Содержание лекции:
- энергетические аспекты выбора технического решения;
- коэффициент полезного действия;
- коэффициент мощности системы.
Цель лекции:
- ознакомить студентов с аспектами выбора технического решения по минимуму энергопотребления;
-оценка потерь при преобразовании и передаче энергии, к.п.д.;
- изучение потерь, характеризирующихся коэффициентом мощности.
В процессе проектирования большую и возрастающую роль играют энергетические аспекты выбора технического решения, поскольку один и тот же алгоритм функционирования, одни и те же технические показатели можно реализовать при существенно различных затратах энергии, т.е. при различных ее потерях. Если учесть, что электропривод потребляетболее 60 % всей вырабатываемой электроэнергии, то очевидно как велика цена ее неоправданных потерь и какважнаоценка технических решений по энергетическим критериям [2].
Коэффициент полезного действия. Каждый полезный процесс передачи и преобразования энергии сопровождается неизбежными ее потерями. Передав или преобразовав энергию W, мы обязательно потеряем ΔW, и весь вопрос в том, как велика доля ΔW по отношению к W,т.е. каков КПД
|
|
. (10)
Общее выражение КПД в конкретных случаях может видоизменяться по форме, не меняясь, конечно, по сути. Так, если процесс неизменен во времени, можно выразить КПД через мощности - полезную Р и потерь ΔР:
.(11)
Это выражение можно преобразовать, понимая под полезной мощностью мощность на выходе устройства Р = Рвых, а под общей за траченной мощностью - мощность на входе Р+ΔР = Р вых/ Р вх. Тогда
(12)
Последнее выражение используется обычно при паспортизации различного рода устройств.
Так, если энергетический процесс циклический, уместно говорить о КПД цикла
(13)
где - полезная работа за цикл, в примере это в основном работа, затраченная на деформацию прессуемого изделия;
, (14)
- потери энергии за цикл.
Подчеркнем, что КПД, вычисленные по (11) - (12), могут существенно, радикально различаться, поскольку оценки через мгновенные мощности характеризуют один определенный режим, а в цикле присутствуют разные режимы и при разных временных интервалах. В этой связи не имеет смысла и приводит к ошибкам часто применяемое на практике сравнение различных устройств или систем по номинальным КПД.
Отметим, в связи с изложенным, фактическая оценка экономичности или неэкономичности может быть сделаналишьпри учете конкретных условий работы, режимов.
Цикловые КПД по (12) для двух случаев - реостатного регулирования,
(15)
и регулирования в системе преобразователь - двигатель, когда потери на любой характеристике можно полагать неизменными:
|
|
(16)
где - коэффициент, учитывающий потери в преобразовательном устройстве.
В первом случае будем иметь
(17)
во втором
(18)
Даже при очень благоприятных условиях и b = 2) система преобразователь-двигатель имеет преимущество по цикловому КПД лишь при D > 1,5. Если b = 3, что характерно, например, для системы генератор - двигатель, то последняя лучше при D > 3, причем даже при больших D, разница не очень велика - около 0,05. Для маломощных двигателей, с малым ŋном и относительно большими потерями в преобразователе может оказаться, что система преобразователь - двигатель будет уступать двигателю с реостатом по цикловому КПД в рассматриваемых условиях при любых диапазонах регулирования. Разумеется, при этом не следует забывать о других ее преимуществах.
Обобщенный критерий энергетической эффективности. Устранить неопределенность можно, условившись о равноправности всех режимов в цикле, если они необходимы для осуществления технологического процесса и, следовательно, полезны. Так, тормозной режим в транспортном средстве ничем не хуже (а иногда и ощутимо лучше) режима пуска. Удержание руки робота в нужном месте какое-то время - тоже очень полезное действие.
Если принять, что разнополярный график Р(t) полезен, то естественно перейти к определению полезной энергии W в (13) по следующему выражению:
(19)
Именно это принципиальное обстоятельство положено в основу обобщенного критерия энергетической эффективности, позволяющего однозначно и недвусмысленно оценить энергетическую плату за некоторый полезный по условию энергетический процесс.
В указанном критерии использованы еще три уточнения: точно определено место (сечение) энергетического канала, где оценивается эффективность, точно указаны элементы, потери в которых учитываются, и, наконец, точно определен интервал времени (период или его любая часть), для которого справедлива оценка.
Обобщенный критерий энергетической эффективности определится тогда следующим образом:
(20)
где в соответствии с (19)
(21)
(22)
Внешняя громоздкость (20) не должна смущать - это выражение нисколько не сложнее (19), однако в нем указаны место оценки - между i - м и (i+1)-м элементами канала; элементы, в которых учтены потери, - от k - годо l-го (у потерь специально введен свой индекс суммирования j) и время τ, отсчитываемое от некоторого момента t 1.
Легко обнаружить, что из (20) без всякого труда получаются выражения (11) и (12).
Коэффициент мощности. Обобщенный критерий,рассмотренный выше, позволяет учитывать, дополнительные потери в сетях переменного тока, обусловленные сдвигом по фазе тока и напряжения (соs φ ≠1) и высшими гармониками тока. Эти потери характеризуются, как известно коэффициентом мощности
(23)
где Р - активная мощность;
ν = I(1)I - коэффициент искажений;
U,I,I (1) - действующие значения напряжения, тока и первой гармоники тока;
φ(1) - угол сдвига между первыми гармониками напряжения и тока.
При небольших искажениях ν ≈1, т. е.
(24)
и при передаче по линии с некоторым активным сопротивлением заданной активной мощности Р потери определятся как
(25)
где ΔР п.т - потери при передаче той же мощности Р постоянным током.
Не вдаваясь в детали, отметим, что поскольку линия, питающая электропривод, входит в энергетический канал, выражение (20) примененное надлежащим образом, при известных параметрах, позволяет решать любые задачи сравнения вариантов по энергетическому критерию, оценивать мероприятия, связанные с компенсацией реактивной мощности в конкретных условиях, и т. п.
Изложенные приемы оценки энергетической эффективности в целях сопоставления различных технических решении при проектировании основаны, разумеется, на глубоком анализе энергетических процессов в конкретном электроприводе, которые детально рассматривались в предыдущих главах. Эти приемы ни в коем случае не могут заменить анализ, а лишь помогают воспользоваться его результатами.[2]
|
|
.
Лекция № 6. Оптимизация электроприводов по потреблению электроэнергии
Содержание лекции:
- энергетические режимы электродвигателей постоянного тока;
- оптимизация режимов двигателей переменного тока;
- энергосбережение при постоянной частоте питающего напряжения.
Цель лекции:
- изучить возможности оптимизации режимов работы двигателей постоянного тока;
- оптимизация энергопотребления двигателей переменного тока;
-регуляторы напряжения в асинхронных двигателях.
Оптимизация энергетических режимов электродвигателей постоянного тока осуществляется за счет регулирования потока в машине путем изменения тока обмотки возбуждения. Рассмотрим способы оптимизации энергетических режимов в электроприводах постоянного тока с двумя каналами регулирования: по цепи якоря и по цепи возбуждения. Структурные схемы таких электроприводов могут иметь различное исполнение.
Условие, обеспечивающее минимум потерь в двигателе, можно представить в виде:
(26)
Левая часть этого выражения представляет собой переменные потери, а правая - постоянные потери без учета механических потерь.Последние можно назвать потерями на возбуждение D Рв*, так как они состоят из потерь в обмотке возбуждения и потерь в стали.
Поэтому условие поддержания минимума потерь в двигателе можно представить следующим образом:
, (27)
где DРv* = kM¤F=Ik, DРв*= F(k+kw)=I(k+kw).
Электропривод постоянного тока, реализует в системе равенство потерь Рv и Рв,.
Существуют системы регулирования с вычислением оптимального тока возбуждения двигателя, которые частично рассмотрены в этом курса.
По якорной цепи осуществляется регулирование скорости электропривода с помощью регулятора скорости на вход которого поступает разность заданного 3 и фактического значений скорости. По цепи возбуждения обеспечивается энергетическая оптимизация электропривода. Поддержание оптимального значения тока возбуждения осуществляется регулятором тока. Вычислительное устройство, например микропроцессор, вычисляет значение по известным коэффициентам,, и измеренным значениям и. Момент двигателя определяется перемножением сигналов, пропорциональных току якоря и току возбуждения.
|
|
Если момент на валу электропривода является однозначной функцией скорости, то система регулирования может быть упрощена. Например, для вентиляторов
. (28)
В этом случае выражение (40) преобразовывается к виду
, (29)
т. е. оно становится однозначной функцией скорости.
Система автоматического регулирования, обеспечивающая поддержание заданной скорости с минимизацией потерь в двигателе, может быть построена по схеме с подчиненным регулированием.
Заданная скорость электропривода обеспечивается за счет регулирования напряжения якоря с помощью регулятора скорости. Функциональный преобразователь по заданной скорости определяет ток возбуждения, который на линейном участке кривой намагничивания находится из выражения (29), так как. При учете насыщения эта зависимость должна быть скорректирована в соответствии с зависимостью
Поисковые системы минимизации потерь.
Ранее рассмотренные системы автоматического регулирования имеют общие недостатки, заключающиеся в том, что;
- необходимо знать величины,, конкретных двигателей и производить по ним индивидуальную настройку функциональных преобразователей и регуляторов;
- параметры двигателей (в первую очередь активные сопротивления обмоток) изменяются во время работы, что может приводить к появлению существенных погрешностей в системах автоматической минимизации потерь
-
. (30)
Этих недостатков лишена поисковая система автоматического регулирования. Она содержит датчик мощности, измеряющий суммарную активную мощность, потребляемую по цепям якоря и возбуждения.
Если и, то мощность зависит только от потока и имеет минимум, соответствующий минимуму суммарных потерь.
Известно, что в точке экстремума производная функции изменяет свой знак. Регулятор в цепи управления обмотки возбуждения производит «поиск» минимума потребляемой мощности путем поддержания на нулевом уровне производной мощности по времени.
Преимуществом такой системы регулирования является независимость от параметров и условий работы электропривода, однако ее точность невысока, так как минимум мощности не очень четко выражен. Кроме того, при колебаниях момента или скорости электропривода поисковая система регулирования оказывается неработоспособной.
Оптимизация энергопотребления частотно-управляемых асинхронных электроприводов. В частотно-управляемых асинхронных электроприводах можно использовать те же способы минимизации потерь, что и для электроприводов с двигателями постоянного тока независимого возбуждения. Однако с практической точки зрения реализация этих способов оказывается более сложной, так как формирование потока в асинхронной машине требует применения специальных датчиков либо сложных алгоритмов управления.
Если не учитывается насыщение магнитопровода, то
, (31)
т. е. регулирование потока предполагает необходимость поддержания требуемого соотношения. В соответствии с этим - поток определяется моментом на валу АД из
, (32)
где угол, междуи, который при малых значениях скольжения равен, примерно л/2, т. е.
. (33)
После подстановки получаем, что
. (34)
Ток ротора
. (35)
С учетом этих соотношений строится система электропривода, которая должна содержать асинхронный двигатель, преобразователь частоты, датчики тока и напряжения статора, регулятор напряжения и вычислительное устройство.
В нем по мгновенным значениям и вычисляется ток, затем с учетом частоты определяется поток. Значение напряжения, необходимое для создания этого потока, рассчитывается следующим образом:
, (36)
где ;;
;;.
Регулятор напряжения, сравнивая оптимальное и текущее значения напряжения, воздействует на преобразователь частоты таким образом, чтобы обеспечить их равенство и получить требуемое значение.
В схеме электропривода предусматривается регулятор потока, воздействующий на канал регулирования напряжения ПЧ. В такой схеме должен использоваться АД со встроенным датчиком потока. В качестве датчиков потока обычно используют специальные дополнительные обмотки на статоре или датчики Холла. Схема исключает погрешность, связанную с необходимостью вычисления напряжения.
Как и в схеме электропривода постоянного тока, схема электропривода ПЧ - АД существенно упрощается, если момент на валу АД является однозначной функцией скорости. В этом случае поток и соответственно напряжение определяются только угловой скоростью и частотой. Если принять во внимание, что, то, например, для механизма с вентиляторным моментом сопротивления
. (37)
Функциональный преобразователь в схеме устанавливает требуемую взаимосвязь между и (36).
Укажем одну из важных особенностей энергетической оптимизации асинхронных электроприводов при частотном управлении. Она связана с принципиальной необходимостью учета нелинейности кривой намагничивания.
В электроприводах постоянного тока работа двигателя с потоками, превышающими номинальное значение, невозможна, так как это связано с необходимостью увеличения тока возбуждения двигателя, который ограничивается условиями нагревания. Незначительна вероятность работы в зоне большого насыщения и у асинхронных электроприводов с преобразователями напряжения, рассмотренными ранее. Для увеличения потока в таких электроприводах необходимо повышать напряжение статора по сравнению с номинальным, а это практически трудно реализовать, так как номинальные напряжения двигателя и сети переменного тока строго согласованы.
В асинхронных электроприводах с частотным управлением поток пропорционален. В ПЧ осуществляется независимое управление частотой и амплитудой напряжения, приложенного к статору АД, поэтому имеется возможность работать при пониженных частотах с большими значениями потока, существенно превышающими номинальное значение. В то же время можно доказать, что для минимизации потерь при малых частотах необходимо увеличивать поток по сравнению с номинальным значением, т. е. АД должен работать на нелинейном участке кривой намагничивания. Учет кривой намагничивания существенно усложняет анализ условий существования минимума электрических потерь, поэтому здесь мы его не приводим, а интересующимся этим вопросом рекомендуем [3].
Оптимизация асинхронных электроприводов при постоянной частоте тока статора. Особый практический интерес представляют собой возможности для снижения потерь электроэнергии в нерегулируемых по скорости асинхронных электроприводах.
Во-первых, такие электроприводы являются самым массовым потребителем электрической энергии, поэтому ее экономия даже в малых размерах применительно ко всему парку эксплуатируемых в народном хозяйстве АД может дать существенный народнохозяйственный эффект.
Во-вторых, регулирование напряжения при постоянной частоте вращения двигателей теоретический позволяет получить наибольший энергетический эффект по сравнению с другими условиями работы электропривода.
Постоянство частоты тока статора предполагает регулирование только напряжение статора АД. Для регулирования в настоящее время используются тиристорные преобразователи переменного напряжения (ТПН). Постоянство частоты также упрощает поиск условий, обеспечивающих минимизацию потерь в АД. На рисунке 4 показаны рассчитанные по схеме замещения зависимости от напряжения (синусоидальной формы) потерь, тока и мощности асинхронного двигателя типа 4А 180М4 (30 кВт, 1000 об/мин) при моменте сопротивления на валу, равным 20% от номинального.
Рисунок 4- Зависимость потерь от напряжения
Приведенные данные свидетельствуют о том, что путем регулирования напряжения можно обеспечить не только минимум потерь, но и минимум тока статора и активной потребляемой мощности. Поэтому, в настоящее время предложены различные системы автоматического регулирования, обеспечивающие минимизацию одной из этих величин.