Выступая признаком государства, суверенитет характеризует его как особый субъект политических отношений, как главный компонент политической системы общества

18. Государственная власть как особая разновидность социальной власти

Прежде чем характеризовать власть государственную, необходимо дать определение социальной власти, под которой понимают прису­щее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение. Социальная власть

неотъемлема от любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей (рода, племени, семьи, общест­венной организации! партии, государства, общества и т.п.); она — важ­нейшее средство функционирования социальных структур и институ­тов.

Государственная власть представляет собой особую разновид­ность социальной власти. Согласно одной точке зрения, государствен­ная власть — более узкая категория, чем политическая власть, ибо последняя осуществляется не только государством, но и другими зве­ньями политической системы общества: партиями, общественными организациями и т.п. Согласно другой точке зрения, понятие «поли­тическая власть» тождественно понятию «государственная власть», так как первая исходит от государства и реализуется не иначе, как при его (прямом или косвенном) участии.

Государственная власть — это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на госу­дарственное принуждение.

Характерные черты государственной власти:

· распространяется на все общество;

· носит публично-политический характер;

· опирается на государственное принуждение;

· осуществляется специальными лицами (чиновниками, полити­ками и т.п.);

· система налогов;

· деление населения по территориальному признаку и др.

19. Легитимность и легальность государственной власти

Легитимность означает качество взаимоотношений власти и под­властных, которое выражается в добровольном признании ценности власти, в ее праве управлять.

Население легитимную власть воспринимает как правомерную и справедливую. И напротив, если правящая группа не пользуется об­щественным доверием и вынуждена постоянно прибегать к средст­вам принуждения, то власть такой группы принято считать нелеги­тимной.

Легитимная власть порождает у руководителей право на управ­ление и соответственно обязанность у населения подчиняться им.

Легитимность и легальность (законность) власти — не совпадаю­щие понятия. Если легальность означает юридическое обоснование власти, ее соответствие правовым нормам, что является ее юридичес­кой характеристикой, то легитимность — это доверие и оправдание власти, что является ее нравственной характеристикой. Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выпол­нение, — легальна. В то же время она может быть нелегитимна, не приниматься народом.

Выделяют следующие типы легитимности государственной власти:

· рациональный, когда власть узаконена установленными демокра­тическим путем и признанными нормами права, основана на подчине­нии не личности руководителя, а законам, в рамках которых избира­ются и действуют представители власти;

· идеологический, когда власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильности тех идеологичес­ких ценностей, которые ею провозглашены;

· традиционный, когда власть признается оправданной в силу обы­чаев, традиций, привычки повиноваться, веры в непоколебимость и священность издревле существующих порядков;

· харизматический (персональный), когда власть основывается на вере масс в исключительные качества, особые способности политичес­кого лидера (вождя от бога, обладающего чудесным даром), на личном авторитете правителя и т.д.

Рассмотренные (и некоторые иные) типы легитимности власти яв­ляются идеальными и не существуют в чистом виде. В конкретно-ис­торических условиях каждой страны эти типы смешиваются при до­минировании одного из них.

О степени легитимности государственной власти можно судить по уровню принуждения (насилия), необходимого для проведения той

или иной политики в обществе, по количественному и качественному анализу попыток свержения правителей; по социальной напряжен­ности, силе проявления гражданского неповиновения (бунтов, восста­ний и т.п.); по результатам выборов; по массовым демонстрациям, внезапным проявлениям поддержки или, напротив, оппозиции суще­ствующему режиму и пр.

Во все времена предметом постоянной озабоченности правящих групп является легитимация своей власти и политики, т.е. обеспече­ние их признания и одобрения со стороны подвластных. Чтобы до­биться усиления поддержки масс, они стремятся воздействовать на сознание людей всеми средствами — идеологическими, научными, правовыми, нравственными, эмоционально-психологическими.

20. Понятие и сущность государства

Государство — это организация политической власти, содействую­щая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории.

При рассмотрении сущности государства важно учитывать два ас­пекта:

· то, что любое государство есть организация политической влас­ти (формальная сторона);

· то, чьим интересам служит данная организация (содержатель­ная сторона).

Можно выделить следующие подходы к сущности государства:

классовый, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса. (Здесь государство используется как средство для обеспече­ния главным образом интересов господствующего класса. В этом слу­чае первоочередное удовлетворение интересов каких-либо классов не может не вызывать сопротивления у других классов. Отсюда пробле­ма в постоянном «снятии» данного сопротивления с помощью наси­лия, диктатуры. Общечеловеческие интересы тоже присутствуют, но они отходят на второй план.);

общесоциальный, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для ком­промисса интересов различных классов и социальных групп. (Здесь государство уже используется в более широких целях как средство для обеспечения главным образом общественных интересов, концент­рирующих интересы различных классов и слоев, большинства населе­ния страны, употребляя преимущественно такой метод, как компро­мисс.)

Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и на­циональный, и расовый, и иные подходы к сущности государства, в рамках которых соответственно религиозные, национальные, расовые интересы будут доминировать в политике конкретного государства.

Иначе говоря, сущность государства многоаспектна. Она не сво­дится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности государства в зависимости от исторических условий на пер­вый план может выходить любое из вышеназванных начал.

21. Типы государства: различные подходы

Типология государства — это его специфическая классификация, проводимая в основном с помощью двух подходов: формационного и цивилизационного.

В рамках первого главным критерием выступают социально-эко­номические признаки (общественно-экономическая формация). ' Именно базис (тип производственных отношений) является, по мне­нию представителей данного подхода (Маркса, Энгельса), решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соот­ветствующий тип надстроечных элементов: государства и права. В за­висимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, со­циалистический (в последнее время к ним добавляют еще два: азиат­ский способ производства и прафеодализм).

Достоинства данной типологии:

· продуктивна сама идея делить государства на основе социаль­но-экономических факторов, которые действительно весьма сущест­венно влияют на общество;

· показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития государства.

Слабые стороны:

· она во многом однолинейная, характеризуется излишней запро­граммированностью, между тем история многовариантна и далеко не всегда «вписывается» в начерченные для нее схемы;

· недооцениваются духовные факторы (религиозные, националь­ные, культурные и т.п.).

В рамках цивилизационного подхода основными критериями вы­ступают духовные признаки — культурные, религиозные, националь­ные, психологические и пр. В частности, по мнению одного из пред­ставителей данного подхода А. Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиоз­ных, национальных, географических и других признаков. В зависи­мости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китай­скую, западную, православную и т.п.

Достоинства данной типологии:

· выделены факторы культуры как существенные в определенных условиях;

· в связи с расширением количества духовных критериев, кото­рые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более «заземленная» типология государств.

Слабые стороны:

· недооцениваются социально-экономические факторы;

· по сути дела это типология не столько государства, сколько об­щества.

22.Понятие и классификация функций государства

Функции государства — это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.

Понятие функции государства не следует отождествлять с такими понятиями, как:

1) цели и задачи государства (если цель общества то, к чему стре­мится государство, а задачи — средства ее достижения, то функции лишь основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач; следовательно, цели и задачи определяют функции);

2) функции отдельных его органов (в отличие от функций много­численных государственных органов, специально предназначенных для определенного вида деятельности, функции государства охваты­вают его деятельность в целом, в них находит выражение социальная ценность и сущность государства, их осуществлению подчинена рабо­та всего государственного аппарата и каждого органа в отдельности).

В зависимости от продолжительности действия функции госу­дарства делятся на постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства) и временные (прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычай­ный характер); в зависимости от значения — на основные и неоснов­ные; в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они осуществляются, — на внутренние и внешние.

К внутренним функциям современного Российского государства можно отнести следующие:

1) охрана прав и свобод человека и гражданина, обеспечение правопорядка;

2) экономическая;

3) налогообложения;

4) социальной защиты;
5)экологическая;

6) культурная.

К внешним функциям современного Российского государства можно отнести следующие:

1) оборона страны;

2) поддержание мирового порядка;

3) сотрудничество с другими государствами и т.п.

23. Формы и методы осуществления функций государства

Формы осуществления функций государства — это виды деятель­ности органов государства по осуществлению его функций.

Выделяют правовые и организационные формы. Первые в отличие от последних есть однородная деятельность органов государства, свя­занная с принятием правовых актов и влекущая юридические послед­ствия. К правовым формам относят:

1) правотворческую (деятельность по подготовке и изданию нор­мативных актов);

2) правоприменительную (деятельность по реализации норматив­ных актов путем принятия актов применения права, это повседневная работа по выполнению законов и по разрешению разнообразных во­просов управленческого характера);

3) правоохранительную (деятельность по защите прав и свобод че­ловека и гражданина, по предупреждению правонарушений и привле­чению к юридической ответственности виновных лиц и т.п.).

К организационным формам относят:

1) организационно-регламентирующую (текущая работа опреде­ленных структур по обеспечению функционирования органов госу­дарства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов и т.п.);

2) организационно-хозяйственную (оперативно-техническая и хо­зяйственная работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабжением и т.д.);

3) организационно-идеологическую (повседневная воспитатель­ная работа по идеологическому обеспечению выполнения различных функций государства, связанная с разъяснением вновь изданных нор­мативных актов, формированием общественного мнения и пр.).

Методы осуществления функций государства — это способы и приемы, с помощью которых органы государства реализуют его функции. Среди подобных методов выделяют: убеждение и принуждение, поощрение и наказание и т.д.

24. Понятие и элементы формы государства

Форма государства — это способ организации политической влас­ти, включающий форму правления, форму государственного устрой­ства и политический режим.

Если категория «сущность государства» отвечает на вопрос: в чем заключается главное, закономерное, определяющее в государстве, то

категория «форма государства» — кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно свя­зано через различные территориальные и политические образования с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с по­мощью каких методов, приемов.

Форма государства — это его строение, на которое влияют как со­циально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень общества и т.п.

Элементами формы государства выступают:

1) форма правления (характеризует порядок образования и орга­низации высших органов государственной власти, их взаимоотноше­ния друг с другом и населением; в зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские);

2) форма государственного устройства (отражает территориаль­ную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами; по форме государст­венного устройства государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные);

3) политический (государственный) режим (представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти; в зависимости от особенностей набора данных приемов госу­дарственного властвования различают демократический и антидемо­кратический политические (государственные) режимы).

25. Формы государственного правления

Форма государственного правления — это элемент формы государ­ства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с насе­лением.

По формам правления государства подразделяются на монархии и республики.

Признаки монархии:

1) власть передается по наследству;

2) осуществляется бессрочно;

3) не зависит от населения.

Монархии бывают неограниченными, в которых отсутствуют представительные учреждения народа и в которых единственным но­сителем суверенитета государства является монарх (например, абсо­лютные монархии последнего периода эпохи феодализма, из совре­менных — Саудовская Аравия, Бруней), и ограниченными, в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие выс­шие государственные органы, ограничивающие власть главы государ­ства (речь идет, в частности, об Англии, Японии, Испании, Швеции, Норвегии и т.п.).

Признаки республики:

1) выборность власти;

2)срочность;

3) зависимость от избирателей.

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому, оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на прези­дентские, парламентские и смешанные. В президентских республиках (США, Сирия) именно президент выполняет эту роль, в парламент­ских (Германия, Италия) — парламент, в смешанных (Франция, Фин­ляндия) — совместно президент и парламент.

26. Соотношение типа и формы государства

Отвечая на данный вопрос, следует оговориться, что понятие «тип государства» будет использоваться с позиции формационного подхо­да, под понятием же «форма государства» будет подразумеваться по сути дела форма правления.

Тип государства — это совокупность существенных признаков, свойственных государствам единой общественно-экономической фор­мации.

С одной стороны, государства каждого типа облекаются во множе­ство форм — в рамках одного исторического типа встречаются различ­ные формы государства. В частности, для рабовладельческого типа были характерны монархии (древневосточные деспотии — Египет, Ва­вилон, Ассирия, Китай, Индия; древнеримская империя) и республи­ки (аристократические, например Римская в период с VI по I в. до н.э., и демократические, например Афинское государство); для феодально­го типа —.монархии (раннефеодальная, монархия периода феодаль­ной раздробленности, сословно-представительная, абсолютная) и го­родские республики (Венеция, Генуя, Новгород, Псков и др.); для буржуазного типа — демократические республики (парламентские, президентские, смешанные) и конституционные (ограниченные) мо­нархии, для социалистического типа — Парижская Коммуна, совет­ские республики и республики народной демократии.

С другой стороны, государства определенного исторического типа имеют некоторые формы, присущие только им. Так, например, сослов­но-представительная монархия — принадлежность только феодально­го государства в известный период его развития, а парламентская мо­нархия и демократическая республика свойственны буржуазному типу государства.

Государства каждого данного типа не могут воплощаться в любые формы, т.е. и в такие, которые явно противоречат их содержанию и не соответствуют их экономической основе. Нельзя представить себе ра­бовладельческое государство в форме ограниченной монархии или де­мократической республики с общенациональными представительны­ми учреждениями.

Конкретная форма государства предопределяется историческим типом государства. Но кроме того, она зависит и от других факторов:

1) уровня экономического развития общества;

2) соотношения классовых сил;

3) национальных и культурных традиций;

4) международной обстановки и т.п.

Следовательно, тип и форма государства соотносятся как содержа­ние и форма, где определяющую роль играет, естественно, содержание (т.е. тип государства).

27. Формы национально-государственного и административно-территориального устройства

Форма национально-государственного и административно-терри­ториального устройства — это элемент формы государства, характе­ризующий внутреннюю структуру государства, способ его политичес­кого и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.

Различают следующие формы:

1) унитарную (простое, единое государство, части которого явля­ются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства, как, на­пример, в Польше, Франции);

2) федеративную (сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками го­сударственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и зако­нодательство субъектов Федерации, как, например, в России, США;

федерации могут быть построены по территориальному либо по национально-территориальному принципу);

3) конфедерацию (временный союз государств, образуемый для до­стижения политических, военных, экономических и прочих целей). Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и единая система законодательства. В рамках конфедерации могут соз­даваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства. Кон­федерации представляют собой непрочные государственные образова­ния и существуют сравнительно недолго: они либо распадаются, либо преобразуются в федеративные государства. Последнее, например, произошло со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский союз (1815—1848) трансформировалась в федерацию.

Появилась новая форма ассоциированного государственного объ­единения, названная содружеством государств. Примером может яв­ляться СНГ (Содружество Независимых Государств). Эта форма еще более аморфная и неопределенная, чем конфедерация.

28. Политический (государственный) режим: понятие и признаки

Политический режим — это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходя­щие в сущности государства данного типа, прежде всего отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государст­венного устройства.

Согласно одной точке зрения понятия «политический режим» и «государственный режим» можно расценивать как тождественные.

Согласно другой точке зрения понятие «политический режим» более широкое, чем понятие «государственный режим», ибо включает в себя не только методы и приемы осуществления политической влас­ти со стороны государства, но и со стороны политических партий и движений, общественных объединений, организаций и т.п.

Политический режим — это динамическая, функциональная ха­рактеристика политической системы. Категории «политический режим» и «политическая система» тесно связаны между собой. Если первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в полити­ческой жизни общества и в осуществлении политической власти, то вторая — как эта власть осуществляется, как действуют данные инсти­туты (демократично либо недемократично).

Понятие политического режима является ключевым для формиро­вания представления об основных системах власти. Именно исходя из политического режима судят об организации политического устройст­ва общества. Политический режим характеризует определенный по­литический климат, существующий в той или иной стране в конкрет­ный период ее исторического развития.

Понятие «политический режим» включает в себя следующие пара­метры (признаки):

1) степень участия народа в механизмах формирования полити­ческой власти, а также сами способы такого формирования;

2) соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства;

3) гарантированность прав и свобод личности;

4) характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе;

5) степень реализации политической власти непосредственно на­родом;

6) положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;

7) место и роль негосударственных структур в политической сис­теме общества;

8) соотношение между законодательной и исполнительной ветвя­ми власти;

9) характер правового регулирования (стимулирующий, ограничи­вающий) в отношении граждан и должностных лиц;

10) тип политического поведения;

11) характер политического лидерства;

12) учет интересов меньшинства при принятии политических ре­шений;

13) доминирование определенных методов (убеждения, принужде­ния и т.п.) при осуществлении политической власти;

14) степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни;

15) принципы взаимоотношения общества и власти;

16) политическое и юридическое положение и роль в обществе си­ловых структур государства (армия, полиция, органы государствен­ной безопасности и т.д.);

17) мера политического плюрализма, в том числе многопартийно­сти;

18) существование реальных механизмов привлечения к полити­ческой и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.

Таковы элементы, в совокупности составляющие содержание кате­гории «политический режим».

29. Демократический режим

В зависимости от особенностей набора методов и средств государ­ственного властвования различают два полярных режима — демокра­тический и антидемократический.

Понятие «демократия» означает, как известно, народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование, пока нигде не реализована. Это скорее идеал, то, к чему нужно всем стремиться. Между тем есть ряд госу­дарств, которые сделали в этом направлении больше других (Герма­ния, Франция, Швеция, США, Швейцария, Англия) и на которые за­частую ориентируются другие государства. Признаки демократического режима:

1) население участвует в формировании и осуществлении государ­ственной власти посредством прямой (когда граждане, например, на референдуме непосредственно принимают решения по важнейшим вопросам общественной жизни) и представительной демократии (когда народ реализует свою власть через выбираемые им представи­тельные органы);

2) решения принимаются большинством с учетом интересов мень­шинства;

3) базируется на гражданском обществе с его развитой структурой;

4) предполагает существование правового государства, действие его принципов;

5) выборность и сменяемость центральных и местных органов го­сударственной власти, их подотчетность избирателям;

6) легитимность государственной власти;

7) силовые структуры (вооруженные силы, полиция, органы без­опасности и т.п.) находятся под демократическим контролем общест­ва, используются только по прямому предназначению, их деятель­ность регламентируется законами;

8) доминируют методы убеждения, согласования, компромисса, редко применяются методы насилия, принуждения, пресечения;

9) во всех сферах общественной жизни господствует закон;

10) провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;

11) в отношении хозяйствующих субъектов и граждан действует принцип «дозволено все, что не запрещено законом»;

12) политический плюрализм, в том числе многопартийность, со­ревнование политических партий, существование на законных осно­ваниях политической оппозиции как в парламенте, так и вне его (оп­позиция выдвигает альтернативную программу, критикует власть за совершенные ошибки, контролирует ее через деятельность своих фракций и блоков в парламенте, в своей печати);

13) гласность, средства массовой информации свободны от цензу­ры;

14) реальное осуществление принципа разделения властей на за­конодательную (призванную принимать законы, формировать страте­гию развития общества), исполнительную (призванную осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь, проводить повседневную политику государства) и судебную (призванную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонарушений).

Таковы существенные черты демократического политического ре­жима, отличающие его от авторитарного и тоталитарного режимов. Знание вышеперечисленных признаков имеет важное значение, помо­гая четче ориентироваться в квалификации системы методов, приемов и средств осуществления политической власти.

30. Непосредственная и представительная демократия

Демократия (народовластие) может осуществляться посредством двух форм: прямой (непосредственной) и представительной.

Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим наро­дом без политических посредников. Отсюда и ее название — непосред­ственная, которая проводится в жизнь через следующие институты прямого народовластия: выборы на основе всеобщего избирательного права, референдумы, сходы и собрания граждан, петиции граждан, ми­тинги и демонстрации, всенародные обсуждения.

Некоторые из них — выборы, референдумы. — четко регламентирова­ны соответствующими нормативными актами (Конституцией, федераль­ными конституционными законами, федеральными законами) носят им­перативный (обязательный) характер и не нуждаются в санкции госу­дарственных структур, другие носят консультативный характер. Однако независимо от юридической природы различных институтов прямой формы демократии, их влияние на механизм принятия политических

решений трудно переоценить, так как в них находит выражение воля народа.

К сильным сторонам прямой демократии можно отнести то, что она: дает больше возможностей (по сравнению с институтами пред­ставительной демократии) для выражения интересов граждан и их участия в политическом процессе; в большей мере обеспечивает пол­ную легитимацию власти; обеспечивает контроль за политической элитой и т.п.

К недостаткам часто относят следующие: отсутствие стойкого же­лания у большинства населения участвовать в политическом процес­се, сложность и дороговизна проводимых «прямодемократических» мероприятий, низкая эффективность принимаемых решений вследст­вие непрофессионализма большинства «правителей» и т.д.

Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителям народа — депутатам, другим выборным органам ис­полнительной и судебной власти, которые призваны выражать инте­ресы различных классов, социальных групп, слоев, политических пар­тий и общественных организаций.

К сильным сторонам представительной демократии можно отне­сти то, что она: дает больше возможностей (по сравнению с института­ми прямой демократии) для принятия эффективных решений, по­скольку в этом процессе участвуют, как правило, профессионалы, компетентные лица, специально занимающиеся данной деятельнос­тью; более рационально организует политическую систему, позволяя каждому заниматься своим делом, и т.п.

К недостаткам часто относят следующие: возможно неограниченное развитие бюрократии и коррупции; отрыв представителей от своих избирателей; принятие решений в интересах не большинства граждан, а номенклатуры, крупного капитала, различного рода лоб­бистов и т.д.

31. Авторитарный режим

Авторитарный режим можно рассматривать как своего рода ком­промисс между тоталитарным и демократическим политическими ре­жимами. Он мягче, либеральнее тоталитаризма, но жестче, антинарод­нее демократического режима.

Авторитарный режим — государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкрет­ным лицом (представителем класса, партии, элитной группы и т.д.) при минимальном участии народа. Главной характеристикой данного режима является авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений (например, Испания пе­риода правления Франко, Чили во времена власти Пиночета).

Признаки авторитарного политического режима:

1) в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновре­менном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти;

2) игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (зачастую президент, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, на­деляются законодательными и судебными полномочиями);

3) ограничивается роль представительных органов власти, хотя они и могут существовать;

4) суд выступает по сути вспомогательным органом, вместе с кото­рым могут использоваться и внесудебные органы;

5) сужена или сведена на нет сфера действия принципов выбор­ности государственных органов и должностных лиц, подотчетности и подконтрольности их населению;

6) в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии, жесткие насильст­венные приемы осуществления политической власти;

7) сохраняется частичная цензура, существует своего рода «полу: гласность»;

8) отсутствует единая идеология (в отличие от тоталитаризма здесь не оправдывают свои поступки стремлением к высоким целям).

Тоталитарный режим

Понятие «тоталитаризм» — от лат. «totalis», что означает «весь», «целый», «полный». В каждой из стран, в которых возникал и разви­вался политический тоталитарный режим, он имел свою специфику, есть общие черты, присущие всем формам тоталитаризма и отражаю­щие его суть. Тоталитарный режим характеризуется контролем госу­дарства над всеми областями общественной жизни, полным подчине­нием человека политической власти и господствующей идеологии.

Признаки тоталитарного политического режима:

1) государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;

2) общество практически полностью отчуждено от политичес­кой власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о единстве, слиянии власти и народа;

3) монопольный государственный контроль над экономикой, сред­ствами массовой информации, культурой, религией и т.д., вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;

4) абсолютная «правовая», а точнее антиправовая, регламентация общественных отношений, которая базируется на принципе «дозволе­но только то, что прямо разрешено законом»;

5) государственная власть формируется бюрократическим спосо­бом, по закрытым от общества каналам, окружена ореолом тайны и недоступна для контроля со стороны народа;

6) доминирующим методом управления становятся насилие, при­нуждение, террор;

7) господство одной партии, фактическое сращивание ее профес­сионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроен­ных сил;

8) права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют четкие гарантии их реализации;

9) экономической основой выступает крупная собственность: об­щинная, монополистическая, государственная;

10) наличие одной официальной идеологии, фактически устраня­ется плюрализм;

11) централизация государственной власти у диктатора и его окру­жения;

12) бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества;

13) отсутствие правовой государственности и гражданского обще­ства;

14) государственная власть осуществляется по своему усмотре­нию, произволу, без учета мнения большинства, в противоречии с демократическими механизмами, нормами и институтами.

32.????????????????

33. Механизм государства: понятие и основные черты

Механизм государства — это система государственных органов, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства.

Механизм государства есть та реальная организационная и мате­риальная сила, располагая которой, государство осуществляет власть, проводит ту или иную политику.

В юридической науке понятия «механизм государства» и «госу­дарственный аппарат» обычно употребляются как синонимы, хотя су­ществует точка зрения, согласно которой под государственным аппа­ратом понимается система органов, непосредственно осуществляю­щих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие «механизм государства» включаются на­ряду с государственным аппаратом еще и государственные учрежде­ния и организации, а также «материальные придатки» государствен­ного аппарата (вооруженные силы, милиция, исправительные учреж­дения и т.д.), опираясь на которые государственный аппарат осущест­вляет свою деятельность.

Существует научная позиция, в соответствии с которой под аппа­ратом государства понимаются все органы государства в статике, а под механизмом государства — те же органы, но в динамике. Изучая аппарат государства, говорят прежде всего о назначении, порядке об­разования, компетенции того или иного государственного органа, а изучая механизм государства — непосредственно о деятельности госу­дарственных органов, об их взаимосвязи между собой в процессе осу­ществления тех или иных функций государства (В.В. Лазарев, СВ. Ли-пень).

Характерные черты механизма государства:

а) он представляет собой систему, т.е. упорядоченную совокупность государственных органов, связанных между собой. В механизм государства входят законодательные органы (парламент), президент со своей администрацией, исполнительные органы (правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы и т.п.), судебные органы (конституционные, верховные, арбитражные и иные суды), прокурорские и иные надзорные органы, милиция, налоговая полиция, вооруженные силы и т.д. Все вместе они составляют единую систему властвования;

б) целостность его обеспечивается едиными целями и задачами. Именно цели и задачи объединяют столь разные государственные подразделения в единый организм, ориентируют их на решение общих проблем, направляют их энергию в определенное позитивное русло;

в) основным элементом механизма государства выступают государственные органы, обладающие властными полномочиями;

г) является той организационной и материальной силой (рычагом), с помощью которой государство осуществляет свою власть, достигает конкретных результатов.

34. Структура механизма государства

Под структурой механизма государства понимают его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев-элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь.

Структура механизма государства включает в себя:

1) государственные органы, которые находятся в тесной взаимо­связи и соподчиненное™ при осуществлении своих непосредствен­ных властных функций. Особенностью государственных органов яв­ляется то, что они обладают государственно-властными полномочия­ми, т.е. такими средствами, ресурсами и возможностями, которые свя­заны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений (парламент, президент, правительство, ми­нистерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы, ад­министрации краев и областей и т.п.);

2) государственные организации — такие подразделения механиз­ма государства (его «материальные придатки»), которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (во­оруженные силы, службы безопасности, милиция, налоговая полиция и т.п.);

3) государственные учреждения — такие подразделения механиз­ма государства, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотека, поликлиника, больница, почта, телеграф, научно-исследовательский институт, вуз, школа, театр и т.д.);

4) государственные предприятия — такие подразделения механиз­ма государства, которые тоже властными полномочиями (за исключе­нием их администраций) не обладают, а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию либо обеспечи­вают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли (речь может идти о казенных заводах, фабриках и пр.);

5) государственных служащих (чиновников), специально занима­ющихся управлением;

6) организационные и финансовые средства, а также принудитель­ную силу, необходимые для обеспечения деятельности государствен­ного аппарата.

Механизм государства и его структура не остаются неизменными. Они постоянно изменяются, совершенствуются. На них оказывают свое влияние как внутренние (культурно-исторические, национально-психологические, религиозно-нравственные особенности, территориальные размеры страны, уровень экономического развития, соотношение политических сил и пр.), так и внешние (международная обстановка, характер взаимоотношений государства с другими государствами и т.п.) факторы.

35. Органы государства: понятие и признаки

Орган государства — это звено государственного аппарата, участ­вующее в осуществлении определенных функций государства и наде­ленное в этой связи властными полномочиями.

Признаки органа государства:

1) представляет собой самостоятельный элемент механизма госу­дарства, выступая неотъемлемой частью единого государственного ор­ганизма, занимая в нем свое специфическое место;

2) действует от имени государства и по его поручению;

3) образован и действует на основе нормативных правовых доку­ментов (конституции, законов и подзаконных актов);

4) выполняет свойственные только ему задачи и функции, исполь­зуя для этого соответствующие формы и методы (наделен для этого властными полномочиями, в том числе возможностью применения в случае необходимости мер принуждения);

5) состоит из государственных служащих и соответствующих под­разделений (отделы, управления, аппарат, канцелярии и пр.), скреп­ленных единством целей, ради достижения которых образован;

6) имеет соответствующую материальную базу (здание, транспорт, оргтехнику и пр.) и финансовые средства (расчетный счет в банке, необходимые денежные ресурсы), которые требуются для осущест­вления его целей и задач;

7) обладает определенным правовым статусом, в котором отража­ются положение данного государственного органа и его конкретное социальное содержание;

8) имеет соответствующую компетенцию (круг ведения), под кото­рой понимают совокупность законодательно закрепленных полномо­чий (прав и обязанностей), предоставленных конкретному органу или должностному лицу в целях надлежащего выполнения им определен­ного круга государственных или общественно-значимых задач и осу­ществления соответствующих функций;

9) осуществляет свою компетенцию тремя способами:

— путем принятия нормативных актов (предписаний общего ха­рактера);

— путем принятия правоприменительных актов (предписаний ин­дивидуального характера);

— путем конкретно-организационной деятельности;

10) в процессе реализации имущественных прав выступает в каче­стве юридического лица, т.е. может отвечать по своим обязательствам ввереным ему имуществом, а также от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;

11) действует на определенной территории (имеет территориаль­ный масштаб деятельности).

36. Виды государственных органов

Государственные органы многообразны. Они могут подразделять­ся по следующим критериям:

— по порядку образования — органы, избираемые непосредственно народом (Президент РФ, Государственная Дума РФ, законодатель­ные органы субъектов Федерации) и органы, формируемые другими государственными органами (Правительство РФ, Конституционный Суд РФ и пр.);

— по форме реализации государственной деятельности — на зако­нодательные (представительные), исполнительно-распорядительные, судебные, контрольно-надзорные органы. Законодательные органы (Федеральное Собрание РФ, Саратовская областная дума, Пензен­ское представительное собрание и т.д.) призваны непосредственно вы­ражать в законах волю и интересы общества; исполнительно-распоря­дительные органы (Правительство РФ, министерства, ведомства, го­сударственные комитеты, администрации краев и областей и т.п.) призваны обеспечивать реализацию принятых законов и подзаконных актов; судебные органы (конституционные, обычные, военные, арбит­ражные суды) призваны осуществлять правосудие, рассматривать имущественные споры физических и юридических лиц, обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина; контрольно-надзорные органы (прокуратура, органы горного и промышленного надзора, ор­ганы надзора по ядерной и радиационной безопасности);

— по принципу разделения властей — на законодательные (Феде­ральное Собрание Российской Федерации, состоящее из Государст­венной Думы и Совета Федерации; республиканские и областные за­конодательные структуры), исполнительные (Правительство Россий­ской Федерации, министерства, ведомства, государственные комите­ты РФ, региональные правительства, администрации и т.п.) и судеб­ные (Конституционный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Верховный Суд РФ, соответствующие суды субъектов РФ);

— по иерархии — на федеральные (Президент РФ, Генеральная прокуратура РФ и т.п.), республиканские (Президенты Татарстана, Башкортостана, Ингушетии, министерство внутренних дел Дагестана и т.д.), местные (губернатор Астраханской области, правительство Пензенской области, прокуратура Саратовской области и т.п.);

— по характеру подчиненности — на органы исключительно «вер­тикального» подчинения (прокуратура, суд и т.п.) и органы «двойно­го» («вертикально-горизонтального») подчинения (милиция, государ­ственные банки и т.д.);

— по срокам полномочий — на постоянные, которые создаются без ограничения срока действия (например, прокуратура, милиция, суд) и временные, которые создаются для решения определенных задач (вре­менная администрация в условиях режима чрезвычайного положе­ния);

— по способу принятия решений — на коллегиальные (Государст­венная Дума РФ, Правительство Саратовской области и т.д.) и едино-начальные (Президент РФ, министр, губернатор и т.п.);

— по правовым формам деятельности — на правотворческие (Совет Федерации РФ, Правительство РФ), правоприменительные (Министерство образования РФ, управление юстиции Пензенской области) и правоохранительные (органы налоговой полиции, тамо­женные органы и т.д.);

— по характеру компетенции — на органы общей компетенции, ко­торые в пределах своих полномочий принимают решения по любым вопросам (Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и др.), и специальной компетенции, которые осуществляют деятельность в какой-либо одной сфере общественной жизни (министерства, ведом­ства, государственные комитеты и пр.), и т.п.

37. Принципы организации и деятельности государственного аппарата

Прежде чем отвечать на данный вопрос, необходимо сначала дать определение понятия «механизм государства» («государственный ап­парат»).

Аппарат государства есть система государственных органов, взаи­мосвязанных общими принципами организации и деятельности. По­добные принципы — это исходные идеи, определяющие основные под­ходы к формированию и функционированию государственных орга­нов.

Такими принципами могут выступать:

1) принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, ко­торый предполагает соответствующие обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать их;

2) принцип демократизма, который выражается, прежде всего, в широком участии граждан в формировании и организации деятель­ности государственных органов;

3) принцип разделения властей (на законодательную, исполни­тельную и судебную), который создает механизмы, минимизирующие произвол со стороны властных органов и должностных лиц;

4) принцип законности, который означает обязательность соблю­дения всеми государственными служащими Конституции, законов и подзаконных актов;

5) принцип гласности, который обеспечивает информированность субъектов права о практической деятельности конкретных государст­венных органов;

6) принцип федерализма, который выражает единство системы го­сударственной власти, разграничение предметов ведения между Рос­сийской Федерацией и субъектами Российской Федерации;

7) принцип профессионализма, который создает благоприятные условия для использования наиболее квалифицированных работни­ков в деятельности государственного аппарата, гарантирует высокий уровень решения основных вопросов государственной жизни в инте­ресах населения страны;

8) принцип сочетания коллегиальности и единоначалия, который обеспечивает разумное соотношение демократических и бюрократи­ческих начал государственного аппарата;

9) принцип сочетания выборности и назначаемости, который вы­ражает оптимальное соотношение децентрализации и централизации в государственном управлении;

10) принцип иерархичности, заключающийся в том, что органы государства занимают в государственном аппарате разные уровни (одни органы подчинены другим, решения вышестоящих органов обязательны для нижестоящих).

Всесторонний учет этих функций, как при образовании государст­венных органов, так и в процессе их функционирования позволяет обеспечить максимальную эффективность государственного управле­ния обществом.

38. Политическая система общества: понятие и структура

Политическая система общества — это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Понятие «политическая система» показывает, как регулируются политические процессы, как формируется и функционирует политическая власть. Это механизм организации и реализации политической деятельности.

Любая система общества, в том числе и политическая, представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает новое качество, не присущее ее частям. Категория «политическая система» позволяет проникнуть в политические интересы классов, социальных групп, наций, разобраться во взаимосвязи и взаимозависимости отражающих эти интересы политических явлений.

Политическая система в конечном счете регулирует производство и распределение благ между социальными общностями на основе использования государственной власти, участия в ней, борьбы за нее.

Структуру политической системы составляют ее элементы и связи между ними.

Выделяют следующие компоненты политической системы:

1) политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.п.;

2) политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы;

3) социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти;

4) политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти;

5) политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта.

Системообразующей категорией, интегрирующей данные элементы в единую политическую систему, является категория «политическая власть».

39. Функции политической системы общества

Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в ее функциях. Поэтому характеристика политической системы будет неполной без их рассмотрения.

Выделяют следующие функции политической системы:

1) обеспечение политической власти для определенной социальной группы или для большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования — демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т.п.);

2) управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ в деятельности политических институтов);

3) мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение);

4) выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, четкого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна);

5) удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей);

6) интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии);

7) политическая социализация (посредством которой формируется политическое сознание индивида и он включается в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путем обучения все новых членов общества и приобщения их к политическому участию и деятельности);

8) легитимация политической власти (т.е. достижение определенной степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам).

40. Место и роль государства в политической системе общества

Прежде чем отвечать на данный вопрос, необходимо дать определение понятия «политическая система общества» и раскрыть ее структуру-

Понятия «государство» и «политическая система общества» соотносятся как часть и целое. Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления политической жизни через призму «общеобязательности». Именно в этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость. Оно выполняет основной объем деятельности по управлению, пользуясь ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность.

Государство занимает центральное, ведущее место в политической системе общества, так как оно:

1) выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства;

2) является единственным носителем суверенитета;

3) обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом;

4) обладает «силовыми» структурами (вооруженными силами, милицией, службой безопасности и т.п.);

5) обладает, как правило, монополией на правотворчество;

6) обладает специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта и т.д.).

41. Место и роль права в политической системе общества

Наряду с государством особое место в политической жизни занимает и право как важнейший социальный институт.

Роль права в политической системе общества заключается в том, что оно:

1) служит одним из средств связи между обществом и его политической системой (в законах, принимаемых государственными законодательными органами, выражаются интересы большинства, различных слоев, классов, групп населения);

2) аккумулирует волю общества, всех его политических сил;

3) интегрирует общество, делает политическую систему стабильной (в частности, конституции и законы обычно на длительный период закрепляют систему политических институтов, правовую основу взаимоотношений между ними, устройство государства и т.п.);

4) устанавливает правовые формы организации, функционирования и смены государственной власти, способы и методы политической борьбы всех существующих в данном обществе политических сил и т.д.

5) легализует в правовых актах (конституции, законах, подзаконных актах) субъектов политической организации — государство, политические партии, движения, общественные объединения и т.п., которые должны действовать в их рамках.

Так, любое государство при помощи права в той или иной степени пытается регулировать процессы образования и функционирования политических партий. В связи с усложнением форм и методов деятельности партий в политической жизни, с возрастанием их роли в обществе все заметнее становится тенденция к их более детальной юридической регламентации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: