Язык оживает в речи. Но и речь без языка не существует

Но мы уже знаем главное: речь всегда индивидуальна! Язык – социален. Язык – эксплицитен. А речь может быть и имплицитной, т. е. невысказанной. И здесь надо ввести понятие «внутренняя речь», которое разрабатывал Л. С. Выготский: «Внутренняя речь есть все же речь, то есть мысль, связанная со словом» (Выготский 2001, с. 290).

Что такое речевая деятельность? Обратитесь к интроспекции, подумайте! Что происходит, когда вы говорите? Какие процессы задействованы в речи? Речевая деятельность – это сменяющие друг друга процессы говорения, слушания, понимания, обобщения, вспоминания, в которых осуществляется переход от системы языка к речевым текстам.

Речь – это индивидуальное и каждый раз новое использование языка как средства общения отдельных индивидов. «...Речь – источник всего того субъективного, что проникает в объективную систему языка, – она канал, по которому человеческая практика входит в язык» (Звегинцев 1970, с. 503).

Когда исследуют речь, то вводят такие понятия как «речевое поведение», «речевые действия», «речевая экспрессия». Но едва ли не самым существенным можно считать психическое содержание в индивидуальной.

Язык вливается в речь не как целостная структура, а фрагментарно, «отдельными строевыми элементами», которые отбираются говорящим в соответствии с потребностями сообщения. В речи эти фрагменты языка свое особое, специфическое для данного текста построение» (Кацнельсон 2002, с. 98). Слово (единица языка) используется индивидом, чтобы речевым путем выявить свое знание и субъективное отношение к тому, о чем он говорит.

Речь – это вид вид деятельности, который всегда имеет два субъекта (два лица, ее осуществляющих). Первым из них является говорящий или пишущий, а вторым – слушающий или читающий. Нет речи без адресата, а вариант речевой деятельности говорения в отсутствие другого человека определяется как общение человека с самим собой.

В итоге развития идей языка и речи в лингвистике сложилась традиция представлять характеристики этих понятий в оппозициях. Приводимые учеными различные формулы основаны на общенаучных принципах соответствующего этапа в развитии языкознания, а понятийное наполнение используемых терминов варьирует в зависимости от их понимания в отдельной научной школе.

Давайте рассмотрим, по каким критериям принято противопоставлять язык и речь

Язык как средство общения Речь как деятельность
Объект идеальной и материальной природы Материальна (об идеальной стороне речи говорят как о допущении, имея ввиду речь внутреннюю)
Социально-культурное достояние. Является системой знаков, регулируется нормами Функциональная система (реализация языковой системы); допускает в речевых действиях элементы случайного, а иногда и преднамеренного нарушения норм
Знаки системы являются средством познания («Всякая мысль есть знак»: “Collected Papers of Charles S. Peirce”, I, § 538). Знаки являются средством общения («инструментальная функция знака»: Л. С. Выготский, 1960, с. 160)
Нецеленаправлен, но функционален (коммуникативная, когнитивная, регулятивная и др. функции языка) Интенциональная
Имеет уровневую организацию Линейная; существует в устной и письменной форме
В отдельно взятый период существования стабилен Динамичная
Объективная данность, социален Субъективная, индивидуальная
Фиксирует языковую картину мира, сформированную в данной лингвокультуре Отражает индивидуальный опыт отдельного носителя языкового сознания
Оценка с позиций истинности/ложности не может быть применена Может быть оценена с позиций истинности/ложности

Это противопоставление в известной степени носит условный характер. Но оно наиболее общее. А вот, к примеру, выдающийся американский лингвист Н. Хомский выдвинул противопоставление языковой компетенции и языкового исполнения (competence and performance), представляющее собой аналог оппозиции языка и речи.

А в новейшей лингвистике этот вопрос перестает быть столь актуальным, поскольку язык и речь рассматриваются как единый феномен человеческого языка: «Язык только тогда язык, когда он способен выступать в речи, которая требует обязательного участия мысли» (Звегинцев 1996, с. 64).

Язык признается основным средством осуществления речевой деятельности. Посмотрите на схему:

Язык человека

Языковая способность (языковая компетенция, память языка, языковая потенция)

Языковой процесс (речевая деятельность, речь)

Языковые произведения (текст, речевой материал)

(см.: Глухов, Ковшиков 2007).

Итак, сделаем вывод.

Язык и речь – это сложное диалектическое единство. Ну, представьте себе песочные часы, как одно перетекает в другое. Язык становится средством общения, речевой коммуникации и одновременно средством, инструментом мышления только в процессе осуществления речевой деятельности; «язык создается в речи и постоянно в ней воспроизводится» (Жинкин 1982, с. 32). Язык – не единственное, но самое совершенное средство общения. Одна из важнейших функций языка – коммуникативная. Но только через речь язык реализует свое коммуникативное назначение. А с другой стороны, именно язык позволяет человеку устанавливать контакт с другим человеком, воздействовать на него, передавать эмоции, описывать и выполнять прочие сложнейшие функции. Вот и песочные часы, все взаимосвязано. Нет языка – нет речи. Нет речи – нет языка.

Продвинемся дальше на пути понимания языка и речи. Основная единица языка – слово. Основная единица речи – высказывание. И тут хочу сказать, что некоторые лингвисты не различают понятия «предложение» и «высказывание». Другие считают, что «предложение» единица языка, а «высказывание» - речи. Ряд лингвистов заостряет внимание на том, что «высказывание» связано с намерением (интенцией) говорящего, потому что до тех пор, пока говорящий не сказал всего. что намеривался, высказывание не закончено. а ведь это может быть и несколько предложений! Есть и еще подход к тому, что такое «высказывание». Вернее, как оно связано с ситуацией общения. И в этой связи хочу привести слова

М. Бахтина: «Предложение как единица языка, подобно слову не имеет автора. Оно ничье, как и слово, и, только функционируя как целое высказывание, оно становится выражением позиции говорящего в конкретной ситуации речевого общения».

У высказывания всегда есть цель. В общении люди легко и почти точно определяют коммуникативное намерение говорящего. Мы умеем различать просьбу, совет, приказ, вопрос, даже чувствуем вопросы, которые не требуют ответа. Но я не случайно сказала «почти». Кстати, большинство анекдотов выстроено на том, что в них обыгрывается неправильное понимание коммуникативного намерения. ну. например: В 3 часа ночи стук в окно. –Хозяева, дрова нужны? –какие дрова?! Ночь на дворе! Утром встали, а дров нет... Кстати, это можно назвать коммуникативной неудачей. Коммуникативная неудача может постигнуть говорящего. когда он и слушатель вкладывают разный смысл в одни и те же слова (вспомните про фоновые знания). Вот вам пример из «Алисы в стране чудес: -Сними свою шляпу,- сказал король Болванщику. –Она не моя,-сказал Болванщик.

Сделаем вывод. Интенция (намерение) говорящего лежит в основе процесса речи и того содержания, которое обладает информативной значимостью. Ведь коммуникация предполагает, прежде всего, передачу и восприятие информации. Любое высказывание содержит информацию. Но оно также выражает и позицию говорящего по отношению к ее содержанию. Что из этого следует? - В процессе речи язык реализует свои функции: информирования, модально-оценочную функцию, а также функции, которые выделяются на основании того, что в акте коммуникации может передаваться просьба, отдаваться приказ, даваться совет, оказываться воздействие и т. д.

Коммуникативная функция языка реализуется в речевом акте. Что это такое?

речевой акт – это элементарная единица речи, последовательность языковых выражений, которую произносит говорящий и которая понятна тому/тем, кому она адресована (т.е., носителям языка);

речевой акт – это осуществление интенции говорящего при помощи речи;

задача речевого акта – воздействие на мысли адресата, когда он интерпретирует высказывание говорящего

Эти идеи наиболее четко были сформулированы в широко известной теории речевых актов Дж. Остина. Впоследствии эти идеи были развиты американским логиком Дж. Серлем в монографии «Речевые акты» (“Speech acts: an essay in the philosophy of language”) и ряде статей. В обсуждении идей Дж. Остина принял участие и известный английский логик П. Ф. Стросон.

Однако сама концепция речевой деятельности, понимаемая как один из видов человеческой деятельности, была разработана Л.С. Выготским, считавшим процесс порождения речи как материализацию и объективацию мысли в слове (Выготский 2001, с. 1). В современной психологии и психолингвистике речевая деятельность трактуется как специфическая область человеческой деятельности, связанная с разными сферами жизни людей. Она слагается из последовательной цепи речемыслительных действий и операций, которые направлены на достижение некоторой неречевой цели. (Л.В. Щерба, А.А. Леонтьев, С.Д. Кацнельсон, Е.С. Кубрякова, А. Вежбицкая, А.Н. Леонтьев, В.А. Звегинцев и др.).

Большинство ученых рассматривают речь как специфический вид человеческой деятельности, который не может быть соотнесен с другими видами деятельности, к примеру, с трудом или с игрой. Речевая деятельность «в форме отдельных речевых действий обслуживает все виды деятельности, входя в состав актов трудовой, игровой, познавательной деятельности» (Леонтьев 2003, с. 33). Существенно, что «Речевая деятельность может входить в другую, более широкую деятельность, например общественно-производственную (трудовую), познавательную. Однако она может быть и самостоятельной деятельностью; …каждый вид РД имеет свое «профессиональное воплощение», например РД говорения определяет профессиональную деятельность лектора, письмо – писателя…» (Зимняя 1984, с. 28–29).

Речь должна быть понята адресатом, причём ключом к восприятию речи служит общий для собеседников, «надиндивидуальный» язык, а также наличие общих фоновых знаний и владение правилами вывода косвенных смыслов.

Речевая деятельность реализует определенные функции, которые заданы функциями языка. Исследователи выделяют коммуникативную, когнитивную, креативную, информационную, номинативную, управленческую, экспрессивную, эстетическую, аккумулятивную, интерпретирующую функции языка (Аврорин 1975; Арутюнова 1973; Солсо 2002 и др.).

В сфере речевой деятельности ведущее место принадлежит коммуникативной функции (язык – средство получения и передачи информации) языка, которая в свою очередь, тесно связана с его когнитивной функцией (язык – средство познания), отражающей процессы взаимодействия языка, мышления и объективной действительности, так как коммуникация прежде всего, – передача и восприятие некоторого мыслительного содержания.

Речевая деятельность представляет собой процесс общественный: он имеет место в обществе и обслуживает социальное взаимодействие людей. Поэтому с коммуникативной функцией теснейшим образом связаны социально-регулятивная функция языкаи функция управления. В условиях коммуникации один партнер передает некоторое сообщение другому, при этом цель сообщаемого явно или скрытно– это воздействие на партнера речи.

Необходимо отметить, что в процессе реализации функции языка тяготеют к сочетанию функций, например, коммуникативной и когнитивной. В конкретном речевом акте, наряду с названными, могут актуализироваться и другие функции. Так, «лексическая единица анализировать может сочетать в себе следующие функции: а) коммуникативную – в акте говорения избрать предметом обсуждения объект, который был (будет) подвергнут анализу; б) когнитивную – в результате рассмотрения отдельных свойств и сторон чего-л. прийти к какому-то выводу (акт познания, когниции); в) информативную – передать информацию о результате /результатах анализа; г) интерпретирующую – в речевом акте подвергать анализу, интерпретировать; д) мемориальную – на основании данных, извлекаемых из памяти, реализовывать любую из представленных здесь функций языка; е) регулятивную – на основании полученного анализа регулировать отношения с кем-л., чем-л., по отношению к кому-л.. чему-л. Теоретически можно смоделировать ситуацию речевого общения, когда единица «анализировать» несет в себе и эмотивную функцию: брякнуть глупость. Нечто было подвергнуто анализу и представляется адресату глупостью, поэтому сказанное адресантом оценивается как «брякнуть глупость, ерунду и т. п.». Соответственно этому выстраиваются и регулятивные отношения: «Я умоляю, приказываю тебе по этому поводу не обращаться ко мне» (Цуцкиридзе 2005).

Закончим сегодняшнюю беседу выводом: язык и речь – это два разных явления. Но эти явления взаимосвязаны и взаимозависимы. В единстве языка и речи реализуется двойственная природа языка как человеческого феномена, который выполняет в человеческом обществе определенные функции, располагая для этого соответствующими средствами. Язык и речь понимается как единый человеческий феномен, как некоторая реальная знаковая система, в виде структуры существующая «в коллективном сознании социума, в языковой компетенции каждого члена общества» (Золотова, Онипенко, Сидорова 1998, с. 8).

«Разграничение между языком и речью истолковывается по-разному, но, как бы оно ни толковалось, /.../ ни одна, ни другая «вещь» друг без друга не могут ни существовать, ни функционировать...» (Звегинцев 2001).

Язык – это система знаков, код

Речь – это индивидуальное психофизическое явление, это активное использование кода языка в соответствии с мыслью говорящего

Единство языка и речи реализуется в речевой деятельности через языковую и речевую активность индивида

«Каждый индивид употребляет язык для выражения именно своей неповторимой самобытности»; язык же «есть средство преобразования субъективного в объективное»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: