Деловые связи – это повторяющиеся контакты между различными организационными структурами:
- взаимное наблюдение (держат конкурента в поле зрения)
- взаимодействие (может выступать в форме обмена информацией либо в виде заключения сделок (договоров))
Деловые связи могут реализоваться в нескольких формах:
1. Стратегический альянс – это деловая коалиция между различными структурами, которые сохраняют при это формальную или реальную самостоятельность, которая строится на соглашении о совместной деятельности. Соглашения могут быть формальными и неформальными, заключаются на определенный период времени для реализации конкретных проектов. Цель – объединение усилий и повышение конкурентных преимуществ.
Стратегический альянс – это наиболее слабая форма деловых связей. Участники этих связей зависят наименьше друг от друга.
2. Деловые сети (где связи более сильные) – это совокупность устойчивых множественных связей между формально независимыми участниками рынка.
|
|
Примером деловой сети может быть совокупность производителей, посредников и дистрибьюторов, действующих на долговременной основе. Связи между ними устойчивые. Любые предприятия могут быть участниками сети.
3. Деловые ассоциации – это объединение предприятий и бизнесов, которые предполагают формальное членство. Как правило – это по отраслевой принадлежности или сфере деятельности. Связи здесь формально закреплены и связи в них самые сильные.
Наиболее распространенные формы деловой связи – деловые сети. Могут исследоваться и анализироваться, в том числе и социологами. При этом Радаев предлагает анализировать их по ряду параметров:
1. плотность сети – это число субъектов, входящих в данную сеть и соответствующее кол-во связей между ними. Чем больше субъектов, тем сеть считается более плотной.
2. степень централизации зависит от того, присутствует или отсутствует такой единый центр у данной сети. В качестве единого центра может выступать либо крупное предприятие, либо крупный банк, через которые проходят основные потоки (материальные, информационные и т.д.). если сеть централизована, она как правило, делится на три сегмента:
-- центра сети. То есть ключевые ее участники и связи между ними
-- полупериферия, включающая менее значительных участников сети
-- периферия – это сегмент, кот включает участников, не являющихся ее постоянными участниками, незначительных субъектов.