Область педагогического творчества: начальные классы.
Сущность опыта: процесс обучения строится на личностно-гуманном подходе к детям. Исходя из этого положения определены принципы педагогической деятельности, приемы организации жизни детей, приемы обучения, введена содержательная оценка.
Продуктивность: между учениками и учителем, между самими учениками устанавливаются устойчивые гуманные отношения. Учение становится смыслом жизни для ребенка.
«Трудоемкость: динамична — по мере приобретения опыта затраты времени уменьшаются.
Внедрение: многое в системе работы определяют индивидуальные черты личности учителя, однако определенные элементы работы (приемы организации жизни детей, приемы обучения грамоте и т.д.) может использовать любой учитель начальной школы.
Элементы опыта Ш.А. Амонашвили:
1.Требования к личностным качествам учителя начальных классов.
2.Основные требования к процессу обучения в начальной школе.
3.Принципы педагогической деятельности:
• управление обучением с позиции интересов детей;
|
|
• постоянное проявление веры в возможности каждого ребенка;
• сотрудничество со школьниками в процессе обучения;
• этичное отношение к школьнику.
4.Режим школьной жизни шестилеток.
5. Приемы организации жизни детей в начальной школе.
6. Игровые приемы обучения:
• хоровой ответ;
• задания в «темноте»;
• нашептывание на ухо;
• «ошибка» учителя.
7. Содержательно-оценочная основа обучения.
8. Формы отчета педагога об успехах школьников.
9. Этапы обучения грамоте.
10. Противопоказания в работе с шестилетними детьми.
Библиография (наиболее известные работы)
1. Обучение, оценка, отметка. М.: Знание, 1980.
2. В школу с шести лет. М.: Педагогика, 1981.
3. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников. М.: Педагогика. 1984.
4. Как живете, дети? Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1986.
5. Здравствуйте, дети! М.: Педагогика, 1988.