Понятие науки, ее основные аспекты: наука как система знаний, как сфера деятельности, как социальный институт.
Наука - это социальная система, которая включает в себя различные профессиональные сообщества, деятельность которых направлена на получение, приращение, распространение и, в конечном счёте, применение научного знания.
Функции науки:
- гносеологическая (познавательная)
- практически-преобразовательная
- прогностическая (делает прогноз)
- культурно-мировозренческая
- современная наука является непосредственной производительной силой, основой инновационной деятельности, а так же построения информационного общества информационной цивилизации
В современной научной литературе выделяют 3 основных этапа развития науки: классический (17-19вв), неклассический (конец 19 в – посл. треть 20в), постнеклассический (посл. Треть 20в – по наши дни).
Классификация. С точки зрения современной классификации наук, выделяют:
1. философские науки: формальная логика, диалектическая логика, гносеология.
|
|
2. логико-математические науки (математическая логика, математика);
3. естественные науки;
4. технические науки;
5. социально-гуманитарные науки;
С точки зрения удаленности от общественной практики выделяют:
1. фундаментальные
2. прикладные
3 аспекта науки. Все аспекты связаны между собой и только в своем единстве позволяют достаточно полно и адекватно описать функционирование реальной науки как целого:
1) Наука как система знаний - исследуется логика и методология науки. Главная проблема - выявление и экспликация тех признаков, которые являются необходимыми и достаточными для отличия научного знания от результатов других видов познания.
Признаки научного знания
- определенность,
-предметность
- точность
- однозначность
- системность,
- логическая и/или эмпирическая обоснованность,
- открытость к критике.
- полезность
- проверяемость
- понятийно-языковая выразимость,
2) Наука как сфера деятельности. Наука - целесообразная, структурированная, процессуальная (регулируемая нормами) деятельность.Цель науки - получение нового научного знания.
Выделяют три модели получения нового знания:
- эмпиризм (Ф. Бэкон и др.) – движение от эксперимента, фиксации, регистрации, систематизации фактических данных к построению теории, которая адекватно описывает и объясняет фактический материал;
- рационализм (Р. Декарт и др.) – движение от логически ясных, отчётливых предпосылок к дедуктивному развёртыванию теории, которая в конечном счёте должна подтверждаться опытными данными;
- проблематизм (К. Поппер) – движение от одной научной проблемы к другой, более глубоко поставленной и адекватно сформулированной.
|
|
3) Наука как социальный институт. Функционирование научного общества осуществляется с помощью специфической системы внутренних ценностей, имеющих статус моральных норм - научного этоса. Мертон считал, что наука как особая социальная структура опирается в своем функционировании на четыре ценностных императива:
- универсализм - внеличностный, объективный характер научного знания.
- коллективизм - плоды научного познания принадлежат всему научному сообществу и обществу в целом.
- бескорыстность главная цель деятельности ученых - служение истине.
- организованный скептицизм - запрет на догматическое утверждение истины, развитие критики.
Позднее Барбер добавил еще 2:
- рационализм - утверждает, что наука не просто стремится к объективной истине, а к доказанному, логически организованному дискосу оценивает который научный разум, рационализм и эмоциональную нейтральность.
- эмоциональная нейтральность запрещает людям науки использовать при решении научных проблем эмоции, личные симпатии.
Современная наука - это мощная самоорганизующаяся система, двумя главными контролирующими понятиями которой выступают экономическая подпитка и свобода научного поиска.