Признаки научного знания

Понятие науки, ее основные аспекты: наука как система знаний, как сфера деятельности, как социальный институт.

Наука - это социальная система, которая включает в себя раз­личные профессиональные сообщества, деятельность которых направлена на получение, приращение, распространение и, в ко­нечном счёте, применение научного знания.

Функции науки:

- гносеологическая (познавательная)

- практически-преобразовательная

- прогностическая (делает прогноз)

- культурно-мировозренческая

- современная наука является непосредственной производительной силой, основой инновационной деятельности, а так же построения информационного общества информационной цивилизации

В современной научной литературе выделяют 3 основных этапа развития науки: классический (17-19вв), неклассический (конец 19 в – посл. треть 20в), постнеклассический (посл. Треть 20в – по наши дни).

Классификация. С точки зрения современной классификации наук, выделяют:

1. философские науки: формальная логика, диалектическая логика, гносеология.

2. логико-математические науки (математическая логика, математика);

3. естественные науки;

4. технические науки;

5. социально-гуманитарные науки;

С точки зрения удаленности от общественной практики выделяют:

1. фундаментальные

2. прикладные

3 аспекта науки. Все аспекты связаны между собой и только в своем единстве позволяют достаточно полно и адекватно описать функционирование реальной науки как целого:

1) Наука как система знаний - исследуется логика и методология науки. Главная проблема - выявление и экспликация тех признаков, которые являются необходимыми и достаточными для отличия научного знания от результатов других видов познания.

Признаки научного знания

- определенность,

-предметность

- точность

- однозначность

- системность,

- логическая и/или эмпирическая обоснованность,

- открытость к критике.

- полезность

- проверяемость

- понятийно-языковая выразимость,

2) Наука как сфера деятельности. Наука - целесообразная, структурированная, процессуальная (регулируемая нормами) деятельность.Цель науки - получение нового научного знания.

Выделяют три модели получения нового знания:

- эмпиризм (Ф. Бэкон и др.) – движение от эксперимента, фиксации, регистрации, систематизации фактических данных к построению теории, которая адекватно описывает и объясняет фактический материал;

- рационализм (Р. Декарт и др.) – движение от логически ясных, отчётливых предпосылок к дедуктивному развёртыванию теории, которая в конечном счёте должна подтверждаться опытными данными;

- проблематизм (К. Поппер) – движение от одной научной проблемы к другой, более глубоко поставленной и адекватно сформулированной.

3) Наука как социальный институт. Функционирование научного общества осуществляется с помощью специфической системы внутренних ценностей, имеющих статус моральных норм - научного этоса. Мертон считал, что наука как особая социальная структура опирается в своем функционировании на четыре ценностных императива:

- универсализм - внеличностный, объективный характер научного знания.

- коллективизм - плоды научного познания принадлежат всему научному сообществу и обществу в целом.

- бескорыстность главная цель деятельности ученых - служение истине.

- организованный скептицизм - запрет на догматическое утверждение истины, развитие критики.

Позднее Барбер добавил еще 2:

- рационализм - утверждает, что наука не просто стремится к объективной истине, а к доказанному, логически организованному дискосу оценивает который научный разум, рационализм и эмоциональную нейтральность.

- эмоциональная нейтральность запрещает людям науки использовать при решении научных проблем эмоции, личные симпатии.

Современная наука - это мощная самоорганизующаяся система, двумя главными контролирующими понятиями которой выступают экономическая подпитка и свобода научного поиска.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: