III занятие

Упражнение «Бег с карандашом»

Цель: Упражнение учит координировать свои действия с партнером, а также брать инициативу на себя, руководить этими действиями (если в паре никто не берет на себя руководящую роль – она проигрывает).

Описание упражнения: Участники разбиваются на пары. Каждой паре понадобится карандаш (можно использовать также закрывающийся колпачком фломастер или авторучку с убирающимся стержнем). Пары встают около одной из стен помещения и поднимают каждая свой карандаш, зажав его между указательными пальцами правых рук партнеров. По команде ведущего они начинают движение до противоположной стены помещения, а потом назад, продолжая зажимать карандаш между пальцами. Кто роняет его – выбывает из игры. Побеждает пара, преодолевшая дистанцию быстрее всего.

Можно модифицировать упражнение: зажимать одновременно два карандаша (один между указательными пальцами правой, а второй – левой руки), бегать по сложным траекториям, в тройках, организовать эстафету.

Обсуждение:

  • Какие качества важнее всего для успешного выполнения этого упражнения?
  • Что способствовало его выполнению, а что, наоборот, препятствовало?

Упражнение «Катись мячик»

Описание упражнения. Участники стоят в плотном кругу. Их задача –

перекатить из ладони в ладонь мячик таким образом, чтобы он прошел весь

круг, ни разу не упав. Можно несколькими способами усложнить задание:

Ø Пользоваться только левыми руками.

Ø Выполнить упражнение в движении, когда круг участников

вращается.

Ø Одновременно с перекатыванием мячика всем вместе присесть и

встать.

Психологический смысл упражнения. Обучение координированию

совместных действий, возможность потренироваться в творческом решении

коллективной нетривиальной задачи.

Обсуждение. Каковы впечатления участников от этого упражнения?

Каким реальным жизненным проблемам можно уподобить эту игровую

задачу? От чего зависит успех коллективного решения подобных задач?

Упражнение «Между лбами»

Описание упражнения. Участники делятся на пары, каждая из них

получает один лист бумаги формата А4. Задача: переместиться по заданной

ведущим траектории (в простейшем случае это прямая от одной стены до

другой), зажав лист между лбами. Руки при этом отводится за спину,

придерживать лист чем бы то ни было, кроме лбов (губами, зубами, деталями

одежды и т.д.), нельзя. Если лист падает, пара возвращается на исходную

позицию и начинает движение снова. Когда участники немножко освоятся с

таким способом перемещения, можно разделить их на 2-3 команды и

организовать соревнование – эстафету.

Психологический смысл упражнения. Обучение координации

совместных действий, уверенному поведению в необычной ситуации.

Обсуждение. Чем, с точки зрения участников, определяется успех в

выполнении этого упражнения? Каким реальным жизненным ситуациям

можно его упободить?

Упражнение «Контакт ладонями»

Описание упражнения. Участники, разбившись на пары, встают на расстоянии примерно 0,5 м друг от друга, зажимают ладонями листы бумаги (см. рисунок на стр. 40). Им нужно, не разжимая ладони и не роняя листы, как можно быстрее пройти по траектории длиной 10-15 м, имеющей резкие пово­роты (трасса может быть образована, например, несколькими «ворота­ми» из стульев). Между парами проводится соревнование на скорость.

Психологический смысл упражнения. Участники учатся совместно дей­ствовать быстро, решительно и ско­ординированно.

Обсуждение. Какие впечатления возникли у участников по ходу игры? Чем па­ры, прошедшие дистанцию быстрее всех, отличались от остальных, ка­кие качества позволили им добить­ся победы?

Упражнение «Парные броски»

Описание упражнения. Участники разбиваются на пары и встают лицом друг к другу на расстоянии 60-80 см. Между правой ладонью одного партнера и ле­вой ладонью другого зажимается небольшой мячик (или какой-либо другой эластичный и легкий предмет подходящего размера). Задача пары — действуя синхронно, бросить этот предмет таким образом, чтобы попасть в мишень, находящуюся на расстоянии 3-4 м. В каче­стве мишени можно использовать, к примеру, тазик или разложен­ный на полу газетный лист (размер приблизительно 50 х 50 см)1. При броске предмет должен быть все время зажат между ладонями двух участников, брать его пальцами или передавать в одну руку за­прещено. Каждой паре дается 3-4 попытки, фиксируется число по­паданий. Целесообразно повторить игру 2-3 раза, меняя состав пар, чтобы дать каждому участнику возможность для взаимодействия с разными партнерами.

Психологический смысл упражнения. Обучение координировать совместные действия, сплочение, де­монстрация ситуации сотрудничества (оба партнера либо выигрыва­ют, либо проигрывают, и зависит это не столько от индивидуальных стараний каждого, сколько от того, в какой мере им удастся скоорди­нировать совместные действия).

Обсуждение. Чем, помимо ловкости каждого из участников в отдельности, раз­личались те пары, которые успешно справлялись с таким заданием, и те, у которых оно вызывало затруднения? Какие качества потребо­вались от участников, чтобы успешно совершать такие броски? Когда в жизни возникают ситуации, в которых встающие задачи невозможно решить, действуя индивидуально, а необходимо координировать свои действия с усилиями других людей?

Упражнение «Поднять мяч»

Описание упражнения. Два добровольца ложатся животами на пол головами по направ­лению друг к другу. Между их головами кладется мяч, который они зажимают лбами. Их задача — вместе подняться, не выронив этот мяч. Его нельзя придерживать с помощью рук или еще каким-ни­будь способом, он должен быть зажат между лбами участников.

Упражнение «Кодовая фраза»

Описание упражнения. Упражнение выполняется в парах. Каждый партнер получает от ведущего какую-либо «кодовую фразу» — несложную, но такую, что по смыслу она является довольно странной, не очень вписывается в обычный разговор. Например, это могут быть такие фразы:

Ø Сборную по хоккею дисквалифицировали за выход на лед без коньков.

Ø По новым футбольным правилам, вратарю нельзя будет играть руками.

Ø На новых долларах написано: «Храните деньги в сберкассе».

Ø Играя на валютном рынке, можно приобрести подводный ресторан.

Ø Мягкие игрушки теперь будут содержать вакцину от птичьего гриппа.

Ø Простуду можно вылечить, направив на горло и в нос лунный свет.

Участники не говорят друг другу, какие фразы им достались. Им отводится три минуты на то, чтобы свободно беседовать о чем угодно. Задача каждого из них – использовать в разговоре свою «кодовую фразу» раньше, чем это сделает партнер, и таким образом, чтобы собеседник не понял, что именно эта фраза является кодовой. Ее нужно так встроить в беседу, чтобы она прозвучала вполне логично и естественно, не вызвала у собеседника подозрений. Если кому-то из игроков показалось, что собеседник употребил «кодовую фразу», он сразу после этого может спросить: «Это та фраза?». Если он угадал, то объявляется победителем. Если он задал этот вопрос дважды, но оба раза ошибся – победителем объявляется соперник. Если фраза была использована, а собеседник этого не заметил – побеждает тот, кто использовал ее. Если в течение трех минут ни один партнер так и не употребил свою фразу – это считается поражением обоих игроков.

Смысл упражнения. Развитие умения говорить бегло и гибко, разворачивать беседу в желательном для себя направлении, незаметно встраивать в контекст речи заранее запланированные сообщения, а также распознавать подобные действия. Это важно, поскольку встраивание в свою речь скрытых сообщений – это действие, используемое в большинстве видов психологической манипуляции, а умение распознать такие сообщения – важное условие противостояния манипулятивному влиянию.

Обсуждение. Какие эмоции и чувства возникали по ходу выполнения этого упражнения?

На что ориентировались участники, принимая решение о том, какое именно высказывание является «кодовым»?

À какие способы были использованы, чтобы скрыть эти фразы, сделать их незаметными?

Когда человек хочет исподтишка повлиять на собеседника, он обычно тоже встраивает в свою речь какие-либо утверждения и требования таким образом, чтобы партнер этого не заметил, это прозвучало бы как нечто само собой разумеющееся.

Можете ли вы привести такие примеры из своего жизненного опыта?

Как научиться распознавать такие «скрытые сообщения»?

Упражнение «Поднять взглядом»

Исходное положение участников: участники сидят на стульях

полукругом к водящему. Каждый из участников по очереди выполняет роль

водящего.

Задание: водящему «поднять взглядом» всех участников группы так,

чтобы все они одновременно стояли 1 секунду.

Правила:

1. Участники смотрят в лицо водящего.

2. Участник, на котором водящий зафиксировал взгляд в течение

одной секунды, должен быстро встать и стоять 10 секунд. Каждый участник

самостоятельно ведет счет секундам про себя.

3. Отсчитав 10 секунд, стоящий участник должен быстро сесть.

4. Водящий может смотреть на одного участника сколько угодно

раз.

5. Упражнение выполняется молча.

Примечания для ведущего:

• оптимальное число участников упражнения – 12-15 человек;

• упражнение рекомендуется использовать как наглядный пример при

изучении участниками навыков публичных выступлений (модель

установления визуального контакта выступающего и аудитории).

Упражнение «Молчащее и говорящее зеркало»

Ведущий предлагает выйти в круг добровольцу, который будет «смотреть в зеркало».

Твоя задача только по отражению в «зеркале», точнее в двух «зеркалах», определить, кто из членов группы подошел к тебе сзади. Эти два «зеркала» будут живыми. Одно будет молчащим: оно сможет объяснить тебе, кто находится за спиной, только с помощью мимики и жестов. Второе зеркало – говорящее. Оно будет объяснять, что за человек, конечно не называя его имени. Выбери из группы тех двоих, кто станет молчащим и говорящим «зеркалом».

После того, как игрок сделал выбор, ведущий дает «зеркалам» более подробную инструкцию:

«Зеркала» встают рядом у стены. Основной игрок – перед ними. Все остальные участники группы располагаются за его спиной и по одному бесшумно подходят к нему сзади. Отражение зеркалами происходит по очереди. Сначала работает молчащее «зеркало». Если основной игрок не может угадать человека стоящего за спиной, то вступает «говорящее зеркало» и произносит одну фразу. Если игрок опять не угадывает, то снова можно по-другому – отражает молчащее «зеркало» и так далее. Задача игрока угадать человека за спиной как можно быстрее.

Для «зеркал» есть определенное условие – не акцентироваться только на изображении чисто внешних особенностей людей и тем более подчеркивать какие-то физические характеристики.

Можно обсудить такие вопросы:

- Кому из игроков потребовалось меньше всего зеркальных «отражений», чтобы определить, кто находиться за его спиной?

- В чем секрет такой прозорливости?

- Кто из участников группы оказался самым талантливым «зеркалом»? Что ему в этом помогло?

- Кто из участников удивлен тем, как был отражен «зеркалами»?

- Что вы почувствовали, когда увидели свое отражение?

Упражнение «Трамвай в час пик» (6-7 мин)

Трамвай, давка, час пик. Одному человеку юноше или девушке надо пробраться к двери, но пройти сквозь стоящих «спина к спине» пассажиров нелегко? Как действовать?

В этюде все изображают толпу, а один пытается пробраться.

Упражнение «Ссора»(2-3 мин)

Девушка и юноша сидят на месте изображая поссорившихся, затем им без слов нужно помириться.

Упражнение «Как привлечь внимание» (5 мин)

На стульях лицом друг к другу, на расстоянии 2 метров сидят юноша и девушка. Задача молодого человека уговорить невербальным способом девушку пересесть к себе. Затем пары меняются и теперь у девушке задание привлечь парня. После проигрывания ситуации обсудить результаты и испытанные чувства с ребятами.

Упражнение «Вежливость» (5 мин)

Слова инструктора: У многих из нас есть слабости, которые особо могут и не мешать в обычной жизни, но, тем не менее, они бросаются в глаза. У каждого из нас в лексиконе найдутся слова, которые он бы не хотел произносить, но они «вырываются сами собой»

Давайте сейчас попробуем найти способ стать немного культурней, хотя бы на словах!

Правила: Каждому из участников необходимо вспомнить те слова, которые засоряют язык, записать их, а рядом записать их синонимы. Затем, каждый называет по одному самому, неискоренимому слову, из своего лексикона и его синоним, которые в дальнейшем пишутся на ватмане.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: