Отвечать на данный вопрос следовало бы с определения понятия «закон», после чего важно проанализировать признаки закона:
1) принимается только органом законодательной власти или референдумом;
2) порядок его подготовки и издания определяется Конституцией РФ и регламентами палат Федерального Собрания РФ;
3) в идеале должен выражать волю и интересы народа;
4) обладает высшей юридической силой (все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить);
5) регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.
Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или
отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.
Классификация законов может проводиться по различным основаниям:
— по их юридической силе (Конституция, федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъекта Федерации);
— по субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом);
— по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.);
— по сроку действия (постоянные и временные законы) и т.д. Выделяют также чрезвычайные, бюджетные, тематические, органические (кодификационные) и иные законы.
80. Подзаконные нормативные акты: понятие, признаки, виды
Подзаконные акты — это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.
Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, на которых они базируются. Несмотря на то что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже весьма важное значение в жизни общества, играют вспомогательную роль, детализируя положения закона.
Выделяют следующие виды подзаконных актов, расположенные по иерархии:
1) указы и распоряжения Президента РФ. Они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ст. 83 Конституции), подготавливаются в пределах президентских полномочий,
предусмотренных конституционными (ст. 83—90) и законодательными нормами. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводится указам, во многом благодаря им глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса. В современный период сфера правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка. Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве. Отдельные, очень малочисленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Распоряжения — это вторые по значимости (после указов) подзаконные акты главы государства. Они обычно принимаются по текущим и процедурным вопросам. Акты Президента публикуются в официальных изданиях. Конституционность актов главы государства может быть Проверена Конституционным Судом РФ. (Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию представляют собой официальный документ большой политической значимости, но не содержат норм права и поэтому не носят нормативного характера.);
2) постановления и распоряжения Правительства РФ. Акты, имеющие особо важное значение, издаются в форме постановлений. Акты по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме распоряжений. Все акты Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов Российской Федерации, а также указов Президента Российской Федерации. Постановления и распоряжения Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия;
3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов. Эти акты, принимаемые на основе законов
Российской Федерации, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации и в соответствии с ними, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры. Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов. Например, акты министерства финансов, министерства внутренних дел, государственного банка, государственной налоговой инспекции, таможенного комитета, санитарно-эпидемиологического надзора, федеральной службы лесного хозяйства и т.п.;
4) решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур — Саратовской областной Думы, Астраханского областного Представительного Собрания);
5) решения, распоряжения, постановления Местных органов государственного управления (например, глав областных администраций, губернаторов и пр.);
6) нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов. Эти акты принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т.п.;
7) локальные нормативные акты — это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка).
81. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
Нормативные акты имеют временные, пространственные и субъективные пределы своего функционирования.
Действие нормативного акта во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Согласно ст. 6 Федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу (Российская газета. 1994. 15 июня).
Здесь важно учитывать принцип, согласно которому закон обратной силы не имеет, т.е. он не должен распространяться на те отношения, которые уже существовали до момента вступления его в юридическую силу.
Придание закону обратной силы возможно в двух случаях:
1) если в самом законе об этом сказано;
2) если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность. Нормативные акты утрачивают свою силу (прекращают действие)
на следующих основаниях:
— по истечении срока действия акта;
— в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действовавший (косвенная отмена);
— на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта (прямая отмена).
Действие нормативного акта в пространстве определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего. Под территорией Российской Федерации понимается ее сухопутное и водное пространство внутри государственных границ, воздушное пространство над ними, недра. К ней относится также территория российских дипломатических представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море, воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами Федерации.
С вышеизложенными проблемами тесно связано действие акта по кругу лиц. На территории Российской Федерации нормативные акты действуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства. Вместе с тем существуют специальные нормативные акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан и должностных лиц.
82. Понятие и принципы правотворчества
Правотворчество — это деятельность прежде всего государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм.
Субъектами правотворчества выступают государственные органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т.п.), наделенные соответствующими полномочиями, а также народ при принятии законов на референдумах.
Правотворческая деятельность осуществляется в рамках установленных процессуальных норм (процедур), содержащихся в Конституции, регламентах, уставах и т.п. Правотворчество заключается в принятии новых норм права, отмене либо совершенствовании старых путем внесения изменений и дополнений.
Правотворчество характеризуется тем, что:
— оно представляет собой деятельность активную, творческую, государственную;
— основная продукция его — юридические нормы, воплощающиеся главным образом в нормативных актах (кроме этого, в нормативных договорах, правовых обычаях, юридических прецедентах);
— это важнейшее средство управления обществом, здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения;
— уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных актов, — это показатель цивилизованности и демократии общества.
Правотворчеству присущи следующие принципы:
— научность (ибо в процессе подготовки нормативных актов важно изучать социально-экономическую, политическую и иную ситуацию, объективные потребности развития общества и т.п.);
— профессионализм (заниматься подобной деятельностью должны компетентные люди — юристы, управленцы, экономисты и др.);
— законность (данная деятельность должна осуществляться в рамках и на основе конституции, иных законов и подзаконных актов);
— демократизм (характеризует степень участия граждан в этом процессе, уровень развития процедурных норм и институтов в обществе);
— гласность (означает открытость, «прозрачность» правотворческого процесса для широкой общественности, нормальную циркуляцию информации).
— оперативность (предполагает своевременность издания нормативных актов).
Следовательно, принципы правотворчества — это основополагающие идеи, руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или с заменой юридических норм, это ориентир для органов, творящих право.
83. Понятие и стадии законотворчества в Российской Федерации
Законотворческий процесс — главная составная часть правотворческого процесса, его сердцевина. Именно принятие законов прежде всего характеризует данный процесс в целом. Кроме законов продукцией правотворчества выступают подзаконные нормативные акты, правовые обычаи, нормативные договоры, юридические прецеденты.
Законотворчество — сложный, неоднородный процесс, включающий в себя следующие стадии:
1) законодательная инициатива — закрепленное в Конституции РФ право определенных субъектов внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодательный орган. Право законодательной инициативы порождает у законодательного органа обязанность рассмотреть предложение и законопроект, но принять или отклонить его — право законодателя. Право законодательной инициативы (согласно ч. 1 ст. 104 Конституции РФ) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ;
2) обсуждение законопроекта — важная стадия, которая начинается в Государственной Думе с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект. Данная стадия необходима для того, чтобы довести документ до нужного качества: устранить противоречия, пробелы, неточности и прочие дефекты. Наиболее существенные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение;
3) принятие закона, что достигается с помощью двух механизмов голосования (простым большинством и квалифицированным). Принятие закона — главная стадия, которая в свою очередь распадается на три подстадии:
а) принятие закона Государственной Думой (федеральные законы принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, т.е. 50% + 1 голос; федеральные конституционные законы считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы);
б) одобрение закона Советом Федерации (в соответствии с ч. 4 ст. 105 Конституции РФ «федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации»; в соответствии с ч. 2 ст. 108 Конституции РФ «федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации»);
в) подписание закона Президентом РФ (согласно ч. 2 ст. 107 и ч. 2. ст. 108 Конституции РФ, Президент в течение четырнадцати дней подписывает одобренный закон и обнародует его); -
4) опубликование закона (как правило, федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ; неопубликованные законы не применяются).
84. Систематизация нормативных актов: понятие и виды
Нормативные акты принимаются различными органами в различное время, в различных пространственных пределах и по разному поводу. Такая ситуация не может не влиять на природу действующих
законов и подзаконных актов, которые порой могут между собой находиться в противоречии. Поэтому прежде чем общественные отношения будут упорядочены, необходимо, чтобы сами нормативные акты были в порядке, чтобы они были приведены в соответствующую систему.
Отсюда систематизация — это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. Она необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов.
Выделяют такие виды систематизации, как:
1) инкорпорация — форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение. Принципы инкорпорации: хронологический (по времени их принятия), тематический (по определенной тематике) и др. Инкорпорация — самый простой вид систематизации. Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную. К первой можно отнести Собрание законодательства Российской Федерации, ко второй — сборники нормативных материалов по отраслям права, издаваемых в учебных целях, для просвещения населения и т.п. На неофициальные инкорпоративные материалы нельзя ссылаться в процессе рассмотрения юридических дел, например в суде;
2) консолидация — форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение. Здесь нормативные акты объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности (охрана природы, образование и т.п.). Особенность консолидации состоит в том, что она является «компромиссной» систематизацией, сочетающей в себе черты инкорпорации и кодификации. Консолидация используется зачастую как промежуточный этап, когда отсутствует возможность кодификации;
3) кодификация — форма систематизации путем объединения нормативных актов в единый, логически цельный акт с' изменением их содержания. В процессе кодификации устраняются устаревший правовой материал, противоречия в нормах, создаются новые правила поведения, обеспечивается их согласованность, логичность. Поэтому кодификация — способ правотворчества, наиболее сложный и трудоемкий вид систематизации. Кодификация законодательства может быть всеобщей (когда переработке подвергается значительная часть законодательства), отраслевой (когда перерабатываются нормы определенной сферы законодательства), специальной (когда перерабатываются
нормы какого-либо правового института). Кодификация предполагает переработку норм права по содержанию и их систематизированное, научно обоснованное изложение в новом законе (кодексе, своде законов и т.д.). Признаки кодификации: во-первых, ею имеют право заниматься только специальные органы; во-вторых, в итоге появляется новый нормативный акт — кодекс, в-третьих, кодифицированный акт выступает основным среди всех иных актов, действующих в данной сфере.
85. Юридическая техника
Юридическая техника — это система средств, правил и приемов подготовки и упорядочения правовых актов, применяемая в целях обеспечения их совершенства и повышения эффективности.
Основным объектом юридической техники является текст правовых актов, информационное воплощение юридических предписаний. При их принятии важно учитывать, чтобы содержание таких предписаний (дух) и форма (буква) соответствовали друг другу, чтобы не было неясности, двусмысленности.
Юридическая техника признана структурировать правовой материал, совершенствовать язык правовых актов, делать его более понятным, точным и грамотным. Во многом именно уровень юридической техники символизирует определенный уровень правовой культуры конкретного общества.
К техническим средствам относят юридические термины (словесное выражение понятий, используемых при изложении содержания правового акта) и юридические конструкции (специфическое строение нормативного материала, складывающееся из определенного сочетания субъективных прав, льгот, поощрений, обязанностей, запретов, приостановлений, наказаний и т.п.). К техническим правилам относят:
1) ясность и четкость, простоту и доступность языка правовых актов;
2) сочетание лаконичности с необходимой полнотой, конкретности с требуемой абстрактностью выражения соответствующих правовых предписаний;
3) последовательность в изложении юридической информации;
4) взаимосвязь, согласованность и внутреннее единство правового
материала.
К техническим приемам относят способы, фиксирующие официальные реквизиты (наименование правового акта, дата и место его принятия, подписи должностных лиц и т.п.), структурную организацию правового акта (вводная часть — преамбула, общая и особенная части, нумерация разделов, глав, статей, пунктов и т.д.).
86. Понятие и структурные элементы системы права
Право кроме внешней формы имеет и внутреннюю, под которой понимается его строение. Система права — это внутренняя структура права, состоящая из взаимосогласованных норм, институтов, подотраслей и отраслей права.
Системное устройство права означает, что оно представляет собой целостное образование, состоящее из множества элементов, находящихся между собой в определенной иерархической связи.
Системная организация права имеет важное значение как для законодателя (принимая нормативный акт, правотворческий орган обязан гармонично «включить» его в существующую систему права, не нарушая ее целостности), так и для правоприменителя (системный
принцип права в сфере правоприменительной деятельности позволяет правильно истолковать и применить норму права). Существенно влияние системности права и на процесс систематизации (упорядочения) законодательства. Черты системы права:
— ее первичным элементом выступают нормы права, которые объединяются в более крупные образования — институты, подотрасли, отрасли;
— ее элементы непротиворечивы, внутренне согласованы, взаимоувязаны, что придает ей целостность и единство;
— она обусловлена социально-экономическими, политическими, национальными, религиозными, культурными, историческими факторами;
— имеет объективный характер, ибо зависит от объективно существующих общественных отношений и не может создаваться по чисто субъективному усмотрению людей.
Понятие «система права» не следует отождествлять с понятием «правовая система». Последнее шире по своему объему и включает в себя помимо системы права юридическую практику и господствующую правовую идеологию. Таким образом, правовая система и система права соотносятся как целое и часть.
87. Отрасль права. Краткая характеристика основных отраслей права
Отрасль права — это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный род (сферу) общественных отношений.
Отрасль — наиболее крупное подразделение системы права. Качественная однородность, специфика той или иной области общественных отношений вызывают к жизни соответствующую отрасль права. Так, объективно существующие трудовые отношения людей обусловливают необходимость трудового права, управленческие отношения — административного права.
Если система права складывается из отраслей, то сами отрасли состоят из подотраслей, институтов и норм права.
Выделяют следующие отрасли права:
1) конституционное (государственное) право,
2) гражданское,
3) административное,
4) уголовное,
5) земельное, 6)трудовое,
7) семейное,
8) уголовно-исполнительное,
9) аграрное (сельскохозяйственное),
10) экологическое (природоохранное),
11) финансовое,
12) уголовно-процессуальное,
13) гражданское процессуальное.
Среди формирующихся отраслей можно назвать отрасли предпринимательского, налогового, муниципального, компьютерного, космического права и др.
Дать краткую характеристику основных отраслей права — это значит рассмотреть конкретный предмет и доминирующий метод правового регулирования конституционного, административного, гражданского и уголовного права.
Конституционное право — ведущая отрасль права, предметом регулирования которой являются основы конституционного строя, правовое положение личности, форма правления и государственного устройства; доминирующий метод — императивный.
Гражданское право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения; основной метод — диспозитивный.
Административное право регулирует управленческие отношения, возникающие в процессе исполнительно-распорядительной деятельности органов государства; преобладающий метод — императивный.
Уголовное право охраняет от преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, конституционный строй, частную и государственную собственность и т.п.; господствующий метод — императивный.
88. Правовые отношения: понятие и признаки
Правоотношение — это общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которого имеют соответствующие субъективные права и юридические обязанности.
Если норма права — статическое состояние правового регулирования, то правоотношения — динамическое. Категория «правоотношение» является одной из центральных в общей теории права и позволяет уяснить, каким образом право воздействует на поведение людей.
Правоотношения позволяют «перевести» абстрактные юридические нормы в плоскость персонифицированных связей, т.е. на уровень субъективных прав и юридических обязанностей для данных субъектов.
Признаки правоотношений:
1) это общественное отношение, которое представляет собой двустороннюю конкретную связь между социальными субъектами;
2) оно возникает на основе норм права (общие требования правовых норм индивидуализируются применительно к субъектам и реальным ситуациям, в которых они находятся);
3) это связь между лицами посредством субъективных прав и юридических обязанностей;
4) это волевое отношение, ибо для его возникновения необходима воля его участников (как минимум с одной стороны);
5) это отношение возникает по поводу реального блага, ценности, в связи с чем субъекты осуществляют принадлежащие им субъективные права и юридические обязанности;
6) это отношения, охраняемые и обеспечиваемые государством (в частности, возможностью государственного принуждения).
Правоотношение имеет сложную по составу элементов структуру:
— субъект;
— объект;
— субъективное право и юридическая обязанность (юридическое содержание).
89. Предпосылки возникновения правоотношений
Отвечая на данный вопрос, прежде всего нужно дать определение понятия «правоотношение». Затем перейти к рассмотрению предпосылок возникновения правоотношений, под которыми обычно понимают условия (факторы), порождающие правовые отношения.
Выделяют два вида предпосылок возникновения правоотношений:
1) материальные (общие);
2) юридические (специальные).
К материальным относятся жизненные интересы и потребности людей, под влиянием которых они вступают в соответствующие правоотношения. в самом широком смысле под материальными предпосылками понимается система социально-экономических, культурных и иных обстоятельств, обусловливающих объективную необходимость правового регулирования тех или иных общественных отношений. к материальным предпосылкам можно отнести также наличие объекта правоотношения (то, по поводу чего лица вступают в данные юридические связи), не менее двух субъектов (ибо само с собой лицо вступить в правоотношение не сможет), и соответствующее поведение участников правоотношений.
к юридическим предпосылкам относятся:
— норма права;
— правосубъектность;
— юридический факт (как реальное жизненное обстоятельство). без названных предпосылок правоотношение невозможно.
90.взаимосвязь норм права и правоотношений
отвечая на данный вопрос, прежде всего необходимо дать определение понятий «норма права» и «правоотношение».
взаимосвязь между ними может проявляться в следующем:
1) норма права и правоотношение выступают элементами механизма правового регулирования;
2) норма права — основа возникновения правоотношения;
3) норма права устанавливает круг субъектов правоотношений;
4) норма права в своей гипотезе предусматривает условия возникновения того или иного правоотношения;
5) норма права в диспозиции определяет субъективные права и юридические обязанности участников правоотношения;
6) норма права в санкции содержит указание на возможные последствия выполнения диспозиции (наказания либо поощрения).
таким образом, правоотношение есть форма реализации нормы права. правовая норма и правоотношение соотносятся как причина и следствие.
в юридической литературе есть две точки зрения на характер взаимосвязи нормы права и правоотношения:
— по мнению большинства ученых, правоотношение — это результат воздействия нормы права на общественные отношения (последовательность здесь такая: норма права — общественные отношения — правоотношения);
— согласно другой позиции, правоотношение — это средство регулирования общественных отношений (последовательность здесь уже другая: норма права — правоотношения — общественные отношения).
91. Понятие и виды субъектов правоотношений
Субъекты правоотношений — это участники правовых отношений, обладающие соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями. Субъект правоотношения — это субъект права, который использует свою праводееспособность.
Выделяют следующие виды субъектов правоотношений: индивидуальные и коллективные.
К индивидуальным субъектам (физическим лицам) относятся:
1) граждане;
2) лица с двойным гражданством;
3) лица без гражданства;
4) иностранцы.
Лица без гражданства и иностранцы могут вступать в те же правоотношения на территории России, что и граждане РФ, за рядом ограничений, установленных законодательством: они не могут, в частности, избирать и быть избранными в представительные органы власти России, занимать определенные должности в государственном аппарате, служить в Вооруженных Силах и т.п.
К коллективным субъектам относятся:
1) государство в целом (когда оно, например, вступает в международно-правовые отношения с другими государствами, в конституционно-правовые — с субъектами Федерации, в гражданско-правовые — по поводу федеральной государственной собственности и т.п.);
2) государственные организации;
3) негосударственные организации (частные фирмы, коммерческие банки, общественные объединения и т.д.).
Коллективные субъекты, участвующие в области частноправовых отношений, обладают качествами юридического лица. Согласно ч. 1
ст. 48 ГК РФ, юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
92. Правоспособность и дееспособность субъектов права. Правосубъектность
При ответе на данный вопрос сначала необходимо дать определение понятия «субъект правоотношения», после чего переходить к характеристике обозначенных проблем.
Для того чтобы быть субъектом правоотношения, лица должны обладать правоспособностью и дееспособностью.
Правоспособность — это способность индивида иметь права и обязанности. Дееспособность — это способность лица своими действиями осуществлять права и обязанности. Дееспособность связана с психическими и возрастными свойствами человека и зависит от них.
Выделяют следующие виды дееспособности:
— полную (с 18 лет);
— частичную (с 14 до 18 лет).
В ст. 27 ГК РФ («Эмансипация») установлено следующее: «1. Несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.
Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства — с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия — по решению суда.
2. Родители, усыновители и попечитель не несут ответственности по обязательствам эмансипированного несовершеннолетнего, в частности по обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда».
Правоспособность и дееспособность обычно неразделимы и наступают одновременно. Таким образом обстоит дело в большинстве отраслей права, кроме гражданского.
Разрыв между правоспособностью и дееспособностью в гражданском праве объясняется тем, что:
1) имущественные права необходимы всем гражданам независимо от возраста, состояния их воли;
2) в области имущественных правоотношений вместо правоспособного, но недееспособного лица может выступать его законный представитель.
Дееспособность может быть ограничена. В ч. 3 ст. 55 Конституции РФ закреплено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 30 ГК РФ «гражданин, который вследствие злоупотребления напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности...».
Правосубъектность же — это правоспособность и дееспособность, вместе взятые и характеризующие лицо именно как субъекта права.
93. Законные интересы: понятие, структура, виды
Законный интерес — это отраженное в объективном праве либо вытекающее из его общего смысла и в определенной степени гарантированное государством простое юридическое дозволение, обеспечивающее стремление субъекта пользоваться конкретным социальным благом, а также в некоторых случаях обращаться за защитой к компетентным органам — в целях удовлетворения своих потребностей, не противоречащих общественным.
Структура законного интереса включает в себя два основных элемента:
1) стремление субъекта пользоваться конкретным социальным благом;
2) обращаться в некоторых случаях за защитой к компетентным органам.
Законные интересы весьма разнообразны. Их можно классифицировать по различным основаниям.
Например, по субъектам их можно подразделить на законные интересы граждан, государственных, общественных, муниципальных, коммерческих и иных организаций.
В свою очередь законные интересы граждан подразделяются на законные интересы потребителей, членов семьи и т.п.
Законные интересы в зависимости от отраслевой распространенности могут быть материально-правовыми — конституционными (заинтересованность в здоровом подрастающем поколении, в улучшении системы здравоохранения, в повышении благосостояния общества и др.), гражданскими (заинтересованность автора в высоком гонораре за опубликованную книгу и пр.) и т.д., и процессуально-правовыми — уголовно-процессуальными (например, если подсудимого принуждают к даче показаний, последний обращается за защитой законного интереса, а не права давать показания), гражданско-процессуальными (интерес истца в назначении судом повторной экспертизы, интерес больного свидетеля в том, чтобы он был допрошен судом в месте его пребывания).
В зависимости от их уровня законные интересы бывают общими (интерес участника процесса в принятии законного и обоснованного решения по делу) и частными (интерес гражданина в установлении конкретных фактов, доказывающих его невиновность в совершении правонарушения).
По характеру законные интересы подразделяются на имущественные (интерес в наиболее полном и качественном удовлетворении потребностей в сфере бытового обслуживания) и неимущественные (интерес обвиняемого в предоставлении ему свидания с родственниками).
В любом случае соответствующим государственным органам следует считаться с многообразием существующих законных интересов, с их непростой социально-юридической природой, с различными формами проявления в жизнедеятельности современного общества и грамотно использовать имеющиеся в наличии правовые средства для эффективной защиты данных феноменов.
94.Объекты правоотношений: понятие и виды
Объект правоотношения — это то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношений, по поводу чего они вступают в юридические связи.
Люди всегда участвуют в правоотношениях ради удовлетворения своих интересов. Эта цель достигается посредством прав и обязанностей, обеспечивающих получение определенных благ.
Выделяют два подхода к пониманию данной категории:
— согласно первому из них, объектом правоотношения могут выступать только действия субъектов, поступки людей;
— согласно второй точке зрения (разделяемой большинством ученых), объекты весьма разнообразны и могут быть:
1) материальными благами (вещи, ценности, имущество и т.п.);
2) нематериальными благами (жизнь, здоровье, достоинство, честь и т.п.);
3) продуктами духовного творчества (произведения литературы, искусства, музыки, науки, компьютерные программы и т.д.);
4) результатами действий участников правоотношений (правоотношения, возникающие, например, на основе договора перевозки, подряда на капитальное строительство и т.п.);
5) ценными бумагами и документами (деньги, акции, дипломы, аттестаты и т.д.).
95. Понятие и классификация юридических фактов
Юридические факты — это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми норма права связывает наступление определенных юридических последствий. Юридические факты являются предпосылками правоотношений. Их модель фиксируется в гипотезе юридических норм.
Юридические факты классифицируются по различным основаниям:
1) по характеру наступающих последствий различают факты:
— правообразующие (поступление в вуз);
— правоизменяющие (перевод с очной на заочную форму обучения);
— правопрекращающие (окончание вуза);
2) по связи с волей участников правоотношений различают:
— события (обстоятельства, не зависящие от воли субъекта, — стихийное бедствие, смерть, истечение сроков и т.п.);
— действия (обстоятельства, связанные с волей участников правоотношений). Последние делятся на правомерные и противоправные.
Правомерные, в свою очередь, подразделяются на юридические акты (действия, совершаемые с намерением породить юридические последствия, — сделки, судебные решения и т.п.) и юридические поступки (действия, приводящие к юридическим последствиям независимо от намерений лица, их совершающего, — создание художественного произведения и т.д.).
Противоправные деяния могут быть уголовными, административными, гражданскими, дисциплинарными.
Нередко для возникновения предусмотренных правовой нормой юридических последствий необходим не один юридический факт, а их совокупность, которую называют юридическим (фактическим) составом. Например, для получения пенсии по старости требуются такие факты, как достижение пенсионного возраста, наличие необходимого трудового стажа, решение о назначении пенсии.
96. Реализация права: понятие и формы
Под реализацией правовых норм понимается фактическое осуществление их предписаний в поведении субъектов. Реализация права представляет собой необходимую сторону жизни, существования права, без чего оно утрачивает свой социальный смысл.
В зависимости от характера действий субъектов выделяют четыре формы реализации права:
соблюдение (с ее помощью осуществляются запреты, от нарушения которых лицо должно воздерживаться);
исполнение (связано с выполнением активных обязанностей, строго определенных в законе действий в интересах управомоченной стороны);
использование (выражается в осуществлении субъективных прав, посредством чего лицо удовлетворяет свой собственный интерес и тем самым достигает определенного блага, ценности);
применение (это властная деятельность компетентных органов по разрешению конкретного юридического дела, в результате чего выносится соответствующий индивидуальный акт).
Применение — особая форма реализации права, характеризующаяся следующими признаками:
1) применяют право только уполномоченные на то компетентные
субъекты (государственные, муниципальные органы и т.п.);
2) носит властный характер;
3) имеет ряд стадий (установление фактической и юридической основы дела, принятие решения);
4) осуществляется в процессуальной форме (в целях усиления гарантий законного и справедливого разрешения дела данная деятельность жестко регламентирована нормами права);
5) связано с применением соответствующего индивидуального, властного (правоприменительного) акта.
Правоприменение необходимо тогда, когда субъекты не могут сами без помощи властных органов реализовать свои права и обязанности, когда возникает потребность в государственном принуждении, когда имеется спор по поводу юридического факта и т.п.
97. Стадии процесса применения норм права
Прежде чем отвечать на данный вопрос, необходимо дать определение понятия «применение права».
Правоприменение — сложная последовательная деятельность, осуществляемая в рамках нескольких этапов, стадий.
Можно выделить три основные стадии правоприменительного процесса:
1) установление фактической основы дела;
2) установление юридической основы дела;
3) решение дела.
На первой стадии устанавливается объективная истина по делу. Правоприменение будет обоснованным только тогда, когда фактические обстоятельства проанализированы с достаточной полнотой и достоверностью. По сути, здесь речь идет о сборе всей юридически значимой информации, относящейся к конкретному делу.
На второй стадии правоприменитель выбирает отрасль, институт и норму права, регулирующие данное общественное отношение, проверяет подлинность текста норм права, их пределы действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, уясняет смысл и содержание юридических предписаний, квалифицирует деяние.
На третьей стадии принимается решение и выносится правоприменительный акт. Именно в рамках данного этапа правоприменительного процесса решается судьба этого дела и от того, какие выводы будут сформулированы в ходе решения, зависит дальнейшее развитие правоотношений.
Установление фактической и установление юридической основы дела выступают как бы подготовительными стадиями применения норм права. Принятие решения является завершающей и вместе с тем основной стадией. После этого решение должно быть исполнено и конкретное общественное отношение реально урегулировано.
98. Акты применения правовых норм: понятие, особенности, виды
Акт применения права — это такой правовой акт, который содержит индивидуальное властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения конкретного юридического дела.
Правоприменительный акт выступает итогом правоприменительной деятельности и обладает следующими особенностями:
— исходит от компетентных органов;
— носит государственно-властный характер;
— носит индивидуальный (персонифицированный), а не нормативный характер, поскольку адресован конкретным субъектам, указывает на то, кто в данной ситуации обладает субъективными правами и юридическими обязанностями;
— имеет определенную установленную законом форму.
Вместе с тем следует различать акт применения как действие (деятельность) и как акт-документ. Последний должен иметь определенную структуру и состоять из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.
Классифицируют правоприменительные акты по следующим основаниям:.
1) по форме — на указы, приговоры, решения, приказы и т.п.;
2) по субъектам, их издающим, — на акты государственных и негосударственных (в частности, муниципальных) органов;
3) по функциям права — на регулятивные (приказ о повышении по службе) и охранительные (постановление о возбуждении уголовного дела);
4) по юридической природе — на основные (выражают конечное решение юридического дела, например, приговор) и вспомогательные (подготавливают издание основных актов, в частности постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого);
5) по предмету правового регулирования — на акты уголовно-правовые, гражданско-правовые и т.п.;
6) по характеру — на материальные и процессуальные.
99. Пробелы в праве: понятие и способы их устранения и преодоления
Пробел в праве — это полное или частичное отсутствие в действующем законодательстве необходимых юридических норм. Важно учитывать два условия пробельности:
1) фактические обстоятельства должны находиться в сфере правового регулирования;
2) должна отсутствовать конкретная норма права, призванная регулировать данные фактические обстоятельства.
Существуют объективные и субъективные причины пробелов в праве. Они должны своевременно устраняться и преодолеваться.
Устранить пробел можно лишь с помощью правотворческого процесса путем принятия новой нормы права.
Преодолеть пробел можно с помощью правоприменительного процесса, так как здесь новых норм права не создается и правоприменитель вынужден всякий раз восполнять отсутствующее нормативное предписание посредством аналогии закона и аналогии права.
Аналогия закона — это решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходные случаи.
Аналогия права — это решение конкретного юридического дела на основе общих принципов и смысла права. Данный способ преодоления пробелов возможен лишь тогда, когда нет конкретной нормы, которая бы регулировала сходный случай. Причем ее нет ни в данной отрасли, ни в смежной. При таком применении важное значение имеют принципы права (справедливость, равенство перед законом и судом и т.п.), которые, как правило, устанавливаются в конституции. Поэтому правоприменитель, ориентируясь во многом на собственное правосознание и мотивируя решение по делу, может ссылаться на конкретные конституционные статьи.-
В уголовном и административном праве аналогия исключается.
100. Юридические коллизии и способы их разрешения
Юридические коллизии — это противоречия между правовыми актами, регулирующими одни и те же общественные отношения.
Они вносят в правовую систему несогласованность, дефектность, создают неудобства в правоприменительной практике, затрудняют пользование законодательством.
Можно выделить объективные причины коллизий (например, в условиях отставания права от более динамичных общественных отношений одни нормы устаревают, другие появляются, не всегда отменяя прежние и действуя зачастую одновременно с ними) и субъективные (недостаток опыта законодателя, низкое качество законов, непоследовательная систематизация нормативных актов и пр.).
Виды коллизий:
1) между Конституцией и всеми иными актами (разрешается в пользу Конституции);
2) между законами и подзаконными актами (разрешается в пользу законов кате актов большей юридической силы);
3) между общефедеральными актами и актами субъектов Федерации:
— если последний принят в пределах ведения, то в соответствии с ч. 6 ст. 76 Конституции РФ действует именно он;
— если последний принят вне пределов ведения, то действует общефедеральный акт;
4) между актами одного и того же органа, но изданными в разное время (применяется акт позже принятый);
5) между актами, принятыми разными органами (применяется акт, обладающий более высокой юридической силой);
6) между общим и специальным актом:
— если они приняты одним органом, то применяется последний;
— если они приняты разными органами, то действует первый. Возможные способы разрешения коллизий:
— принятие нового акта;
— отмена старого акта;
— внесение изменений в действующие акты;
— систематизация законодательства;
— референдумы;
— деятельность судов (прежде всего Конституционного Суда РФ);
— переговорный процесс через согласительные комиссии;
— толкование и др.
101. Толкование норм права: понятие и виды по субъектам
Толкование норм права — это деятельность, направленная на установление содержания юридических норм.
В процессе толкования уясняются смысл нормативного предписания, его социальная направленность, место в системе правового регулирования и т.п. Толкование необходимо в связи с абстрактностью юридических норм, специальной терминологией, дефектностью правотворческого процесса (неясностью) и т.д.
Деятельность по толкованию правовых норм имеет своей целью правильное и единообразное понимание юридических предписаний и их правильное и единообразное применение.
Толкование состоит из двух сторон:
— уяснение(для себя);
— разъяснение (для других).
В зависимости от субъектов толкование подразделяют на:
— официальное (дается уполномоченными на то субъектами, содержится в специальном акте, влечет юридические последствия);
— неофициальное (не имеет юридически обязательного значения и лишено властной силы).
Официальное толкование бывает нормативным (распространяется на большой круг лиц и случаев) и казуальным (обязательно только для данного конкретного случая). В свою очередь нормативное толкование классифицируется на аутентичное (дается тем же органом, который издал нормативный акт) и легальное (исходит от уполномоченных на то субъектов).
Неофициальное толкование бывает:
1) обыденным (не требует специальных познаний и дается любым гражданином);
2) профессиональным (дают юристы);
3) доктринальным (научное разъяснение юридических норм).
.
102. Способы и объем толкования правовых норм
Способы толкования — это совокупность приемов и средств, направленных на установление содержания правовых норм. Выделяют следующие способы:
1) грамматический (толкование с помощью языковых средств,
правил грамматики, орфографии и т.п.);
2) логический (толкование с помощью законов и правил логики);
3) систематический (толкование с помощью анализа системных связей юридической нормы с другими нормами, места и роли конкретного правила поведения в системе права);
4) историко-политический (толкование с помощью анализа конкретно-исторических и политических условий принятия правовой нормы);
5) телеологический (толкование с помощью установления целей издания нормативного акта);
6) специально-юридический (толкование с помощью раскрытия содержания юридических терминов, используемых в законодательстве).
Результаты толкования могут быть различными в зависимости от соотношения текста и действительного содержания юридических норм. Исходя из этого соотношения различают три вида толкования:
— буквальное (возможно тогда, когда действительный смысл нормы права и ее текстуальное выражение совпадают);
— ограничительное (применяется тогда, когда действительный смысл нормы права уже ее текстуального выражения);
— распространительное (применяется тогда, когда действительный смысл нормы права шире ее текстуального выражения).
103. Юридическая практика
Юридическая практика — это деятельность компетентных субъектов по принятию (толкованию, применению и т.д.) юридических предписаний, взятая в единстве с накопленным социально-правовым опытом.
Выделяют три точки зрения на понятие «юридическая практика»:
— юридическая практика — это юридическая деятельность;
— юридическая практика — это социально-правовой опыт;
— юридическая практика — это юридическая деятельность вместе с социально-правовым опытом. Данная точка зрения разделяется большинством ученых-юристов.
Признаки юридической практики:
— строится на основе норм права;
— представляет собой составную часть правовой культуры общества;
— интегрирует правовую систему;
— порождает соответствующие юридические последствия. Структура юридической практики:
1) юридическая деятельность (динамическая сторона), элементами содержания которой выступают ее объекты, субъекты и участники, юридические действия и операции, средства и способы их осуществления, принятые решения и результаты действий;
2) социально-правовой опыт (статическая сторона), который в качестве элемента включает правоположения, т.е. достаточно устоявшиеся, выработанные в ходе многолетней практики предписания общего характера, аккумулирующие социально ценные и стабильные стороны конкретной юридической деятельности.
Функциями юридической практики являются сигнально-информационная и конкретизирующая. Виды юридической практики:
1) в зависимости от характера, способа преобразования общественных отношений она бывает:
— правотворческой;
— правоприменительной;
— интерпретационной;
2) в зависимости от субъектов:
— законодательной;
— исполнительной;
— судебной;
— следственной;
— нотариальной и т.п.
3) в зависимости от функциональной роли:
— регулятивной;
— охранительной.
104. Правомерное поведение: понятие и виды
Правомерное поведение — это деяние субъектов, соответствующее нормам права и социально полезным целям. Признаки правомерного поведения:
— находится в установленных законодательством рамках (формальный аспект);
— социально полезно, не противоречит общественным интересам и целям, что составляет его объективную сторону (содержательный аспект);
— является осознанным, что составляет его субъективную сторону.
Правомерное поведение по степени социальной значимости подразделяется на:
1) необходимое (служба в армии);
2) желательное (научное и художественное творчество);
3) допустимое (отправление религиозных культов).
Наиболее распространена классификация правомерного поведения в зависимости от его мотивов (субъективной стороны), в соответствии с которыми оно подразделяется на:
1) социально активное (это высшая форма правомерного поведения, выражающаяся в высоком уровне правосознания и правовой культуры, ответственности и добровольности. Здесь субъект действует не из-за страха перед наказанием и/не из-за поощрения, а на основе убеждения в необходимости и целесообразности правомерного поведения. Этот вид поведения наиболее социально значим, ибо связан с
реализацией не только личного, но и общественного интереса, с борьбой за реальное утверждение в жизни принципов права, законности, порядка);
2) конформистское (это деяние, основанное на подчинении правовым предписаниям без их глубокого и всестороннего осознания, без высокой правовой активности);
3) маргинальное (это деяние, которое тоже соответствует правовым
предписаниям, но совершается под воздействием государственного принуждения, из-за страха перед наказанием).
105. Понятие, признаки и виды правонарушений
Правонарушение — это виновное, противоправное, общественно опасное деяние лица, причиняющее вред интересам общества, государства и личности.
Признаки правонарушения:
— деяние (действие или бездействие);
— вина;
— противоправность;
— вредный результат;
— причинная связь между деянием и вредным результатом;
— юридическая ответственность.
В зависимости от их социальной опасности (вредности) все правонарушения подразделяются на преступления и проступки.
Преступления (уголовные правонарушения) отличаются максимальной степенью общественной вредности, посягают на наиболее социально значимые интересы, охраняемые от посягательств уголовным законодательством. В отличие от иных видов правонарушений перечень преступных деяний,, предусмотренных уголовным законом,
является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Проступки отличаются меньшей степенью социальной опасности (вредности), совершаются в различных сферах общественной жизни, имеют разные объекты посягательства и юридические последствия.
В свою очередь проступки классифицируются на:
гражданские (правонарушения, совершаемые в сфере имущественных и личных неимущественных отношений, выражающиеся в нанесении организациям или отдельным гражданам имущественного вреда, состоящего в неисполнении обязательств по договору, в распространении сведений, порочащих честь и достоинство гражданина);
административные (правонарушения, посягающие на установленный законом общественный порядок, на отношения в области исполнительно-распорядительной деятельности органов государства, не связанные с осуществлением служебных обязанностей);
дисциплинарные (правонарушения, которые совершаются в сфере трудовых отношений и посягают на внутренний распорядок деятельности предприятий, учреждений и организаций);
процессуальные (правонарушения, посягающие на установленные законом процедуры осуществления правосудия, например неявка свидетеля в суд).
106. Юридический состав правонарушения
Юридический состав правонарушения — это система признаков
правонарушения, необходимых и достаточных для возложения юридической ответственности.
В юридический состав входят:
1) субъект правонарушения (праводееспособное физическое лицо или юридическое лицо, совершившие данное деяние);
2) объект правонарушения (это то, на что посягает правонарушение; родовым объектом выступают общественные отношения, видовым — жизнь, здоровье, честь, имущество и т.п.);
3) субъективная сторона правонарушения (совокупность признаков, характеризующих субъективное отношение лица к своему деянию и его последствиям. Здесь главной категорией выступает вина, под которой понимают психическое отношение лица к совершенному им противоправному деянию. Выделяют две формы вины — умысел (ст. 25 УК РФ) и неосторожность (ст. 26 УК РФ). Умысел, в свою очередь, может быть прямым, когда лицо сознает общественно опасный характер своих деяний, предвидит возможность или неизбежность наступления вредных последствий, желает их наступления; и косвенным, когда лицо сознает общественно опасный характер своих деяний, предвидит возможность наступления вредных последствий, не желает, но сознательно допускает наступление указанных в законе последствий либо относится к ним безразлично. Неосторожность тоже имеет две формы — легкомыслие, когда лицо предвидит общественно вредные последствия своего поведения, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на возможность его предотвращения; и небрежность, когда лицо не предвидит общественно вредные последствия своего поведения, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно и могло их предвидеть);
4) объективная сторона правонарушения — это совокупность внешних признаков, характеризующих данное правонарушение, к которым относят:
— деяние;
— противоправность (формальный аспект);
— вредный результат (содержательный аспект);
— причинную связь между деянием и вредным результатом (результат должен быть следствием, а само поведение — причиной именно этого результата).
107. Понятие, признаки и основания юридической ответственности
Юридическая ответственность есть обязанность лица подвергнуться мерам государственного принуждения за совершенное правонарушение.
Меры эти могут быть:
— личного характера (лишение свободы);
— имущественного характера (штраф);
— организационного характера (увольнение). Признаки юридической ответственности:
1) устанавливается государством в правовых нормах;
2) опирается на государственное принуждение;
3) применяется специально уполномоченными государственными
органами;
4) связана с возложением новой дополнительной обязанности;
5) выражается в определенных отрицательных последствиях личного, имущественного и организационного характера;
6) выступает формой реализации санкции правовой нормы в конкретном случае и применительно к конкретному лицу, но с санкцией не отождествляется, ибо санкция — часть структуры нормы права, содержащая последствия осуществления диспозиции, которые могут быть как неблагоприятными (ответственность), так и благоприятными (поощрение);
7) возлагается в процессуальной форме;
8) наступает только за совершенное правонарушение.
Если фактическим основанием юридической ответственности выступает правонарушение, характеризующееся совокупностью признаков, образующих его состав, то юридическим основанием выступают норма права и соответствующий правоприменительный акт, в котором компетентный орган устанавливает конкретный объем и форму принудительных мер к конкретному правонарушителю. Подобным правоприменительным актом может являться приказ администрации, приговор или решение суда и т.п.
108. Цель и функции юридической ответственности
Прежде чем отвечать на данный вопрос, необходимо дать определение понятия «юридическая ответственность».
Цель позволяет глубже познать сущность юридической ответственности, показывает те результаты, которые достигаются с помощью данного правового средства. В качестве основной цели юридической ответственности выступают обеспечение прав и свобод субъектов, охрана и защита общественного порядка. Именно ради удовлетворения интересов субъектов права, справедливой упорядоченности социальных связей и устанавливается этот правовой инструмент.
Функции юридической ответственности определяются целью и вытекают из нее. Среди них можно выделить следующие:
1) штрафную, характеризующую карательную реакцию государства на правонарушение и выражающуюся в наказании виновного лица, причинении ему личных, имущественных либо организационных обременении, в неблагоприятных последствиях;
2) правовосстановительную, позволяющую взыскать с правонарушителя причиненный вред, возместить убытки, компенсировать потери, обеспечивая неудовлетворенный интерес управомоченного субъекта;
3) воспитательную, призванную формировать у субъектов мотивы к правомерному поведению, предупреждать совершение как новых правонарушений со стороны лица, подвергнутого ответственности (частная превенция), так и правонарушений иными лицами (общая превенция).
Все названные функции юридической ответственности содействуют достижению ее целей.
109. Принципы юридической ответственности
Прежде чем отвечать на данный вопрос, необходимо дать определение понятия «юридическая ответственность».
Принципы наиболее полно характеризуют юридическую ответственность, позволяют ярче увидеть природу данного правового средства. Выделяют следующие основные принципы юридической ответственности:
1) справедливость, призванная соразмерно наказывать виновного, не допускать установления уголовных санкций за проступки и отрицать обратную силу закона, закрепляющего либо усиливающего ответственность; возлагать на виновного за одно нарушение лишь одно наказание; обеспечить возмещение причиненного правонарушением вреда (если он имеет обратимый характер) и т.п.;
2) гуманизм, выражающийся, в частности, в запрете устанавливать и применять такие меры наказания, которые унижают человеческое достоинство;
3) законность, требующая, чтобы юридическая ответственность возлагалась на виновное лицо строго по закону и за деяния, предусмотренные законом;
4) обоснованность, заключающаяся в объективном, всестороннем и аргументированном исследовании обстоятельств дела, в установлении факта совершения лицом конкретного правонарушения и соответствующей нормы права, в общей форме, фиксирующей юридическую ответственность, а также в принятии правоприменительного акта, закрепляющего порядок, вид и меру возможного наказания;
5) неотвратимость, означающая неизбежность наступления юридической ответственности, действенное, качественное и полное раскрытие правонарушений, обязательную и эффективную карательную реакцию со стороны государства в отношении виновных лиц;
6) целесообразность, предполагающая соответствие наказания, избираемого применительно к правонарушителю, целям юридической ответственности, позволяющая индивидуализировать санкции, учесть различные обстоятельства совершения деяния (как смягчающие, так и отягчающие).
110. Виды юридической ответственности
Прежде чем отвечать на данный вопрос, необходимо дать определение понятия «юридическая ответственность».
Классифицируют юридическую ответственность по следующим основаниям.
В зависимости от того, к какой отрасли относится юридическая ответственность, выделяются:
уголовная (применяется только за преступления; никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также' подвергнут уголовному наказанию, иначе как по приговору суда и в соответствии с уголовным, уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным законодательством; меры уголовного наказания — наиболее жесткие формы государственного принуждения, направленные преимущественно на личность виновного, — лишение свободы и т.д.);
административная (наступает за совершение административного проступка на основе законодательства об административных правонарушениях и выражается, в частности, в таких мерах, как штраф, лишение специального права и т.п.);
гражданская (наступает за н