Модуль 2. Принципы построения методов расчета системы электроснабжения. Выбор параметров системы электроснабжения
Лекция №9, 10. Расчеты мгновенных схем для участков переменного тока (2 часа)
План лекции:
1. Расчеты мгновенных схем в тяговых сетях переменного тока.
Расчеты мгновенных схем для участков переменного тока.
Расчеты мгновенных схем в тяговых сетях переменного тока
Линии с односторонним питанием. Однопутные участки и многопутные при параллельном питании приводов смежных путей (см. рис. 5.1). Для расчета токов фидеров и плеч питания применяют аналогичную формулу (5.1) для постоянного тока. В общем случае в фидерной зоне или на плече питания расположены нагрузки о различными углами сдвига фаз. Поэтому ток фидера или плеча подстанции здесь равен геометрической сумме токов нагрузок. В комплексной форме (для синусоидальных нагрузок)
. (5.1)
Значении входящих сюда букв те же, что и в формуле (5.1). Индуктивные нагрузки можно представить в виду
. Отсюда
. (5.2)
Таким образом, полный ток фидера (плеча подстанции) также может быть выражен через активную и реактивную составляющие:
.
Необходимо заметить, что все активные и реактивные составляющие токов при заданном угле сдвига фаз определяются относительно «своего» напряжения на токоприемнике, а так как напряжения эти сами сдвинуты друг относительно друга по фазе вследствие падший напряжения в сети между поездами, то и активные и реактивные составляющие отдельных поездов тоже не совпадают по фазе. Однако этот сдвиг по фазе весьма невелик, и им в расчетахпренебрегают, т. е. принимают, что все активные составляющие нагрузок и все реактивные совпадают по фазе так, как это записано в уравнении (5.2).
В гл. 2 было отмечено, что для расчетов существенно важным является не падение напряжения, а потеря его, определяющая напряжение у потребителя, и было дано выражение для ее определения при одной
. (5.3)
В формуле (5.3) выражение
измеряется в омах и называется составным сопротивлением. Эта формула может быть представлена в ином, более удобном виде, если заменить
на
и
на
, т. Е. через активную и реактивную составляющие тока. Тогда
. (5.4)
Как видно, потеря напряжения равна алгебраической сумме потерь напряжения от активной составляющей тока в активном сопротивлении и от реактивной составляющей в реактивном сопротивлении.
Наконец, можно выразить активную и реактивную составляющие тока через соответствующие составляющие мощности
и
. При этом, очевидно,
, (5.5)
где
— расчетное напряжение у электровоза, при котором определены активная и реактивная мощности. В расчетах его принимают равным номинальному.
Практически сопротивления сети
и
, отнесенные к 1 км, как это и было принято выше (см. гл. 2), считают постоянными по длине т. е.
и
.Тогда:
; (5.6)
; (5.7)
. (5.8)

Рис. 5.1. Линия однофазного тока с двумя нагрузками:
а – схема линии; б – векторная диаграмма; в – упрощенная векторная диаграмма
Если в фидерной зоне (или на плече подстанции) расположен ряд нагрузок с различными
(рис. 5.1, а), векторная диаграмма имеет вид, показанный на рис. 5.1, б (для упрощения рассмотрен только случай с двумя нагрузками). При построении векторной диаграммы откладывают вектор
(напряжение в конце линии у нагрузки
) в под углом
, к нему — вектор
. Для получения напряжения
(у нагрузки
) к
геометрически добавляются активная и реактивная составляющие падения напряжения в сети на расстоянии между первой и второй нагрузками (сопротивления
и
). Имея вектор
,можно отложить вектор
под углом
к
.
Сложив затем (геометрически)
и
, получим ток
на участке
. Геометрическая сумма
,
, и
дает напряжение на шинах подстанции —
.
При расчетах, как это уже было отмечено применительно к формуле (5.1), обычно пренебрегают углом
между
и
из-за его малости в откладывают углы
,
от вектора
(pис. 5.1, в). В этом случае потеря напряжения до некоторой нагрузки в номером
по аналогииcтаким же случаем при постоянном токе (см. п. 5.2) определится формулами:
; (5.9)
. (5.10)
В частности, при равных углах сдвига фаз
, (5.11)
т. е. задача решается как для постоянного тока о заменой лишь сопротивления сети постоянному току составным сопротивлением в соответствии с формулой:
. (5.12)
В гл. 2 отмечалось, что для участков однофазного тока с выпрямительными электровозами токи в тяговой сети несинусоидальны. Однако расчеты потерь напряжения в этом случае можно вести так же, как для синусоидальных токов, с топ лишь разницей, что вместо составного сопротивления
берется согласно формуле эквивалентное сопротивление
, приведенное к выпрямленному напряжению, а вместо действующих значений токов — выпрямленные токи, приведенные к напряжению тяговой сети:
. Здесь
и
— соответственно индуктивная и активная составляющие полного сопротивления
.
По формуле (5.10) можно определить потерю напряжения:
а) в контактной сети. При этом вместо
и
надо подставить для однопутного участка
и
, воспользовавшись формулой для двухпутного
и
здесь согласно формуле
;
б) в рельсовом пути. Для того чтобы учесть утечку токов из рельсов, следует вместо
ввести
, здесь
модуль того же значения,что и в формуле (5.25); и, кроме того, вместо
и
надо подставить для однопутного участка
и
согласно формуле (5.19),для двухпутного
и
согласно формуле (5.28);
в) во всей тяговой сети в целом, т. е. в контактной сети и рельсах просто складываются потери в контактной сети и рельсах или вместо
и
берут соответствующую сумму сопротивлений, а токи полностью. Для однопутного участка
и
. Для двухпутного
и
.
Как и для линий постоянного тока, потеря напряжения может быть представлена в виде суммы потерь согласно формулам (5.6) и (5.9) от своего тока и от токов остальных поездов и может быть выражена через входное активное и индуктивное сопротивление по выражению (5.7) и (5.10) и через активные и индуктивные составляющие передаточного сопротивления по формулам (5.8) и (5.11).
То же самое может быть сделано и для потери напряжения при выпрямительных электровозах. Характер изменения эпюр токов и потерь напряжения будет тот же, что на рис. 5.1.
Двухпутные (многопутные) участка о раздельным питанием проводов отдельных путей. Ток фидера отдельного пути или плеча подстанции определяют по тем же формулам (5.1) или (5.2).
Потери напряжения в контактной сети рассчитывают как для однопутного участка, а потери в рельсах — как для двухпутного или многопутного. Общая потеря напряжения равна их сумме.
Линии с двусторонним питанием. Однопутные участки и многопутные о параллельным соединением проводов отдельных путей. Определять нагрузки фидеров или плеч питания при напряжениях на подстанциях, равных по модулю и фазе, и при постоянном по длине сопротивлении можно так же, как и для постоянного тока, представив ток фидера или плеча питания в виде активной и реактивной составляющих. При этом нагрузки поездов также даются в виде активных и реактивных составляющих.
Тогда активная и реактивная составляющие тока фидера при плеча питания подстанции по аналогии с формулами (5.14) представятся следующими выражениями:
; (5.13)
(5.14)
Полный ток фидера или плеча подстанции можно представить в виде
, (5.15)
В частности, если у всех нагрузок угол
одинаков, то
. (5.16)
При определении тока фидера или плеча подстанции в формулы (5.13) - (5.16) вместо во множителя (
)войдет
.
Потери напряжения в сети рассчитывают аналогично тому, как это делалось для постоянного тока.
По аналогии в формулой (5.21) или (5.22), определяющей потерю напряжения в сети до нагрузки
при постоянном токе, можно написать общую формулу и для однофазного переменного тока [в соответствии с формулой (5.10)]:
. (5.17)
Или в другом виде
. (5.18)
В частности, при равных углах сдвига фаз у всех нагрузок
. (5.19)
Потеря напряжения по формулам (5.18) - (5.19) может быть рассчитана в контактной сети, рельсовых путях и в целом в тяговой сети (контактная сеть и рельсовый путь). При этом надо вместо
и
подставлять значения, приведенные выше для линий с односторонним питанием.
При различных напряжениях на подстанциях влияние уравнительного тока па потерю напряжения до нагрузки
можно определить по формулам, выведенном для линий постоянного тока, но отдельно для активных составляющих тока
в активном сопротивлении
и для реактивных составляющих тока
в реактивном сопротивлении
. Кроме того, потери напряжения имеют место и в сопротивлении системы и подстанции.
Отметим, что подобно тому, как это делалось при расчете потерь напряжения в линиях постоянного тока, потери напряжения в формулах (5.9) и (5.17) можно представить в виде двух слагаемых
и
для однопутных участков и в виде трех слагаемых
,
и
для многопутных участков. Формулы для
,
и
в случае однопутных участков и двухпутных с полным параллельным соединением путей будут аналогичны формулам при постоянном токе. Разница состоит в том, что взамен
и
,как и при одностороннем питании, подставляются приведенные там значения в зависимости оттого, что определяется: потеря напряжения в контактной сети, рельсах пли во всей тяговой сети, для синусоидального тока (первая гармоника) при для выпрямленного тока.
Двухпутные (многопутные) участки с раздельным питанием проводов отдельных путей. Нагрузки фидеров и плеч подстанции определяют, как и для линий с параллельным соединением проводов, по формулам (5.13) - (5.16).
Особенности расчета потерь напряжения на двухпутном участке при раздельной работе путей заключаются в необходимости учета индуктивного влияния различных токов и контактных подвесок обоих путей друг на друга.
Однако примененный в гл. 2 принцип индуктивной развязки позволил учесть влияние токов тяговой сети одного пути на потери напряжения в сети другого через эквивалентное сопротивление рельсов.
Поэтому потерю напряжения
до нагрузки с номером
на первом пути двухпутного участка можно найти из выражения
, (5.20)
где
и
— число нагрузок соответственно на первом и втором путях;
— потеря напряжения, вызванная нагрузкой рассматриваемогопоезда;
— потеря напряжения до рассматриваемого поезда, вызванная нагрузкой поезда
, расположенного па том же пути;
— то же но вызванная только в рельсах нагрузкой поезда
, расположенного на другом пути.
Если расчет ведут по первой гармонике тока, то
.В этом выражении
;
.
Откуда имеем
. (5.21)
В формуле (5.20) потеря напряжения
,
;
.
Следовательно, потеря напряжения:
; (5.22)
, (5.23)
где
- номер тока второго пути, ближайшего к току
, при условии, что
.
Если расчет ведут по выпрямленному току и эквивалентному сопротивлению
, то вместо формулы (5.21) получим выражение
, (5.24)
а вместо формулы (5.22) - выражения
; (5.25)
. (5.26)
Двухпутные (многопутные) участки с узловой схемой питания. В данном случае контактная сеть первого и второго путей имеет не только индуктивную, но и гальваническую связь. Рассмотрим возможность применения к ней методов расчета токораспределения, применяемых при постоянном токе.
Пусть между подстанцией А и постом секционирования С на первом пути имеется нагрузка
на расстоянии
от подстанции А (рис. 5.2).

Рис. 5.2. К расчету потери напряжения на двухпутном участке переменного тока с постом секционирования
Определим, как распределяется эта нагрузка между фидерами подстанции А. Падения напряжения в сети первого и второго путей от А до С должны быть равны. Токи, протекающие по рельсам, оказывают одинаковое влияние па падение напряжения в проводах обоих путей. Поэтому при определении токораспределения нагрузки между проводами путей это влияние можно не принимать во внимание. Как и при постоянном токе, рассмотрим часть схемы на длине от подстанции А до поста секционирования С, условно заменив последний фиктивной подстанцией с некоторым напряжением
.Падение напряжения в проводах первого пути от А до С пропорционально выражению
.
Электродвижущая сила влияния в сети второго пути, также пропорциональна этому выражению. Потеря напряжения по обоим путям равна
,и она не изменится, если разложить ток
между точками А и С. Следовательно, нагрузку
при расчетах узловой схемы можно распределять между точками А и С обратно пропорционально расстояниям до этих пунктов.
Таким образом, при узловой схеме, так же как и при более простых схемах постоянного и переменного тока, остается справедливым обычный способ распределения токов. Воспользовавшись этим, можно найти потерю напряжения до некоторой нагрузки
на первом пути:
, (5.27)
где
- потеря напряжения до
-го поезда при раздельной работе путей иналичии подстанции в точке С;
- составляющая потери напряжения до
-го поезда от нагрузки подстанции в точке С, полученной в результате разноса всех токов между подстанцией и постом.
Величины
и
с можно рассчитывать по формулам (5.37)-(5.40).
Если расчет ведут для синусоидальных токов, то, подставив в формулы (5.37) - (5.40) вместо
активную составляющую сопротивления контактной сети
и вместо
активную составляющую тока, т. е.
, получим первую составляющую потери напряжения в контактной, сети. Затем, заменив в этих же формулах
на
и
на реактивную составляющую
, получим вторую составляющую потери напряжения в контактной сети. Сумма этих двух составляющих и даст значение потерн напряжения в контактной сети.
Потерю напряжения в рельсах следует определять так же, как и в предыдущих схемах, так как они между собой соединены параллельно.
Если же расчет ведут по выпрямленному току и эквивалентному сопротивлению, то вместо
в формулы (5.37) - (5.40) следует подставить
, как и при раздельном питании проводов отдельных путей и при определении потери напряжения в рельсах
, т. е. так же, как и при раздельном питании проводов отдельных путей.
Если уровни и фазы напряжений подстанций различны и не зависят от тяговой нагрузки, то, как и для линий постоянного тока, следует к
добавить (геометрически) уравнительный ток
и вычесть его из
(также, конечно, геометрически). Уравнительный ток
.Здесь
— полное сопротивление фидерной зоны АВ.
Напряжения на смежных подстанциях могут различаться по модулю вследствие различного коэффициента трансформации на подстанциях (при регулировании напряжения), а также по модулю и углу сдвига фаз ввиду падения напряжения в линии передачи, питающей эти подстанции, пли вследствие разности напряжения в точках присоединения тяговых подстанций к электроэнергосистеме. Как будет подробно показано в п. 5.11, различие напряжений по модулю приводит к появлению реактивного уравнительного тока, а различие по углу — к появлению активного уравнительного тока. С достаточным приближением можно по отдельности наложить эти уравнительные токи на активные и реактивные нагрузки, определяемые по формулам (5.13) - (5.16).






