Понятия, признаки и виды законов

Отвечать на данный вопрос следовало бы с определения понятия «закон», после чего важно проанализировать признаки закона:

1) принимается только органом законодательной власти или рефе­рендумом;

2) порядок его подготовки и издания определяется Конституцией РФ и регламентами палат Федерального Собрания РФ;

3) в идеале должен выражать волю и интересы народа;

4) обладает высшей юридической силой (все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить);

5) регулирует наиболее важные, ключевые общественные отноше­ния.

Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нор­мативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или

отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.

Классификация законов может проводиться по различным основа­ниям:

— по их юридической силе (Конституция, федеральный конститу­ционный закон, федеральный закон, закон субъекта Федерации);

— по субъектам законотворчества (принятые в результате рефе­рендума или законодательным органом);

— по предмету правового регулирования (конституционные, ад­министративные, гражданские, уголовные и т.п.);

— по сроку действия (постоянные и временные законы) и т.д. Выделяют также чрезвычайные, бюджетные, тематические, орга­нические (кодификационные) и иные законы.

80. Подзаконные нормативные акты: понятие, признаки, виды

Подзаконные акты — это изданные на основе и во исполнение зако­нов акты, содержащие юридические нормы.

Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем за­коны, на которых они базируются. Несмотря на то что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и опреде­ляющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже весьма важное значение в жизни общества, играют вспомогательную роль, детализируя положения закона.

Выделяют следующие виды подзаконных актов, расположенные по иерархии:

1) указы и распоряжения Президента РФ. Они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ст. 83 Кон­ституции), подготавливаются в пределах президентских полномочий,

предусмотренных конституционными (ст. 83—90) и законодательны­ми нормами. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отво­дится указам, во многом благодаря им глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса. В современный пе­риод сфера правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка. Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве. Отдельные, очень малочисленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверждению Сове­том Федерации Федерального Собрания РФ. Распоряжения — это вторые по значимости (после указов) подзаконные акты главы госу­дарства. Они обычно принимаются по текущим и процедурным во­просам. Акты Президента публикуются в официальных изданиях. Конституционность актов главы государства может быть Проверена Конституционным Судом РФ. (Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию представляют собой официальный документ большой политической значимости, но не содержат норм права и поэ­тому не носят нормативного характера.);

2) постановления и распоряжения Правительства РФ. Акты, имеющие особо важное значение, издаются в форме постановлений. Акты по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме распоряжений. Все акты Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов Российской Федерации, а также указов Президента Российской Федерации. Постановления и распоряжения Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия;

3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов. Эти акты, принимаемые на основе законов
Российской Федерации, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации и в соответствии с ними, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры. Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов. Например, акты министерства финансов, министерства внутренних дел, государственного банка, государственной налоговой инспекции, таможенного комитета, санитарно-эпидемиологического надзора, федеральной службы лесного хозяйства и т.п.;

4) решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур — Саратовской областной Думы, Астраханского областного Представительного Собрания);

5) решения, распоряжения, постановления Местных органов госу­дарственного управления (например, глав областных администраций, губернаторов и пр.);

6) нормативные акты муниципальных (негосударственных) орга­нов. Эти акты принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, райо­нов, сел, поселков, микрорайонов и т.п.;

7) локальные нормативные акты — это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и органи­зации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка).

81. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

Нормативные акты имеют временные, пространственные и субъек­тивные пределы своего функционирования.

Действие нормативного акта во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Согласно ст. 6 Федерального закона «О по­рядке опубликования и вступления в силу федеральных конституци­онных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Со­брания», федеральные конституционные законы, федеральные зако­ны, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновремен­но на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официаль­ного опубликования, если самими законами или актами палат не уста­новлен другой порядок вступления их в силу (Российская газета. 1994. 15 июня).

Здесь важно учитывать принцип, согласно которому закон обрат­ной силы не имеет, т.е. он не должен распространяться на те отноше­ния, которые уже существовали до момента вступления его в юриди­ческую силу.

Придание закону обратной силы возможно в двух случаях:

1) если в самом законе об этом сказано;

2) если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность. Нормативные акты утрачивают свою силу (прекращают действие)

на следующих основаниях:

— по истечении срока действия акта;

— в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действовав­ший (косвенная отмена);

— на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта (прямая отмена).

Действие нормативного акта в пространстве определяется терри­торией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего. Под территорией Российской Федерации понимается ее сухопутное и водное пространство внутри государственных границ, воздушное пространство над ними, недра. К ней относится также тер­ритория российских дипломатических представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море, воздушные корабли, нахо­дящиеся в полете за пределами Федерации.

С вышеизложенными проблемами тесно связано действие акта по кругу лиц. На территории Российской Федерации нормативные акты действуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, об­щественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства. Вместе с тем существуют специальные нормативные акты, распространяющие­ся только на отдельные категории граждан и должностных лиц.

82. Понятие и принципы правотворчества

Правотворчество — это деятельность прежде всего государствен­ных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм.

Субъектами правотворчества выступают государственные органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т.п.), наделенные соответствующими полномочиями, а также народ при принятии законов на референдумах.

Правотворческая деятельность осуществляется в рамках установ­ленных процессуальных норм (процедур), содержащихся в Конститу­ции, регламентах, уставах и т.п. Правотворчество заключается в при­нятии новых норм права, отмене либо совершенствовании старых путем внесения изменений и дополнений.

Правотворчество характеризуется тем, что:

— оно представляет собой деятельность активную, творческую, го­сударственную;

— основная продукция его — юридические нормы, воплощающие­ся главным образом в нормативных актах (кроме этого, в норматив­ных договорах, правовых обычаях, юридических прецедентах);

— это важнейшее средство управления обществом, здесь формиру­ется стратегия его развития, принимаются существенные правила по­ведения;

— уровень и культура правотворчества, а соответственно и качест­во принимаемых нормативных актов, — это показатель цивилизован­ности и демократии общества.

Правотворчеству присущи следующие принципы:

— научность (ибо в процессе подготовки нормативных актов важно изучать социально-экономическую, политическую и иную си­туацию, объективные потребности развития общества и т.п.);

— профессионализм (заниматься подобной деятельностью должны компетентные люди — юристы, управленцы, экономисты и др.);

— законность (данная деятельность должна осуществляться в рам­ках и на основе конституции, иных законов и подзаконных актов);

— демократизм (характеризует степень участия граждан в этом про­цессе, уровень развития процедурных норм и институтов в обществе);

— гласность (означает открытость, «прозрачность» правотворчес­кого процесса для широкой общественности, нормальную циркуля­цию информации).

— оперативность (предполагает своевременность издания норма­тивных актов).

Следовательно, принципы правотворчества — это основополагаю­щие идеи, руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или с заменой юридических норм, это ориентир для органов, творящих право.

83. Понятие и стадии законотворчества в Российской Феде­рации

Законотворческий процесс — главная составная часть правотвор­ческого процесса, его сердцевина. Именно принятие законов прежде всего характеризует данный процесс в целом. Кроме законов продук­цией правотворчества выступают подзаконные нормативные акты, правовые обычаи, нормативные договоры, юридические прецеденты.

Законотворчество — сложный, неоднородный процесс, включаю­щий в себя следующие стадии:

1) законодательная инициатива — закрепленное в Конституции РФ право определенных субъектов внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодательный орган. Право законодательной инициативы порождает у законодательного органа обязанность рассмотреть предложение и законопроект, но при­нять или отклонить его — право законодателя. Право законодательной инициативы (согласно ч. 1 ст. 104 Конституции РФ) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депу­татам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ;

2) обсуждение законопроекта — важная стадия, которая начинает­ся в Государственной Думе с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект. Данная стадия необходима для того, чтобы довести документ до нужного качества: устранить противоре­чия, пробелы, неточности и прочие дефекты. Наиболее существенные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение;

3) принятие закона, что достигается с помощью двух механизмов голосования (простым большинством и квалифицированным). При­нятие закона — главная стадия, которая в свою очередь распадается на три подстадии:

а) принятие закона Государственной Думой (федеральные законы принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, т.е. 50% + 1 голос; федеральные конституционные законы считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы);

б) одобрение закона Советом Федерации (в соответствии с ч. 4 ст. 105 Конституции РФ «федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации»; в соответствии с ч. 2 ст. 108 Конституции РФ «федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех чет­вертей голосов от общего числа членов Совета Федерации»);

в) подписание закона Президентом РФ (согласно ч. 2 ст. 107 и ч. 2. ст. 108 Конституции РФ, Президент в течение четырнадцати дней подписывает одобренный закон и обнародует его); -

4) опубликование закона (как правило, федеральные конституци­онные законы и федеральные законы подлежат официальному опуб­ликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ; неопубликованные законы не применяются).

84. Систематизация нормативных актов: понятие и виды

Нормативные акты принимаются различными органами в различ­ное время, в различных пространственных пределах и по разному по­воду. Такая ситуация не может не влиять на природу действующих

законов и подзаконных актов, которые порой могут между собой нахо­диться в противоречии. Поэтому прежде чем общественные отноше­ния будут упорядочены, необходимо, чтобы сами нормативные акты были в порядке, чтобы они были приведены в соответствующую сис­тему.

Отсюда систематизация — это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. Она необходима для обеспе­чения доступности законодательства, удобства пользования им, устра­нения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юриди­ческих конфликтов, ликвидации пробелов.

Выделяют такие виды систематизации, как:

1) инкорпорация — форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение. Принципы инкорпорации: хронологический (по времени их принятия), тематический (по определенной тематике) и др. Инкорпорация — самый простой вид систематизации. Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную. К первой можно отнести Собрание законодательства Российской Федерации, ко второй — сборники нормативных материалов по отраслям права, издаваемых в учебных целях, для просвещения населения и т.п. На неофициальные инкорпоративные материалы нельзя ссылаться в процессе рассмотрения юридических дел, например в суде;

2) консолидация — форма систематизации путем объединения нор­мативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каж­дый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение. Здесь нормативные акты объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности (охрана природы, образование и т.п.). Осо­бенность консолидации состоит в том, что она является «компромисс­ной» систематизацией, сочетающей в себе черты инкорпорации и ко­дификации. Консолидация используется зачастую как промежуточ­ный этап, когда отсутствует возможность кодификации;

3) кодификация — форма систематизации путем объединения нор­мативных актов в единый, логически цельный акт с' изменением их содержания. В процессе кодификации устраняются устаревший пра­вовой материал, противоречия в нормах, создаются новые правила по­ведения, обеспечивается их согласованность, логичность. Поэтому ко­дификация — способ правотворчества, наиболее сложный и трудоем­кий вид систематизации. Кодификация законодательства может быть всеобщей (когда переработке подвергается значительная часть зако­нодательства), отраслевой (когда перерабатываются нормы опреде­ленной сферы законодательства), специальной (когда перерабатываются

нормы какого-либо правового института). Кодификация предполагает переработку норм права по содержанию и их систематизированное, научно обоснованное изложение в новом законе (кодексе, своде зако­нов и т.д.). Признаки кодификации: во-первых, ею имеют право зани­маться только специальные органы; во-вторых, в итоге появляется новый нормативный акт — кодекс, в-третьих, кодифицированный акт выступает основным среди всех иных актов, действующих в данной сфере.

85. Юридическая техника

Юридическая техника — это система средств, правил и приемов подготовки и упорядочения правовых актов, применяемая в целях обеспечения их совершенства и повышения эффективности.

Основным объектом юридической техники является текст право­вых актов, информационное воплощение юридических предписаний. При их принятии важно учитывать, чтобы содержание таких предпи­саний (дух) и форма (буква) соответствовали друг другу, чтобы не было неясности, двусмысленности.

Юридическая техника признана структурировать правовой мате­риал, совершенствовать язык правовых актов, делать его более понят­ным, точным и грамотным. Во многом именно уровень юридической техники символизирует определенный уровень правовой культуры конкретного общества.

К техническим средствам относят юридические термины (словес­ное выражение понятий, используемых при изложении содержания правового акта) и юридические конструкции (специфическое стро­ение нормативного материала, складывающееся из определенного со­четания субъективных прав, льгот, поощрений, обязанностей, запре­тов, приостановлений, наказаний и т.п.). К техническим правилам относят:

1) ясность и четкость, простоту и доступность языка правовых актов;

2) сочетание лаконичности с необходимой полнотой, конкретнос­ти с требуемой абстрактностью выражения соответствующих право­вых предписаний;

3) последовательность в изложении юридической информации;

4) взаимосвязь, согласованность и внутреннее единство правового
материала.

К техническим приемам относят способы, фиксирующие офици­альные реквизиты (наименование правового акта, дата и место его принятия, подписи должностных лиц и т.п.), структурную организа­цию правового акта (вводная часть — преамбула, общая и особенная части, нумерация разделов, глав, статей, пунктов и т.д.).

86. Понятие и структурные элементы системы права

Право кроме внешней формы имеет и внутреннюю, под которой понимается его строение. Система права — это внутренняя структура права, состоящая из взаимосогласованных норм, институтов, под­отраслей и отраслей права.

Системное устройство права означает, что оно представляет собой целостное образование, состоящее из множества элементов, находя­щихся между собой в определенной иерархической связи.

Системная организация права имеет важное значение как для за­конодателя (принимая нормативный акт, правотворческий орган обя­зан гармонично «включить» его в существующую систему права, не нарушая ее целостности), так и для правоприменителя (системный

принцип права в сфере правоприменительной деятельности позволя­ет правильно истолковать и применить норму права). Существенно влияние системности права и на процесс систематизации (упорядоче­ния) законодательства. Черты системы права:

— ее первичным элементом выступают нормы права, которые объ­единяются в более крупные образования — институты, подотрасли, отрасли;

— ее элементы непротиворечивы, внутренне согласованы, взаимо­увязаны, что придает ей целостность и единство;

— она обусловлена социально-экономическими, политическими, национальными, религиозными, культурными, историческими факто­рами;

— имеет объективный характер, ибо зависит от объективно суще­ствующих общественных отношений и не может создаваться по чисто субъективному усмотрению людей.

Понятие «система права» не следует отождествлять с понятием «правовая система». Последнее шире по своему объему и включает в себя помимо системы права юридическую практику и господству­ющую правовую идеологию. Таким образом, правовая система и сис­тема права соотносятся как целое и часть.

87. Отрасль права. Краткая характеристика основных отраслей права

Отрасль права — это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный род (сферу) общественных отно­шений.

Отрасль — наиболее крупное подразделение системы права. Каче­ственная однородность, специфика той или иной области обществен­ных отношений вызывают к жизни соответствующую отрасль права. Так, объективно существующие трудовые отношения людей обуслов­ливают необходимость трудового права, управленческие отношения — административного права.

Если система права складывается из отраслей, то сами отрасли со­стоят из подотраслей, институтов и норм права.

Выделяют следующие отрасли права:

1) конституционное (государственное) право,

2) гражданское,

3) административное,

4) уголовное,

5) земельное, 6)трудовое,

7) семейное,

8) уголовно-исполнительное,

9) аграрное (сельскохозяйственное),

10) экологическое (природоохранное),

11) финансовое,

12) уголовно-процессуальное,

13) гражданское процессуальное.

Среди формирующихся отраслей можно назвать отрасли предпри­нимательского, налогового, муниципального, компьютерного, косми­ческого права и др.

Дать краткую характеристику основных отраслей права — это зна­чит рассмотреть конкретный предмет и доминирующий метод право­вого регулирования конституционного, административного, граждан­ского и уголовного права.

Конституционное право — ведущая отрасль права, предметом ре­гулирования которой являются основы конституционного строя, пра­вовое положение личности, форма правления и государственного уст­ройства; доминирующий метод — императивный.

Гражданское право регулирует имущественные и личные неиму­щественные отношения; основной метод — диспозитивный.

Административное право регулирует управленческие отношения, возникающие в процессе исполнительно-распорядительной деятель­ности органов государства; преобладающий метод — императивный.

Уголовное право охраняет от преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, конституционный строй, частную и государственную собственность и т.п.; господствующий метод — им­перативный.

88. Правовые отношения: понятие и признаки

Правоотношение — это общественное отношение, урегулирован­ное нормами права, участники которого имеют соответствующие субъективные права и юридические обязанности.

Если норма права — статическое состояние правового регулирова­ния, то правоотношения — динамическое. Категория «правоотноше­ние» является одной из центральных в общей теории права и позволя­ет уяснить, каким образом право воздействует на поведение людей.

Правоотношения позволяют «перевести» абстрактные юридичес­кие нормы в плоскость персонифицированных связей, т.е. на уровень субъективных прав и юридических обязанностей для данных субъек­тов.

Признаки правоотношений:

1) это общественное отношение, которое представляет собой дву­стороннюю конкретную связь между социальными субъектами;

2) оно возникает на основе норм права (общие требования право­вых норм индивидуализируются применительно к субъектам и реаль­ным ситуациям, в которых они находятся);

3) это связь между лицами посредством субъективных прав и юри­дических обязанностей;

4) это волевое отношение, ибо для его возникновения необходима воля его участников (как минимум с одной стороны);

5) это отношение возникает по поводу реального блага, ценности, в связи с чем субъекты осуществляют принадлежащие им субъективные права и юридические обязанности;

6) это отношения, охраняемые и обеспечиваемые государством (в частности, возможностью государственного принуждения).

Правоотношение имеет сложную по составу элементов структуру:

— субъект;

— объект;

— субъективное право и юридическая обязанность (юридическое содержание).

89. Предпосылки возникновения правоотношений

Отвечая на данный вопрос, прежде всего нужно дать определение понятия «правоотношение». Затем перейти к рассмотрению предпо­сылок возникновения правоотношений, под которыми обычно пони­мают условия (факторы), порождающие правовые отношения.

Выделяют два вида предпосылок возникновения правоотношений:

1) материальные (общие);

2) юридические (специальные).

К материальным относятся жизненные интересы и потребности людей, под влиянием которых они вступают в соответствующие пра­воотношения. в самом широком смысле под материальными предпо­сылками понимается система социально-экономических, культурных и иных обстоятельств, обусловливающих объективную необходимость правового регулирования тех или иных общественных отноше­ний. к материальным предпосылкам можно отнести также наличие объекта правоотношения (то, по поводу чего лица вступают в данные юридические связи), не менее двух субъектов (ибо само с собой лицо вступить в правоотношение не сможет), и соответствующее поведение участников правоотношений.

к юридическим предпосылкам относятся:

— норма права;

— правосубъектность;

— юридический факт (как реальное жизненное обстоятельство). без названных предпосылок правоотношение невозможно.

90.взаимосвязь норм права и правоотношений

отвечая на данный вопрос, прежде всего необходимо дать опреде­ление понятий «норма права» и «правоотношение».

взаимосвязь между ними может проявляться в следующем:

1) норма права и правоотношение выступают элементами механизма правового регулирования;

2) норма права — основа возникновения правоотношения;

3) норма права устанавливает круг субъектов правоотношений;

4) норма права в своей гипотезе предусматривает условия возник­новения того или иного правоотношения;

5) норма права в диспозиции определяет субъективные права и юридические обязанности участников правоотношения;

6) норма права в санкции содержит указание на возможные пос­ледствия выполнения диспозиции (наказания либо поощрения).

таким образом, правоотношение есть форма реализации нормы права. правовая норма и правоотношение соотносятся как причина и следствие.

в юридической литературе есть две точки зрения на характер вза­имосвязи нормы права и правоотношения:

— по мнению большинства ученых, правоотношение — это резуль­тат воздействия нормы права на общественные отношения (последо­вательность здесь такая: норма права — общественные отношения — правоотношения);

— согласно другой позиции, правоотношение — это средство регу­лирования общественных отношений (последовательность здесь уже другая: норма права — правоотношения — общественные отношения).

91. Понятие и виды субъектов правоотношений

Субъекты правоотношений — это участники правовых отношений, обладающие соответствующими субъективными правами и юридичес­кими обязанностями. Субъект правоотношения — это субъект права, который использует свою праводееспособность.

Выделяют следующие виды субъектов правоотношений: индиви­дуальные и коллективные.

К индивидуальным субъектам (физическим лицам) относятся:

1) граждане;

2) лица с двойным гражданством;

3) лица без гражданства;

4) иностранцы.

Лица без гражданства и иностранцы могут вступать в те же право­отношения на территории России, что и граждане РФ, за рядом огра­ничений, установленных законодательством: они не могут, в частнос­ти, избирать и быть избранными в представительные органы власти России, занимать определенные должности в государственном аппа­рате, служить в Вооруженных Силах и т.п.

К коллективным субъектам относятся:

1) государство в целом (когда оно, например, вступает в междуна­родно-правовые отношения с другими государствами, в конституци­онно-правовые — с субъектами Федерации, в гражданско-правовые — по поводу федеральной государственной собственности и т.п.);

2) государственные организации;

3) негосударственные организации (частные фирмы, коммерчес­кие банки, общественные объединения и т.д.).

Коллективные субъекты, участвующие в области частноправовых отношений, обладают качествами юридического лица. Согласно ч. 1

ст. 48 ГК РФ, юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном уп­равлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательст­вам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осущест­влять имущественные и личные неимущественные права, нести обя­занности, быть истцом и ответчиком в суде.

92. Правоспособность и дееспособность субъектов права. Правосубъектность

При ответе на данный вопрос сначала необходимо дать определе­ние понятия «субъект правоотношения», после чего переходить к ха­рактеристике обозначенных проблем.

Для того чтобы быть субъектом правоотношения, лица должны об­ладать правоспособностью и дееспособностью.

Правоспособность — это способность индивида иметь права и обя­занности. Дееспособность — это способность лица своими действиями осуществлять права и обязанности. Дееспособность связана с психи­ческими и возрастными свойствами человека и зависит от них.

Выделяют следующие виды дееспособности:

— полную (с 18 лет);

— частичную (с 14 до 18 лет).

В ст. 27 ГК РФ («Эмансипация») установлено следующее: «1. Несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыно­вителей или попечителя занимается предпринимательской деятель­ностью.

Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечитель­ства — с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия — по решению суда.

2. Родители, усыновители и попечитель не несут ответственности по обязательствам эмансипированного несовершеннолетнего, в част­ности по обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда».

Правоспособность и дееспособность обычно неразделимы и насту­пают одновременно. Таким образом обстоит дело в большинстве от­раслей права, кроме гражданского.

Разрыв между правоспособностью и дееспособностью в граждан­ском праве объясняется тем, что:

1) имущественные права необходимы всем гражданам независимо от возраста, состояния их воли;

2) в области имущественных правоотношений вместо правоспо­собного, но недееспособного лица может выступать его законный представитель.

Дееспособность может быть ограничена. В ч. 3 ст. 55 Конституции РФ закреплено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравст­венности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспече­ния обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со ст. 30 ГК РФ «гражданин, который вследствие злоупотребления напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограни­чен судом в дееспособности...».

Правосубъектность же — это правоспособность и дееспособ­ность, вместе взятые и характеризующие лицо именно как субъекта права.

93. Законные интересы: понятие, структура, виды

Законный интерес — это отраженное в объективном праве либо вытекающее из его общего смысла и в определенной степени гаранти­рованное государством простое юридическое дозволение, обеспечиваю­щее стремление субъекта пользоваться конкретным социальным бла­гом, а также в некоторых случаях обращаться за защитой к компе­тентным органам — в целях удовлетворения своих потребностей, не противоречащих общественным.

Структура законного интереса включает в себя два основных эле­мента:

1) стремление субъекта пользоваться конкретным социальным благом;

2) обращаться в некоторых случаях за защитой к компетентным органам.

Законные интересы весьма разнообразны. Их можно классифици­ровать по различным основаниям.

Например, по субъектам их можно подразделить на законные ин­тересы граждан, государственных, общественных, муниципальных, коммерческих и иных организаций.

В свою очередь законные интересы граждан подразделяются на за­конные интересы потребителей, членов семьи и т.п.

Законные интересы в зависимости от отраслевой распространен­ности могут быть материально-правовыми — конституционными (за­интересованность в здоровом подрастающем поколении, в улучше­нии системы здравоохранения, в повышении благосостояния общест­ва и др.), гражданскими (заинтересованность автора в высоком гоно­раре за опубликованную книгу и пр.) и т.д., и процессуально-право­выми — уголовно-процессуальными (например, если подсудимого принуждают к даче показаний, последний обращается за защитой за­конного интереса, а не права давать показания), гражданско-процес­суальными (интерес истца в назначении судом повторной эксперти­зы, интерес больного свидетеля в том, чтобы он был допрошен судом в месте его пребывания).

В зависимости от их уровня законные интересы бывают общими (интерес участника процесса в принятии законного и обоснованного решения по делу) и частными (интерес гражданина в установлении конкретных фактов, доказывающих его невиновность в совершении правонарушения).

По характеру законные интересы подразделяются на имуществен­ные (интерес в наиболее полном и качественном удовлетворении по­требностей в сфере бытового обслуживания) и неимущественные (ин­терес обвиняемого в предоставлении ему свидания с родственни­ками).

В любом случае соответствующим государственным органам сле­дует считаться с многообразием существующих законных интересов, с их непростой социально-юридической природой, с различными фор­мами проявления в жизнедеятельности современного общества и гра­мотно использовать имеющиеся в наличии правовые средства для эф­фективной защиты данных феноменов.

94.Объекты правоотношений: понятие и виды

Объект правоотношения — это то, на что направлены права и обя­занности субъектов правоотношений, по поводу чего они вступают в юридические связи.

Люди всегда участвуют в правоотношениях ради удовлетворения своих интересов. Эта цель достигается посредством прав и обязаннос­тей, обеспечивающих получение определенных благ.

Выделяют два подхода к пониманию данной категории:

— согласно первому из них, объектом правоотношения могут вы­ступать только действия субъектов, поступки людей;

— согласно второй точке зрения (разделяемой большинством уче­ных), объекты весьма разнообразны и могут быть:

1) материальными благами (вещи, ценности, имущество и т.п.);

2) нематериальными благами (жизнь, здоровье, достоинство, честь и т.п.);

3) продуктами духовного творчества (произведения литературы, искусства, музыки, науки, компьютерные программы и т.д.);

4) результатами действий участников правоотношений (правоот­ношения, возникающие, например, на основе договора перевозки, под­ряда на капитальное строительство и т.п.);

5) ценными бумагами и документами (деньги, акции, дипломы, ат­тестаты и т.д.).

95. Понятие и классификация юридических фактов

Юридические факты — это конкретные жизненные обстоятельст­ва, с которыми норма права связывает наступление определенных юридических последствий. Юридические факты являются предпо­сылками правоотношений. Их модель фиксируется в гипотезе юриди­ческих норм.

Юридические факты классифицируются по различным основа­ниям:

1) по характеру наступающих последствий различают факты:

— правообразующие (поступление в вуз);

— правоизменяющие (перевод с очной на заочную форму обучения);

— правопрекращающие (окончание вуза);

2) по связи с волей участников правоотношений различают:

— события (обстоятельства, не зависящие от воли субъекта, — стихийное бедствие, смерть, истечение сроков и т.п.);

— действия (обстоятельства, связанные с волей участников право­отношений). Последние делятся на правомерные и противоправные.

Правомерные, в свою очередь, подразделяются на юридические акты (действия, совершаемые с намерением породить юридические последствия, — сделки, судебные решения и т.п.) и юридические по­ступки (действия, приводящие к юридическим последствиям незави­симо от намерений лица, их совершающего, — создание художествен­ного произведения и т.д.).

Противоправные деяния могут быть уголовными, административ­ными, гражданскими, дисциплинарными.

Нередко для возникновения предусмотренных правовой нормой юридических последствий необходим не один юридический факт, а их совокупность, которую называют юридическим (фактическим) соста­вом. Например, для получения пенсии по старости требуются такие факты, как достижение пенсионного возраста, наличие необходимого трудового стажа, решение о назначении пенсии.

96. Реализация права: понятие и формы

Под реализацией правовых норм понимается фактическое осущест­вление их предписаний в поведении субъектов. Реализация права представляет собой необходимую сторону жизни, существования права, без чего оно утрачивает свой социальный смысл.

В зависимости от характера действий субъектов выделяют четыре формы реализации права:

соблюдение (с ее помощью осуществляются запреты, от нарушения которых лицо должно воздерживаться);

исполнение (связано с выполнением активных обязанностей, стро­го определенных в законе действий в интересах управомоченной стороны);

использование (выражается в осуществлении субъективных прав, посредством чего лицо удовлетворяет свой собственный интерес и тем самым достигает определенного блага, ценности);

применение (это властная деятельность компетентных органов по разрешению конкретного юридического дела, в результате чего выно­сится соответствующий индивидуальный акт).

Применение — особая форма реализации права, характеризующая­ся следующими признаками:

1) применяют право только уполномоченные на то компетентные
субъекты (государственные, муниципальные органы и т.п.);

2) носит властный характер;

3) имеет ряд стадий (установление фактической и юридической основы дела, принятие решения);

4) осуществляется в процессуальной форме (в целях усиления га­рантий законного и справедливого разрешения дела данная деятель­ность жестко регламентирована нормами права);

5) связано с применением соответствующего индивидуального, властного (правоприменительного) акта.

Правоприменение необходимо тогда, когда субъекты не могут сами без помощи властных органов реализовать свои права и обя­занности, когда возникает потребность в государственном принуж­дении, когда имеется спор по поводу юридического факта и т.п.

97. Стадии процесса применения норм права

Прежде чем отвечать на данный вопрос, необходимо дать опреде­ление понятия «применение права».

Правоприменение — сложная последовательная деятельность, осу­ществляемая в рамках нескольких этапов, стадий.

Можно выделить три основные стадии правоприменительного про­цесса:

1) установление фактической основы дела;

2) установление юридической основы дела;

3) решение дела.

На первой стадии устанавливается объективная истина по делу. Правоприменение будет обоснованным только тогда, когда фактичес­кие обстоятельства проанализированы с достаточной полнотой и до­стоверностью. По сути, здесь речь идет о сборе всей юридически зна­чимой информации, относящейся к конкретному делу.

На второй стадии правоприменитель выбирает отрасль, институт и норму права, регулирующие данное общественное отношение, про­веряет подлинность текста норм права, их пределы действия во време­ни, в пространстве и по кругу лиц, уясняет смысл и содержание юри­дических предписаний, квалифицирует деяние.

На третьей стадии принимается решение и выносится право­применительный акт. Именно в рамках данного этапа правопримени­тельного процесса решается судьба этого дела и от того, какие выводы будут сформулированы в ходе решения, зависит дальнейшее развитие правоотношений.

Установление фактической и установление юридической основы дела выступают как бы подготовительными стадиями применения норм права. Принятие решения является завершающей и вместе с тем основной стадией. После этого решение должно быть исполнено и конкретное общественное отношение реально урегулировано.

98. Акты применения правовых норм: понятие, особенности, виды

Акт применения права — это такой правовой акт, который содер­жит индивидуальное властное предписание, вынесенное компетент­ным органом в результате решения конкретного юридического дела.

Правоприменительный акт выступает итогом правоприменитель­ной деятельности и обладает следующими особенностями:

— исходит от компетентных органов;

— носит государственно-властный характер;

— носит индивидуальный (персонифицированный), а не норма­тивный характер, поскольку адресован конкретным субъектам, указы­вает на то, кто в данной ситуации обладает субъективными правами и юридическими обязанностями;

— имеет определенную установленную законом форму.

Вместе с тем следует различать акт применения как действие (дея­тельность) и как акт-документ. Последний должен иметь определен­ную структуру и состоять из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.

Классифицируют правоприменительные акты по следующим ос­нованиям:.

1) по форме — на указы, приговоры, решения, приказы и т.п.;

2) по субъектам, их издающим, — на акты государственных и него­сударственных (в частности, муниципальных) органов;

3) по функциям права — на регулятивные (приказ о повышении по службе) и охранительные (постановление о возбуждении уголовного дела);

4) по юридической природе — на основные (выражают конечное решение юридического дела, например, приговор) и вспомогательные (подготавливают издание основных актов, в частности постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого);

5) по предмету правового регулирования — на акты уголовно-пра­вовые, гражданско-правовые и т.п.;

6) по характеру — на материальные и процессуальные.

99. Пробелы в праве: понятие и способы их устранения и преодоления

Пробел в праве — это полное или частичное отсутствие в действую­щем законодательстве необходимых юридических норм. Важно учитывать два условия пробельности:

1) фактические обстоятельства должны находиться в сфере право­вого регулирования;

2) должна отсутствовать конкретная норма права, призванная ре­гулировать данные фактические обстоятельства.

Существуют объективные и субъективные причины пробелов в праве. Они должны своевременно устраняться и преодолеваться.

Устранить пробел можно лишь с помощью правотворческого про­цесса путем принятия новой нормы права.

Преодолеть пробел можно с помощью правоприменительного про­цесса, так как здесь новых норм права не создается и право­применитель вынужден всякий раз восполнять отсутствующее норма­тивное предписание посредством аналогии закона и аналогии права.

Аналогия закона — это решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходные слу­чаи.

Аналогия права — это решение конкретного юридического дела на основе общих принципов и смысла права. Данный способ преодоле­ния пробелов возможен лишь тогда, когда нет конкретной нормы, ко­торая бы регулировала сходный случай. Причем ее нет ни в данной отрасли, ни в смежной. При таком применении важное значение имеют принципы права (справедливость, равенство перед законом и судом и т.п.), которые, как правило, устанавливаются в конституции. Поэтому правоприменитель, ориентируясь во многом на собственное правосознание и мотивируя решение по делу, может ссылаться на конкретные конституционные статьи.-

В уголовном и административном праве аналогия исключается.

100. Юридические коллизии и способы их разрешения

Юридические коллизии — это противоречия между правовыми ак­тами, регулирующими одни и те же общественные отношения.

Они вносят в правовую систему несогласованность, дефектность, создают неудобства в правоприменительной практике, затрудняют пользование законодательством.

Можно выделить объективные причины коллизий (например, в условиях отставания права от более динамичных общественных отно­шений одни нормы устаревают, другие появляются, не всегда отменяя прежние и действуя зачастую одновременно с ними) и субъективные (недостаток опыта законодателя, низкое качество законов, непоследо­вательная систематизация нормативных актов и пр.).

Виды коллизий:

1) между Конституцией и всеми иными актами (разрешается в пользу Конституции);

2) между законами и подзаконными актами (разрешается в пользу законов кате актов большей юридической силы);

3) между общефедеральными актами и актами субъектов Федера­ции:

— если последний принят в пределах ведения, то в соответствии с ч. 6 ст. 76 Конституции РФ действует именно он;

— если последний принят вне пределов ведения, то действует об­щефедеральный акт;

4) между актами одного и того же органа, но изданными в разное время (применяется акт позже принятый);

5) между актами, принятыми разными органами (применяется акт, обладающий более высокой юридической силой);

6) между общим и специальным актом:

— если они приняты одним органом, то применяется последний;

— если они приняты разными органами, то действует первый. Возможные способы разрешения коллизий:

— принятие нового акта;

— отмена старого акта;

— внесение изменений в действующие акты;

— систематизация законодательства;

— референдумы;

— деятельность судов (прежде всего Конституционного Суда РФ);

— переговорный процесс через согласительные комиссии;

— толкование и др.

101. Толкование норм права: понятие и виды по субъектам

Толкование норм права — это деятельность, направленная на уста­новление содержания юридических норм.

В процессе толкования уясняются смысл нормативного предписа­ния, его социальная направленность, место в системе правового регу­лирования и т.п. Толкование необходимо в связи с абстрактностью юридических норм, специальной терминологией, дефектностью пра­вотворческого процесса (неясностью) и т.д.

Деятельность по толкованию правовых норм имеет своей целью правильное и единообразное понимание юридических предписаний и их правильное и единообразное применение.

Толкование состоит из двух сторон:

— уяснение(для себя);

— разъяснение (для других).

В зависимости от субъектов толкование подразделяют на:

— официальное (дается уполномоченными на то субъектами, со­держится в специальном акте, влечет юридические последствия);

— неофициальное (не имеет юридически обязательного значения и лишено властной силы).

Официальное толкование бывает нормативным (распространяется на большой круг лиц и случаев) и казуальным (обязательно только для данного конкретного случая). В свою очередь нормативное толко­вание классифицируется на аутентичное (дается тем же органом, ко­торый издал нормативный акт) и легальное (исходит от уполномочен­ных на то субъектов).

Неофициальное толкование бывает:

1) обыденным (не требует специальных познаний и дается любым гражданином);

2) профессиональным (дают юристы);

3) доктринальным (научное разъяснение юридических норм).

.

102. Способы и объем толкования правовых норм

Способы толкования — это совокупность приемов и средств, на­правленных на установление содержания правовых норм. Выделяют следующие способы:

1) грамматический (толкование с помощью языковых средств,
правил грамматики, орфографии и т.п.);

2) логический (толкование с помощью законов и правил логики);

3) систематический (толкование с помощью анализа системных связей юридической нормы с другими нормами, места и роли кон­кретного правила поведения в системе права);

4) историко-политический (толкование с помощью анализа конкрет­но-исторических и политических условий принятия правовой нормы);

5) телеологический (толкование с помощью установления целей издания нормативного акта);

6) специально-юридический (толкование с помощью раскрытия содержания юридических терминов, используемых в законодатель­стве).

Результаты толкования могут быть различными в зависимости от соотношения текста и действительного содержания юридических норм. Исходя из этого соотношения различают три вида толкования:

— буквальное (возможно тогда, когда действительный смысл нор­мы права и ее текстуальное выражение совпадают);

— ограничительное (применяется тогда, когда действительный смысл нормы права уже ее текстуального выражения);

— распространительное (применяется тогда, когда действитель­ный смысл нормы права шире ее текстуального выражения).

103. Юридическая практика

Юридическая практика — это деятельность компетентных субъек­тов по принятию (толкованию, применению и т.д.) юридических пред­писаний, взятая в единстве с накопленным социально-правовым опы­том.

Выделяют три точки зрения на понятие «юридическая практика»:

— юридическая практика — это юридическая деятельность;

— юридическая практика — это социально-правовой опыт;

— юридическая практика — это юридическая деятельность вместе с социально-правовым опытом. Данная точка зрения разделяется большинством ученых-юристов.

Признаки юридической практики:

— строится на основе норм права;

— представляет собой составную часть правовой культуры обще­ства;

— интегрирует правовую систему;

— порождает соответствующие юридические последствия. Структура юридической практики:

1) юридическая деятельность (динамическая сторона), элемента­ми содержания которой выступают ее объекты, субъекты и участники, юридические действия и операции, средства и способы их осущест­вления, принятые решения и результаты действий;

2) социально-правовой опыт (статическая сторона), который в ка­честве элемента включает правоположения, т.е. достаточно устояв­шиеся, выработанные в ходе многолетней практики предписания об­щего характера, аккумулирующие социально ценные и стабильные стороны конкретной юридической деятельности.

Функциями юридической практики являются сигнально-информационная и конкретизирующая. Виды юридической практики:

1) в зависимости от характера, способа преобразования общественных отношений она бывает:

— правотворческой;

— правоприменительной;

— интерпретационной;

2) в зависимости от субъектов:

— законодательной;

— исполнительной;

— судебной;

— следственной;

— нотариальной и т.п.

3) в зависимости от функциональной роли:

— регулятивной;

— охранительной.

104. Правомерное поведение: понятие и виды

Правомерное поведение — это деяние субъектов, соответствующее нормам права и социально полезным целям. Признаки правомерного поведения:

— находится в установленных законодательством рамках (фор­мальный аспект);

— социально полезно, не противоречит общественным интересам и целям, что составляет его объективную сторону (содержательный аспект);

— является осознанным, что составляет его субъективную сто­рону.

Правомерное поведение по степени социальной значимости под­разделяется на:

1) необходимое (служба в армии);

2) желательное (научное и художественное творчество);

3) допустимое (отправление религиозных культов).

Наиболее распространена классификация правомерного поведе­ния в зависимости от его мотивов (субъективной стороны), в соответ­ствии с которыми оно подразделяется на:

1) социально активное (это высшая форма правомерного поведе­ния, выражающаяся в высоком уровне правосознания и правовой культуры, ответственности и добровольности. Здесь субъект действу­ет не из-за страха перед наказанием и/не из-за поощрения, а на основе убеждения в необходимости и целесообразности правомерного пове­дения. Этот вид поведения наиболее социально значим, ибо связан с

реализацией не только личного, но и общественного интереса, с борь­бой за реальное утверждение в жизни принципов права, законности, порядка);

2) конформистское (это деяние, основанное на подчинении правовым предписаниям без их глубокого и всестороннего осознания, без высокой правовой активности);

3) маргинальное (это деяние, которое тоже соответствует правовым
предписаниям, но совершается под воздействием государственного принуждения, из-за страха перед наказанием).

105. Понятие, признаки и виды правонарушений

Правонарушение — это виновное, противоправное, общественно опасное деяние лица, причиняющее вред интересам общества, госу­дарства и личности.

Признаки правонарушения:

— деяние (действие или бездействие);

— вина;

— противоправность;

— вредный результат;

— причинная связь между деянием и вредным результатом;

— юридическая ответственность.

В зависимости от их социальной опасности (вредности) все право­нарушения подразделяются на преступления и проступки.

Преступления (уголовные правонарушения) отличаются макси­мальной степенью общественной вредности, посягают на наиболее социально значимые интересы, охраняемые от посягательств уголов­ным законодательством. В отличие от иных видов правонарушений перечень преступных деяний,, предусмотренных уголовным законом,

является исчерпывающим и расширительному толкованию не подле­жит.

Проступки отличаются меньшей степенью социальной опасности (вредности), совершаются в различных сферах общественной жизни, имеют разные объекты посягательства и юридические последствия.

В свою очередь проступки классифицируются на:

гражданские (правонарушения, совершаемые в сфере имуществен­ных и личных неимущественных отношений, выражающиеся в нане­сении организациям или отдельным гражданам имущественного вреда, состоящего в неисполнении обязательств по договору, в распро­странении сведений, порочащих честь и достоинство гражданина);

административные (правонарушения, посягающие на установлен­ный законом общественный порядок, на отношения в области испол­нительно-распорядительной деятельности органов государства, не связанные с осуществлением служебных обязанностей);

дисциплинарные (правонарушения, которые совершаются в сфере трудовых отношений и посягают на внутренний распорядок деятель­ности предприятий, учреждений и организаций);

процессуальные (правонарушения, посягающие на установленные законом процедуры осуществления правосудия, например неявка сви­детеля в суд).

106. Юридический состав правонарушения

Юридический состав правонарушения — это система признаков

правонарушения, необходимых и достаточных для возложения юри­дической ответственности.

В юридический состав входят:

1) субъект правонарушения (праводееспособное физическое лицо или юридическое лицо, совершившие данное деяние);

2) объект правонарушения (это то, на что посягает правонаруше­ние; родовым объектом выступают общественные отношения, видо­вым — жизнь, здоровье, честь, имущество и т.п.);

3) субъективная сторона правонарушения (совокупность призна­ков, характеризующих субъективное отношение лица к своему дея­нию и его последствиям. Здесь главной категорией выступает вина, под которой понимают психическое отношение лица к совершенному им противоправному деянию. Выделяют две формы вины — умысел (ст. 25 УК РФ) и неосторожность (ст. 26 УК РФ). Умысел, в свою очередь, может быть прямым, когда лицо сознает общественно опас­ный характер своих деяний, предвидит возможность или неизбеж­ность наступления вредных последствий, желает их наступления; и косвенным, когда лицо сознает общественно опасный характер своих деяний, предвидит возможность наступления вредных последствий, не желает, но сознательно допускает наступление указанных в законе последствий либо относится к ним безразлично. Неосторожность тоже имеет две формы — легкомыслие, когда лицо предвидит общест­венно вредные последствия своего поведения, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на возможность его пред­отвращения; и небрежность, когда лицо не предвидит общественно вредные последствия своего поведения, хотя при необходимой внима­тельности и предусмотрительности должно и могло их предвидеть);

4) объективная сторона правонарушения — это совокупность внешних признаков, характеризующих данное правонарушение, к ко­торым относят:

— деяние;

— противоправность (формальный аспект);

— вредный результат (содержательный аспект);

— причинную связь между деянием и вредным результатом (ре­зультат должен быть следствием, а само поведение — причиной имен­но этого результата).

107. Понятие, признаки и основания юридической ответственности

Юридическая ответственность есть обязанность лица подверг­нуться мерам государственного принуждения за совершенное право­нарушение.

Меры эти могут быть:

— личного характера (лишение свободы);

— имущественного характера (штраф);

— организационного характера (увольнение). Признаки юридической ответственности:

1) устанавливается государством в правовых нормах;

2) опирается на государственное принуждение;

3) применяется специально уполномоченными государственными
органами;

4) связана с возложением новой дополнительной обязанности;

5) выражается в определенных отрицательных последствиях лич­ного, имущественного и организационного характера;

6) выступает формой реализации санкции правовой нормы в кон­кретном случае и применительно к конкретному лицу, но с санкцией не отождествляется, ибо санкция — часть структуры нормы права, со­держащая последствия осуществления диспозиции, которые могут быть как неблагоприятными (ответственность), так и благоприятны­ми (поощрение);

7) возлагается в процессуальной форме;

8) наступает только за совершенное правонарушение.

Если фактическим основанием юридической ответственности вы­ступает правонарушение, характеризующееся совокупностью призна­ков, образующих его состав, то юридическим основанием выступают норма права и соответствующий правоприменительный акт, в кото­ром компетентный орган устанавливает конкретный объем и форму принудительных мер к конкретному правонарушителю. Подобным правоприменительным актом может являться приказ администрации, приговор или решение суда и т.п.

108. Цель и функции юридической ответственности

Прежде чем отвечать на данный вопрос, необходимо дать опреде­ление понятия «юридическая ответственность».

Цель позволяет глубже познать сущность юридической ответст­венности, показывает те результаты, которые достигаются с помощью данного правового средства. В качестве основной цели юридической от­ветственности выступают обеспечение прав и свобод субъектов, ох­рана и защита общественного порядка. Именно ради удовлетворения интересов субъектов права, справедливой упорядоченности социаль­ных связей и устанавливается этот правовой инструмент.

Функции юридической ответственности определяются целью и вытекают из нее. Среди них можно выделить следующие:

1) штрафную, характеризующую карательную реакцию государст­ва на правонарушение и выражающуюся в наказании виновного лица, причинении ему личных, имущественных либо организационных об­ременении, в неблагоприятных последствиях;

2) правовосстановительную, позволяющую взыскать с правонару­шителя причиненный вред, возместить убытки, компенсировать поте­ри, обеспечивая неудовлетворенный интерес управомоченного субъ­екта;

3) воспитательную, призванную формировать у субъектов мотивы к правомерному поведению, предупреждать совершение как новых правонарушений со стороны лица, подвергнутого ответственности (частная превенция), так и правонарушений иными лицами (общая превенция).

Все названные функции юридической ответственности содейству­ют достижению ее целей.

109. Принципы юридической ответственности

Прежде чем отвечать на данный вопрос, необходимо дать опреде­ление понятия «юридическая ответственность».

Принципы наиболее полно характеризуют юридическую ответст­венность, позволяют ярче увидеть природу данного правового средст­ва. Выделяют следующие основные принципы юридической ответст­венности:

1) справедливость, призванная соразмерно наказывать виновного, не допускать установления уголовных санкций за проступки и отри­цать обратную силу закона, закрепляющего либо усиливающего от­ветственность; возлагать на виновного за одно нарушение лишь одно наказание; обеспечить возмещение причиненного правонарушением вреда (если он имеет обратимый характер) и т.п.;

2) гуманизм, выражающийся, в частности, в запрете устанавливать и применять такие меры наказания, которые унижают человеческое достоинство;

3) законность, требующая, чтобы юридическая ответственность возлагалась на виновное лицо строго по закону и за деяния, преду­смотренные законом;

4) обоснованность, заключающаяся в объективном, всестороннем и аргументированном исследовании обстоятельств дела, в установле­нии факта совершения лицом конкретного правонарушения и соот­ветствующей нормы права, в общей форме, фиксирующей юридичес­кую ответственность, а также в принятии правоприменительного акта, закрепляющего порядок, вид и меру возможного наказания;

5) неотвратимость, означающая неизбежность наступления юри­дической ответственности, действенное, качественное и полное рас­крытие правонарушений, обязательную и эффективную карательную реакцию со стороны государства в отношении виновных лиц;

6) целесообразность, предполагающая соответствие наказания, из­бираемого применительно к правонарушителю, целям юридической ответственности, позволяющая индивидуализировать санкции, учесть различные обстоятельства совершения деяния (как смягчающие, так и отягчающие).

110. Виды юридической ответственности

Прежде чем отвечать на данный вопрос, необходимо дать опреде­ление понятия «юридическая ответственность».

Классифицируют юридическую ответственность по следующим основаниям.

В зависимости от того, к какой отрасли относится юридическая ответственность, выделяются:

уголовная (применяется только за преступления; никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также' под­вергнут уголовному наказанию, иначе как по приговору суда и в соот­ветствии с уголовным, уголовно-процессуальным и уголовно-испол­нительным законодательством; меры уголовного наказания — наибо­лее жесткие формы государственного принуждения, направленные преимущественно на личность виновного, — лишение свободы и т.д.);

административная (наступает за совершение административного проступка на основе законодательства об административных правона­рушениях и выражается, в частности, в таких мерах, как штраф, лише­ние специального права и т.п.);

гражданская (наступает за н


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: