Особенности физического развития студентов в возрасте 17-19 лет

В вузе возрастную группу 17-19 лет представляют как правило студенты 1 и 2 курса. Организуя и проводя занятия с данным контингентом обучающихся, необходимо принять во внимание их возрастные морфофункциональные и психологические особенности.

Медико-биологическими исследованиями установлено, что у студентов в возрасте 17-19 лет планомерно продолжается рост тела в длину и морфофункциональное развитие организма. Наблюдается увеличение массы тела, окружности и экскурсии грудной клетки, жизненной емкости легких, мышечной силы, физической работоспособности. В этот период биологического развития, период развития становления организма молодого человека, его организм обладает достаточно высокой пластичностью, адаптацией к физическим нагрузкам. Однако физическое воспитание приобретает значение эффективного формирующего фактора при направленном применении средств и методов в соответствии с индивидуальными данными физического развития и физической подготовленности студентов.

Оптимизация физического развития студентов должна быть направлена на повышение у них уровня отстающих физических качеств и морфофункциональных показателей (улучшение осанки, регулирование массы тела, увеличение жизненной емкости легких, силы, выносливости и гибкости) Оценка морфофункциональных данных занимающихся проводится на основе сопоставления индивидуальных показателей с имеющимися в литературе стандартами физического развития.

Известно, что возраст человека накладывает определенный отпечаток на его психологию, мотивы поведения, интересы. Социологические исследования показывают, что в целом студенческая молодежь позитивно относится к занятиям физической культурой, спортом. Вместе с тем у большой части юношей и особенно девушек не сформированы физкультурно-спортивные интересы и естественная потребность в активной двигательной деятельности. В силу этого обстоятельства не создаются необходимые психологические предпосылки для лучшего усвоения учебной программы к предмету. Это, в свою очередь, отрицательно отражается на физической подготовленности и здоровье студентов. Развитие у юношей физкуль-спортивных интересов должно осуществляться на основе:

усиления социально значимой мотивации интереса;

повышения качества учебного процесса;

дальнейшего улучшения условий занятий по физическому воспитанию;

сообщения студентам большего объема специальных знаний и формирования на этой основе осознанной потребности в занятиях физической культурой и спортом;

установления взаимосвязи интереса к физической культуре и спорту с другими интересами студентов (к профессии, искусству и пр.);

более тщательного учета желаний и склонностей студентов при распределении их по учебным отделениям и видам спорта.

Таким образом, целью занятий является комплексное развитие основных физических характеристик юноши, но особое внимание уделяется на уроке физкультуры развитию силы, выносливости, гибкости.

физический студент спортивный сила

2. Силовые качества

Сила -- это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений).

Возраст 17-19 лет у юношей считается одним из самых благоприятных периодов для развития силовых характеристик.

Задачи развития силовых способностей. Важнейшая задача силовых способностей -- общее гармоническое развитие всех мышечных групп опорно-двигательного аппарата юноши.

В практике физического воспитания количественно-силовые возможности оцениваются двумя способами:

1) с помощью измерительных устройств -- динамометров, динамографов, тензометрических силоизмерительных устройств;

2) с помощью специальных контрольных упражнений, тестов на силу.

Современные измерительные устройства позволяют измерять активность практически всех мышечных групп в стандартных заданиях (к примеру сгибание-разгибание рук), а также в статических и динамических усилиях (измерение силы действия юноши в движении).

В массовой практике для оценки уровня развития силовых качеств наиболее часто используются специальные контрольные упражнения (тесты). Их выполнение не требует какого-либо специального дорогостоящего инвентаря и оборудования. Для определения максимальной силы используют простые по технике выполнения упражнения, например жим штанги лежа, приседание со штангой и т.п. Результат в этих упражнениях в очень малой степени зависит от уровня технического мастерства. Максимальная сила определяется по наибольшему весу, который может поднять занимающийся (испытуемый).

Для определения уровня развития скоростно-силовых способностей и силовой выносливости используются следующие контрольные упражнения: прыжки через скакалку, подтягивания, отжимания на параллельных брусьях, от пола или от скамейки, поднимание туловища из положения лежа с согнутыми коленями, висы на согнутых и полусогнутых руках, подъем переворотом на высокой перекладине, прыжок в длину с места с двух ног, тройной прыжок с ноги на ногу (вариант -- только на правой и только на левой ноге),поднимание и опускание прямых ног до ограничителя прыжок вверх со взмахом и без взмаха рук (определяется высота выпрыгивания), метание набивного мяча (1-- 3 кг) из различных исходных положений двумя и одной рукой и т.д. Критериями оценки скоростно-силовых способностей и силовой выносливости служат число подтягиваний, отжиманий, время удержания определенного положения туловища, дальность метаний (бросков),прыжков и т.п.

3. Выносливость

Выносливость -- это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности.

Мерилом выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности.

Для комплексного физического развития юноши необходимо развивать способность к восприятию длительных физических нагрузок, тренировать выносливость.

В практике физического воспитания применяют самые разнообразные по форме физические упражнения циклического и ациклического характера, например продолжительный бег, бег по пересеченной местности (кросс), передвижения на лыжах, бег на коньках, езда на велосипеде, плавание, игры и игровые упражнения, упражнения, выполняемые по методу круговой тренировки (включая в круг 7--8 и более упражнений, выполняемых в среднем темпе) и др. Основные требования, предъявляемые к ним, следующие: упражнения должны выполняться в зонах умеренной и большой мощности работ; их продолжительность от нескольких минут до 60--90 мин; работа осуществляется при глобальном функционировании мышц.

Большинство видов специальной выносливости в значительной мере обусловлено уровнем развития анаэробных возможностей организма молодого человека.

Одним из основных критериев выносливости является время, в течение которого юноша способен поддерживать заданную интенсивность деятельности. На основе этого критерия разработаны прямой и косвенный способы измерения выносливости. При прямом способе испытуемому предлагают выполнять какое-либо задание (например, бег) с заданной интенсивностью (60, 70, 80 или 90% от максимальной скорости). Большое влияние на характеристику выносливости оказывает жизненная емкость легких (ЖЕЛ). Жизненная емкость легких оценивается как разница между объемом воздуха в легких при полном вдохе и полном выдохе.

Метод исследования функции внешнего дыхания, включающий в себя измерение объёмных и скоростных показателей дыхания называется спирометрией.

Обычно в рамках проверки работоспособности легких юноши проводятся следующие виды спирометрических проб:

Спокойное дыхание.

Форсированный выдох.

Максимальная вентиляция легких.

У юношей, не занимающихся спортом, средняя жизненная емкость легких составляет 4- 4.5 литра воздуха. У профессиональных спортсменов в тех видах спорта, где возможности легких используются в полную силу, например в гребле, жизненная емкость легких может доходить до 7 и даже 9 литров.

В условиях занятий физкультурой жизненная емкость легких юноши увеличивается, в частности, при различных видах бега.

4. Гибкость

Планомерное, комплексное развитие физического состояния юноши, его скелетной мускулатуры дает сочетание улучшения двигательных функций организма в различных параметрах - силе, ловкости, скорости, выносливости и гибкости.

И гибкости среди прочих параметров отводится не последнее место.

Хорошая гибкость обеспечивает юноше свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий при выполнении физических упражнений. Недостаточно развитая гибкость затрудняет координацию движений человека, так как ограничивает перемещения отдельных звеньев тела.

Гибкость обусловлена центрально-нервной регуляцией тонуса мышц, а также напряжением мыщц-антагонистов. Это значит, что проявления гибкости зависят от способности произвольно расслаблять растягиваемые мышцы и напрягать мышцы, которые осуществляют движение, т.е. от степени совершенствования межмышечной координации.

Выделяют также общую и специальную гибкость. Общая гибкость характеризуется высокой подвижностью (амплитудой движений) во всех суставах (плечевом, локтевом, голеностопном, позвоночника и др.); специальная гибкость -- амплитудой движений, соответствующей технике конкретного двигательного действия.

Основными педагогическими тестами для оценки подвижности различных суставов служат простейшие контрольные упражнения.

Подвижность в плечевом суставе. Испытуемый, взявшись за концы гимнастической пачки (веревки), выполняет выкрут прямых рук назад. Подвижность плечевого сустава оценивают по рас стоянию между кистями рук при выкруте: чем меньше расстояние, тем выше гибкость этого сустава, и наоборот. Кроме того, наименьшее расстояние между кистями рук сравнивается с шири ной плечевого пояса испытуемого. Активное отведение прямых рук вверх из положения лежа на груди, руки вперед. Измеряется наи большее расстояние от пола до кончиков пальцев.

Подвижность позвоночного столба. Определяется по степени наклона туловища вперед. Испытуемый в положении стоя на скамейке (или сидя на полу) наклоняется вперед до предела, не сгибая ног в коленях. Гибкость позвоночника оценивают с помощью линейки или ленты по расстоянию в сантиметрах от нулевой отметки до третьего пальца руки. Если при этом пальцы не достают до нулевой отметки, то измеренное расстояние обозначается знаком «минус» (--), а если опускаются ниже нулевой отметки -- знаком «плюс» (+).

Подвижность в тазобедренном суставе. Испытуемый стремится как можно шире развести ноги: 1) в стороны и 2) вперед назад с опорой на руки. Уровень подвижности в дан ном суставе оценивают по расстоянию от пола до таза (копчика): чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости, и наоборот.

Подвижность в коленных суставах. Испытуемый выполняет приседание с вытянутыми вперед руками или руки за головой. О высокой подвижности в данных суставах свидетельствует полное приседание.

Подвижность в голеностопных суставах. Измерять различные параметры движений в суставах следует, исходя из соблюдения стандартных условий тестирования: 1) одинаковые исходные положения звеньев тела; 2) одинаковая (стандартная) разминка; 3) повторные измерения гибкости проводятся в одно и то же время, поскольку эти условия так или иначе влияют на подвижность в суставах.

Уделим внимание развитию координационных способностей у юноши.

В период 17- 19 лет продолжается совершенствование двигательной координаций до уровня взрослых, а дифференцировка мышечных усилий достигает оптимального уровня.

Успехов в физическом совершенствовании и всестороннем развитии юноша способен достичь методом регулярных тренировок, как обязательных (посещение занятий физкультуры), так и самостоятельных. Однако важнейшим аспектом физического воспитания юношества является создание мотивации к занятиям, естественной потребности в двигательной активности, без нее ни одно благое начинание в физическом самосовершенствовании не разовьется в качественный признак.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: