Описание и обобщение результатов

Данные полученные при работе с 3 и 4 классом представляют собой 2 достаточно разных и, в общем-то, где-то схожих класса в которых учатся разные дети, у которых разный взгляд на мир и представления о нормах и идеалах, сталкиваются с разным стилем подачи материала и образовательного процесса. Объединяет этих детей то, что в целом они достаточно активны и с интересом приступают к изучению чего-то нового. Поскольку научно исследовательский тип работы с ними проводился и в прошлом году можно проследить некоторые изменения, которые произошли с этими детьми за прошедший год. Подводя некоторую черту в данном исследовании хочется рассмотреть динамику изменений и дать определенную характеристику каждому классу.

В прошлом году изучался уровень самооценки, детям предлагались следующие методики:

· Рисунок человека

· Рисунок семьи

· Модификация теста Куна «Кто Я»

· Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн

Класс

У детей в прошлом году была выявлена достаточно неплохо развитая самооценка, модификация теста куна выявила у них

Социальное Я, Рефлексивное Я, Физическое Я, Деятельное Я, скорее всего этот список немного расширился, но и это во втором классе было достаточно.

Показатели самооценки в диагностике самооценки (Дембо-Рубинштейн) несколько понизились, при повышении уровня притязаний, особенно это заметно по шкалам «Умный», «Хор. Ученик» и «Здоровый».

Проективные методики так же показали, что у детей в большинстве случаев присутствовало гармоничное, позитивное представление о своей семье, но оценка себя была несколько ниже.

Если рассматривать ситуацию в классе на настоявший момент, то видно, что в классе присутствует достаточно разнообразное копинг поведение от «Стараюсь забыть» до «Ломаю, швыряю вещи», «Дерусь», это говорит о достаточно широком круге черт личности, которые присущи детям.

Таблица 17

Наиболее часто встречающиеся черты личности у 3 класса

Низкий интеллект (В-)
Легковозбудимый (D+)
Осторожный (F-)
Недобросовестный (G-)
Низкий самоконтроль (Q3-)
Напряженный (Q4+)

Данные по исследованию темперамента показали, что в классе превалирует число Сангвиников (13 человек) и Холериков (10 человек). Это говорит о том, что дети в целом достаточно активны и позитивны. Они стремятся к активному познанию мира. Эти данные хорошо коррелируют с данными полученными в тесте Розенцвейга большинство детей имеют экстрапунятивную направленность реакций, они склонны «отдать бразды правления» кому-нибудь другому, понадеяться на взрослых или на окружающих, но так же в классе есть и дети с интрапунятивной направленностью реакций, они склонны оборачивать реакцию на себя, в свои руки. Но в той или иной ситуации тип реакции чаще всего «с фиксацией на удовлетворение потребностей» т.е. такие дети либо ждут что их потребности удовлетворят и уберут фрустрирующую ситуацию, либо не найдя помощи от окружения берут инициативу в свои руки и справляются с фрустрирующей ситуацией сами. Так же в классе было 2 ребенка с импунятивной направленностью реакций и так же с фиксацией на удовлетворении потребностей», такие дети надеются что «благо» снизойдет само.

Таким образом, дети в классе понимают, что они зависят от мнения и действий взрослых людей, возможно из-за этого самооценка несколько понижается «мал ещё», по этому детям легче погрузиться в игру или в воображение. Но в, тем не менее, если им удается они способны взять инициативу в свои руки и для них это, скорее всего как новый взгляд на жизнь, «глоток свежего воздуха» который они действительно ждут.

Класс

Год назад у детей было выявлено модификацией Куна:

Деятельное Я, Социальное Я, Рефлексивное Я, Физическое Я, безусловно, и у них, скорее всего взгляды и мнения о себе расширились. Конечно, этого тоже было достаточно, но за год дети достаточно сильно изменились.

Так же несколько изменились данные по методике Дембо-Рубинштейн, так же как и в третьем классе понизились данные по шкалам «Умный», «Хор. Ученик», кроме того понизились данные по шкале «Сильный/Красивая», но при этом увеличились показатели по шкале «Здоровый».

Проективные методики показали, что у детей наблюдается некоторая напряженность в семейных отношениях.

Настоящее исследование показало, что дети способны применять разные копинг стратегии, но чаше они склонны к погружению в мир фантазий «Рисую, пишу или читаю», «Мечтаю, представляю себе что-нибудь», «Остаюсь один», «Говорю сам с собой». Таким образом, наиболее часто встречающиеся у детей черты личности:

Таблица 18

Наиболее часто встречающиеся черты личности у 4 класса

Низкий Интеллект (B-)
Осторожны (F-)
Чувствительный (I+)
Высокий самоконтроль (Q3+)
Расслабленный (Q4-)

Исследование Темперамента показало, что у той части класса с которой проводилось исследование (15 человек) превалирует число Сангвиников (10 человек), Холериков и Меланхоликов оказалось равное количество (по 2 человека), это опять же достаточно хорошо коррелирует с данными полученными благодаря тесту Розенцвейга. Снова преобладает экстрапунятивная направленность реакции «с фиксацией на самозащите» т.е. детям легче направить свое негодование на окружение. Так же имелись дети с интрапунятивной (3 ребенка) и импунятивной (2 детей) направленностью реакций «с фиксацией на удовлетворении потребностей», но таких детей было гораздо меньше.

Таким образом, дети так же понимают свою зависимость от родителей, но так же их самооценка, скорее всего, зависит от успехов в учебе и возможно сравнении себя с другими, окружающими их учениками, видимо именно это влияет на их самооценку, так же от самооценки видимо зависит и стиль копинг стратеггий, при низкой самооценке детям легче уйти в абстрактность рисовать, воображать что-то нереалистичное.

Подводя общий знаменатель по всей выборке хотелось бы предложить общую таблицу данных по классам (возрасту) и половому признаку:

Таблица 19

Обобщенные данные копинг стратегий

3 класс 4 класс
Мальчики чаще выбирают стратегии: Мальчики чаще выбирают
Дома (в семейном кругу) Дома (в семейном кругу)
Гуляю вокруг дома Остаюсь один
Схожу с ума (в переносном смысле) Плачу, грущу
Борюсь или дерусь Мечтаю, представляю что-нибудь
Ломаю. Швыряю вещи Рисую или пишу
Говорю с кем-нибудь Играю во что-нибудь
Смотрю Телевизор Говорю с кем-нибудь
Стараюсь расслабиться Стараюсь забыть
Играю во что-нибудь Смотрю Телевизор
В школе В школе
Стараюсь расслабиться Мечтаю, представляю что-нибудь
Мечтаю, представляю себе что-нибудь Играю во что-нибудь
Играю во что-нибудь Прошу прощенья
Рисую или пишу Говорю с кем-нибудь
  Стараюсь забыть
Девочки чаще выбирают: Девочки чаще выбирают
Дома (в семейном кругу) Дома (в семейном кругу)
Остаюсь сам по себе один Мечтаю, представляю что-нибудь
Плачу, грущу Рисую, пишу или читаю
Мечтаю, представляю себе что-нибудь Прошу прощения
Рисую или пишу Говорю сам с собой
Ем или пью Обнимаю, прижимаю кого-то близкого
Схожу с ума  
Прошу прощенья  
Играю во что-нибудь  
Говорю сам с собой  
Стараюсь забыть  
Стараюсь расслабиться.  
В школе В школе
Мечтаю, представляю себе что-нибудь Рисую, пишу или читаю
Прошу прощенья Ем или пью
Играю во что-нибудь Стараюсь расслабиться.
Стараюсь забыть Остаюсь один
Говорю сам с собой Стараюсь забыть

Таблица 20

Обобщённые данные по темпераменту

3 класс   Мальчики Девочки
Холерики    
Сангвиники    
Флегматики    
Меланхолики    
4 класс Холерики    
Сангвиники    
Флегматики    
Меланхолики    

Таблица 21

Обобщённые данные по самооценке

Шкала Мальчики 3 класс Мальчики 4 класс
Умный    
Хор. товарищ    
Хор. ученик    
Уверенный в себе    
Здоровый    
Красивая/ сильный    
Шкала Девочки 3 класс Девочки 4 класс
Умный    
Хор. товарищ    
Хор. ученик    
Уверенный в себе    
Здоровый    
Красивая/ сильный    

Таблица 22

Обобщённые данные изучения аффективных реакции

  Мальчики 3 класс Мальчики 4 класс
E    
I    
M    
  Девочки 3 класс Девочки 4 класс
E    
I    
M    

Если рассматривать детей с точки зрения используемых копинг стратегий можно увидеть что мальчики и девочки, как в третьем так и в четвертом классе более склонны в целом к схожим копинг стратегиям. Мальчики в 3 классе склонны к активным стратегиям, (дерусь, ломаю, играю) в 4 классе мальчики более склонны к более «мирным» способам совладания (рисую, остаюсь один) Как в школе так и дома.

Девочки склонны в 3 и 4 классе к стратегиям которые представляют собой направленность на себя («остаюсь один» «говорю сам с собой», «прижимаю, обнимаю кого-нибудь»). Это может свидетельствовать о том что девочки умеют себя сдерживать и сосредоточенными на своих переживаниях.

Из выше перечисленных, описанных, показанных данных видно, что при прямом измерении самооценки дети склонны с возрастом оценивать себя ниже, по шкалам «Умный», «Хороший ученик» возможно это связано от влияния окружения (родители учителя, друзья, одноклассники) так же видимо сказывается прошлый, неудачный, опыт действий общения, проявления себя, это подвигает детей пользоваться копингом, уходить в себя, мечтать, воображать, читать выражать себя через рисование.

Сталкиваясь с фрустрирующими ситуациями дети надеется на помощь старших, родителей, учителей, старших братьев-сестер, не получив необходимой поддержки некоторые дети справляются с проблемами сами, а те кто получают помощь в избытке скорее всего становятся зависимы от этой помощи.

Конечно, от этого зависит и темперамент, который связан с динамическими аспектами личности. Ребенок, который склонен перекладывать ответственность на других, конечно, будет менее внимателен в деталях, даже при выполнении домашних заданий, медлительный и самостоятельный ребенок, конечно, может справиться сам, но темп работы будет крайне медлителен и он будет не успевать за работой других по этому ему особенна, нужна поддержка взрослых. Дети с холерическим или сангвинистическим типом темперамента скорее будут склонны к активным копинг стратегиям, Флегматики и меланхолики к «проективным» способам совладания с проблемными ситуациями, «Мечтаю, представляю себе что-нибудь», «Рисую, пишу или читаю».

Так если прокладывать связь методик, то имеется гипотеза, что самооценка имеет влияние на темперамент и оно взаимно, но темперамент и самооценка способны повлиять на поведение во фрустрирующих ситуациях, а фрустрирующие ситуации способны вызвать определенные копинг стратегии на что так же влияет темперамент и самооценка.

Выводы

Подводя общий знаменатель можно заметить что для детей год это достаточно большой временной промежуток за это время они чуть лучше начинают понимать мир в котором живут, лучше понимать окружающих, лучше понимать себя.

«Розовые очки» детства постепенно исчезают и ребенок сталкивается с реальной жизнью, реальными трудностями, реальными проблемами. Безусловно все это влияет на его личность, самооценку и на его способы огородиться от этого мира, прибегает к разным копинг стратегиям, конечно на выбор этих способов совладания с проблемами влияют его личностные черты, более спокойный и тихий ребенок будет искать удовлетворения в чтении рисовании письме, более активный ребенок будет искать удовлетворение в «безумствах» будет драться, ломать вещи и тому подобное, будет делать все что угодно что бы кулаки почесать. Дети же с низкой самооценкой будут искать уединения и проводить время в «самокопании», ища ответ на вопрос «почему я не такой как они» ища возможно поддержки в семье и старших. Дети со средней и высокой самооценкой легко найдут себе компанию среди ровестников, одноклассников и детей схожих по социальному статусу. Такие дети скорее всего будут искать с кем посоревноваться в лидерстве и скорее всего, если такой ребенок имеет холерические качества, то он без труда с этим справится.

Таким образом мне посчастливилось работать с разными детьми все они имеют разные черты личности разный темперамент, есть такие которые бросаются в глаза и готовы взяться за любую предложенную работу, есть и такие которые стоят в стороне и которым нужна некоторая помощь и дополнительное объяснение условий работы, но безусловно со всеми ними было очень приятно работать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: