Этические проблемы науки в XX столетия

Современная наука имеет ряд особенностей,качественно отличающих ее от науки даже недавне­го прошлого.

• оказывает влияние на все стороны жизни как общества в целом, так и отдельного человека.

• обеспечивает беспрецедентный технологический прогресс, создавая условия для повыше­ния уровня и качества жизни.

• выступает и как социально-политический фактор.

Довольно быстро обнаружились и некоторые опасности, связанные с возможным применением достижений современной науки. В 20 в. ученые и философы заговорили о том, что наука, лишен­ная нравственных императивов, может поставить человечество на грань катастрофы. Сегодня ста­ли очевидными довольно существенные негативные последствия неконтролируемого распростра­нения передовых технологий, косвенно создающее даже угрозу самому выживанию человечества (глобальные проблемы исчерпание ресурсов, загрязнения среды обитания). Этика науки изуча­ет нравственные основы научной деятельности. Этические проблемы науки рождались в связи с развитием физики, биологии, в частности генетики, психологии.

Основные этические проблемы 20 в.:

-клонирование (угроза генетического вырождения человечества и непрогнозируемость ее ближайших и отдаленных последствий),

- эфтаназия,

- непро­гнозируемая в последствиях технизация медицины и появления принципиально новых медицин­ских технологий и препаратов (пациент как к объект исследования или медицинской практики),

- этические проблемы замены пораженных органов и тканей, замещение поврежденных генов,

- экс­периментирования на животных, эксперименты с человеческими эмбрионами (когда человек ста­новится человеком),

- проблемы манипуляции над человеческой психикой, воздействия на челове­ческий мозг,

- изобретение ядов, атомного, бактериального, психопатогеннго и т.д. оружия.

Большую актуальность приобретает вопрос о социальной ответственности ученого за возможное использование его открытий как важнейшей этической норме научной деятельности.

Важными пунктами в сфере этики ученых являются:

• корректное определение авторства;

• недопустимость плагиата, ориентированность на новизну;

• недопустимость фальсификации эксперимента, научного открытия;

• корректное цитирование, корректные ссылки;

• корректность в научной полемике, недопустимо оскорбление оппонента;

• научная добросовестность при проведении экспериментов, построение научных тео­рий;

• осознание личной профессиональной ответственности;

• осознание моральной ответственности ученых за негативные последствия.

Этическое регулирование науки и появление высокого уровня этической культуры, оцени­ваемые сегодня как жизненная необходимость, являются важной предпосылкой будущего разви­тия науки. Это будет способствовать обеспечению качества моральности современной науки. Ученый должен проникнуться сознанием своей ответственности за судьбу человечества.

В 70-е годыXX века ученые впервые объявили мораторий на опасные исследования. Всвязи с результатами и перспективами биомедицинских и генетических исследований группа мо­лекулярных биологов и генетиков во главе с П.Бергом (США) добровольно объявили мораторий на такие эксперименты в области генной инженерии, которые могут представлять опасность для генетической конституции живущих ныне организмов.Тогда впервые ученые по собст­венной инициативе решили приостановить исследования, сулившие им большие успехи. Социаль­ная ответственность ученых стала органической составляющей научной деятельности, ощутимо влияющей на проблематику и направления исследований.

Прогресс науки расширяет диапазон проблемных ситуаций, для решения которых недоста­точен весь накопленный человечеством нравственный опыт. Большое число таких ситуаций воз­никает в медицине. В США такими вопросами занимается специальная Президентская комиссия по изучению этических проблем в медицине, биомедицинских и поведенческих исследованиях.

Этические проблемы не являются достоянием лишь некоторых областей науки. Ценност­ные и этические основания всегда были необходимы для научной деятельности. В современной науке они становятся весьма заметной и неотъемлемой стороной деятельности, что является след­ствием развития науки как социального института и роста ее роли в жизни общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: