Анализ неисправностей радиостанций в системе ПРС-С[3] показал, что около 70% из всех выявленных в системе неисправностей (см. таблицу 3.1) составляют: отсутствие подключения радиостанций к каналу ПРС, плохая работа радиостанций на передачу или прием.
Таблица 3.1 – Неисправности радиостанций в системе ПРС-С
Вид неисправности радиостанций | %% |
Нет подключения радиостанции к каналу ПРС | 25,3 |
Не работает или плохо работает на передачу | 17,3 |
Не работает или плохо работает на прием | 17,3 |
Плохая или односторонняя слышимость | 10,0 |
Нет подключения поездного диспетчера ДНЦ | 8,7 |
Нет управления радиостанцией, не работает пульт управления радиостанции | 7,3 |
Не работает радиостанция (неисправен пульт радиостанции, сломана тангента в микротелефонной трубке, не горит табло, обрыв шины кабеля от блока питания до пульта управления) | 6,7 |
Неисправен волновод | 2,7 |
Это, в основном, происходит тогда, когда возимые или носимые радиостанции попадают в так называемые зоны неуверенного радиоприема (ЗНРП). Эти зоны возникают на радиотрассе из-за того, что:
|
|
– длина радиотракта превышает длинну уверенной радиосвязи из-за возможного выключения или плохой работы радиостанции;
– возникают зоны «фединга» в результате интерференции прямого и отраженных лучей ЭМП;
– имеет место «забитие» полезного сигнала помехами различной природы (другие радиосети и радиосистемы, индустриальные помехи, атмосферные и космические помехи и др.).
ЗНПР, возникающие из-за двух последних причин, определяют путем статистической обработки результатов наблюдений за работой радиотрактов.
Для исследования причин зон неуверенного радиоприема были выбраны участки железной дороги вблизи станций Костюковка и Центролит.
Рисунок 3.1 – Схема железнодорожного участка
Рисунок 3.2 – Диаграмма уровней радиосигнала
от локомотивных радиостанций на станции Костюковка
По диаграмме видно, что уровень сигнала на станции Костюковка (километровый пикет 207 км) меньше чем на 208 километре. В другом направлений от станции (километровый пикет 206 км) уровень сигнала, напротив, относительно низкий, примерно равный уровню сигнала в 3 километрах от станции по направлению на ст. Лазурная (километровый пикет 210 км). По данным рисунка 3.3 определим удельные затухания сигнала для замеренных точек относительно станции Костюковка.
Расчет проведем по формуле:
(3.1)
где αуд – удельное затухание сигнала на радиотрассе,
Ан, Ак – уровни сигналов в начале и конце радиотрассы, дБмкВ,
r – длина радиотрассы, км.
Для точки 1 (километровый пикет 206 км) имеем:
,
;
Таблица 3.1 – Потери сигнала возле ст. Костюковка
|
|
Километровый пикет, км | Уровень сигнала, дБ (мкВ) | Расстояние от станции, км | Скорость затухания K, дБ (мкВ) |
5,67 | |||
12,0 | |||
207 (ст. Костюковка) | 0,0 | ||
1,0 | |||
4,67 | |||
4,25 |
По результатам таблицы 1 построим гистограмму удельных затуханий сигнала для пяти различных точек радиотрассы Костюковка – Светоч, Костюковка – Лазурная.
Рисунок 3.3 – Удельные затухания сигнала на железнодорожном участке
Изобразим радиотрассу исследуемого железнодорожного участка.
Рисунок 3.4 – Радиотрасса участок Костюковка – Светоч.
Рисунок 3.5 – Радиотрасса участок Костюковка – Лазурная
Из рисунка 3.4, необходимо заметить, что наиболее быстрое затухание радиосигнала происходит на радиотрассе 1, причинами этого может являться прохождение сигнала в высокой и плотной лесополосе, а также возможные помехи, наводимые из производственных помещений недалеко от трассы. На радиотрассе 3 мы наблюдаем меньшую величину удельного затухания, так как произошло уменьшение длины среды распространения сигнала с лесополосой, остальной участок радиотрассы проходит по частному сектору и открытым участкам.
Из рисунка 3.5 можно заметить, что наименее быстрое затухание происходит на радиотрассе 1, на протяжении всей трассы открытая местность и нет причин для затухания сигнала. На радиотрассе 3 скорость затухания сигнала примерно такая же, как и на трассе 3 из рисунка 3.4, то есть находящийся вблизи радиотрассы стеклозавод не создает электромагнитных помех, заметно влияющих на передачу сигнала.
Исходя из всего вышесказанного, определим наиболее вероятные причины резких потерь сигнала на радиотрассе:
– плотная городская застройка
– работа радиосвязи в низкочастотном диапазоне
– использование достаточно громоздких антенн, что затрудняет их установку на высоте большую, чем 7 – 9 м.
– невозможность концентрации электромагнитной энергии вдоль железной дороги без использования направляющих линий.