Гранты как источник финансирования некоммерческих организаций

Благотворительные гранты - благотворительные пожертвования, носящие целевой характер и предоставляемые гражданами, а также юридическими лицами в денежной или натуральной форме (Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"). Этот закон относит благотворительные гранты к источникам формирования имущества благотворительных организаций.

Грантополучатель в общем случае обязан предоставить грантодателю отчет о целевом использовании предоставленных средств. При этом в ряде случаев приобретаемое за счет средств гранта имущество становится собственностью грантополучателя с момента приобретения. В ряде случаев приобретаемое за счет средств гранта имущество становится собственностью грантополучателя с момента утверждения грантодателем отчета о целевом использовании предоставленных средств.

Целями выделения гранта могут быть осуществление конкретных программ в области образования, науки, искусства, культуры, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, социального обслуживания малоимущих и социально не защищенных категорий граждан и проведение конкретных научных исследований.

Формой гранта являются денежные средства или иное имущество, он предоставляется на безвозмездной и безвозвратной основах, получатель гранта должен вести раздельный учет целевого использования гранта с обязательным предоставлением грантодателю отчета о таком использовании.

В соответствии с правилами грантовых программ средства, выделенные в виде гранта, не могут быть использованы для извлечения личной прибыли, а также для покрытия старых долгов организации, творческих коллективов и частных лиц.

Неправительственные некоммерческие организации являются специализированными профессиональными субъектами гражданского права в осуществлении ими деятельности, направленной на благо всего общества. В гражданском обороте они выступают от собственного имени.

Получателем гранта является неправительственная некоммерческая организация, созданная для достижения общественных благ. На сегодняшний день измерить вклад неправительственных некоммерческих организаций в развитие социальной сферы не представляется возможным, так как нет соответствующих статистических показателей. Участие подобного рода организаций в решении проблем социальной сферы характерно и для зарубежной практики. Накопленный в зарубежных странах положительный опыт правового обеспечения социального взаимодействия государства и неправительственных некоммерческих организаций, с точки зрения А.А. Кумаритовой, может и должен быть учтен в отечественном законодательстве. В первую очередь это касается разработки и принятия федерального закона о взаимодействии (сотрудничестве) государственных органов с неправительственными некоммерческими организациями в социальной сфере. В этом федеральном законе, считает А.А. Кумаритова, необходимо предусмотреть правовые принципы, порядок и формы социального взаимодействия (сотрудничества) государственных органов и некоммерческих, в том числе благотворительных, организаций, а также их взаимную ответственность за неисполнение своих обязательств. Необходимость в принятии такого рода федерального закона вытекает из ст. 7 Конституции РФ, в которой Российская Федерация провозглашается "социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". Это означает, что формирование и реализация социальной политики государства потребуют от него активного взаимодействия (сотрудничества) со всеми институтами гражданского общества, в том числе с институтом неправительственных некоммерческих организаций. А.А. Кумаритова считает, что такое взаимодействие (сотрудничество) должно строиться только в рамках гражданско-правовых отношений (т.е. горизонтальных отношений), основанных на равенстве участников, автономии их воли и имущественной самостоятельности, а на властном подчинении одной стороны другой (т.е. вертикальных отношений). Преимущество использования договорных форм социального взаимодействия (сотрудничества) государства и неправительственных некоммерческих организаций перед административным (односторонним) порядком распределения бюджетных средств проявляется в том, что договорные обязательства предполагают взаимную ответственность сторон за неисполнение принятых на себя обязательств и повышают эффективность расходования выделенных государством средств из соответствующего бюджета, так как такие договора заключаются на основании проведенного конкурса.

Из этого следует, что неправительственные некоммерческие организации могут и должны быть социальными партнерами государства в достижении им общественных благ.Однако в российском законодательстве под "социальным партнерством" понимается, к сожалению, только "система взаимоотношений между работниками, работодателями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленных на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений" (ст. 23 ТК РФ). В то же время российская правовая действительность, а также опыт зарубежных стран убеждают в обратном, побуждая вкладывать в это понятие более широкий смысл, поскольку в сферу социального партнерства вовлечены не только профсоюзы и работодатели, но все институты гражданского общества, в том числе институт благотворительных организаций. Вместе с тем целесообразность принятия федерального закона о социальном взаимодействии (сотрудничестве) государственных органов и неправительственных некоммерческих организаций обусловлена также ст. 72 Конституции РФ, в соответствии с которой в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации наряду с другими предметами совместного ведения находятся природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение. Правовое регулирование по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации должно осуществляться согласно п. 2 ст. 76 Конституции РФ на основании федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Именно по причине отсутствия соответствующего федерального закона существенно затрудняется реализация договорных форм социального взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления на региональном и местном уровнях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: