политический правовой акт, закрепляющий конституцион­ный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий фе­деральные органы государственной власти;

2) федеральные конституционные законы принимаются по вопро­сам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией;

3) федеральные законы — это акты текущего законодательства, по­священные различным сторонам социально-экономической, полити­ческой и духовной жизни общества;

4) законы субъектов Федерации — издаются их представительны­ми органами и распространяются только на соответствующую терри­торию.

Виды подзаконных актов:

1) указы и распоряжения Президента РФ (вторые, в отличие от первых, принимаются больше по процедурным, текущим вопросам);

2) постановления и распоряжения Правительства РФ — акты ис­полнительного органа государства, наделенного широкой компетен­цией по управлению общественными процессами;

3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, госу­дарственных комитетов регулируют, как правило, общественные отно­шения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;

4) решения и постановления местных органов государственной власти;

5) решения, распоряжения, постановления местных органов госу­дарственного управления;

6) нормативные акты муниципальных (негосударственных) ор­ганов;

7) локальные нормативные акты — это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и органи­зации (например, правила внутреннего трудового распорядка).

В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на:

— нормативные акты государственных органов;

— нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, и т.п.);

— нормативные акты совместного характера (государственных ор­ганов и иных социальных структур);

— нормативные акты, принятые на референдуме.

В зависимости от сферы действия нормативные акты делят на:

— общефедеральные;

— нормативные акты субъектов Российской Федерации;

— нормативные акты органов местного самоуправления;

— локальные нормативные акты.

В зависимости от срока действия нормативные акты классифици­руются как:

— нормативные акты неопределенно-длительного действия;

— временные нормативные акты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: