БЛОК «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ»

Упражнений «Три способа поведения»

Описание упражнения. Участники разыгрывают сценки конфликтных

ситуаций (необходимость вернуть в магазин некачественный товар, отказать

приятелю в какой-либо нетактичной просьбе и т.п., примеры могут

предложить сами участники), в которых им дается задание вести себя в

соответствии с одним из следующих стилей поведения:

Застенчиво: говорить виноватым тоном, тихим голосом, потупив

взгляд, не настаивать на своих требованиях, соглашаться с возражениями

собеседника, подчеркивать его превосходство над собой («вы лучше знаете»,

«вам виднее» и т.п.) и свою зависимость от его решения.

Уверенно: говорить спокойно, умеренно-громко, глядя прямо на

собеседника, настойчиво излагать свои требования и при необходимости

повторять их, не прибегая к обвинениям и угрозам, высказываться по

существу конфликтной ситуации, не «переходя на личности». Критика

допускается, но она должна касаться не собеседника как личности, а

конкретных деталей ситуации.

Агрессивно: говорить громко, энергично жестикулируя, выражать

возмущение, формулировать свои требования в форме категоричного

приказа, критиковать собеседника как личность, при возражениях с его

стороны немедленно переходить к угрозам (пожаловаться куда-либо,

«устроить проблемы» и т.п.).

Каждая из выбранных сценок проигрывается трижды (1-2 минуты на

повторение). Тот партнер, который предъявляет претензии или требует чего-

либо, ведет себя в соответствии с одним из указанных стилей. Второй

партнер, на которого направлены претензии, специальных инструкций о том,

каким должно быть его поведение, не получает и действует так, как ему

представляется наиболее уместным. Остальные участники в это время

находятся в роли наблюдателей и получают задание фиксировать в

поведении игроков все проявления, свидетельствующие о том, к какому

стилю относится их поведение. После проигрывания каждой сценки они

делятся своими наблюдениями.

Психологический смысл упражнения. Демонстрация того, что такое

уверенное поведение в конфликтной ситуации, посредством сравнения с

другими стилями поведения (застенчивым и агрессивным), и его тренировка.

Обсуждение плюсов и минусов каждого из указанных поведенческих стилей.

Обсуждение. Какие чувства возникали у игроков, демонстрировавших

застенчивое, уверенное и агрессивное поведение? А у тех, на кого оно было

направлено? Что оказалось более результативным в каждом из выбранных

сюжетов, с большей вероятностью позволило бы достигнуть цели? В каких

ситуациях уместнее поведение того или иного из трех стилей, что за

преимущества они дают?

Упражнение «Оптимальные варианты»

Описание упражнения. Участники объединяются в подгруппы по 3-4

человека. Им предоставляются для ознакомления описания нескольких

конфликтных ситуаций, например, таких:

· Ты купил музыкальный плеер, принес его домой и вдруг обнаружил,

что он не работает. Принес его назад в магазин и попросил заменить, а там

сказали, что менять ничего не будут и гарантийных мастерских этой фирмы у

вас в городе нет, поэтому тебе нужно самому послать плеер производителям

по почте.

· Ты стоишь в очереди, и вдруг невесть откуда взявшиеся парень с

девушкой встают прямо перед тобой, как будто так оно и нужно.

Задача участников – придумать, прорепетировать и

продемонстрировать сценки, отражающие оптимальные (т.е. позволяющие

добиться цели с наибольшей вероятностью и с наименьшими затратами сил)

варианты уверенного, агрессивного и застенчивого поведения применительно к каждой из этих ситуаций. На подготовку дается 8-10 минут.

Конфликтные ситуации могут быть предложены и самими участниками.

Психологический смысл упражнения. Повышение гибкости поведения в

разных ситуациях, демонстрация возможностей вести себя в них как

уверенно, так и агрессивно либо застенчиво. Демонстрация того, что в

зависимости от ситуации, в которой оказался человек, могут быть

оптимальны разные стратегии поведения.

Обсуждение. Как каждому из участников было более комфортно себя

вести – уверенно, застенчиво или агрессивно? С чем это связано? Бывают ли

такие ситуации, в которых более эффективно действовать не уверенно, а

застенчиво или агрессивно?

Упражнение «Встреча взглядами»

Цель: разминка, развивает навыки социальной перцепции.

Вариант I. Все участники стоят в кругу, опустив головы вниз. По команде ведущего они одновременно поднимают головы. Их задача – встретиться с кем-то взглядом. Та пара игроков, которой это удалось, покидает круг.

Вариант II. Отличается противоположной постановкой задачи – ни с кем не встретиться взглядом.

Упражнение «Дистанция общения»

Цель: Возможность определить комфортную дистанцию общения с разными собеседниками.

Время: 20 минут.

Инструкция. Участники встают в две шеренги друг напротив друга на расстоянии примерно 3м таким образом, чтобы каждый нашел свою пару в противоположной шеренге. По сигналу ведущего одна шеренга начинает медленно подходить к другой. Участники, стоящие в неподвижной шеренге, ждут, пока напарник приблизится к ним на такое расстояние, что дальнейшее сближение начнет вызывать дискомфорт, желание отойти назад. Когда это происходит, они жестом руки останавливают своих напарников. После этого участники встают на свои места и роли стоящих в шеренгах меняются - двигаться начинают те участники, которые до того были неподвижны.

Дальше шеренги смещаются относительно друг друга на одного человека (крайние участники при этом переходят в другую шеренгу), и цикл повторяется. При небольшом количестве участников можно выполнить упражнение по полному кругу (каждый с каждым), при большом - ограничиться 2-3 циклами.

Обсуждение. Какая дистанция общения оказалась наиболее комфортной? Насколько это зависит от собеседников, в частности, от их пола? Какие эмоции возникают, если дистанция общения оказывается более или менее комфортной?

Угадай эмоцию

Инструктор: «Сейчас мы будем выполнять следующее упражнение: кто-то будет показывать всем своим видом желание вступить в контакт, т.е. пообщаться, кто-то будет показывать не желание общаться. Нужен ведущий, задача которого будет угадать, кто с ним хочет общаться, кто нет. Все остальные должны сидеть с нейтральным выражением лица. При угадывании, ведущий должен не только угадать, но и вступить в контакт. Просьба всем остальным не смотреть на тех людей, которых угадывают».

Ведущий выходит за дверь или отворачивается. Инструктор показывает тех людей, которые будут изображать желание и не желание общаться, при этом, проговаривая еще раз, что им надо делать.

При большой группе можно загадывать сразу несколько желающих и несколько нежелающих, и нескольких ведущих

Водящий выходит за дверь, остальные придумывают и изображают эмоцию, которую он должен отгадать. Обсуждение: К каким последствиям может приводить ситуация, если человек думает, что изображает одну эмоцию, а окружающие видят совершенно другую? Умение конструктивно выражать эмоции — условие того, что они не принесут вреда.

Упражнение «Польза и вред эмоций»

Ребята работают в малых группах. Каждая группа получает карточку, на которой перечислены названия четырех эмоций. На основе этого задания нужно заполнить таблицу.

В первом столбце таблицы нужно перечислить эти эмоции. Второй и третий столбцы недвусмысленно озаглавлены «польза эмоции» и «вред эмоции». Ребятам, заполняя таблицу, необходимо подумать, что хорошего и что плохого связано с заданными им эмоциями. Желательно про­иллюстрировать свои рассуждения примерами из жизни, соблюдая правила работы на уроках психологии (в частности, не называя имен).

По завершении работы выводы каждой малой группы обсуждаются. Получается, что каждая эмоция нам зачем-то нужна (она нам что-то говорит!).

Упражнение «Грани сходства и грани различия»

Цель: осознать сходства и различия людей по психологическим характеристикам.

Грани сходства.

Инструкция: Давайте поразмышляем о том, что же нас объединяет в этом мире. Таких разных, часто непонятных для других. Для этого нужно выбрать себе партнера и сесть рядом с ним, взяв при этом чистый лист бумаги и ручку. Напишите заголовок “Наши сходства” и поставьте двоеточие.

Грани различия.

Инструкция: Мы выяснили, чем мы похожи друг на друга. Теперь нужно снова сесть рядом с прежним собеседником. Теперь возьмите новый лист бумаги и напишите название “Наши различия”. Посмотрите внимательно на человека, сидящего рядом с вами. Он похож на вас. Вы только что говорили об этом. Но он чем-то не похож на вас. Что это? Другой тип темперамента? Иные привычки и взгляды на жизнь? Наверное, вы видите очень много различий. Это естественно, ведь он - другой. Подумайте о том, в чем ваше отличие, в чем вы разные. Нельзя об этом спрашивать партнера. В течение 4-5 минут вы будете молча трудиться, заполняя листок, думая об этом человеке и о себе одновременно.

Упражнение «Комплимент»

Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу.

Количество человек в обоих кругах одинаковое. Участники, стоящие напротив, говорят друг другу комплименты. Затем по команде ведущего внутренний круг сдвигается (по часовой стрелке), партнеры меняются. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

Упражнение «Слушание в разных позах»

Участники разбиваются на 1-й и 2-й. 1-«говорящий», 2 – «слушающий». Проигрывают ситуацию слушания в разных позах: 1) оба сидят, 2) говорящий стоит, 3) стоят спиной друг к другу. Затем меняются ролями.

Обсуждение: При каком расположении собеседника было легче говорить? Легче слушать? Как вы думаете, почему при изменении взаимного расположения меняется эффективность общения?

Упражнение «Палочка»

Команда садится в круг и начинает передавать по кругу какой-либо предмет, зажав его различными частями тела, меняя их. При падении игра начинается с начала.

Упражнение «Словесный волейбол»

Для этой игры понадобится волейбольный мяч.

Участники игры встают в круг. Первый игрок бросает мяч через центр круга и называет при этом любое существительное. Игрок, поймавший мяч, добавляет подходящий по смыслу глагол. Например, «щенок лает», «дождь идет» и т. п. Тот, кто ошибся и говорит бессмыслицу, выбывает из игры.

Упражнение «Ночной сторож»

Водящий играет роль ночного сторожа. Он изображает спящего - поворачивается спиной к другим участникам и не смотрит на них. За ним лежит какой-нибудь небольшой предмет, который он «охраняет». Остальные стоят на расстоянии пяти метров от сторожа, по команде начинают двигаться. Один из них играет роль воришки, его задача - незаметно для сторожа стащить предмет, а потом коснуться им каждого из участников. Сторож раз в 6 секунд просыпается, поворачивается в сторону участников и наблюдает за ними - не более 5 секунд. Когда поворачивается сторож, все замирают в тех позах, в которых их застал сторож. Когда сторож снова засыпает и отворачивается, участники снова могут двигаться. Задача сторожа - понять, кто вор до того, как вор коснется всех участников. На это дается 3 попытки. Участники помогают воришке маскироваться.

Психологический смысл упражнения. Тренировка наблюдательности, умения гибко и уверенно действовать в быстро меняющейся обстановке, сплочение группы и обучение координированию совместных действий.

Обсуждение. Какие впечатление возникли у участников по ходу игры? Какие качества важнее всего для «сторожа», «воришки», рядовых участников? Где в реальной жизни востребованы эти качества?

Упражнение «Таможня»

Из состава участников выбираются два «работника таможни» и два «иностранца». «Таможенники» остаются в комнате, а «иностранцы» выходят. Задача первых состоит в том, чтобы так организовать беседу с «Иностранцами», чтобы выяснить, кто из них провозит «запрещенный товар». В качестве такого «товара» могут выступать, например, «наркотики». Разумеется, все это не реальные вещи, а игровые символы. Так, «багажом» могут быть две книги, с которыми «иностранцы» подходят к «таможенникам» и ведут беседу, а «наркотиками» – вложенный в одну из книг лист чистой бумаги. «Таможенники» не имеют права брать эти книги в руки и листать. Они должны решить свою задачу, опираясь на свою наблюдательность и интуицию.

Пока «таможенники» рассаживаются и готовятся к принятию «иностранных гостей», те за дверью комнаты придумывают легенду: из какой страны они приехали, с какой целью, на какой период запланирован их визит и т.п. Главная задача «иностранных гостей» состоит в том, чтобы в ходе разговора не вызвать подозрений «таможенников» и рассказать такую легенду, которая поможет отвлечь внимание «таможенников» и помешать принятию ими правильного решения. Например, сентиментальная или остросюжетная история может надолго отвлечь внимание «таможенников». В ходе игры постепенно выясняется, что уже первые действия «иностранцев» часто выдают их «с головой»: тот, кто везет «запрещенный товар», часто либо немного суетится, либо излишне напряжен и зажат. Лидером беседы в большинстве случаев выступает тот из «гостей», кто свободен от «контрабанды».

Беседа длится до тех пор, пока «таможенники» не решают, у кого из «иностранцев» спрятан «запрещенный товар». После того, как ответ высказан, другие участники, которые находились в роли зрителей, также предлагают свои решения. И только потом «иностранцы» признаются.

В заключении игры происходит общее обсуждение, в котором группа анализирует, какие ответы были правильными и почему. Выявляется, по каким признакам «работники таможни» и зрители определили, у кого из «иностранцев» был спрятан «запрещенный товар».

Упражнение «Запоминание позы»

Описание упражнения. Участники произвольно располагаются в пространстве и принимают любые позы, какие захотят. Водящий внимательно смотрит на каждого из них и пытается запомнить эти позы, после чего выходит за дверь. Тем временем каждый участник меняет какую-то одну деталь в своем положении. Водящий возвращается и пытается по памяти восстановить позу каждого из участников в первозданном виде. Иногда при выполнении этого упражнения участники объединяются в подгруппы и строят настоящие «живые скульптуры».

Смысл упражнения. Упражнение развивает наблюдательность по отношению к другим людям, побуждает обращать внимание на такие нюансы их внешнего облика, которые обычно не воспринимаются.

Обсуждение. Какие характеристики позы было легче запоминать? Что за изменения в первую очередь бросались в глаза?

Упражнение «Перебежчики и охранники»

Направлено на выработку навыков невербального общения, развивает наблюдательность и быстроту реакции. Половина участников («перебежчики») садятся в круг, а за спиной каждого из них встаёт «охранник». Задача «перебежчиков»- поменяться местами друг с другом, условившись об этом взглядом, незаметно для «охранников», которые внимательно наблюдают за их поведением и если заметили что - либо подозрительное, кладут руку на плечо своей «жертвы». В ходе игры роли меняются, и каждый член группы будет как «перебежчиком», так и «охранником».

Упражнение «Перепутанные газеты»

Описание: Требуется несколько газет. Игроки садятся в 2 линии лицом друг к другу, как в железнодорожном вагоне. В это время лидер раздает каждому по газете, перепутав и переложив в них листы. По сигналу, игроки стараются собрать листы в нужном порядке. Побеждает первый (можно соревноваться за второе и третье места).

Упражнение «Твои достоинства»

Цель: Укрепление самооценки, создание в группе позитивного настроя, более полное знакомство участников друг с другом.

Материалы: мячик.

Время: 15 минут.

Инструкция. Участники, стоя в кругу, перекидывают друг другу мячик. Тот, кто поймал его, называет три своих достоинства, сильные стороны, после чего перекидывает мячик кому-нибудь из тех участников, у кого он еще не побывал. Тот тоже говорит о трех своих достоинствах, перекидывает мяч дальше и т. д., пока мяч не побывает в руках у каждого.

Упражнение можно либо закончить на этом, либо провести вторую часть (целесообразно в группах не более 12 человек, включающих старших подростков). В ней мячик перекидывается в обратном порядке: каждый поочередно бросает его тому, от кого в первой части упражнения получал, и по памяти произносит, какие три своих достоинства называл тот человек. При возникновении затруднений допускаются подсказки, но лучше, чтобы они исходили не от лица того, чьи достоинства называются, а от других участников, которые запомнили, что тот говорил.

Обсуждение. Какие эмоции возникали у участников, когда нужно было называть свои сильные стороны, достоинства? Вызывало ли это упражнение у кого-либо затруднения? И т.п.

Упражнение «Маленькие успехи»

Описание упражнения. Участникам предлагается вспомнить и описать

любые, хотя бы незначительные успехи, достигнутые ими в три последние

дня. На размышление дается 2-3 минуты. Далее при небольшом числе

участников (до 10-12) каждый рассказывает о своих успехах в общем кругу.

Если же группа большая, то целесообразно разделить ее на 2-3 подгруппы

(тогда участники более подробно рассказывают о своих достижениях внутри

подгрупп, а потом от каждой из них выступает «спикер», озвучивающий

наиболее яркие моменты). Потом участникам предлагается подумать, как они

наградят себя за отмеченные достижения, и сделать задуманное в качестве

домашнего задания.

Психологический смысл упражнения. Обучение «самоподкреплению»

(отслеживанию собственных успехов и награждению самого себя за них),

фиксация на то, что в жизни происходит много позитивного. Кроме того,

упражнение позволяет участникам познакомиться поближе, узнать о своих

партнерах некоторые неожиданные моменты.

Обсуждение. При желании свои достижения, пусть даже небольшие,

можно обнаружить практически в любом, самом обыденном дне. Для чего

важно уметь замечать их и награждать себя за них?

Упражнение «Запретные слова»

Описание упражнения. Водящий, выступая в роли журналиста, поочередно задает каждому из участников вопросы любого содержания, на которые тем требуется быстро отвечать. При этом вводится дополнительное условие: в ответах можно пользоваться любыми словами, кроме «да — нет». В качестве «запретных слов» могут быть и другие из числа широко распространенных, например «и – или», «я – ты – он» и т. п. Тот, кто при ответе на вопрос употребит «запретное слово», сам становится водящим.

Смысл упражнения. Выработка умения контролировать свою речь, «прислушиваться к самому себе», излагать свою точку зрения не только

простейшими словами, но и с помощью более сложных, развернутых фраз.

Обсуждение. Насколько сложно было выполнять данное упражнение; если

оно вызывало затруднения, то чем именно они обусловлены? В каких ситуациях и для чего важно уметь контролировать свои высказывания? Согласны ли вы с тем, что затруднения в изложении своей мысли другими словами, не прибегая к таким простейшим, как «да — нет» и т. п. – это признак недостаточной гибкости речи человека? В каких ситуациях имеет смысл прибегать к сложным, развернутым высказываниям, а когда, наоборот, лучше говорить максимально коротко и просто?

Упражнение «Рекомендация»

Описание упражнения. Участникам нужно подготовить и представить

рекомендацию, чтобы быть принятыми в закрытый элитарный клуб.

Вариант 1. Подготовить такую рекомендацию на самого себя. В ней

нужно отразить свои главные достоинства, сильные стороны, представить

себя как достойного оказаться в «элитарном клубе». На что именно обратить

внимание, участники решают самостоятельно, но следует напомнить им, что

речь должна идти о реальных, а не вымышленных фактах и достоинствах

(«Служба безопасности проверит сообщенную вами информации»).

Вариант 2. Работа организуется в парах, участники говорят

рекомендации друг на друга. Сначала дается время для общения в парах (6-8

минут), в течение которого участники могут получить необходимую

информацию друг о друге и подготовить выступления, потом проводится

публичная презентация (1 минута на человека).

Психологический смысл упражнения. Создание условий для поиска

своих сильных сторон, тренировка уверенного поведения в ситуации

публичной презентации.

Обсуждение. Что нового и интересного удалось узнать друг о друге

при выполнении этого упражнения? Какие презентации лучше всего

запомнились, чем именно? Если у кого-то возникали затруднения, то с чем

они связаны, как их можно преодолеть?

Упражнение «Симпатия группы»

Описание упражнения. Каждый из участников получает минуту времени для того, чтобы выступить перед группой. Выступление осуществляется в произвольной форме – это может быть устная речь, небольшая актерская роль, демонстрация каких-либо спортивных умений и т. п. Ставится лишь одна задача – вызвать с помощью этого выступления симпатию группы. Потом каждый участник оценивает выступления баллами от 1 до 5 с позиции того, насколько участник вызвал с его помощью симпатию. Это делается письменно, на небольших листочках бумаги. Когда все выступления завершены, ведущий собирает эти листочки и вычисляет сумму баллов, набранных каждым выступающим, и называет 3 – 5 участников, набравших наивысший балл. Полностью озвучивать список не рекомендуется, так как это может оказаться дискомфортно для участников, набравших недостаточно высокие баллы.

Смысл упражнения. Тренировка навыков самопрезентации. Материал для обсуждения, с чем связаны наши симпатии и антипатии в отношениях.

Обсуждение. Какой смысл мы вкладываем в слово «симпатия»?

Что общего между выступлениями, оцененными наиболее высоко?

Какие способы расположить к себе публику были в них использованы?

Что оказалось эффективнее – рассказывать о себе или демонстрировать свои возможности?

Какие психологические качества, с точки зрения участников, способствуют тому, что человек вызывает к себе симпатию, а какие препятствуют этому?

Упражнение «Два дела»________________________________


Описание упражнения. Доброволец – водящий садится на стул, в упражнении одновременно с ним участвуют еще три человека. Один из них садится напротив водящего и начинает совершать какие – либо движения, постоянно меняя их. Тот выполняет роль «живого зеркала», повторяя все увиденное. Два других участника в это же время садятся по бокам от него и начинают в быстром темпе поочередно задавать ему какие – либо вопросы. Тот должен, не прекращая копирования движений, отвечать на вопросы, по возможности логично и по смыслу. Упражнение продолжается 1-2 минуты, потом на роль водящего приглашается следующий доброволец.
Психологический смысл упражнения. Тренировка умения распределять внимание между несколькими действиями, уверенно вести себя и не теряться в ситуациях информационной перегрузки, когда разнородная информация, требующая немедленной реакции, поступает сразу из нескольких источников.

Полезно рассказать участникам, что создание такой перегрузки – один из излюбленных приемов манипуляторов, стремящихся «задурить голову» человеку, лишить его возможности принять самостоятельное и осмысленное решение.
Обсуждение. Что вызвало затруднения при выполнении этого упражнения, а что помогло распределить внимание и успешно справиться сразу с несколькими делами? Когда в жизни возникают ситуации, требующие восприятия информации одновременно из нескольких источников и быстрой реакции на нее? Можете ли вы привести примеры из жизненного опыта, когда на человека специально обрушивается сразу слишком много информации, чтобы он растерялся, утратил возможность здраво мыслить? Какие рекомендации можно дать себе и другим людям, чтобы не растеряться, если вдруг возникнет такая ситуация?

Упражнение «Интересные вопросы»

Описание упражнения. Каждого участника просят придумать по два интересных с их точки зрения вопроса. Один из них носит нейтральный характер, не связан с личностью отвечающего (например, «Как ты думаешь, что нужно делать подростку, который только недавно начал заниматься спортом, но мечтает через 10 лет победить на Олимпиаде?»). À второй вопрос носит личный характер, непосредственно касается жизни отвечающего (например, «Что ты считаешь самой большой победой в своей жизни, а что – самым серьезным проигрышем?»). Нейтральный вопрос записывается на белом листочке, а личный – на красном. Потом все эти листочки собираются ведущим, переворачиваются текстом книзу, перемешиваются и выкладываются перед участниками. Каждый из них вытягивает один листочек (выбирая сам, красный или белый), читает доставшийся ему вопрос и публично отвечает на него. Когда ответ завершен, другим участникам предлагается, при желании, что-либо добавить к нему.

Смысл упражнения. Тренировка навыков самопрезентации, публичного выступления, беглости и гибкости речи.

Обсуждение. Чем руководствовался каждый из участников, принимая решение, вытащить «белый» или «красный» вопрос? Какие вопросы и чем именно запомнились, показались наиболее интересными?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: