Этапы развития древнегреческой трагедии (от Эсхила до Еврипида)

Трагедия в истории театра возникает дважды. Первый раз в античности в 5 в. до н.э. (Эсхил, Софокл, Еврипид) и продолжается до конца античного мира.

Второй раз трагедия возникает на переломе средневековья и нового времени, в начале 17 века и существует собственно в течении 17 века. (Шекспир, Корнель, Рассин).

В 18 веке тоже ставились трагедии, но этого логичного исчерпывающего развития этого жанра в истории театра больше нет.

Жанр спектакля это форма взаимоотношений, которую устанавливает актер с партнером и со зрителем.

Угол зрения на мир (Товстоногов) Это система мировоззрения.

Трагедия происходит из первой части обряда, которая называется страстная. Трагедия должна рассказывать о рождении Божества, страданиях и смерти. И дальше должна быть точка перехода страстной части в карнавальную и закончиться катарсисом.

Наиболее полно описал трагедию Аристотель в Поэтике.(прочесть!)

В трагедии речь всегда идет о глобальных движениях жизни и это движение всегда происходит через страдания. Страдание- это важная проблема античной культуры. В чувстве- страдания задействована и эмоция человека и его разум, то есть все его существо. Не случайно античные маски имеют выражение страдания или ужас (следствие страдания).

Катарсис – это очищение от страха и страдания, через страх и страдание.

Для греческого мира страдания это та необходимая коллизия душевной жизни человека, в результате которой происходит понимание человеком мироустройства. И чтобы зритель в конце почувствовал гармонию, он должен вначале испытать разрушение гармонии, а затем обретение ее в финале. Для того чтоб понять, что смерти нет, надо умереть.

Герой трагедии всегда благородный человек, даже идеальный (короли и цари)

Зритель может сопереживать только герою, такому же, как он сам. А в глубине души, каждый считает себя точкой отсчета. И каким бы несовершенным был человек, он все равно считает себя правым. И если у него выходит что-то не правильно, то это враги, мешающие совершить ему правильное намерение. Тут реализовывается простая детская психология. Ребенок, рассматривая книжку с картинками, выбирает самых красивых и лучших и говорит - вот это я. Взрослый мыслит так же. И что бы зритель страдал, нужно чтоб на сцене находился идеальный человек, с которым смог бы о В результате собственного страдания, герой трагедии получает новое знание о мире. Переходит на новую ступень восприятия мира и это вызывает в человеке - зрителе катарсис, удовольствие. В этом смысле у трагедии всегда хороший финал. Во-первых, не всегда трагедия заканчивается гибелью героя. Но самое главное, что в конце всегда зритель получает катарсис.тождествить себя зритель. Прометей на собственной шкуре понимает цену мирозданию и порядку Зевса.

Это страдание есть результат его конфликта с Богом.

Герой трагедии всегда вступает в конфликт с Богом.

Герой драмы вступает в конфликт с человеком.

Что бы вступить в конфликт с Богом в него надо верить. Поэтому трагедия появляется в 5 в. до н.э. и в 17 веке уже европейской культуры.

Сегодня трагедию не ставят или она превращена в драму. Она уже не трагедия.

Сегодня катарсиса не бывает у зрителей. Иногда даже нет взаимодействия зрителя и спектакля (это есть еще у Фоменок в какой-то степени). Катарсис это чувство соучастия, сопричастности, сострадания.

У Эсхила сохранилась одна только трилогия «Орестея».

«Прометей прикованный» это вторая часть трилогии, остальные две «Прометей освобожденный»(3) и «Прометей огненосец»(1) не сохранились.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: