Раздел 5. Теория и практика организации воспитательного процесса

Учителя, которым дети обязаны воспитанием,

почтеннее, чем родители: одни дарят нам

только жизнь, а другие — добрую жизнь.

Аристотель

Задание 1. Сравните явления по предложенному образцу

А. 1- воспитание; 2 –социализация;

Б. 1 – воспитание; 2 – культура поведения;

В. 1 – мораль; 2- нравственность;

Г. 1 –поведение; 2 – деятельность;

Д. 1 – принципы воспитания; 2 – правила воспитания;

Е. 1- методы воспитания; 2 – приемы воспитания;

Ж. 1 – педагогика; 2 – теория воспитания;

З. 1 - аудиторная форма воспитания; 2 – внеаудиторная форма воспитания;

И. 1 - гражданское воспитание; 2 – физическое воспитание;

К. 1 –духовное воспитание; 2 – религиозное воспитание;

Задание 2. Заполните пропуски в суждениях:

1. Немецкий педагог, который в эпоху нового времени установил главенство воспитательных целей над обучающими задачами ……

2. Суть процесса воспитания сводится к ………………….., но она остается гуманистичной благодаря, тому, что центральной идеей является благо……

3. Воспитание сложнейший процесс он опирается на несколько различных методологических концепций: гуманистическую, ………………., ………………… и ………………

4. В целом воспитательный процесс решает три основные задачи: формирование мировоззрения, ……………………………. и …………………………….

5. Сознательная, целенаправленная и самостоятельная деятельность, возникающая в результате активного взаимодействия личности со средой, положительно влияющая на развитие и совершенствование личности, начинается в период взросления - ………

6. Актуализация положительного потенциала личности с целью исправления неправильно сложившихся взглядов, суждений, установок, преобразования социально-неодобряемых способов поведения, затрудняющих процесс формирования гармонично развитой личности и осложняющих взаимодействие воспитанника со средой называют …………..

7. Принцип воспитания, который утверждает, что в процессе воспитания воспитанник приобщается к культурным и социальным ценностям, аккумулируя их и внедряя в свою мировоззренческую картину……..

8. Принцип воспитания, который утверждает, что внедряемые воспитаннику идеалы и ценности, должны находить отклик в окружающей его среде…..

9. Требование воспитателя усиливается как «эхо в горах», если………………………………….., утверждает принцип в коллективе и с помощью коллектив

10. Сотворчество воспитанника и воспитателя при сочетании мягкого, но четкого направляющего руководства и личностной инициативы, позволяющей воспитаннику найти траекторию личностного роста, максимально отвечающую его способностям и потребностям – декларирует принцип…….

11. «Человек лишь там чего-то добивается, где он верит в свои силы» - эта фраза Л. Фейербаха наиболее четко раскрывает содержание принципа ………

12. Выбирая адекватные меры воспитательного воздействия, нужно ориентироваться на возраст, интересы, способности, склонности и уровень освоения культуры конкретного воспитанника – советует принцип………

13. Позволяет проложить универсальную границу между добром и злом, установить субъективную иерархию ценностей, основанную на идеи гуманизма и сделать поведение субъекта автономным, т.е. регулируемым им самостоятельно без опоры на «табу» ……………………………. воспитание

14. Процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и в жизни, выработки потребности воспринимать прекрасное, окружать себя им, и, в тоже время стараться дистанцироваться от всех проявлений безобразного, понимаемого как антигуманное ……………….. воспитание.

15. Воспитание культуры формирования и удовлетворения половых потребностей является частью ………………………… воспитания.

16. Формирование межнациональной толерантности, этических основ взаимоотношения с другими народами является одной из задач ……………….. воспитания.

17. Если воспитаннику предлагают реализовать какие-либо формы поведения, ссылаясь на людей, придерживающихся таких же взглядов и обладающих в глазах воспитанника авторитетом (например, известные актеры, реализующие принципы здорового образа жизни), то этот прием называется ………………….

Задание 3. Соотнесите формы воспитательного воздействия с предложенными классификациями. При помощи цифр, обозначающих столбики:

  Классификация формы воспитания   Непосредственно формы воспитательного воздействия
  По месту проведения   познавательная, трудовая, общественно-полезная, физкультурно-оздоровительная
  По количеству участников   словесные, наглядные, практические
  По методу воспитательного воздействия   Управления и самоуправления жизнью коллектива
  По виду деятельности   массовые, фронтальные, групповые
  По воспитательной задаче   классные, внеклассные

Задание 4. Соотнесите формы воспитательного воздействия с конкретными примерами деятельности педагога:

  Формы воспитания   Пример реализации формы воспитательного воздействия
  внеклассные   праздник родительской любви в школе
  массовые   капустник, посвященный 8 марта
  фронтальные   волонтерство, тимуровство
  словесные   беседа учителя с учеником, опоздавшим на занятия
  общественно-полезные   экологическое шествие школ района
  развлекательные   беседа с ветеранами ВОВ

Задание 5. Соотнесите методы воспитательного воздействия со смыслом, который в них заложен, а также с конкретными приемами их реализации:

  Методы воспитания   Смысловое наполнение метода   Прием реализации воспитательного воздействия
  убеждение   Реализуется при помощи заражения воспитанника своим энтузиазмом, а при недостатке у воспитателя авторитета, путем ссылки на пример авторитетный для воспитанника   лишение учащегося права принять участие в экскурсии в связи с нарушением устава школы
  пример   реализуется при помощи бесед, дискуссий и других мероприятий, действенной основой которых является слово. В ходе этих бесед воспитаннику предлагают определенный сценарий поведения и убеждают в его в целесообразности.   беседа о правилах поведениях в общественных местах
  упражнение   Метод коррекции поведения, который применяется в самом крайнем случае, и сводится к лишению воспитанника того положительного социального опыта, который он мог бы приобрести, если бы его поведение было безупречным   денежная премия, похвала
  поощрение   вовлечение воспитанников в общественно-полезную деятельность, в ходе которой они сами могут проверить правильность предложенных им концепций поведения и получить необходимые практические умения и навыки   приобщение учащихся к уборке школы
  наказание   Стремление закрепить правильные формы поведения воспитанников, внесением в их жизнь положительных материальных и нематериальных моментов   демонстрация учителями и всеми сотрудниками школьного коллектива правил поведения, принятых в учебном заведении

Задание 6. Ответьте на поставленные вопросы наиболее полно:

· Как влияют на воспитательный процесс мировоззренческие установки личности? Существуют ли общечеловеческие представления о добре и зле? Меняются ли эти представления в различные эпохи и каковы механизмы их установления и трансляции.

· Почему в процессе воспитания особенно важным, понимают формирование любви к труду? Какие воспитательные методы и приемы используют, чтобы помочь молодому человеку найти свою профессиональную область?

· Как связаны воспитанность и культура речи? Какие языковые формы и конструкции Вы считаете нарушением речевого этикета?

· Как соотносятся индивидуальные эстетические вкусы и общечеловеческие представления о прекрасном и безобразном?

· Как Вам представляется, каковы сегодня воспитательные ориентиры российского общества?

· Перечислите основные закономерности и принципы воспитания.

· Что понимают под коллективным воспитанием? В чем отличие группы и коллектива. Какие приемы сплочения коллектива вам известны?

· Что Вы знаете о семейном воспитании? Какие приемы сохранения семейных традиций и формирования уважения к семейной организации жизни Вам известны?

· С.Д. Смирнов выделяет четыре стиля педагогического общения: демократический, либеральный, свободно-либеральный и авторитарный. Охарактеризуйте эти стили. Оцените их распространение среди педагогов. Можете ли Вы назвать причины столь неравномерного использования этих стилей? Какие еще классификации стилей педагогического общения Вам известны?

Задание 7. Прокомментируйте отрывки. Какие проблемы педагогики нашли в них свое отражение. Насколько актуальны высказанные в них мысли для воспитания человека XXI века?

«Воспитание - дело трудное, и улучшение его условий - одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних» Сократ.

«Способ внушать и поддерживать в молодежи чувства гуманности заключается в том, чтобы приучить ее к вежливости в разговоре и обращении с низшими и простонародьем, особенно с прислугой. Довольно часто приходится наблюдать, что дети в семьях джентльменов говорят с домашней прислугой языком господ, властным тоном, употребляют пренебрежительные клички, как будто это люди другой, низшей расы и низшей породы. Внушается ли это высокомерие дурным примером, преимуществом положения или природным тщеславием - безразлично: его всегда следует предупреждать и искоренять и на его место внедрять мягкое, вежливое и приветливое обращение с людьми низшего ранга. Нельзя допускать, чтобы дети утрачивали уважение к человеку из-за случайностей внешнего положения. Нужно внушить им, что, чем больше им дано, тем они и должны быть добрее, сострадательнее и мягче к своим собратьям, стоящим ниже их и получившим более скудную долю в жизни» Дж. Локк.

«Нравственность твоя должна быть не только не запятнанной, но, как у жены Цезаря, вне подозрений. Малейшее пятнышко или изъян на ней ведут к погибели. Ничто так не унижает и не чернит, ибо, допустив их, ты возбуждаешь к себе не только отвращение, но и презрение. Есть, однако, на свете негодяи настолько растленные, что стараются подорвать все представления о добре и зле. Они утверждают, что эти представления различны, в разных местах и целиком зависят от укоренившихся в иных странах обычаев и привычек. Бывают, правда, если только это вообще возможно, и еще более безответственные подлецы; я говорю о тех, кто с притворным рвением проповедует и распространяет нелепые и нечестивые взгляды, а сам ни в какой степени их не разделяет. Это треклятые лицемеры. Старайся всячески избегать подобного рода людей, ибо общение с ними бросает на человека тень и легко может опозорить всякого. Но, коль скоро ты ненароком можешь очутиться в такой компании, ни в коем случае не показывай им, - даже когда ты охвачен порывом учтивости или добродушия или разгорячен веселой пирушкой, - что ты хотя бы снисходишь к этим постыдным взглядам, не говоря уже о том, что одобряешь их или им рукоплещешь. Вместе с тем не оспаривай их и не заводи серьезных разговоров по поводу столь низких вещей. Достаточно того, что ты скажешь этим апостолам, что убежден в несерьезности того, что они говорят, что мнение твое о них гораздо лучше того, которое они себе создают, и что ты уверен, что сами они никогда не станут исполнять то, что сейчас проповедуют. Вместе с тем запомни этих людей и до конца жизни их избегай. Самое драгоценное для тебя - это твое доброе имя, и чистоту его ты должен беречь, как зеницу ока. Стоит людям только заподозрить тебя в несправедливости, злонамеренности, вероломстве, лжи и т.п., как никакие таланты и никакие знания не помогут тебе добиться их благоволения, уважения или дружбы» Ф. Честерфилд.

«Есть много родов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но всех их выше должно стоять образование нравственное» В.Г. Белинский.

«Вежливость есть знак благосклонности и готовности к услугам, особенно по отношению к тем, с кем мы еще не состоим в близких отношениях знакомства или дружбы. Истинную вежливость необходимо рассматривать именно как долг, ибо мы вообще должны питать благосклонность к другим…Человек есть не что иное, как ряд его поступков. Из всех обязанностей по отношению к другим первейшей является правдивость в словах и делах… Воспитание имеет целью сделать человека самостоятельным существом, то есть существом со свободной волей. Воля, которая ничего не решает, не есть действительная воля: бесхарактерный никогда не доходит до решения. Нравственность — это разум воли… В первое время важнее всего материнское воспитание, ибо нравственность должна быть насаждена в ребенке как чувство. Нравственность должна выступать в роли красоты» Г. Гегель.

«Чересчур нежный муж, недостаточно строгий отец, сами того не желая и не подозревая об этом, формируют нрав своей жены или детей. Они приучают их ни в чем не знать ограничений, не встречать отпора. Однако человеческое общество предъявляет к людям свои требования. Когда эти жертвы нежного обращения встретятся с суровой правдой жизни (а это неизбежно), им будет трудно, гораздо труднее, чем тем, кого воспитывали без излишней мягкости» А. Моруа.

«Воспитание мужчины или женщины проверяется тем, как они ведут себя во время ссоры» Б. Шоу.

«Физическое образование ребенка есть база для всего остального. Без правильного применения гигиены в развитии ребенка, без правильно поставленной физкультуры и спорта мы никогда не получим здорового поколения» А.В. Луначарский.

«Тот дурно воспитан, кто не переносит дурного воспитания в других» Бенджамин Франклин.

«Глубочайший смысл воспитательной работы … заключается в отборе и воспитании человеческих потребностей, в приведении их к той нравственной высоте, которая возможна только в бесклассовом обществе и которая только и может побуждать человека к борьбе за дальнейшее совершенствование»… «Если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут»... «Воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома» А.С. Макаренко.

«Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой, мир или смятение, - ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой. Нравственное невежество, как и дикость в любви, приносит людям много горя и обществу – вред»… «Будьте осмотрительны, чтобы слово не стало кнутом, который, прикасаясь к нежному телу, обжигает, оставляя на всю жизнь грубые рубцы. Слово щадит и оберегает душу подростка только тогда, когда оно правдивое и идет от души воспитателя, когда в нем нет фальши, предубежденности, желания «распечь», «пробрать»»… «Музыка — могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие» В.А. Сухомлинский.

Задание 8. Прочтите приведенные фрагменты. Можно ли проследить универсальный характер общечеловеческих ценностей по приведенным текстам?

Фрагмент 1. Текст десяти заповедей по Синодальному переводу Библии.

1. Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.

5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Фрагмент 2. Добродетели Бенджамина Франклина.

1. Воздержность. Не ешь до отупения, не пей до опьянения.

2. Молчаливость. Говори лишь то, что может послужить на пользу другим или тебе самому.

3. Любовь к порядку. Пусть для каждой твоей вещи будет свое место; пусть для каждого твоего дела будет свое время.

4. Решительность. Решай делать то, что должно; а то, что решил, выполняй неуклонно.

5. Бережливость. Позволяй себе только те расходы, что принесут пользу другим или тебе самому; ничего не растрачивай попусту.

6. Трудолюбие. Не теряй времени; всегда будь занят чем-нибудь полезным; отменяй все необязательные дела.

7. Искренность. Не прибегай к пагубному обману: пусть мысли твои будут невинны и справедливы; а если говоришь, то пусть такими же будут и слова.

8. Справедливость. Никогда не обижай людей, причиняя им зло или не делая добра, как велит долг.

9. Умеренность. Избегай крайностей; не держи обиды за причиненное тебе зло, даже если думаешь, что оно того заслуживает.

10. Чистоплотность. Не допускай ни малейшей грязи ни на себе, ни в одежде, ни в доме.

11. Спокойствие. Не волнуйся из-за пустяков, из-за происшествий мелких либо неизбежных.

12. Целомудрие. Похоти предавайся редко, единственно для здоровья или для продления рода; не допускай, чтобы она привела к отупению, или к слабости, либо лишила душевного покоя или бросила тень на доброе имя твое или чье-либо еще.

13. Кротость. Следуй примеру Иисуса и Сократа.

Фрагмент 3. Моральный кодекс строителя коммунизма.

Ø Преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма.

Ø Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест.

Ø Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния.

Ø Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов.

Ø Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного.

Ø Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат.

Ø Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни.

Ø Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей.

Ø Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству.

Ø Дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни.

Ø Нетерпимость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов.

Ø Братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами.

Фрагмент 4. Девять заповедей человечности академика Дмитрия Сергеевича Лихачева.

1. Не убий и не начинай войны.

2. Не помысли народ свой врагом других народов.

3. Не укради и не присваивай труда брата своего.

4. Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти; уважай мысли и чувства братьев своих.

5. Чти родителей и прародителей своих и все сотворимое ими сохраняй и почитай.

6. Чти природу как матерь свою и помощницу.

7. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба.

8. Пусть живет все живое и мыслится мыслимое.

9. Пусть свободным будет все, ибо все рождается свободным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: