Государственный экзамен представляет собой первый этап государственных аттестационных испытаний обучающихся по программе бакалавриата. К государственному экзамену допускаются обучающиеся по программе бакалавриата, успешно завершившие в полном объеме освоение основной профессиональной образовательной программы.
В основу вопросов экзаменационных билетов положено содержание ключевых и практически значимых дисциплин базовой и вариативной частей профессионального цикла основной профессиональной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки «Менеджмент», профилю «Маркетинг».
Дисциплины базовой части профессионального цикла основной профессиональной образовательной программы: «Теория менеджмента», «Стратегический менеджмент», «Маркетинг», «Управление человеческими ресурсами», «Учет и анализ (финансовый учет, управленческий учет, финансовый анализ)», «Менеджмент финансов».
Дисциплины вариативной части профессионального цикла основной профессиональной образовательной программы: «Управление качеством», «Организационное проектирование», «Экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия», «Международный маркетинг», «Стратегический маркетинг», «Основы маркетинговых коммуникаций», «Анализ поведения потребителей», «Маркетинговое ценообразование», «Инновационный менеджмент», «Маркетинговые исследования», «Управление эффективностью бизнеса».
|
|
Перечень вопросов по дисциплинам разрабатывается в соответствии с ут-вержденными Министерством образования и науки Российской Федерации требованиями к обязательному минимуму содержания основной профессиональной образовательной программы подготовки бакалавров и программами по соответствующим дисциплинам федерального компонента федерального госу-дарственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки «Менеджмент», профилю «Маркетинг».
Перечень вопросов, выносимых для проверки
на государственном экзамене
по направлению подготовки «Менеджмент», профилю «Маркетинг»
1. Менеджмент: сущность, категории, принципы.
2. Модели менеджмента: американская, японская, европейская и др.
3. Школы менеджмента: эволюция и современность.
4. Методы управления: экономические, социально-психологические,
организационно-распорядительные.
5. Функции менеджмента: сущность и взаимосвязь.
6. Планирование как функция менеджмента. Виды планов. Основные разделы бизнес-плана.
7. Контроль как функция менеджмента: понятие, виды, технология. Система контроллинга в организации.
8. Организация как система; жизненный цикл и типы организаций.
|
|
9. Внутренняя среда организации: понятие, факторы, анализ.
10. Основные задачи и методы организационного проектирования.
11. Внешняя среда организации: понятие, характеристики, факторы,
анализ.
12. Виды организационных структур управления.
13. Организационные полномочия, делегирование полномочий, координация, централизация и децентрализация в управлении организациями.
14. Решения в менеджменте: виды, требования, этапы принятия, методы обоснования.
15. Лидерство: понятие, основные теории и их применение в практике управления организациями.
16. Основные теории мотивации и их применение в практике построения систем мотивации персонала организаций.
17. Организационная культура: понятие, роль, основные элементы и типы, формирование организационной культуры.
18. Конфликты в организации: причины, виды, возможные варианты
преодоления.
19. Риск-менеджмент. Основные типы рисков и методы защиты орга-низации.
20. Инновационный менеджмент: понятие, объекты, задачи, функции,
методы.
21. Типология инноваций как основа инновационного менеджмента.
22. Управление эффективностью бизнеса: основные элементы, принципы.
23. Система управления результатами бизнеса.
24. Система управления персоналом организации: понятия, структура, принципы и методы построения.
25. Подбор и расстановка персонала в организации.
26. Управление развитием персонала: цели, тенденции, организация.
27. Современные тенденции развития системного подхода к управлению качеством.
28. Методологические основы управления качеством.
29. Сущность, содержание, принципы и назначение управленческого учета.
30. Основные модели учета затрат; выбор и проектирование систем учета и контроля затрат в организациях.
31. Содержание, объекты, принципы и методы экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия.
32. Виды экономического анализа и их роль в управлении организацией.
33. Содержание финансового менеджмента и его место в системе управления организацией.
34. Базовые концепции финансового менеджмента.
35. Финансовое планирование и прогнозирование.
36. Структура и организация финансов предприятия.
37. Стратегии управления организацией: понятие, отличительные черты, процесс разработки.
38. Стратегический менеджмент: понятие, предпосылки возникновения, основные элементы и научные подходы.
39. Методологические основы стратегического менеджмента.
40. Разработка и реализация миссии и целей организации.
41. Стратегический анализ конкурентного окружения и конкурентоспособности организации.
42. SWOT-анализ в разработке стратегии управления: сущность, цели, порядок проведения.
43. Маркетинг: понятие, цели, виды.
44. Функции и объекты маркетинга.
45. Концепции маркетинга: сущность, отличительные признаки и основ
ной инструментарий.
46. Национальные модели маркетинга: понятие, факторы, виды.
47. Сущность управления маркетингом в деятельности организации.
48. Организация деятельности по управлению маркетингом.
49. Планирование маркетинга в организации.
50. Контроль маркетинга в организации.
51. Комплекс маркетинга: содержание, история, современность.
52. Товар в комплексе маркетинга. Многоуровневая интегральная модель товара.
53. Жизненный цикл товара. Стратегии маркетинга на различных стадиях жизненного цикла товара.
54. Классификация товаров.
55. Качество и конкурентоспособность товаров.
56. Управление ассортиментом товаров.
57. Разработка и внедрение на рынок новых товаров.
58. Рыночная атрибутика товара.
59. Цена в комплексе маркетинга:сущность, функции, виды, процесс формирования.
60. Методы ценообразования в маркетинге.
61. Стратегии ценообразования в маркетинге.
62. Формирование сбытовой политики и выбор каналов сбыта.
|
|
63. Обоснование методов сбыта.
64. Типы потребителей и модели потребительского поведения.
65. Факторы, оказывающие влияние на поведение потребителей.
66. Процесс принятия потребителем решения о покупке.
67. Консьюмеризм и закон о защите прав потребителей.
68. Сущность и классификация маркетинговых исследований.
69. Объекты и методы маркетинговых исследований.
70. Информационное обеспечение маркетинговых исследований. Понятие и классификация маркетинговой информации.
71. Маркетинговые информационные системы (МИС и СППР).
72. Процесс выборки в маркетинговых исследованиях, методы и процедуры. Определение объема выборки. Систематические ошибки.
73. Обработка маркетинговой информации: редактирование, кодирование, табулирование, представление данных. Анализ маркетинговой информации.
74. Сущность международного маркетинга. Особенности международной маркетинговой среды.
75. Маркетинговые стратегии выхода на внешние рынки.
76. Маркетинговые исследования зарубежных рынков.
77. Товарная политика в системе международного маркетинга.
78. Коммуникационная политика в системе международного маркетинга.
79. Ценообразование в системе международного маркетинга.
80. Стратегический и операционный маркетинг.
81. Система маркетинговых стратегий организации. Иерархия маркетинговых стратегических решений на корпоративном, функциональном и инструментальном уровне.
82. Маркетинговые решения по развитию структуры бизнеса – портфельные стратегии.
83. Маркетинговые решения, ориентированные на рост организации – стратегии роста.
84. Маркетинговые решения по обеспечению конкурентных преимуществ – конкурентные стратегии.
85. Сегментация рынка: понятие, цель, признаки, основные направления.
86. Позиционирование товара на целевом рынке.
87. Комплекс маркетинговых коммуникаций: состав и этапы эволюции.
88. Реклама как элемент комплекса маркетинговых коммуникаций: понятие и основные характеристики.
89. Функции и базисные виды рекламы. Состав участников рекламной деятельности.
|
|
90. Классификация и планирование рекламных кампаний.
91. Правовое регулирование рекламной деятельности: Международный и Российский кодексы рекламы; закон РФ «О рекламе»; кодексы IPRA.
92. Личная продажа: понятие, коммуникационные особенности, процесс проведения.
93. Стимулирование сбыта: понятие, направления и инструменты.
94. Связи с общественностью: понятие, функции, средства и приемы.
Государственный экзамен проводится в форме собеседования по вопросам
экзаменационного билета, позволяющего установить соответствие уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки «Менеджмент», профилю «Маркетинг» (квалификация (степень) – «бакалавр»).
На подготовку к ответу по билету выпускнику дается 45 минут, в течение которых следует написать тезисы ответа на специальных листах, выданных вместе с билетом. На дополнительные вопросы выпускник отвечает без под-
готовки.
Оценка за ответ выставляется по пятибалльной системе. При оценке зна-
ний обучающегося по программе бакалавриата учитываются степень усвоения им программных вопросов, глубина теоретических знаний и практических навыков и умение использовать в ответе нормативный и практический материал.
Знания обучающихся по программе бакалавриата оцениваются по следующим критериям:
«отлично» – ответы изложены в полном объеме, систематизировано и в логической последовательности; основные понятия, выводы и обобщения сформулированы определенно и доказательно; обучающийся продемонстрировал умение использовать специальную терминологию, аргументировано защищать свою позицию по дискуссионным проблемам, не имеющим однозначного ответа в современной учебной и научной литературе;
«хорошо» – ответы содержат незначительные пробелы в знаниях, отдельные недостатки в систематизации или в обобщении материала, неточности в
выводах, что вызвало необходимость задавать уточняющие вопросы;
«удовлетворительно» – ответы содержат значительные пробелы в усвоении
материала, представлены несистематизировано и недостаточно обоснованно;
в изложении материала и в выводах допущены ошибки; имеются затруднения в
обобщениях; выводы слабо аргументированы;
«неудовлетворительно» – не раскрыто содержание основного материала, нет обобщений и выводов.
Обучающийся по программе бакалавриата, получивший неудовлетворительную оценку по государственному экзамену, к защите выпускной квалификационной работы не допускается и отчисляется из университета как не прошедший государственную итоговую аттестацию. Обучающиеся, успешно сдавшие государственный экзамен, допускаются к защите ВКР.