double arrow

Кризис юношеского возраста

4

Сущность кризиса юношеского возраста заключается в том, что психология называет самоидентификацией. То есть, человек начинает осознавать себя самостоятельной личностью и пытается себя позиционировать именно в этом качестве.

Психолог Карл Юнг называл этот путь индивидуацией, экономист Маслоу дал этому процессу имя «самоактуализация», в других источниках это называют социальной интеграцией или социальной автономизацией, другими словами, поиск своего места в том обществе, которое является реальностью. В том обществе, в котором предстоит молодому человеку жить.

Первый шаг в этом пути – это отрыв от самой сильной привязанности – привязанности семейной. Впрочем, отрыв – слово неверное. Имеется в виду скорее отказ молодого человека от традиций, которые имеют значение для его родных. Юношеский максимализм обычно превращает этот процесс в собственно отрицание всего, что важно для старшего поколения. В рамках юношеского бунта против семейных (и общественных) традиций молодой человек может производить самые разные действия – от занятий спортом, йогой до употребления наркотиков или других поисков «нестандартных решений». Именно среди молодых людей особенно заметны стремления к поиску некоей общей с другими молодыми людьми идеи. Так возникают молодёжные субкультуры: панки, готы, «зелёные», скинхеды и многочисленные другие.

Фактически, это вполне объяснимый процесс, который можно называть «поиском своей правды». Причём это правда – прежде всего о самом себе, о своих возможностях и потенциале. А также о возможных путях реализации этих потенций.




Ребёнок, приходя в мир, не осознаёт, что он сам – и мир вокруг него – в чём-то различны. Первые контакты с миром – это мать. Первое ощущение мира – взаимопонимание. То есть, потребности, которые у ребёнка возникают, матерью удовлетворяются. Если же не удовлетворяются, то ребёнок сигнализирует плачем.

Становясь старше, ребёнок сталкивается с тем, что удовлетворение потребностей происходит не всегда. И реакция на такое поведение «окружающего мира» даёт первое понимание, что «мир» и «я» - это две соприкасающиеся, но не тождественные структуры.

Процесс достижения знания о себе и своих возможностях в идеале должен завершиться к 25-30 годам. Но не факт, что в жизни всё получится так, как в идеале.

Формальные проявления этого процесса социализации – это собственное, отдельное от родителей жильё, работа, иногда – собственная семья. Но это только внешние проявления. Внутренний процесс познания может длиться всю жизнь…

4





Сейчас читают про: