Язык– это совокупность «означаемых» и «означающих»
Речь – это процесс выражения мысли средствами языка
Ф. де Соссюр
Речевая деятельность – это сменяющие друг друга процессы
говорения
слушания
понимания
обобщения
вспоминания,
В которых осуществляется переход от системы языка к речевым текстам.
| Язык как средство общения | Речь как деятельность |
| Объект идеальной и материальной природы | Материальна (об идеальной стороне речи говорят как о допущении, имея ввиду речь внутреннюю) |
| Социально-культурное достояние. Является системой знаков, регулируется нормами | Функциональная система (реализация языковой системы); допускает в речевых действиях элементы случайного, а иногда и преднамеренного нарушения норм |
| Знаки системы являются средством познания («Всякая мысль есть знак»: “Collected Papers of Charles S. Peirce”, I, § 538). | Знаки являются средством общения («инструментальная функция знака»: Л. С. Выготский, 1960, с. 160) |
| Нецеленаправлен, но функционален (коммуникативная, когнитивная, регулятивная и др. функции языка) | Интенциональная |
| Имеет уровневую организацию | Линейная; существует в устной и письменной форме |
| В отдельно взятый период существования стабилен | Динамичная |
| Объективная данность, социален | Субъективная, индивидуальная |
| Фиксирует языковую картину мира, сформированную в данной лингвокультуре | Отражает индивидуальный опыт отдельного носителя языкового сознания |
| Оценка с позиций истинности/ложности не может быть применена | Может быть оценена с позиций истинности/ложности |
Язык только тогда язык, когда он способен выступать в речи, которая требует обязательного участия мысли
Звегинцев
| Язык человека |
↓
| Языковая способность (языковая компетенция, память языка, языковая потенция) |
↓
| Языковой процесс (речевая деятельность, речь) |
↓
| Языковые произведения (текст, речевой материал) |
(см.: Глухов, Ковшиков 2007)
Предложение как единица языка, подобно слову не имеет автора. Оно ничье, как и слово, и, только функционируя как целое высказывание, оно становится выражением позиции говорящего в конкретной ситуации речевого общения.
речевой акт – это элементарная единица речи, последовательность языковых выражений, которую произносит говорящий и которая понятна тому/тем, кому она адресована (т.е., носителям языка);
речевой акт – это осуществление интенции говорящего при помощи речи;
задача речевого акта – воздействие на мысли адресата, когда он интерпретирует высказывание говорящего.






