Историки позднеантичного времени

Веллей Патеркул (19 г. до н. э. – 30 г. н. э.) – автор «Римской истории» (в двух книгах) – происходил из знатной семьи и посвятил себя военной карьере: он достиг преторского звания и стал сенатором. Его труд – это краткое освещение событий истории греков и восхваление римских военачальников и императоров, особенно Тиберия, официальным историографом которого он, в сущности, был (его сочинение доведено до современных историку дней). Наибольшее внимание он уделил строительной деятельности императора, в значительной мере преувеличив ее; новых величественных храмов в этот период не было сооружено. Правда, появились новые усадьбы вольноотпущенников из ближайшего окружения императора.

Дион Кассий Коккеян (160–235 гг.), хорошо образованный автор «Римской истории», состоявшей из 80 книг (дошли 36–60-я книги); происходил из Никеи; дважды избирался консулом, был наместником ряда провинций. В труде подробно освещены события периода Поздней республики и начала принципата. Дион Кассий при характеристике событий и действующих лиц, произвольно вводил в текст вымышленные речи, в частности, монархически настроенный автор приписал Меценату речь в защиту единоличной власти, Цицерона же изобразил как преступника.

Начало IV в. стало переломным и в идеологической сфере.

Аммиан Марцеллин (330 - после 395) — древнеримский историк. Участвовал в войнах Рима с персами в середине IV века, также служил в западной части Империи. По происхождению сирийский грек, однако своё единственное произведение, «Деяния», написал на латыни. Сохранившаяся часть исторического труда (книги XIV—XXXI) охватывает период 353—378 годов, вообще же повествование начиналось с правления императора Нервы (96 год н. э.). Аммиана Марцеллина иногда характеризуют как последнего крупного римского или вообще античного историка. Хронологически следуя Тациту, Марцеллин год за годом описал события, заимствуя свидетельства у предшественников, но при этом тщательно отбирая и проверяя информацию. Его оценки происходившего отличаются адекватностью; он не злоупотреблял анекдотами, как это было характерно для писателей позднеантичной эпохи. В отличие от авторов «Scriptores historiae Augustae», Аммиан Марцеллин создал историю именно Римской империи, включив в повествование множество действующих лиц, которые в отдельные периоды способствовали ее процветанию.

IV в. – это время появления популярных и ранее жизнеописаний, и исторических трудов, в которых прослеживается стремление охватить события, начиная с возникновения Рима (Аммиан Марцеллин), и кратких хроник, где выделены только основные события из истории великой державы (Евтропий). Последние, вполне вероятно, создавались по императорскому заказу, с тем чтобы дать представление о прошлом у формирующейся «новой элиты»

Среди произведений исторического плана позднеантичной эпохи следует отметить «Scriptores historiae Augustae» («Биографии римских императоров от Адриана до Диоклетиана»). Шесть авторов биографий, вошедших в историографию под именем «сочинители истории Августов», адресуют труд Диоклетиану или Константину, однако современные исследователи полагают, что они написаны одним человеком (или несколькими писателями) не ранее 390 г. Сочинители истории Августов создали биографии Адриана, Антонина Пия, Марка Аврелия и его сына Каракаллы, изобразив события последнего периода относительного процветания Империи и деяния многочисленных «солдатских императоров», начиная с принципата Северов (Септимий, Каракалла, Галиогабал, Александр). Завершает SHA приход к власти выходца из Фракии Диокла (Диоклетиана), ставшего создателем новой системы – тетрархии. Достоверность отдельных событий, упоминаемых «Сочинителями истории Августов», вызывает сомнения, хотя авторы и приводят ссылки на труды предшественников. SHA является источником не столько для изучения особенностей исторического развития эпохи, сколько отражением ее литературных пристрастий. Излагая по строгой схеме биографии императоров и узурпаторов (происхождение, должности, войны, удивительные случаи из жизни и ее конец), авторы (автор) останавливали внимание на чудесах и предсказаниях. Подразделяя императоров «на хороших и плохих», они выполняли дидактическую задачу времени – создание образа «положительного императора» Диоклетиана и упоминаемого, но не присутствующего на страницах труда Константина.

Евтропий. В обращении к императору Валенту II Евтропий следующим образом охарактеризовал содержание и задачи сочинения: «Деяния римлян ‹…› изложил в кратком порядке и временной последовательности от основания Города вплоть до настоящего времени. ‹…›». В 10 книгах, две из которых посвящены событиям после убийства Александра Севера, автор привел наиболее значимые внешне- и внутриполитические события из истории Римской державы, создав тем самым краткий справочник – компендиум, в котором оценка деятельности выдающихся римлян и императоров дана в духе сложившейся традиции. Системность и краткость изложения событий сделали сочинение Евтропия своеобразным учебным пособием, которое существовало на обоих языках государства и сохранило популярность спустя десятилетия. Сочинение Евтропия – это истоки развития нового вида исторических трудов – «всемирных хроник». Отличительной особенностью исторических трудов данного вида являлось фактически полное отсутствие «оценочного фактора» и ссылок на источники информации. Исчезла и такая характерная для античной историографии черта, как «цитирование речей» политических деятелей и обращение к документам. Выборочная сухая фиксация событий, отход от традиций античной историографии, «сознательное умалчивание» фактов стали причинами того, что Евтропий, несмотря на популярность его труда и у современников, и у потомков, не заслужил высокой оценки современных историков, которые характеризуют его сочинение как «поверхностный компендий истории Рима». Евтропий «выполнял» заказ и правившего императора, и своей эпохи.


Билет № 12. Гимнография эллинской античности

Поэты более возвышенного направления стали воспроизводить [хорошие поступки и] поступки хороших людей, а те, кто погрубее – поступки дурных людей; они составляли сперва сатиры, между тем как первые создавали гимны и хвалебные песни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: