double arrow

Коммуникация

3

Одна из самых распространенных коммуникативных проблем юношеского возраста - застенчивость. Отчасти она обусловлена глубинными личностными свойствами, например, интроверсией, а отчасти неудачным опытом публичных выступлений или межличностных контактов. Подобно пониженному самоуважению, с которым она тесно связана, застенчивость лимитирует социальную активность личности и в некоторых случаях способствует развитию отклоняющегося поведения - алкоголизма, психосексуальных трудностей.

В юношеском возрасте возрастает внимание к личностным, внутренних, собственно психологических качеств людей, а внимание к внешности, одежды, манер, присущего подлеткам, снижается. В настоящее время формируются устойчивые стремление прогнозировать интеллектуальные и волевые качества других, свойства их характера, жизненные планы и мечты с опорой на образец, идеал Многочисленные юноши считается ют себя достаточно проницательными в этом плане и склонны делать выводы о людях на основе собственных впечатлений, атрибуций.

Возрастные сдвиги в восприятии других в равной степени относятся и самовосприятие, самосознания. В настоящее время отмечается тенденция подчеркнуть собственную индивидуальность, непохожесть на других У юношей формируется собственная модель личности, с помощью которой они определяют свое отношение к себе и других.

Открытие "Я", своего уникального внутреннего мира, связано чаще с рядом психических переживаний. Вместе с осознанием ценности собственной личности, ее неповторимости приходит осознание чувства одиночества. Поэтому возрастает потребность в общении с одновременным повышением избирательности общения, поскольку не каждому юноша может доверить свой внутренний мир. Время от времени часто проявляется потребность в одиночестве, желание побыть наедине с самим собою.

В юношеском возрасте ситуация формирования "Я" такова: ориентация одновременно на нескольких значимых других делает психологическую ситуацию неопределенной, противоречивой, часто внутренне конфликтной. Неосознаваемое желание избавиться от детских или навязанных взрослыми идентификаций активизирует рефлексию и чувство неповторимости. Именно поэтому для юности характерны чувства и страх одиночества.

С другой стороны, представление о себе в юности обусловлено групповым образом "Мы" - образом типичного сверстника.

Присущая юношеским группам избирательность в общении и жестокость к "чужакам", отличающихся цветом кожи, социального происхождения, вкусами, способностями, манерами и т.д., - это защита для чувства обезличивания и смешения . Именно поэтому детали одежды, жаргон или жесты становятся знаками, которые отличают "своих" от "чужих" .

Максимальную роль в формировании их личности и моделей взаимодействия играет уровень образованности и общей культуры родителей. Второе по значению и влиянию это состав семьи и характер взаимоотношений между ее членами. Третье - это стиль взаимоотношений с родителями. Юноши стремятся быть с взрослыми на равных и хотели бы видеть в них друзей, а не наставников.

В юношеском возрасте автономия от взрослых и значение общения со сверстниками возрастает . Общая закономерность такова: чем хуже, сложнее складываются отношения со взрослыми, тем интенсивнее будут складываться отношения со сверстниками. Максимум автономии они требуют в сфере досуга, развлечений, свободного общения, внутри жизни, потребительских ориентаций. Поэтому психологи говорят не о снижении влияния родителей, а о качественных сдвигах в юношеском общении. Отношение к преподавателям и учебного заведения зависит от нескольких факторов:

- от отношения к школе, гимназии, колледжа или училища как учреждения;

- от отношения к будущей специальности, процесса обучения и знаний;

- от отношения к преподавателям и одноклассников

В юношеской дружбе четко проявляются коммуникативные особенности: так, потребность в интимной дружбе возникает у девушек на 1,5-2 года раньше, чем у юношей, при этом дружба девушек эмоциональная. Однако юношеская дружба имеет свои сложности: свойственные возрасту требовательность и критичность по отношению к другому, бескомпромиссность порождает болезненные трудности и напряженность во взаимодействии с близкими сверстниками .

В ранней юности сильнее по сравнению с предыдущими возрастными этапами, проявляется потребность в одиночестве. Коммуникативное одиночество - это общение с некоторым идеальным партнером, со своим Я, с воображаемыми лицами. Наедине юноши и девушки проигрывают роли, которые им недоступны в реальной жизни. Они делают это в играх-мечтах, преимущественно рефлексивных и социальных.


Основные линии развития юношества.

В ранней юности происходят изменения в мотивации, в частности, в потребностях, интересах. Некоторые потребности возникают впервые или изменяются Предпосылками для этого выступают биологические и когнитивные изменения Например, потребность в сексуальном удовлетворении появляется только после развития соответствующих биологических механизмов, а потребность в самореализации - только с определенными когнитивными и социальными предпосылками.

Классификация потребностей по Маслоу:1) физиологические потребности, 2) потребность в безопасности, 3) потребность в любви; 4) потребность в общественном статусе (уважении), 5) потребность в самореализации и индивидуальном развитии

Юноши и девушки находятся в постоянном ожидании общения и это душевное состояние заставляет их активно искать спешивания со сверстниками, которое отличается особым доверием, интенсивностью, ответственностью Поэтому становится понятным, почему так тяжело переживаются неудачи. Как выяснилось при опросе, только 33% ребят из выпускных классов считают, что настоящая дружба среди сверстников их возраста встречается часто Юношеская дружба - первая самостоятельно выбранная привязанность, которая предшествует любви с присущей ему высокой эмоциональностью и бескомпромиссностью.

Юношеская дружба и любовь определяют нравственное сознание личности и то, кого и как будет любить уже взрослый человек.

Потребность в уважении, достижении - это стремление к успеху в деятельности Реализуется она юношами по-разному: как желание проверить новые когнитивные способности, добиться уважения и высокой социальной оценки, попытка показать себя с лучшей стороны перед представителями другого пола и др. Данная потребность определяется предыдущим опытом В юности она доминирует в тех, кто еще в дошкольном возрасте привык добиваться успеха, а в возрасте 8-10 лет не испытывал жесткого внешнего контролю.

3

Сейчас читают про: