Как правило, действует следующая закономерность: если доходы потребителей растут, то растет и спрос. В этом смысле можно говорить об эластичности спроса в зависимости от дохода. Ясно, что для разных товаров эластичность спроса будет различной. Эластичность спроса на бытовую технику будет выше, чем эластичность спроса на продукты питания. Другими словами, при росте доходов рост потребления бытовой техники будет расти быстрее, чем увеличение покупок продуктов питания.
Для большинства товаров зависимость между ростом доходов и ростом потребления прямая. Однако есть особая группа товаров — товары низкого качества. Это товары, потребление которых при росте доходов падает. Например, сигареты без фильтра, заменители кофе, низкосортные виды алкоголя и т.п. Если для большинства участников рынка увеличение доходов населения — это благо (растет потребительский спрос); то для производителей низкокачественных товаров — тревожный сигнал. Выстраивая стратегию маркетинга, компании должны учитывать эту закономерность потребительского поведения. Ясно, что количество и качество товаров и услуг, которые потребитель может получить, зависит не только от его доходов, но и от уровня цен. Исходя из этого может быть определена зависимость спроса на товар от изменения его цены. Для каждого товара эта зависимость может быть разной.
|
|
То, в какой мере объем спроса на конкретный товар зависит от изменения цены на него, определяет эластичность спроса.
Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов меняется размер спроса на конкретный товар при изменении его цены на один процент. Когда снижение цены в точности соответствует росту спроса, то принято говорить о единичной эластичности спроса. Если снижение цены вызывает больший рост спроса на товар, то спрос эластичен.
Если снижение цены вызывает меньший рост объема спроса, то спрос неэластичен.
Для большинства товаров действует общее правило — при уменьшении цены спрос на данный товар растет, а увеличение цены, наоборот, уменьшает спрос.
Большая часть потребителей в сегодняшней России — это люди с низкими доходами. Большую часть своих доходов они тратят на продукты питания и оплату жилищно-коммунальных услуг. Поэтому для многих продуктов питания повседневного потребления эластичность спроса невысока.
В ряде ситуаций действуют иные закономерности изменения спроса при изменении цены. Хорошо известен эффект Гиффена. Английский экономист Р. Гиффен (1837—1910) описал пример, когда бедные ирландские рабочие увеличивали количество приобретаемого картофеля при росте цены на него. (Многие ставят под сомнение приводимый Гиффеном пример, но никто не ставит под сомнение описываемую данным эффектом закономерность.)
|
|
Объяснение этого, на первый взгляд, странного поведения сводится к тому, что картофель является основным средством питания семей рабочих, и если цена на него растет, то они не в состоянии покупать другие, более дорогие продукты, и вынуждены отказаться, например, от мяса в пользу более дешевого (хотя и подорожавшего) картофеля. Эффект дохода в этом случае превышает действие эффекта замещения и поэтому при снижении цены на такой товар спрос на него уменьшается, а при повышении иены — растет. Товары, спрос на которые подчиняется указанной закономерности, называют товарами Гиффена.
Имеются и другие исключения из общих закономерностей спроса. Некоторые потребители перестают покупать подешевевшие товары, так как они стали более доступными и, значит, утеряли признаки престижности. (Так называемый эффект сноба .) Эти потребители не хотят приобретать вещи массового спроса, не желают быть, как все.
Одновременно спрос на некоторые эксклюзивные товары при повышении цены растет. Потребители приобретают эти товары из соображений престижа, и его степень, а значит, и спрос растут с увеличением цены. (Так называемый эффект Веблена .)
Эластичность спроса в зависимости от цены определяется целым рядом обстоятельств:
• Заменяемость. Если у товара большое число заменителей, то, как правило, эластичность спроса на него высокая. И наоборот — если у товара нет заменителей, то спрос на него неэластичен. Вряд ли, например, изменение цены существенно скажется на потреблении инсулина.
• Удельный вес в доходах потребителей. Если продукт занимает в структуре расходов потребителя мало места, то эластичность спроса на него, как правило, меньше, чем на продукты, на которые потребитель тратит больше средств. Например, затраты на соль занимают незначительную долю в расходах большинства семей и поэтому изменение цены будет слабо влиять на изменение спроса на эти товары, т.е. спрос будет неэластичным. Доля расходов (запланированных на питание) на покупку фруктов или мяса — напротив, существенна, поэтому изменение цены значительно повлияет на изменение спроса, т.е. спрос эластичен.
• Фактор времени. Если цены на продукты меняются, то потребителю нужно время для того, чтобы изменить свои привычки. Например, при повышении цен на курятину потребитель не сразу сократит ее потребление, пройдет некоторое время, прежде чем он переключится на другие, более доступные продукты.
Исходя из этого спрос на продукт будет тем эластичнее, чем больше времени нужно на принятие решения о его покупке. Вырабатывая маркетинговую политику компании, следует ясно представлять, какова эластичность спроса на продвигаемый товар в зависимости от изменения цены и доходов потребителей и какие факторы, связанные с доходами и ценами, влияют на изменения потребительского поведения.