V. Итог урока. Рефлексия

– С какими произведениями мы познакомились на уроке?

– Что объединяет стихотворения «Федотка» и «Привет»?

– Какое стихотворение понравилось больше всего?

– Рассмотрите иллюстрации (рукавицы, печенье, шарф, конфеты, пирог) и расположите их в таком порядке, в котором эти подарки для малыша перечисляются автором в стихотворении О. Дриза «Привет».

Внеурочная деятельность: подготовить выразительное чтение стихотворения наизусть (по выбору).

Дополнительный материал к уроку 22

В русской литературе лишь два писателя получили в народе неофициальное, но почетное звание «дедушка»: Иван Андреевич Крылов и Корней Иванович Чуковский (1882–1969). Причем Корнея Ивановича называли «дедушкой Чуковским» ещё при жизни. Однако Корней Иванович не любил, когда его называли «дедушкой Чуковским»: ведь в понятие это укладывалась лишь небольшая часть того, что им сделано в литературе: сказки, песенки, загадки, потешки, переводы и пересказы для самых маленьких. И однако сколь ни существенна остальная, бóльшая часть его творчества – для детей постарше и особенно для взрослых, – всё же наиболее оригинален Чуковский-сказочник, Чуковский – детский поэт. Его стихотворные сказки с неменьшим основанием могут быть названы поэмами для малышей, а писатель и филолог Ю. Тынянов – тоже не без оснований – назвал их «детским комическим эпосом».

Стихотворные сказки Чуковского – точно введение в курс великой русской поэзии. Они доступны даже самым маленьким детям, и все же это настоящие стихи, созданные по тем же законам, что и стихи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова. А главное – они завораживают маленького читателя своей музыкой, удовлетворяют его огромнейшую тягу к поэзии, которая у малышей развита особенно сильно.

У К. Чуковского в центре сюжета – ребёнок активный, любознательный и всегда побеждающий. Даже там, где такого героя формально нет (например, в «Мухе-Цокотухе» или «Тараканище»), – даже там герой, выручающий всех, напоминает озорного мальчишку – правда, не просто озорного, но и бесстрашного (Комарик, Воробей или, позднее, Бибигон).

Маленький сын Чуковского, для которого поэт начал сочинять «Крокодила», с первого раза запомнил почти весь прочитанный ему текст наизусть. Поистине поэма обладала какими-то магическими свойствами, помогавшими такому мгновенному усвоению.

Что же это за свойства?

В поэме этой очень много рифм – не только внешних, но и внутренних. Рифмы тут резонируют, отражаются друг от друга, друг с другом перекликаются, и конечно же, это способствует быстрейшему запоминанию стихов: одна строка тянет за собой другую:

Гимназисты за ним,

Трубочисты за ним,

И толкают его,

Обижают его…

Урок 23. И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки».
О. ГРИГОРЬЕВ «СТУК».
И. ТОКМАКОВА «РАЗГОВОР ЛЮТИКА И ЖУЧКА»

Цели деятельности педагога: развивать умение работать со скороговоркой; выявлять авторскую точку зрения.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты образования:

Предметные: умение определять жанр и тему произведения; анализировать и сопоставлять средства выразительности.

Личностные:умение оценивать свои эмоциональные реакции на юмористические произведения; умение соотносить свои жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: умение читать вслух осмысленно, передавая нужную информацию, сочинять продолжения прочитанных произведений.

Регулятивные: умение выполнять учебные действия в устной и письменной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения.

Коммуникативные: умение адекватно использовать речевые средства в процессе анализа и пересказа содержания произведения, в процессе высказывания своего отношения.

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная;объяснительно-иллюстративный.

Образовательные ресурсы: слоговые таблицы; карточки с играми.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: