В. фон Гумбольдт

Язык– это совокупность «означаемых» и «означающих»

Речь – это процесс выражения мысли средствами языка

Ф. де Соссюр

Речевая деятельность – это сменяющие друг друга процессы

говорения

слушания

понимания

обобщения

вспоминания,

В которых осуществляется переход от системы языка к речевым текстам.

Язык как средство общения Речь как деятельность
Объект идеальной и материальной природы Материальна (об идеальной стороне речи говорят как о допущении, имея ввиду речь внутреннюю)
Социально-культурное достояние. Является системой знаков, регулируется нормами Функциональная система (реализация языковой системы); допускает в речевых действиях элементы случайного, а иногда и преднамеренного нарушения норм
Знаки системы являются средством познания («Всякая мысль есть знак»: “Collected Papers of Charles S. Peirce”, I, § 538). Знаки являются средством общения («инструментальная функция знака»: Л. С. Выготский, 1960, с. 160)
Нецеленаправлен, но функционален (коммуникативная, когнитивная, регулятивная и др. функции языка) Интенциональная
Имеет уровневую организацию Линейная; существует в устной и письменной форме
В отдельно взятый период существования стабилен Динамичная
Объективная данность, социален Субъективная, индивидуальная
Фиксирует языковую картину мира, сформированную в данной лингвокультуре Отражает индивидуальный опыт отдельного носителя языкового сознания
Оценка с позиций истинности/ложности не может быть применена Может быть оценена с позиций истинности/ложности

Язык только тогда язык, когда он способен выступать в речи, которая требует обязательного участия мысли

Звегинцев

Язык человека

Языковая способность (языковая компетенция, память языка, языковая потенция)

Языковой процесс (речевая деятельность, речь)

Языковые произведения (текст, речевой материал)

(см.: Глухов, Ковшиков 2007)

Предложение как единица языка, подобно слову не имеет автора. Оно ничье, как и слово, и, только функционируя как целое высказывание, оно становится выражением позиции говорящего в конкретной ситуации речевого общения.

речевой акт – это элементарная единица речи, последовательность языковых выражений, которую произносит говорящий и которая понятна тому/тем, кому она адресована (т.е., носителям языка);

речевой акт – это осуществление интенции говорящего при помощи речи;

задача речевого акта – воздействие на мысли адресата, когда он интерпретирует высказывание говорящего.




double arrow
Сейчас читают про: