Вариант 1: общение с помощью слов.
Участники разбиваются на пары. Один человек из каждой пары выходит в коридор, а второй прячет небольшой предмет — например, авторучку (можно поручить это тем, кто по каким-либо причинам не участвует в самом упражнении). Спрятав предмет, участник зовет своего напарника, который входит в помещение и сразу закрывает глаза (еще лучше, если глаза ему завязывают). После этого «слепой» приступает к поиску предмета, а оставшийся с открытыми глазами «поводырь» дает ему все необходимые для этого указания — в каком направлении и сколько сделать шагов, куда протянуть руку и т. п. Глаза открываются только тогда, когда предмет найден.
Вариант 2: общение с помощью тактильного контакта.
В этом варианте, как и в предыдущем, осуществляется поиск предметов в парах, один участник в каждой паре выступает в роли «слепого», а второй - «поводыря». Но разговаривать им запрещено, «поводырь» кладет на плечо «слепому»ладонь, через которую и управляет его движениями. Следует обратить внимание участников, что сущность упражнения состоит не в том, чтобы двигать «слепого» в нужном направлении с применением физической силы, а в том, чтобы передавать ему необходимую для движения информацию с помощью легких касаний.
Смысл упражнения. Для успешного выполнения данного упражнения «поводырь» должен руководить партнером, исходя из положения партнера, а не своего (отход от эгоцентричной позиции в общении). «Слепой» же должен внимательно прислушиваться к словам или проявлять повышенную чувствительность к прикосновениям. Это упражнение способствует укреплению доверия, развитию эмпатии. Во втором варианте также развиваются навыки передачи информации посредством тактильного контакта, без использования слов.
Обсуждение. Какие чувства испытывали участники, находясь в ролях «слепого» и «поводыря»? Что помогало, а что мешало выполнить задание? Какими качествами предопределяется успех выполнения этого упражнения?
Упражнение «Рисование по инструкции»
Участники разбиваются на пары и садятся спиной друг к другу. Один участник в каждой паре получает карточку с изображением.
Его задача – инструктировать второго участника таким образом, чтобы тот, не видя карточки, смог бы воспроизвести в двух вариантах.
Упражнение проводится в двух вариантах:
· с обратной связью – рисующий участник может задавать уточняющие вопросы;
· без обратной связи – никакие вопросы задавать нельзя.
Потом производится сравнение результатов. Это упражнение умений четко и однозначно излагать информацию, внимательно слушать и действовать по инструкции, задавать уточняющие вопросы.
Обсуждение: Какие условия необходимы для того, чтобы смысл передаваемых сообщений одинаково понимался говорящими и слушающими?
Упражнение «Неравные ресурсы»
Материалы:
- ножницы;
- клей;
- линейка;
- 1 лист синей бумаги (формат A4);
- 1 лист белой бумаги (формат A4);
- 1 лист красной бумаги (формат A4);
- 1 лист зеленой бумаги (формат A4).
Исходное положение участников: ведущий делит группу на 3
команды. Команды располагаются так, чтобы не мешать работе друг друга.
Первой команде выдается – 1 лист синей бумаги, ножницы.
Второй команде выдается – 1 лист белой бумаги, 1 лист зеленой
бумаги, клей.
Третьей команде выдается – 1 лист красной бумаги, линейка.
Задание: команде составить как можно быстрее – белый квадрат со
стороной 2,5 см, синий прямоугольник со сторонами 2 и 4 см, бумажную
цепь из четырех разноцветных звеньев (красного, белого, синего, зеленого).
Правила: На выполнение задания – не более 15 минут.
Примечание для ведущего: правильным признается как вариант, при
котором вся группа выполнит задание, так и вариант, при котором каждая
команда выполнит задание отдельно.