Становление государства

“Государство – основной институт политической системы общества,
организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и
отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций. Государство
представляет собой центральный институт власти в обществе и
концентрированное осуществление этой властью политики. Поэтому и в
теоретическом, и в обыденном сознании, и в действительности все три
явления – государство, власть и политика вполне естественно
отождествляются.

Государство возникает из предгосударственных форм власти вождя племени
или союза племён, шамана, жреца вместе с образованием общества, то есть
упорядоченной совокупности людей, объединённых неприродными связями и
отношениями, общими интересами и целями; далее вместе с общественным
разделением труда, появлением частной собственности, социальной
дифференциацией членов общества и образованием классов, а следовательно,
возникновением политики, организующей и регулирующей общественные
отношения и её новой институциональной формы – власти с органами
управления и контроля.

Таким образом, государство – результат и фактор общественного развития,
одновременного формирования политической и социальной организации
общества.

История государства – сложный и многообразный процесс, опосредованный
многими историческими, региональными особенностями каждой эпохи,
спецификой локальных цивилизаций (древневосточных, греко-римской,
средневековых эпох на Востоке и на Западе), общественно-экономических
формаций и другими факторами. Тем не менее возможна обобщённая
генетическая и историческая схема эволюции государства, состоящая из
нескольких основных этапов.

1-й этап. На ранней стадии становления государства сохраняются
остатки первобытной (военной) демократии, чередуются (в античной Европе)
республиканские и монархические режимы и формы правления. В неполно
сформированном обществе резко дифференциипуются не классовые структуры,
а существуют членения на свободных и несвободных, т.е. на свободных
граждан – членов общества, которые делятся в свою очередь на классы
(родовая знать, свободные ремесленники, крестьяне, торговцы, воины,
представители мира искусства – скульпторы, художники, поэты т.п.) с
очевидным делением на правящую верхушку общества и подчинённые низы (в
Риме – патриции и плебеи) и рабов, а также различные категории
полусвободных. Это ещё не сложившееся общество, поскольку экономическая
деятельность была уделом несвободных, не входивших в общество, не
имевших ни гражданских ни политических прав. Две функции государства
чётко различаются – устройство “общих дел” в сообществе свободных и
господство – подавление по отношению к порабощённым в буквальном смысле
слова. Вождизм, унаследованный от первобытных форм власти, закрепляется
в монархических и имперских формах, переходящих и в следующий этап
развития.

2-й этап. Средние века и начало нового времени (XVI в.).
Сохраняется сильная деспотия, монархическая власть с преобладающими
отношениями господства и владения: страна и подданные (народ) –
собственность монарха. Разрушенные (в Европе), но ещё сохраняющиеся по
типу отношений кровнородственные связи порождают власть сеньориального
вида, связывающую сеньора (господина) и его вассалов. Сильная
деспотическая власть и государство отождествляются, доминирует
абсолютистская, монархическая форма правления. На Востоке и на Западе
сохраняются формы неэкономического принуждения (теория Н. Макиавелли).
Государство доминирует в обществе, как и дисциплина страха (Т. Гоббс).

3-й этап. В то время, как на Востоке закреплялись монархические и
имперские формы государства, в Европе завершается
процесс образования наций,

формирования общенационального рынка, языковой и культурной
консолидации большинства стран. XVII век стал периодом подготовки
гражданского общества со сформированными социальными классовыми
структурами, сложившимися товарно-денежными отношениями, изжившимися
остатками неэкономического принуждения. Среди многих исторических
изменений этого процесса – формирование личности нового типа, выход из
хаоса феодальных усобиц и межгосударственных войн и т.д. – одно из
основных – образование общества суверенного народа, которое
высвобождается из под гнёта государства и способно стать равным ему
партнёром, участником политического процесса и вступать в договорные
(конституционные) отношения с центральной властью. Начавшаяся за много
столетий до того борьба за права и свободы человека, равенство и
равноправие общества получила новый импульс, ускоривший формирование и
общества и государства. Активизируется идея гражданского развития
общества (Т. Гоббс, Дж. Локк, в XVIII в. – Ж.Ж. Руссо, И. Кант и другие)
и преобразования власти государства: абсолютизма, как одной из его форм,
правом, разумом и нравственностью (просветители XVIII в., И. Кант и
другие) и ограничения правом самого государства, превращая его в
правовое государство. Однако полного развития гражданские отношения и
правовая государственность достигли много позже.

4-й этап эволюции государства отмечен расширением федеративных и
конфедеративных процессов (вступление в федеративное объединение
Германии, вслед за Швейцарией и США), борьбой «за» и «против» таких
объединений (Югославия, бывший СССР) и появлением условий для новой,
современной государственности и первых интеграций. Эти условия включают:
углубление демократического процесса, создание основ гражданского
общества и правового государства, нового, динамического типа социального
и экономического развития на новой, быстро революционизирующейся
материальной основе; формирование динамичных, способных на быстрые и
адекватные ответные реакции на изменение условий окружения механизмов
стабилизации государства, восстановление равновесия сил и порядка в
обществе (динамический тип политической стабилизации); стабильность
государства благодаря равновесию власти и общества, возможность
политического единства государства.”


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: