Государственный и муниципальный долг, управление им

Государственные заимствования, осуществляемые органами государственной власти для привлечения дополнительных финансовых ресурсов, форми­руют государственный долг.

Государственный долг Российской Федерации - долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Государственный долг подразделяется на государственный долг Российской Федерации (обеспечивается федеральной собственно­стью) и государственный долг субъектов Российской Федерации (обес­печивается региональным имуществом).

Муниципальный долг охватывает долговые обязательства муници­пальных образований Российской Федерации и обеспечивается му­ниципальным имуществом.

Структура государственного долга Российской Федерации представляет собой группировку долговых обязательств Российской Федерации по установленным бюджетным законодательством видам долговых обязательств.

Внутренний долг Российской Федерации - обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации.

В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:

–номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

–объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

–объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в валюте Российской Федерации;

–объем иных (за исключением указанных) долговых обязательств Российской Федерации, оплата которых в валюте Российской Федерации предусмотрена федеральными законами до введения в действие Бюджетного Кодекса.

Внешний долг Российской Федерации - обязательства, возникающие в иностранной валюте.

В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:

–номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;

–объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;

–объем обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте.

Управление государственным долгом представляет собой совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погаше­нию займов, изменению условий уже выпущенных займов, определение условий и выпуск новых государственных ценных бумаг.

Среди рыночных инструментов, используемых по управлению государственным долгом, наиболее распространенными являются: реструктуризация задолженности, рефинансирование задолженности и пролонгация долга.

Реструктуризация задолженности - один из основных методов управления государственным и муниципальным долгом, используя который должник добивается пересмотра первоначального графика погашения и обслуживания государственного и муниципального долга.

Консолидация займов -изменение (чаще принудительное) условий займов, связанных с их сроками, как правило, увеличение сроков обращения выпущенных займов путем перевода текущих обяза­тельств и краткосрочных займов в долгосрочные.

В отличие от реструктуризации пролонгация государственного долга означает продление срока действия обязатель­ства и производится с целью облегчения выплаты долга (среди /ин­струментов, используемых по управлению государственным долгом, в бюджетном законодательстве нет такой формы).

Рефинансирование - погашение старой задолженности путем принятия новых обязательств.

Стратегическое управление государственным долгом в Российской Федерации осуще­ствляется Федеральным Собранием, а также законодательными орга­нами власти субъектов Российской Федерации, представительными органами местного самоуправления.

Оперативное управление государственным долгом в России осуществляют Правительство Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, а также Центральный банк Российской Федерации и Внешэкономбанк как агенты Минфина Российской Федерации.

Предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга на очередной финансовый год (очередной финансовый год и каждый год планового периода) ус­танавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в рамках установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации ограничений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: