Глава 9. Юридическая личность некоммерческих организаций

§ 1. Понятие и виды некоммерческих организаций

1. Некоммерческие организации как юридические лица

Некоммерческой организацией является юридическое лицо, которое не преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяет полученную прибыль между участниками (п. 1 ст. 50 ГК; п. 1 ст. 2 Федерального закона от 8 декабря 1995 г. "О некоммерческих организациях" <1>).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145; 1998. N 48. Ст. 5849; 1999. N 28. Ст. 3473; 2002. N 12. Ст. 1093; N 43. Ст. 4190; 2002. N 52 (часть 2). Ст. 5141 (далее - Закон о некоммерческих организациях).

Главные особенности некоммерческих организаций по сравнению с коммерческими юридическими лицами состоят в следующем. Во-первых, в отличие от коммерческих организаций некоммерческие организации не являются профессиональными участниками имущественных отношений. Поэтому для некоммерческих юридических лиц законодатель устанавливает специальную (целевую) правоспособность (п. 1 ст. 49 ГК) и разрешает использовать имеющееся у них имущество лишь для достижения целей, указанных в их учредительных документах (п. 4 ст. 213 ГК).

Для некоторых видов некоммерческих организаций предусмотрены ограничения на занятие определенными видами деятельности (п. 2 ст. 24 Закона о некоммерческих организациях). Например, финансируемые собственником учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере только с разрешения собственника, если иное не предусмотрено законом (п. 4 ст. 66 ГК).

Во-вторых, основной целью деятельности некоммерческой организации не может служить извлечение прибыли (п. 1 ст. 50 ГК; п. 1 ст. 2 Закона о некоммерческих организациях). Выступление некоммерческих юридических лиц в гражданском обороте обусловлено необходимостью материального обеспечения их основной деятельности, которая не должна являться предпринимательской. Они создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, развития физической культуры и спорта, для охраны здоровья, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав и законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, в иных целях, направленных на достижение общественных благ (п. 2 ст. 2 Закона о некоммерческих организациях).

Несмотря на то, что всем некоммерческим организациям разрешено, хотя и с ограничениями, заниматься предпринимательством, такую деятельность они могут осуществлять лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они были созданы, и соответствует этим целям (п. 3 ст. 50 ГК). В частности, некоммерческие организации могут осуществлять приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретать и реализовывать ценные бумаги, имущественные и неимущественные права, участвовать в хозяйственных обществах или в товариществах на вере в качестве вкладчиков (п. 2 ст. 24 Закона о некоммерческих организациях). Представляется, что в условиях рыночной экономики некоммерческие организации нельзя лишать возможности совершать необходимые хозяйственные операции, а в установленных законом пределах самим зарабатывать средства и распоряжаться ими, поскольку в противном случае они не смогут полноценно осуществлять свою основную деятельность.

Например, образовательное учреждение может вести предусмотренную его уставом предпринимательскую деятельность, в том числе заниматься реализацией и сдачей в аренду своего имущества; оказывать платные образовательные услуги и др. Причем с фискальной точки зрения деятельность образовательного учреждения по реализации производимой им продукции (работ, услуг) отнесена законом к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не направляется непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (включая заработную плату) в этом образовательном учреждении (ст. 47 Федерального закона от 10 июля 1992 г. "Об образовании" <1>).

--------------------------------

<1> Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. N 30. Ст. 1797; СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 150; 1997. N 47. Ст. 5341; 2000. N 30. Ст. 3120; 2000. N 33. Ст. 3348; N 44. Ст. 4399; 2001. N 1 (ч. 1). Ст. 2; N 53 (ч. 1). Ст. 5030; 2002. N 7. Ст. 631; N 12. Ст. 1093; N 26. Ст. 2517; N 30. Ст. 3029; 2003. N 2. Ст. 163; N 28. Ст. 2892 (далее - Закон об образовании).

Вместе с тем действующее законодательство позволяет использовать формы некоммерческих юридических лиц с целью уменьшения налогооблагаемой базы. Так, в соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона от 20 марта 1996 г. "О рынке ценных бумаг" <1> деятельность фондовой биржи может осуществляться юридическим лицом в форме некоммерческого партнерства или акционерного общества. Не удивительно, что многие фондовые биржи (Московская центральная фондовая биржа и др.) создавались в форме некоммерческого партнерства, поскольку налогообложение некоммерческой организации благоприятнее, нежели коммерческой.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918; 1998. N 48. Ст. 5857; 1999. N 28. Ст. 3472; 2001. N 33. Ст. 3424; РГ. 2003. 4 января (далее - Закон о рынке ценных бумаг).

В-третьих, по общему правилу учредители (участники, члены) некоммерческой организации не вправе распределять между собой прибыль (доход), полученную от ее деятельности (п. 1 ст. 50 ГК) <1>.

--------------------------------

<1> Исключение составляют некоторые виды некоммерческих юридических лиц, сама конструкция которых предполагает распределение полученной организацией прибыли между ее учредителями (участниками, членами). Например, доходы, полученные потребительским кооперативом от разрешенной предпринимательской деятельности, осуществляемой кооперативом в соответствии с законом и уставом, распределяются между его членами (п. 5 ст. 116 ГК).

В-четвертых, при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с ее учредительными документами на цели, в интересах которых она была создана и (или) на благотворительные цели, если иное не предусмотрено законом. В случаях, когда его использование в соответствии с учредительными документами ликвидируемого некоммерческого юридического лица невозможно, имущество обращается в доход государства (п. 1 ст. 20 Закона о некоммерческих организациях) <1>.

--------------------------------

<1> Исключение составляют потребительские кооперативы и некоммерческие партнерства, члены которых вправе получить ликвидационную квоту, если иное не предусмотрено законом или учредительными документами данного юридического лица (п. 7 ст. 63 ГК; п. 3 ст. 8 Закона о некоммерческих организациях).

До недавнего времени действовало правило (п. 1 ст. 65 ГК), согласно которому некоммерческие юридические лица, кроме потребительских кооперативов, благотворительных и иных фондов, не могли быть признаны несостоятельными (банкротами). Согласно п. 2 ст. 1 действующего Закона о банкротстве несостоятельными (банкротами) могут признаваться любые некоммерческие юридические лица, за исключением учреждений, политических партий и религиозных организаций.

В-пятых, некоммерческие юридические лица могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных не только Гражданским кодексом РФ, но и другими федеральными законами (абз. 1 п. 3 ст. 50 ГК).

2. Виды некоммерческих организаций

Организационно-правовые формы некоммерческих юридических лиц отличаются гораздо большим разнообразием по сравнению с коммерческими. Следует отметить, что установленный Гражданским кодексом открытый перечень некоммерческих организаций с возможностью его расширения отдельными федеральными законами, разрешение этим субъектам заниматься предпринимательской деятельностью привели к неоправданному увеличению числа их форм. В рамках одного вида может существовать несколько разновидностей некоммерческих организаций, статус которых регламентируется не только Гражданским кодексом, но также федеральными законами и другими правовыми актами РФ.

Гражданским кодексом предусмотрены следующие организационно-правовые формы некоммерческих организаций:

1) потребительский кооператив;

2) общественная или религиозная организация (объединение);

3) объединение юридических лиц (ассоциация или союз);

4) фонд;

5) учреждение.

Иные федеральные законы существенно расширяют этот перечень, допуская возможность создания некоммерческих юридических лиц также в формах:

1) некоммерческого товарищества, в том числе товарищества собственников жилья; садоводческого, огороднического или дачного товарищества;

2) некоммерческого партнерства;

3) автономной некоммерческой организации;

4) государственной корпорации;

5) товарной биржи;

6) торгово-промышленной палаты;

7) объединения работодателей.

Большинство некоммерческих организаций, подобно коммерческим, являются корпорациями, т.е. построены на началах фиксированного членства: потребительские кооперативы, общественные организации, некоммерческие партнерства и др. Однако встречаются некоммерческие юридические лица, не являющиеся корпорациями: учреждения, фонды, автономные некоммерческие организации и др.

Среди некоммерческих организаций обнаруживаются и смешанные формы. Благотворительные общественные либо религиозные организации могут быть названы учреждениями с корпоративным устройством, так как по форме они являются корпорациями, а по сути представляют собой учреждения (ст. ст. 6, 7, 10, 15 Закона о благотворительной деятельности и благотворительных организациях; ст. ст. 8, 10 Закона о свободе совести и о религиозных объединениях). Существенным отличием названных организаций от классических корпораций является то обстоятельство, что, даже если благотворительная общественная или религиозная организация основана на членстве, далеко не каждый из ее членов может участвовать в управлении организацией и ее имуществом. Высшим органом управления благотворительной организации выступает ее коллегиальный орган, формируемый в порядке, предусмотренном уставом этой организации (ст. 10 Закона о благотворительной деятельности и благотворительных организациях).

Напротив, Российская академия наук, Российская академия медицинских наук, Российская академия образования, Российская академия художеств, иные отраслевые академии наук, имеющие государственный статус, могут служить примерами корпораций, созданных в форме учреждения. Формально указанные юридические лица являются некоммерческими организациями - учреждениями (ст. 120 ГК). Однако в соответствии с законодательством РФ и уставами указанных академий они наделяются правом управления своей деятельностью, правом владения, пользования и распоряжения переданным им имуществом, находящимся в федеральной собственности. В частности, от учреждений они отличаются тем, что могут иметь в своем составе структурные подразделения - юридические лица, обладая правом на их создание, реорганизацию и ликвидацию, закрепление за ними федерального имущества, утверждение их уставов и назначение руководителей (ст. 6 Федерального закона от 12 июля 1996 г. "О науке и государственной научно-технической политике" <1>).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4137; 1998. N 30. Ст. 3607; N 51. Ст. 6271; 2000. N 2. Ст. 162; 2001. N 1 (часть 1). Ст. 2 (часть 2), ст. 20; 2001. N 53 (часть 1). Ст. 5030; 2002. N 52 (часть 1). Ст. 5132.

§ 2. Потребительский кооператив

1. Понятие потребительского кооператива

Потребительским кооперативом признается основанная на началах членства организация, созданная для удовлетворения материальных и иных потребностей участников путем объединения ими имущественных взносов (п. 1 ст. 116 ГК).

К ним относятся жилищные, жилищно-строительные, дачные, гаражные, садоводческие, огороднические, кредитные и др. потребительские кооперативы, известные российскому праву еще с начала 20-х гг. XX столетия. В отличие от производственных кооперативов, потребительские кооперативы создаются не для совместной хозяйственной деятельности, основанной на личном труде их участников, а для удовлетворения материальных и иных потребностей своих членов. Поэтому члены потребительского кооператива не обязаны лично участвовать в его делах, но должны вносить вклады в имущество кооператива. С этой точки зрения потребительские кооперативы можно сравнить с объединениями капиталов, тогда как производственные кооперативы ближе к объединениям лиц. Вследствие этого граждане или юридические лица могут одновременно участвовать в нескольких потребительских кооперативах, в том числе однородных по характеру деятельности.

Потребительский кооператив создается по решению его учредителей (членов), которыми могут выступать как граждане, так и юридические лица (коммерческие или некоммерческие), если иное не предусмотрено федеральным законом. По общему правилу, граждане вправе быть членами кооператива по достижении 16 лет (п. 2 ст. 26 ГК), если иной возрастной ценз не установлен федеральным законом. Например, в члены жилищно-строительного кооператива принимаются только совершеннолетние граждане (ст. 113 Жилищного кодекса РСФСР). Потребительские кооперативы не могут создаваться одним учредителем или состоять из единственного члена. Они должны учреждаться не менее чем тремя лицами, если иное количество учредителей не определено федеральным законом.

Учредительным документом потребительского кооператива является устав, принятый на общем собрании учредителей (членов) кооператива. В предусмотренных законом случаях кооператив может иметь в качестве второго учредительного документа также учредительный договор. Наряду с общими сведениями, которые подлежат включению в учредительные документы любого юридического лица, в уставе потребительского кооператива должны содержаться сведения о размере и порядке внесения членами кооператива паевых взносов, о порядке покрытия ими понесенных кооперативом убытков (п. 2 ст. 116 ГК).

Потребительский кооператив обязан иметь паевой (уставный) фонд, являющийся минимальной гарантией удовлетворения требований его кредиторов. Паевой фонд создается за счет взносов членов кооператива и к моменту его государственной регистрации должен быть оплачен полностью либо в размере, предусмотренном законодательством для определенного вида кооперативов <1>. Минимальный размер паевого фонда также устанавливается законодательством.

--------------------------------

<1> Формально данное требование невыполнимо, ибо кооператив, как любое юридическое лицо, считается созданным и приобретает правосубъектность, в том числе вещные права на имущество, лишь с момента его государственной регистрации (п. 2 ст. 51 ГК РФ).

Законом и уставом кооператива может быть предусмотрено образование иных имущественных фондов, формируемых за счет взносов его членов. Не исключена возможность осуществления потребительским кооперативом некоторых видов предпринимательской деятельности, например сдача в аренду неиспользуемого имущества. По решению общего собрания членов кооператива доходы, полученные от такой деятельности, могут распределяться между членами кооператива или направляться на общие нужды (п. 5 ст. 116 ГК). Следует признать, что данная возможность противоречит природе потребительского кооператива как некоммерческой организации и должна быть максимально сужена законодательством.

По общему правилу, высшим (волеобразующим) органом потребительского кооператива является общее собрание его членов. В большинстве случаев оно обладает исключительной компетенцией при рассмотрении вопросов, определенных уставом кооператива, но также правомочно принять к своему рассмотрению любой вопрос, касающийся его деятельности.

Общее собрание формирует единоличные и коллегиальные исполнительные (волеизъявляющие) органы кооператива, которые вправе решать все вопросы, не отнесенные к исключительной компетенции общего собрания. В качестве постоянно действующего коллегиального исполнительного органа в потребительском кооперативе обычно создается правление, порядок избрания, состав и компетенция которого определяются уставом кооператива. Кроме того, в потребительском кооперативе имеется единоличный исполнительный орган - председатель. Исполнительные органы потребительского кооператива формируются из числа его членов и не могут быть наемными. Деятельность коллегиальных и единоличных исполнительных органов контролируется ревизором либо ревизионной комиссией, которые не являются органами кооператива.

Потребительские кооперативы реорганизуются и ликвидируются по общим правилам о реорганизации и ликвидации юридических лиц. Специальным основанием их реорганизации либо ликвидации является полное внесение членами кооперативов или иными лицами, имеющими право на паенакопления, паевых взносов за предоставленные им в пользование объекты: квартиру, дачу, гараж, земельный участок и пр. Дело в том, что согласно норме п. 4 ст. 218 ГК это обстоятельство влечет для указанных лиц возникновение права собственности на данное имущество, следовательно, прекращение этого права для кооператива. Поэтому в такой ситуации потребительский кооператив по решению его общего собрания должен быть либо преобразован в иной потребительский кооператив (по совместной эксплуатации остающихся общими объектов) или в другую форму некоммерческой организации (например, в товарищество собственников жилья, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество), либо ликвидирован. Потребительский кооператив может быть объявлен банкротом.

2. Права и обязанности членов потребительского кооператива

Каждый член потребительского кооператива вправе принимать участие в управлении делами кооператива, в том числе путем голосования на общем собрании. В отличие от хозяйственных обществ, при принятии решений на общем собрании каждый член кооператива независимо от размера своего паевого взноса обладает только одним голосом. Члены кооператива также имеют право избирать и быть избранными в состав исполнительных органов; получать в пользование часть кооперативного имущества, пропорциональную размеру своего пая и предназначенную для удовлетворения определенных потребностей - жилищных и т.д. Потребности членов кооператива могут удовлетворяться иным образом, например за счет первоочередного предоставления членам кооператива товаров или услуг, производимых либо оказываемых самим кооперативом или созданными им организациями. Член кооператива вправе в любое время выйти из его состава, получив стоимость своего пая, а в случаях, предусмотренных законом и уставом кооператива, также иные выплаты.

Согласно правилам, изложенным в законах и уставах большинства потребительских кооперативов, каждый его член вправе продать, передать по наследству (в порядке правопреемства) или иным образом произвести отчуждение своего пая и тем самым выйти из состава кооператива. Вновь принятый пайщик приобретает права своего предшественника, включая пользование соответствующей частью кооперативного имущества. В потребительском кооперативе пай может быть разделен между несколькими лицами, допустим, наследниками умершего члена, лишь в случаях, прямо предусмотренных законом и уставом кооператива и не противоречащих существу отношений по пользованию кооперативным имуществом. Например, нельзя разделить пай, связанный с пользованием однокомнатной квартирой, неделимым земельным участком (п. 2 ст. 6 Земельного кодекса РФ). В таких случаях отчуждение части пая не допускается.

Член потребительского кооператива несет обязанности по уплате вступительного, паевого и иных (дополнительных) взносов. Уставом кооператива или решениями общего собрания часто предусматриваются иные обязанности членов потребительского кооператива, например по отработке определенного времени при создании объектов кооперативной собственности. За невыполнение этих обязанностей пайщик может быть исключен из кооператива по решению общего собрания его членов, которое может быть обжаловано в судебном порядке.

По общему правилу потребительский кооператив не получает доходов от своей деятельности. Поэтому одной из важнейших обязанностей членов кооператива является необходимость покрывать убытки, возникшие в результате деятельности кооператива, за счет дополнительных взносов. В случае отказа от внесения или неполного внесения дополнительного взноса виновный член кооператива может быть привлечен к солидарной с кооперативом ответственности по его долгам своим личным имуществом, хотя и в размере неуплаченных сумм и только при недостатке имущества кооператива (п. 4 ст. 116 ГК). Дополнительные взносы по существу представляют собой форму ограниченной субсидиарной ответственности члена потребительского кооператива по долгам последнего.

3. Разновидности потребительских кооперативов

Определенную специфику имеют следующие разновидности потребительских кооперативов:

- жилищные и жилищно-строительные кооперативы, которые создаются достигшими 18 лет гражданами для удовлетворения своих потребностей в обеспечении жильем (ст. 113 Жилищного кодекса РСФСР);

- садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы, создаваемые гражданами на добровольных началах в целях содействия своим членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства (абз. 5 ст. 1; п. п. 1, 3 ст. 4 Федерального закона от 11 марта 1998 г. "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" <1>);

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1998. N 16. Ст. 1801; 2000. N 48. Ст. 4632; 2002. N 12. Ст. 1093 (далее - Закон о садоводческих объединениях).

- кредитные потребительские кооперативы граждан, которые могут быть созданы либо иметь в своем составе в качестве членов не менее 15 и не более 2000 граждан, добровольно объединившихся для удовлетворения потребностей в финансовой взаимопомощи по признаку общности места жительства, трудовой деятельности, профессиональной принадлежности, любой другой общности граждан (ст. 4 Федерального закона от 11 июля 2001 г. "О кредитных потребительских кооперативах граждан" <1>);

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3420 (далее - Закон о кредитных кооперативах).

- общества взаимного страхования, осуществляющее страхование имущества и иных имущественных интересов своих членов (п. п. 2, 3 ст. 968 ГК);

- общины малочисленных народов, хотя и объявленные особой формой юридического лица, но фактически являющиеся разновидностью потребительского кооператива (Федеральный закон от 6 июля 2000 г. "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" <1>). Община есть своеобразная форма самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам, ведущим традиционный образ жизни, осуществляющим традиционное хозяйствование и занимающимся традиционными промыслами. Она может быть создана по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому признакам в целях защиты исконной среды обитания этих народов, сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2000. N 30. Ст. 3122; 2002. N 12. Ст. 1093.

Известны и другие виды потребительских кооперативов, например гаражные и пр.

Помимо ст. 116 ГК и названных Законов, деятельность потребительских кооперативов регламентируется другими нормативными актами. Так, Закон СССР от 26 мая 1988 г. "О кооперации в СССР" <1> и типовые уставы некоторых видов потребительских кооперативов действуют в части, не противоречащей нормам ГК РФ, а также принятым позднее федеральным законам.

--------------------------------

<1> Закон СССР от 26 мая 1988 г. "О кооперации в СССР" не применяется на территории Российской Федерации в части, касающейся потребительской кооперации (см.: Постановление Верховного Совета РФ от 19 июня 1992 г. N 3086-1 "О введении в действие Закона РФ "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации"); в части, касающейся сельскохозяйственной кооперации (см.: Федеральный закон от 15 ноября 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации"); в части, регулирующей деятельность кооперативов в сферах производства и услуг (см.: Федеральный закон от 10 апреля 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах"); в части, регулирующей деятельность садоводческих товариществ и дачных кооперативов (см.: Федеральный закон от 11 марта 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"). Он также не применяется в части, регулирующей деятельность кредитных потребительских кооперативов граждан (см.: Федеральный закон от 11 июля 2001 г. "О кредитных потребительских кооперативах граждан").

Потребительские общества, предусмотренные Законом РФ от 19 июня 1992 г. "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" <1>, несмотря на свое название, фактически представляют собой форму не потребительского, а производственного кооператива, особенности статуса которого связаны с предметом и целями его деятельности. С одной стороны, в соответствии со ст. ст. 1, 5 Закона о потребительской кооперации потребительским обществом, которое может быть создано в форме потребительского кооператива, признается добровольное объединение граждан и юридических лиц, созданное на основе членства путем объединения имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной или иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов. С другой стороны, основными задачами потребительского общества являются: закупка у граждан и юридических лиц продукции сельского хозяйства и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственного сырья с последующей их переработкой и реализацией; производство пищевых продуктов и непродовольственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли и т.д., что характерно для коммерческой организации.

--------------------------------

<1> Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. N 30. Ст. 1788; СЗ РФ. 1997. N 28. Ст. 3306; 2000. N 18. Ст. 1910; 2002. N 12. Ст. 1093.

Дело в том, что первоначально возникшие и развивавшиеся в качестве потребительских кооперативов потребительские общества в нашей стране были затем огосударствлены: на них были возложены функции удовлетворения потребностей сельского (а в 30-х - 50-х гг. прошлого века - и городского) населения в товарах и услугах (члены самих потребительских обществ имели при этом лишь некоторые преимущества в снабжении); управление ими было жестко централизовано и включено в единую общегосударственную систему; при потребительских кооперативах и их территориальных объединениях были созданы многочисленные производственные предприятия и т.д. При переходе к рыночной организации экономики централизованной системе потребкооперации удалось во многом сохранить свою прежнюю организацию и задачи. Поэтому и в нынешней форме она пока не может считаться системой (добровольным объединением) вполне самостоятельных потребительских кооперативов.

§ 3. Некоммерческое товарищество

1. Понятие и виды некоммерческих товариществ

Специфической разновидностью некоммерческих организаций являются некоммерческие товарищества, иногда ошибочно отождествляемые с потребительскими или производственными кооперативами. Создание некоммерческих товариществ явилось следствием проведения масштабной приватизации государственного (муниципального) жилья, передачи гражданам в собственность земельных участков в садоводческих, дачных и тому подобных кооперативах.

Известны две основные разновидности некоммерческих товариществ:

- товарищества собственников жилья;

- садоводческие, огороднические или дачные товарищества.

Товариществом собственников жилья признается организация, созданная на началах членства гражданами или иными собственниками жилья для совместного использования находящихся в их общей собственности объектов недвижимости, обслуживающих принадлежащие им жилые помещения (ст. 291 ГК; абз. 8 ст. 1 Закона от 24 декабря 1992 г. "Об основах федеральной жилищной политики" <1>; ст. ст. 1, 24 и 25 Федерального закона от 24 мая 1996 г. "О товариществах собственников жилья" <2>).

--------------------------------

<1> Ведомости ВС РФ. 1993. N 3. Ст. 99; СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 147; 1997. N 17. Ст. 1913; 1999. N 7. Ст. 876; 1999. N 25. Ст. 3042; 1999. N 28. Ст. 3485; 2002. N 52 (ч. 1). Ст. 5135; 2003. N 19. Ст. 1750.

<2> СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2963; 1998. N 15. Ст. 1794; 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 2; 2002. N 12. Ст. 1093 (далее - Закон о товариществах собственников жилья).

Будучи собственниками отдельных жилых помещений в многоквартирных домах, граждане сталкиваются с необходимостью совместной эксплуатации общих для всех квартир элементов зданий: подвалов, крыш и чердаков, лестничных площадок, лифтов, санитарно-технического и иного оборудования и пр. В то же время по причине добровольного характера приватизации жилья у многих неприватизированных квартир сохранились прежние, в том числе публичные, собственники, которые также столкнулись с указанной необходимостью. Одним из способов решения названных задач законодательство признало создание товариществ собственников жилья. Товарищества собственников жилья могут возникать на основе жилищных и жилищно-строительных кооперативов, члены которых полностью выплатили свои паевые взносы.

Аналогичные проблемы, связанные с необходимостью определения правил эксплуатации инженерных сетей, дорог и другого имущества общего пользования, возникают у собственников отдельных земельных участков, используемых для ведения коллективного садоводства и огородничества в садоводческих, огороднических и дачных товариществах.

Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (п. п. 1, 2 ст. 4 Закона о садоводческих, огороднических и дачных объединениях).

Товарищество собственников жилья организуется не менее чем двумя домовладельцами, в качестве которых могут выступать не только граждане, но и другие собственники жилых помещений - юридические лица и публично-правовые образования (по решению последних членами товарищества могут стать их унитарные предприятия или учреждения). Учредительным документом товарищества является его устав.

Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество создается по решению граждан-учредителей. Число участников садоводческого (огороднического, дачного) некоммерческого товарищества должно быть не менее трех человек. Членами садоводческого (огороднического, дачного) товарищества могут быть граждане РФ, достигшие 18 лет и имеющие земельные участки в границах такого товарищества. Учредительным документом товарищества является устав, утвержденный общим собранием учредителей. Помимо общих сведений, подлежащих включению в устав каждого юридического лица, в уставе садоводческого (огороднического, дачного) товарищества должен быть указан порядок образования специального фонда, являющегося собственностью товарищества (п. 4 ст. 16 Закона о садоводческих, огороднических и дачных объединениях).

Товарищество собственников жилья является собственником принадлежащего ему имущества, в том числе вступительных и иных взносов участников, их обязательных платежей, предназначенных на содержание общего имущества. Участники не приобретают на это имущество каких-либо прав, не могут требовать от товарищества никаких выплат или выдач в случае выхода из него, не отвечают по обязательствам товарищества. Хозяйственная (предпринимательская) деятельность товарищества строго ограничена рамками эксплуатации и ремонта общих помещений и оборудования, а полученный от нее доход идет на общие нужды и не распределяется между участниками.

В садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом товариществе имущество общего пользования, приобретенное или созданное таким товариществом за счет целевых взносов, является совместной (общей) собственностью его членов. Имущество общего пользования, приобретенное или созданное за счет средств специального фонда, образованного по решению общего собрания садоводческого (огороднического, дачного) некоммерческого товарищества, является собственностью товарищества как юридического лица. Специальный фонд составляют вступительные и членские взносы членов такого товарищества, доходы от его хозяйственной деятельности, а также средства, предоставленные садоводческому (огородническому, дачному) некоммерческому товариществу, прочие поступления. Средства специального фонда расходуются на цели, соответствующие задачам, предусмотренным уставом товарищества (п. 2 ст. 4 Закона о садоводческих, огороднических и дачных объединениях).

Высшим (волеобразующим) органом товарищества является общее собрание его участников (собрание уполномоченных), имеющее исключительную компетенцию, но правомочное решать любой вопрос, отнесенный к компетенции коллегиального исполнительного органа. Исполнительными (волеизъявляющими) органами товарищества являются правление (коллегиальный орган) и его председатель (единоличный орган). Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью исполнительных органов товарищества (председателя, правления) осуществляет ревизионная комиссия (ревизор), избранная из числа членов товарищества. Ревизионная комиссия (ревизор) не является органом товарищества.

Товарищества могут быть реорганизованы, ликвидированы или объявлены банкротами по общим правилам гражданского законодательства. По смыслу закона садоводческое, огородническое или дачное товарищество может быть преобразовано в соответствующий кооператив либо партнерство, тогда как преобразование товарищества собственников жилья в другую организационно-правовую форму законом не предусмотрено.

2. Права и обязанности членов некоммерческого товарищества

Участники товарищества собственников жилья обладают правом голоса в управлении его делами пропорционально доле принадлежащих им жилых помещений, если иное прямо не предусмотрено уставом товарищества. Членство в товариществе обусловлено правом собственности на соответствующее жилое помещение. Поэтому с утратой данного права по любым основаниям членство в товариществе прекращается. В случае смерти гражданина или реорганизации юридического лица членами товарищества становятся их наследники (правопреемники) с момента возникновения у них права собственности на соответствующее жилое помещение. Участник не может быть исключен из товарищества. При нарушении обязанности по уплате взносов в имущество товарищества он должен возместить товариществу причиненные этим убытки.

Товарищество собственников жилья существенно отличается от кооператива и не может быть признано его разновидностью <1>. В нем нет паевых отношений, а его участники не обладают равным количеством голосов в управлении общими делами и не вправе претендовать на получение от товарищества какого-либо имущества. Они не могут быть исключены из товарищества и не несут никакой ответственности по его долгам. Все это невозможно для кооператива.

--------------------------------

<1> См.: Крашенинников П.В. Современные проблемы права собственности и иных вещных прав на жилые помещения: Автореф. дис.... д-ра юрид. наук. М., 1997. С. 7, 46 - 49.

Члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества, в частности, имеют право при отчуждении садового (огородного, дачного) земельного участка одновременно отчуждать приобретателю долю имущества общего пользования в составе садоводческого (огороднического, дачного) некоммерческого товарищества в размере целевых взносов; имущественный пай в размере паевого взноса, за исключением той части, которая включена в специальный неделимый фонд товарищества; здания, строения, сооружения, плодовые культуры. Однако при ликвидации товарищества его члены могут получать причитающуюся им долю имущества общего пользования. Члены товарищества также вправе добровольно выходить из его состава с одновременным заключением с товариществом договора о порядке пользования и эксплуатации инженерных сетей, дорог и другого имущества общего пользования.

Важнейшими обязанностями членов товарищества являются: использование земельного участка в соответствии с его целевым назначением, в том числе его освоение в течение трех лет, если иной срок не установлен земельным законодательством; соблюдение установленных режимов, ограничений, обременений и сервитутов; выполнение агротехнических, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных требований и пр.

В отличие от кооператива, члены товарищества не отвечают по его обязательствам. Они, однако, могут быть обязаны к внесению дополнительных взносов, которые по сути могут стать формой их ограниченной субсидиарной ответственности по долгам товарищества.

§ 4. Некоммерческое партнерство

1. Понятие и виды некоммерческих партнерств

Конструкция некоммерческого партнерства является новой для отечественного права. Как видно из названия, она была заимствована из американского правопорядка (partnership) с целью создания максимально широких возможностей для осуществления некоммерческой организацией предпринимательской деятельности. Форма партнерства (Partnerschaftsgesellschaft) также была введена в Германии специальным Законом от 25 июля 1994 г., но лишь как один из возможных способов объединения лиц свободных профессий в целях ограничения их имущественной ответственности за профессиональные ошибки, причем само партнерство не вправе осуществлять никакой предпринимательской деятельности.

Некоммерческим партнерством признается основанное на членстве объединение граждан и юридических лиц, созданное ими для содействия своим членам в достижении некоммерческих целей путем осуществления предпринимательской деятельности (п. 1 и п. 2 ст. 8 Закона о некоммерческих организациях).

Партнерство обладает целевой правоспособностью и вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую его уставным целям, может создавать другие коммерческие и некоммерческие организации. Партнерство становится собственником своего имущества.

В форме некоммерческого партнерства могут быть созданы следующие некоммерческие организации:

- фондовые биржи (ч. 2 ст. 11 Закона о рынке ценных бумаг <1>);

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918; 1998. N 48. Ст. 5857; 1999. N 28. Ст. 3472; 2001. N 33. Ст. 3424; 2002. N 52 (ч. 2). Ст. 5141.

- коллегии адвокатов (ст. 22 Федерального закона от 26 апреля 2002 г. "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" <1>);

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2102; 2003. N 44. Ст. 4262.

- садоводческие (огороднические, дачные) некоммерческие партнерства (п. 1 ст. 4 Закона о садоводческих, огороднических и дачных объединениях).

Некоммерческое партнерство создается по решению его учредителей, число которых не ограничивается, но не может быть меньше двух. Учредители утверждают устав партнерства и по желанию могут заключить учредительный договор, который в этом случае становится его вторым учредительным документом (п. 1 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях). В учредительных документах должны содержаться сведения о характере и целях деятельности партнерства, условиях членства в нем, о составе и компетенции органов управления и порядке принятия ими решений, об источниках формирования имущества и о порядке распределения его остатка после ликвидации партнерства.

Высшим (волеобразующим) органом партнерства является общее собрание его участников, имеющее исключительную компетенцию. Возможно также создание в нем постоянно действующего коллегиального органа типа наблюдательного совета. В партнерстве обязателен единоличный исполнительный (волеизъявляющий) орган, образуемый его высшим органом. В случаях, предусмотренных уставом, возможно создание коллегиального исполнительного органа (правления, директората и т.п.).

Некоммерческое партнерство реорганизуется, ликвидируется и признается банкротом по общим правилам гражданского законодательства. По единогласному решению общего собрания участников оно может преобразоваться в общественную или религиозную организацию (объединение), фонд или автономную некоммерческую организацию (п. 1 ст. 17 Закона о некоммерческих организациях). Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство может быть преобразовано в соответствующее некоммерческое товарищество. Законом не предусмотрена возможность преобразования партнерства в коммерческую организацию, хотя по своей природе оно весьма близко к обществу с ограниченной ответственностью.

2. Права и обязанности участников партнерства

Участники партнерства не отвечают по его обязательствам, как и партнерство не отвечает по обязательствам своих членов. Главная особенность партнерства состоит в том, что его участники вправе получить при выходе из него или при его ликвидации часть имущества партнерства, т.е. иметь прямые имущественные выгоды от участия в некоммерческой организации. Таким образом, партнерство может распределять часть своего имущества между его участниками, что также противоречит статусу партнерства как некоммерческой организации.

Партнеры имеют право участвовать в управлении его делами, получать информацию о его деятельности, могут обладать иными правами, предусмотренными его уставом. Они вправе свободно выйти из партнерства, получив при этом часть его имущества или его стоимость в пределах стоимости имущества, переданного участниками некоммерческого партнерства в его собственность, за исключением членских взносов, если иное не установлено законом или учредительными документами партнерства (п. 3 ст. 8 Закона о некоммерческих организациях). Часть остатка имущества или его стоимости пропорционально своим взносам они могут получить и при ликвидации партнерства (п. 2 ст. 20 Закона о некоммерческих организациях). По смыслу этих норм партнерам надлежит иметь определенную долю (обязательственное право требования) в имуществе партнерства или в его части, в соответствии с которой и должно осуществляться их право на участие в управлении делами партнерства.

Участники партнерства несут предусмотренные его учредительными документами обязанности, в том числе по внесению взносов в его имущество. За нарушение этих обязанностей они могут быть исключены из партнерства по решению остающихся членов. Исключенный из партнерства участник сохраняет право на получение соответствующей части имущества партнерства (п. 4 ст. 8 Закона о некоммерческих организациях).

§ 5. Объединение юридических лиц

1. Понятие объединения юридических лиц

Самостоятельным видом некоммерческой организации является объединение юридических лиц. Создание таких объединений в форме ассоциаций или союзов предусмотрено нормами ст. 121 Гражданского кодекса, ст. 11 Закона о некоммерческих организациях и рядом иных федеральных законов.

Ассоциацией (союзом) признается основанное на началах членства объединение юридических лиц, созданное ими с целью координации деятельности, а также представления и защиты их интересов (п. п. 1 и 2 ст. 121 ГК; п. п. 1 и 2 ст. 11 Закона о некоммерческих организациях).

Следует отметить, что нормами п. 2 ст. 11 Федерального закона от 27 октября 1995 г. "О финансово-промышленных группах" <1> допускается функционирование объединения юридических лиц (ассоциации или союза) в качестве центральной компании ФПГ, что противоречит его статусу как некоммерческой организации.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4697.

В отличие от неправосубъектных объединений холдингового типа, включающих материнские и дочерние компании, объединения различных юридических лиц, основанные на корпоративных (членских) началах, во-первых, являются самостоятельными юридическими лицами, а во-вторых, преследуют некоммерческие цели, создаваясь обычно для координации деятельности участников, представления и защиты их общих, в том числе имущественных, интересов. Они возникают исключительно на добровольной основе и не вправе осуществлять какие-либо управленческие функции в отношении своих участников, которые полностью сохраняют свою самостоятельность и права юридических лиц (п. 3 ст. 121 ГК; п. 3 ст. 11 Закона о некоммерческих организациях).

Ассоциации и союзы не вправе самостоятельно осуществлять предпринимательскую деятельность, но могут создавать для этой цели хозяйственные общества или участвовать в них.

Учредителями объединения юридических лиц вправе быть коммерческие и некоммерческие организации, причем как порознь, так и совместно (п. 4 ст. 50 ГК), хотя практическая необходимость в координации своих действий или совместной защите общих интересов обычно возникает у юридических лиц, занимающихся сходной деятельностью. Закон не предусматривает минимально необходимого числа участников таких организаций, оставляя решение этого вопроса на усмотрение учредителей. Полностью сохраняя свою самостоятельность, юридическое лицо может одновременно являться членом нескольких объединений, даже однородных по характеру деятельности.

Учредительными документами объединения юридических лиц служат учредительный договор и устав (п. 1 ст. 122 ГК; п. 1 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях). В договоре определяются цели создания объединения и условия членства в нем, в уставе - статус самого объединения. Поэтому при расхождении правил, содержащихся в этих документах, предпочтение должно быть отдано уставу как документу, непосредственно определяющему правовое положение объединения в отношениях с третьими лицами.

Помимо общих сведений, обязательных для включения в устав любого юридического лица, учредительные документы объединения должны содержать условия о целях и задачах его деятельности, в том числе определяющие характер и объем его специальной правоспособности и основной предмет деятельности, который должен быть указан в его наименовании, о составе и компетенции органов управления и порядке принятия ими решений, а также о порядке распределения имущества, остающегося после ликвидации ассоциации (союза).

Имущество ассоциации или союза первоначально составляется из вступительных и членских взносов участников и их добровольных пожертвований и становится объектом права собственности самого объединения. Закон не устанавливает требований к минимальному размеру имущества такой некоммерческой организации или к взносу ее участника. Имущество объединения предназначено исключительно для достижения целей, определенных его учредительными документами. Объединение не вправе распределять между участниками доходы от своей деятельности, а должно использовать их только на нужды объединения.

Поскольку данная некоммерческая организация создается на корпоративных началах, то ее высшим (волеобразующим) органом является общее собрание участников (их представителей), компетенцию и порядок работы которого в соответствии с законом должен определять устав объединения (п. п. 1 - 3 ст. 29 Закона о некоммерческих организациях). Исполнительные (волеизъявляющие) органы ассоциации (союза) образуются высшим органом объединения из числа физических лиц - органов (должностных лиц) или представителей участников.

Ассоциация (союз) реорганизуется, ликвидируется и объявляется банкротом по общим правилам, установленным для юридических лиц. На основании единогласного решения всех участников объединение может быть преобразовано в фонд или в автономную некоммерческую организацию, а в случае возложения на него учредителями обязанности по осуществлению предпринимательской деятельности оно подлежит преобразованию в хозяйственное общество или товарищество. В связи с наличием субсидиарной ответственности членов объединения по его долгам оно не может быть признано банкротом (ср. п. 2 ст. 65 ГК). Остаток имущества, образовавшийся после завершения ликвидации объединения, передается для использования на цели, определенные в его уставе, либо на иные цели, предусмотренные законом (п. 1 ст. 20 Закона о некоммерческих организациях), и не может распределяться между его учредителями (членами).

2. Права и обязанности участников объединения

юридических лиц

Участники ассоциации (союза) не приобретают на имущество объединения ни вещных, ни обязательственных прав (п. 3 ст. 48 ГК). Однако в силу наличия корпоративных (членских) отношений между объединением и его участниками последние обладают в отношении объединения и его имущества корпоративными правами и обязанностями, содержание и порядок реализации которых определяется законом и учредительными документами ассоциации (союза).

В частности, члены объединения имеют право безвозмездно пользоваться его услугами (п. 1 ст. 123 ГК; п. 1 ст. 12 Закона о некоммерческих организациях), могут обладать корпоративным правом пользования имуществом объединения. Каждый член объединения наравне с другими вправе участвовать в управлении его делами; может беспрепятственно выйти из его состава, поскольку его выход не влечет для ассоциации или союза обязанностей по осуществлению каких-либо выплат или выдач.

Участник объединения несет корпоративные обязанности, в том числе по уплате членских и иных взносов, за неисполнение которых он может быть исключен из ассоциации (союза) по решению остальных участников (абз. 2 п. 2 ст. 123 ГК; абз. 2 п. 2 ст. 12 Закона о некоммерческих организациях).

Важной особенностью гражданско-правового статуса объединения является субсидиарная ответственность его участников по долгам ассоциации (союза). При недостатке имущества объединения для удовлетворения требований кредиторов его участники несут ответственность своим имуществом в размере и порядке, предусмотренных учредительными документами ассоциации или союза (п. 4 ст. 121 ГК; п. 4 ст. 11 Закона о некоммерческих организациях; п. 4 ст. 14 Закона о благотворительной деятельности). Дополнительная ответственность по долгам объединения в размере, пропорциональном взносу участника в ее имущество, сохраняется в течение двух лет с момента его выхода из состава ассоциации (союза).

Новые члены принимаются в объединение по единогласному решению его участников. Вступление в ассоциацию (союз) нового члена может быть обусловлено возложением на него субсидиарной ответственности личным имуществом по долгам объединения, возникшим до момента его принятия в объединение (п. 3 ст. 123 ГК; п. 3 ст. 12 Закона о некоммерческих организациях).

3. Разновидности объединений юридических лиц

В форме ассоциаций или союзов, в частности, могут создаваться районные, областные, краевые, республиканские союзы потребительских обществ, а также центральный союз потребительских обществ. В соответствии со ст. 31 Закона о потребительской кооперации союз потребительских обществ может осуществлять контрольные и распорядительные функции, предусмотренные его учредительными документами, а по смыслу п. 2 ст. 31 данного Закона часть его имущества может быть получена его членами при выходе из союза или после его ликвидации. Очевидно, что такие союзы сохраняют остатки конструкции "кооператива кооперативов", которыми они были в соответствии с прежним законодательством СССР и РСФСР.

К этому виду некоммерческих организаций относятся также территориальные и межрегиональные объединения профсоюзов, а также общероссийское объединение (ассоциация) профсоюзов (п. 5 ст. 2 Закона о профессиональных союзах); ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации, учреждаемые органами государственной власти субъектов РФ (Федеральный закон от 17 ноября 1999 г. "Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации" <1>); общероссийское профессиональное объединение страховщиков (ст. ст. 24 - 29 Федерального закона от 3 апреля 2002 г. "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" <2>) и др.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1999. N 51. Ст. 6286; СЗ РФ. 2002. N 12. Ст. 1093.

<2> СЗ РФ. 2002. N 18. Ст. 1720; 2002. N 52 (ч. 1). Ст. 5132; 2003. N 26. Ст. 2566.

Разновидностью объединения юридических лиц является торгово-промышленная палата.

Торгово-промышленная палата является добровольным объединением на началах членства коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, созданным с целью содействия развитию предпринимательства, организации взаимодействия предпринимателей, а также представления и защиты их интересов (п. 1 ст. 1 и п. 1 ст. 3 Федерального закона от 7 июля 1993 г. "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" <1>).

--------------------------------

<1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 33. Ст. 1309; СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930; 2002. N 12. Ст. 1093 (далее - Закон о торгово-промышленных палатах).

Торгово-промышленные палаты образуются по территориальному принципу, причем на одной и той же территории (в регионе) может существовать только одна такая палата. Торгово-промышленная палата (ТПП) создается по инициативе не менее 15 учредителей. В отличие от обычного объединения юридических лиц, единственным учредительным документом ТПП служит устав. Членами ТПП являются исключительно российские коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, а также их объединения (союзы и ассоциации). Главной особенностью ТПП по сравнению с другими разновидностями объединений юридических лиц является отсутствие дополнительной ответственности участников по долгам палаты. В остальном правовое положение ТПП аналогично статусу обычной ассоциации (союза).

Специфической разновидностью ассоциаций можно признать саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, создаваемые профессиональными участниками рынка ценных бумаг и осуществляющие свою деятельность на основании лицензии на осуществление деятельности в качестве саморегулируемой организации, выданной Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (в настоящее время - Федеральная служба по финансовым рынкам) (ст. ст. 48 - 50 Федерального закона от 20 марта 1996 г. "О рынке ценных бумаг" <1>; п. 1.3 Положения "О саморегулируемых организациях профессиональных участников рынка ценных бумаг" <2>).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918.

<2> Утверждено Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 1 июля 1997 г. N 24 // Вестник ФКЦБ России. 1997. N 4.

Создание похожих саморегулируемых организаций арбитражных управляющих предусмотрено ст. ст. 21, 22 Закона о несостоятельности (банкротстве).

§ 6. Объединение работодателей

1. Понятие и виды объединений работодателей

Особой формой некоммерческой организации, близкой к объединениям юридических лиц, является объединение работодателей.

Объединение работодателей - форма некоммерческой организации, основанная на членстве работодателей - юридических и (или) физических лиц (ст. 3 Федерального закона от 30 октября 2002 г. "Об объединениях работодателей" <1>).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 48. Ст. 4741 (далее - Закон об объединениях работодателей).

В отличие от ассоциаций и союзов, участниками объединения работодателей могут быть не только юридические, но и физические лица.

Объединения работодателей могут создаваться по территориальному, отраслевому, межотраслевому или территориально-отраслевому признакам (ст. 4 Закона об объединениях работодателей). Исходя из этого различаются следующие разновидности объединений:

- общероссийское объединение работодателей;

- общероссийское отраслевое (межотраслевое) объединение работодателей;

- межрегиональное (отраслевое, межотраслевое) объединение работодателей;

- региональное объединение работодателей;

- региональное отраслевое объединение работодателей;

- территориальное объединение работодателей;

- территориальное отраслевое объединение работодателей.

Объединения работодателей создаются по решению не менее чем двух учредителей-работодателей или объединений работодателей, на добровольной основе в целях представительства законных интересов и защиты прав своих членов в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти и местного самоуправления.

Учредительным документом объединения работодателей является устав, который помимо общеобязательных сведений должен включать условие о порядке наделения представителя и (или) представителей объединения работодателей полномочиями на ведение коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений, а также на участие в примирительных процедурах при возникновении коллективных трудовых споров (ст. ст. 10, 11 Закона об объединениях работодателей).

Структура, порядок формирования и полномочия органов управления объединения работодателей, порядок принятия ими решений также устанавливаются уставом объединения.

Как и объединение юридических лиц, объединение работодателей не отвечает собственным имуществом по обязательствам своих членов. Однако, в отличие от ассоциаций и союзов, уставом объединения работодателей может быть предусмотрено, что при выходе из его состава члены объединения получают право на возврат имущества, переданного ими в собственность объединению, в том числе членских и иных взносов.

Реорганизация, ликвидация или признание банкротом объединения работодателей осуществляются в порядке, установленном действующим законодательством. По общему правилу добровольная реорганизация либо ликвидация объединения производится на основании решения высшего органа управления объединения работодателей.

2. Права и обязанности членов объединения работодателей

В порядке, определяемом уставом, все члены объединения работодателей имеют право участвовать в формировании и деятельности органов управления объединения; получать информацию о его деятельности; участвовать в определении содержания и структуры заключаемых объединением соглашений, регулирующих социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения; получать от объединения работодателей помощь в вопросах применения законодательства, регулирующего трудовые отношения и иные, непосредственно связанные с ними отношения, разработки локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, заключения коллективных договоров, соглашений, разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров. Члены объединения могут свободно выходить из его состава.

Члены объединения работодателей обязаны соблюдать его устав, выполнять условия соглашений, заключенных объединением, и обязательства, предусмотренные этими соглашениями.

§ 7. Товарная биржа

1. Понятие товарной биржи

Товарной биржей признается основанное на началах членства объединение предпринимателей, созданное ими с целью организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 20 февраля 1992 г. "О товарных биржах и биржевой торговле" <1>).

--------------------------------

<1> Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. N 18. Ст. 961; N 34. Ст. 1966; 1993. N 22. Ст. 790; СЗ РФ. 1995. N 26. Ст. 2397; 2002. N 12. Ст. 1093 (далее - Закон о товарных биржах).

Товарные биржи предназначены для организации оптовой торговли, осуществляемой между предпринимателями, хотя сами обычно являются некоммерческими организациями. С их помощью предприниматели заключают и исполняют прибыльные коммерческие сделки, в то время как сама деятельность биржи дохода не приносит, а потому требует финансирования со стороны ее участников. В период перехода к рынку товарные биржи создавались в форме коммерческих организаций, учредители (участники) которых получали доход от каждой совершаемой на бирже сделки, что противоречило сути биржевой торговли и приводило к удорожанию реализуемых через биржу товаров. Постепенно организационно-правовая форма биржи как некоммерческой организации приблизилась к ее классической конструкции, известной многим зарубежным правопорядкам. Однако современное российское законодательство до сих пор сохраняет отдельные черты прежнего подхода к организации и деятельности бирж, в частности, допуская возможность получения членами биржи дивидендов в случаях, предусмотренных ее уставом.

Биржа не вправе самостоятельно осуществлять торговую, посредническую или иную предпринимательскую деятельность, непосредственно не связанную с организацией биржевой торговли, а также не может создавать хозяйственные общества и товарищества, не ставящие целью организацию и регулирование биржевой торговли, либо участвовать в них. Биржевая деятельность лицензируется.

Товарная биржа создается коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями, число которых не может быть менее 10. В числе учредителей и членов биржи не могут быть органы государственной и муниципальной власти и управления; банки и другие кредитные организации; страховые и инвестиционные компании; общественные, религиозные и благотворительные организации и фонды; служащие данной или какой-либо другой товарной биржи; иные категории лиц в соответствии с законом.

Учредительным документом биржи является ее устав, в котором должны содержаться сведения: о видах товаров, с которыми осуществляются сделки на данной бирже; о составе и компетенции ее органов и порядке принятия ими решений; о максимальном количестве членов биржи; об условиях и порядке приобретения, приостановления и прекращения членства на бирже; о правах и обязанностях членов биржи и их категориях; о размере уставного капитала и других фондах биржи.

Будучи разновидностью корпорации, товарная биржа имеет высший орган в лице общего собрания членов биржи, которое обеспечивает реализацию всех прав и обязанностей биржи и ее членов. Доля каждого участника (учредителя) биржи в ее уставном капитале (и соответственно количество его голосов на общем собрании) не может превышать 10%.

Реорганизация и ликвидация биржи производится в общем порядке, установленном для юридических лиц. В частности, ликвидация биржи может быть осуществлена по решению высшего органа управления биржи, а также судом или арбитражным судом.

2. Права и обязанности учредителей (членов) товарной биржи

В соответствии с правилами, действующими на бирже, все члены биржи могут участвовать в биржевой торговле, в принятии решений на общих собраниях членов биржи, а также в работе других органов управления биржей. Члены биржи вправе получать дивиденды, если это предусмотрено учредительными документами биржи, могут обладать иными правами.

Среди участников биржи различаются пол


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: